В «Книгу памяти Беларуси» внесены с начала года сведения о 2,4 тыс. погибших в годы войн
Сведения о более чем 2,4 тыс. погибших в годы войн внесены в «Книгу памяти Беларуси» с начала 2022 года. Об этом сообщил начальник управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн ВС Министерства обороны Сергей Воронович во время круглого стола «Чтобы помнили. Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Поисковое движение в Беларуси», приуроченного ко Дню Победы, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Сергей Воронович отметил, что народ Беларуси чтит и сохраняет память о погибших должным образом, содержит в надлежащем состоянии воинские захоронения, захоронения жертв войн. «В Беларуси на госучете состоит 8087 таких захоронений различных исторических периодов. Одна из форм увековечивания памяти – это внесение в автоматизированный банк данных «Книга памяти Беларуси» сведений о погибших и пропавших без вести. На данный момент у нас внесены сведения о 547 920 погибших. Уже с начала 2022 года мы внесли свыше 2,4 тыс. таких сведений», – проинформировал он.
Личный состав 52-го отдельного специализированного поискового батальона 19 апреля приступил к полевым поисковым работам. За последние 10 лет в ходе полевых поисковых работ обнаружены и извлечены останки более 6,5 тыс. жертв войн. В прошлом году работы велись на 12 объектах, на 9 из них обнаружены останки. В планах на 2022 год – проведение поисковых работ на 69 объектах и 27 объектах, связанных с расследованием уголовного дела по факту геноцида. «Если говорить о поисковом движении в Беларуси, то точная дата его формирования не установлена. У его истоков стояли родные и близкие погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Поиск мест захоронения и сведений о погибших и пропавших без вести защитников Отечества стал потребностью души многих белорусов. К настоящему времени у нас сложилась система организаций полевых поисковых работ, которые обеспечивают планомерное и качественное их проведение, уважительное отношение к останкам погибших, их перезахоронение с отданием воинских почестей, личную безопасность участников. Также у нас проходит должный учет сопутствующих находок и артефактов», – подчеркнул Сергей Воронович.
За последние пять лет в поисковых экспедициях с привлечением общественных объединений отработаны более 130 поисковых объектов, извлечены и перезахоронены останки более 1,5 тыс. военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии, установлены сведения о 124 погибших и пропавших без вести.
Александр Турчин: прогнозные параметры развития страны на 2026 год сверхнапряженные
Премьер-министр Александр Турчин считает задачу по выполнению важнейших прогнозных параметров развития страны на 2026 год сверхнапряженной. Об этом он заявил журналистам, комментируя утвержденные Президентом Беларуси Александром Лукашенко 3 ноября документы, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Когда мы начинали разрабатывать прогнозные документы, эти параметры были, скажем так, умеренно напряженными. Сегодня эти параметры выглядят сверхнапряженно», – сказал руководитель Правительства. Он объяснил это тем, что ситуация в стране и на внешнем контуре очень динамично меняется. «И, конечно, те параметры, которые утверждены Президентом, очень напряженные. Для того чтобы их выполнить, потребуется слаженная работа всех заинтересованных в нашей стране, начиная от руководителей предприятий и заканчивая государственным аппаратом», – обратил внимание Премьер-министр.
В то же время Правительство, по его словам, благодарно Главе государства за то, что он поддержал предложения по ключевым показателям социально-экономического развития страны. «Документы подписаны в том виде, в котором их вносило Правительство», – сказал Александр Турчин, добавив, что этому предшествовала огромная подготовительная работа. Она включала согласование всех цифр с заинтересованными структурами – не только членами Правительства, но и госорганами, КГК, а также обеими палатами Ппарламента. «Поверьте, что цифры, которые мы предлагаем Президенту, выверены. Но я еще раз хочу сказать, в сегодняшних реалиях они выглядят весьма и весьма напряженно», – заявил Премьер-министр.
Он обратил внимание, что в развитие утвержденных Президентом важнейших прогнозных параметров правительство готовит еще целый ряд нормативных правовых актов, которые «должны позволить, не раскачиваясь, уже с 1 января 2026 года, приступить к реализации намеченных планов».
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.
Перед утверждением всех ключевых параметров они детально обсуждались на совещании у Президента 16 октября этого года. «В отношении прогнозных показателей на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий», – подчеркнул тогда Глава государства.
Александр Лукашенко не исключил того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %. «Кто-то предложит 3–3,5 % – пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже – пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?» – обозначил подход Глава государства.
Он констатировал, что российская экономика сжимается, и вообще не учитывать эту ситуацию нельзя, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию. «Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну», – отметил Глава государства.
На первом месте – человек. Глава Нацбанка о ключевых приоритетах программы соцэкономразвития до 2030 года
Председатель Правления Национального банка и руководитель рабочей группы по доработке проекта программы социально-экономического развития до 2030 года Роман Головченко рассказал в эфире телеканала «Беларусь 1» о ключевых приоритетах программы соцэкономразвития до 2030 года, сообщает БЕЛТА.
«Одна из самых сложных задач в любом прогнозировании – сделать так, чтобы программа была вертикализирована, или, как говорят, каскадирована, чтобы верхнеуровневые приоритеты раскрывались через задачи, цели и механизмы их реализации и завершались системой оценки достижимости того или иного параметра. Здесь на первое место мы все-таки ставим человека. Это, во-первых, улучшение демографической ситуации, которая является серьезным вызовом для экономики. Второе направление – развитие человеческого потенциала», – отметил Роман Головченко.
Демографический блок связан со здоровьем населения, рождаемостью, планированием. «Поддержка семей с детьми, на наш взгляд, должна играть ключевую роль. Потому что главная наша ценность – это трудовые ресурсы. Перелом складывающихся негативных демографических тенденций, на наш взгляд, должен стать одной из ключевых задач», – подчеркнул глава Нацбанка.
Мир вокруг очень быстро меняется, и новые технологии появляются крайне быстро, обратил внимание он. «Взять тот же самый искусственный интеллект, насколько быстро он развивается и насколько быстрыми темпами развивается цифровая экономика и ее вклад в общеэкономическое развитие. Все это невозможно делать без подготовки человека не только к жизни, но и к работе в этом мире. Поэтому фокус на практико-ориентированное образование, повышение профессиональной компоненты в образовании тоже очень важен. Об этом говорили многие члены рабочей группы. Модернизация нашей системы образования тоже заложена в программе», – поделился Роман Головченко.
Руководитель рабочей группы подчеркнул, что никуда не уйти от повышения конкурентоспособности и уровня технологичности нашей экономики. «Я вижу ключевым приоритетом рост затрат на науку и разработки. К сожалению, пока мы еще не достигли оптимального уровня, и здесь речь не только о бюджетных инвестициях в науку, здесь речь о выращивании, взращивании инновационно активных предприятий. То есть тех, которые непосредственно на производстве делают инновации, внедряют их в производство и получают добавленную стоимость, – сказал он. – Государство должно не просто поставить такие задачи, но и должно сделать привлекательным саму модель такой работы и создать необходимые стимулы».
Теперь приоритетов восемь. Как доработали программу соцэкономразвития до 2030 года
Председатель Правления Национального банка и руководитель рабочей группы по доработке проекта программы социально-экономического развития до 2030 года Роман Головченко рассказал на финальном заседании группы, как был доработан проект по поручению Президента, передает корреспондент БЕЛТА.
Роман Головченко отметил, что во исполнение поручения Президента рабочей группой был доработан проект программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы. «В итоге в проекте программы, по нашему мнению, первое – учтены требования законодательства в области государственного планирования и прогнозирования развития страны. Второе – учтена необходимость донесения до делегатов Всебелорусского народного собрания четкого видения ключевых направлений развития страны. Третье – учтены принципы обоснованности, измеримости и реализуемости целей и задач. Четвертое – учтены рациональные предложения делегатов ВНС, участвовавших в работе над проектом программы, а также общественности в рамках общенационального проекта «Народная пятилетка», – обозначил он.
Определены восемь стратегических всеобъемлющих приоритетов с описанием задач, механизмов и индикаторов их достижения. «Эти приоритеты тесно сопряжены с приоритетами Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года, предвыборной программой Президента Республики Беларусь, других программных выступлений и заявлений Главы государства, посвященных предстоящей пятилетке, а также определены направления системного развития страны для достижения ключевой цели пятилетки – перехода к новому качеству жизни каждого белоруса», – подчеркнул глава Нацбанка.
Роман Головченко добавил, что в доработанном проекте оптимизированы перечни задач. «Из проекта программы исключены традиционные задачи, процедурные задачи, текущая работа, а также формальные, малоинформативные и недостаточно напряженные индикаторы, которые зачастую не в полной мере отражают выполнение приоритетов и задач. Такой подход, учитывающий в том числе ограниченность объемов финансирования, позволяет сосредоточить усилия на действительно важных направлениях социально-экономического развития и исключить размывание ресурсов», – подчеркнул он.
С учетом рациональных предложений делегатов Всебелорусского народного собрания и общественности проект программы дополнен рядом новых верхнеуровневых задач, в том числе обозначенных членами рабочей группы в рамках своей индивидуальной работы. «Преимущественно они связаны с инновационным развитием страны – это рост эффективности, качество, инвестиции, наукоемкость, инновационность и технологичность экономики, повышение практикоориентированности образования, создание условий для реализации творческого потенциала молодежи и патриотического воспитания молодого поколения», – обратил внимание глава Нацбанка.
С введением новых задач изменились и оцифрованные индикаторы. Проект программы дополнен показателями рождаемости, вовлечения молодежи в общественно-политическую и управленческую деятельность, повышения возможностей для реализации потенциала граждан старшего трудоспособного возраста и так далее.
Также дополнены основные индикаторы прогноза и перечень крупных инвестиционных проектов в промышленности, в том числе связанных с углубленной переработкой производства новых материалов и инновационных технологий.
«Определенные в проекте программы задачи и индикаторы во многом потребуют серьезного напряжения кадров и мобилизации ресурсов. Но это осознанный наш выбор, потому что ориентация только на «сбалансированный рост» не приведет к сокращению технологического и демографического отставания от ведущих экономик и не нацеливает органы власти на поиск эффективных моделей опережающего развития», – уверен руководитель рабочей группы.
Роман Головченко отметил, что доработанный рабочей группой проект программы имеет четко выстроенную структуру. «Приоритеты, направления и задачи совпадают, содержательная часть имеет конкретные задачи и показатели их достижения, которые далее вертикализируются и детализируются в отраслевых государственных и региональных программах», – заключил он.
Роман Головченко о программе до 2030 года: каждый белорус должен понимать, какой мы видим страну через 5 лет
Программа социально-экономического развития Беларуси до 2030 года составляется так, чтобы в этом документе все было доступно и понятно и чтобы каждый гражданин понимал, какой видят страну через пять лет. Об этом по итогам доклада Президенту заявил журналистам глава Нацбанка Роман Головченко, который также возглавляет рабочую группу по доработке программы, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Я доложил Президенту о структуре программы, о тех приоритетах, которые мы предлагаем заложить в ее основу. И о том, как будет оцениваться выполнение, кто будет отвечать за каждое конкретное направление, какие механизмы будут использоваться для достижения целей программы. Потому что она у нас получается достаточно комплексная и вертикализированная. То есть все взаимоувязано. Документ должен соответствовать и программным документам более высшего порядка. Это Национальные цели устойчивого развития нашей страны, предвыборная программа Президента. Все должно быть взаимоувязано. И, самое главное, доступно и понятно. Она потому и называется – программа социально-экономического развития – то есть это программа развития общества и государства. И она должна быть такой, чтобы ее понимали не только чиновники или те, кто конкретно будет выполнять эти задачи. Но каждый белорус должен понимать, какой мы видим страну через 5 лет», – сказал Роман Головченко.
Он отметил, что в плане доработки программы была проделана большая и серьезная работа. В ней активно участвовали не только непосредственно члены рабочей группы, но также в документ интегрировали рациональные предложения, которые поступали от других источников. Это в том числе предложения от делегатов Всебелорусского народного собрания, другие поступившие предложения, идеи в рамках проекта «Народная пятилетка».
Прогнозирование социально-экономического развития свойственно для всех государств, обратил внимание Роман Головченко, но в зависимости от той или иной страны существует своя специфика. Кто-то делает эти документы более общими, и зачастую они называются «Видение». Например, «Видение 2030» или «Видение 2040». В подобных документах в описательной форме излагается то, как руководство страны видит ее через определенное количество лет.
В то же время в прогнозировании есть более конкретные подходы – с цифрами, индикаторами, четкими задачами. Так тщательно и выверенно к составлению подобных документов подходят, например, в Китае.
«Во многом мы использовали и китайский опыт. Я не говорю, что сейчас в работе над этой программой. Но в целом в нашей системе прогнозирования социально-экономического развития», – подчеркнул Роман Головченко.
Итоги деятельности КОТОС за 2025 год подвели в Минске
– Довольно много возникает проблемных вопросов в работе с населением на местах с учетом того, что КОТОС функционируют на добровольной основе. В связи с этим встречаются многочисленные кадровые перестановки, недостаток преемственности. Поэтому наша встреча — хороший повод сверить часы, отметить основные проблемные моменты, поделиться опытом. Надеюсь, подобные встречи будут проводиться на регулярной основе, — подчеркнул председатель Минского городского Совета депутатов Артем Цуран.
Он также отметил, что законодательство о местном самоуправлении в ближайшие годы будет меняться, что позволит КОТОС в будущем развивать ряд перспективных направлений. В непосредственной связке с ними должны работать ТОС и помощники депутатов.
А. Цуран затронул тему Года благоустройства, реализации гражданских инициатив и проведения конкурса на лучший КОТОС. Победитель этого года – председатель КОТОС № 4 Первомайского района Нина Мордик поделилась своим опытом:
– На территории нашего КОТОС проживает более 30 тыс. человек. Но когда сидишь в кабинете, никто не приходит, чтобы обсудить актуальные проблемы. Тогда я решила ставить столик прямо на улице – и люди подходят, задают вопросы, вносят предложения. Привлекаем к благоустройству детей, есть специальные клумбы, за которыми ухаживают ребята. Им очень нравится: они перенимают опыт у соседей, стараются сделать лучше и интереснее. Благодаря гражданской инициативе установили спортивный комплекс для молодежи. И это только небольшая часть нашей работы.
О финансировании деятельности КОТОС в рамках действующего законодательства рассказал начальник главного финансового управления Мингорисполкома Владимир Жукович. Заместитель начальника главного управления по г. Минску — начальник контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Виталий Меркуль отметил основные нарушения в работе КОТОС.
О работе с обращениями граждан рассказала начальник управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Мингорисполкома Инна Ковалевская. А генеральный директор государственного объединения «Минское городское жилищное хозяйство» Марина Толстик ответила на вопросы представителей местного самоуправления, которые касались установки и замены детского игрового оборудования, благоустройства дворовых территорий, восстановления территорий после проведения капитального ремонта, реализации гражданских инициатив и других тем.
Председатель КОТОС № 130 Фрунзенского района Анжелика Кухарчик рассказала о своей работе в местном самоуправлении:
– За пять лет работы сделано довольно много. Облагорожены четыре футбольные и волейбольные площадки. Совместно с администрацией Фрунзенского района и «Зеленстроем» на заброшенной площадке создан парк «Семейное дерево»: установили мангалы, столы, место для игр малышей, спортивные снаряды для взрослых.
Справочно
На территории Минска функционируют 118 коллегиальных органов территориального общественного самоуправления. Координацию их деятельности осуществляет Мингорсовет. Оценкой работы со стороны совета является ежегодный смотр-конкурс на лучшую организацию работы КОТОС в столице. Победители получают премии, половина из которых направляется на улучшение материально-технической базы КОТОС, а другая половина — на поощрение активистов.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта