Национальный центр маркетинга 11 мая проведет бесплатную онлайн-консультацию по госзакупкам
Образовательный центр Национального центра маркетинга 11 мая в 15.00 проведет бесплатную онлайн-консультацию по вопросам государственных закупок, сообщили БЕЛТА в центре.
У сотрудников белорусских предприятий будет возможность получить ответы на все имеющиеся вопросы, которые можно задать лектору в том числе в ходе регистрации на мероприятие.
Количество слушателей на консультации ограничено.
По сообщению БЕЛТА
Вчера были недобросовестными поставщиками – сегодня досрочно вышли из списка неблагонадежных. 19 организаций теперь снова могут участвовать в госзакупках. Такую возможность предоставило Министерство антимонопольного регулирования и торговли в постановлении № 61. Документ заработал с 25 сентября. Подробности узнавала корреспондент «Р».
Надо сказать, что возможность вернуться в игру была и прежде: в постановлении МАРТ № 92 от 29 декабря 2018-го прописан перечень оснований для досрочного исключения из списка недобросовестных поставщиков, исполнителей, подрядчиков. В списке новых весомых поводов – незнание законодательства, технические причины и забывчивость при заполнении информации о взаимосвязи с другими участниками торгов в период с 16 августа 2024-го по 31 декабря 2025 года. А таких случаев немало: документ появился в ответ на обращения юрлиц, предложения депутатского корпуса. Начальник управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Кристина Жигалко подчеркнула:
– Заинтересованы в сокращении списка все, ведь организации смогут вернуться к участию в госзакупках, к делу будут подходить внимательнее. Кроме того, конкуренция среди потенциальных поставщиков вырастет, а это прямой путь к снижению цен и более эффективному расходованию бюджетных средств.
Потому желающим выйти из черного списка участников госзакупок необходимо обратиться с соответствующим заявлением о досрочном исключении к регулятору. МАРТ, в частности, просит указать, были ли лица в процедуре, по результатам которой участник был признан победителем, аффилированными или не аффилированными с ним. А также данные о том, в первый ли раз в течение года эти данные не были представлены организатору закупки. К сожалению, несмотря на информирование о необходимости соблюдения требований законодательства со стороны МАРТ и операторов электронных торговых площадок, продолжают поступать заявления о включении в список недобросовестных игроков из-за непредоставления информации об аффилированности или ее отсутствии, отмечают в ведомстве.
– Заявления об исключении из списка недобросовестных поставщиков рассматриваются в течение пяти рабочих дней со дня поступления. Однако мы стараемся изучить сведения в первые дни, – обратила внимание Кристина Жигалко.
Мария Друк, « Рэспубліка», 14 октября 2025 г.
С учетом значительного количества обращений от юридических лиц, депутатского корпуса, в т.ч. поступавших в ходе личных приемов, принято постановление МАРТ от 18 сентября 2025 г. № 61, которым предусмотрено дополнение перечня оснований для досрочного исключения из списка «недобросовестных» поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В частности, МАРТ может быть рассмотрен вопрос о досрочном исключении из списка в случае поступления соответствующего заявления от юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, признанного в период с 16 августа 2024 г. по 31 декабря 2025 г. включительно уклонившимся от заключения договора в связи с первичным непредоставлением в течение календарного года заявления об аффилированности/неаффилированности с участниками процедуры государственной закупки.
Начало действия документа – 25 сентября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Госзакупки в ЕАЭС планируют перевести в «цифру». О новых направлениях цифровизации государственных закупок рассказала директор Департамента конкурентной политики и политики в области госзакупок Евразийской экономической комиссии Жанар Адикова на Московском финансовом форуме, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ЕЭК.
В ходе профильной панельной сессии Жанар Адикова, в частности, отметила необходимость завершения перевода этой сферы в цифровую среду, что определено декларацией «Евразийский экономический путь». Важность задачи подчеркивается значительным объемом государственных закупок, который составляет 6–8 % от ВВП ЕАЭС ($143,5 млрд в 2024 году).
Правом союза закреплены конкурентные способы для трансграничных закупок. Проект новых поправок в Договор о ЕАЭС закрепит их проведение в электронном формате, а также внедрит новый способ закупок в ЕАЭС – электронный магазин. Мониторинг законодательства стран союза, проведенный ЕЭК, показал использование этого способа уже в течение нескольких лет в ряде государств – членов ЕАЭС. Внедрение такого способа поможет обеспечить базовые принципы открытости, доступности и развития конкуренции в госзакупках ЕАЭС.
Эксперты ЕЭК и государств союза готовят новые изменения в союзное право, касающиеся требований к способу закупок через электронный магазин.
По информации БЕЛТА
Переход в «цифру» повысит прозрачность госзакупок из одного источника. Об этом заявила журналистам заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Наталья Василевская, передает корреспондент БЕЛТА.
10 августа вступает в силу постановление Правительства, регламентирующее проведение процедуры закупки из одного источника в электронном виде (сейчас бумажный формат).
«Сегодня происходит активная цифровая трансформация. И, конечно, такая сфера, как государственные закупки, не может остаться в стороне. Нельзя говорить о госзакупках в отрыве от цифровизации. Мы четко понимаем, что это ограничивает участие субъектов хозяйствования в процедурах закупок, в том числе и на внешних рынках. Поэтому процесс цифровизации идет достаточно активно, в том числе в такой важной сфере экономики, как государственные закупки. Что касается закупок из одного источника, этот процесс достаточно неконкурентный. А переход в «цифру» повышает гласность, прозрачность процедур. Больше участников узнают о госзакупках, больше компаний могут на цифровой площадке участвовать в процедурах. На наш взгляд, это будет приводить к снижению стоимости и улучшению условий», – сказала Наталья Василевская.
По ее словам, проводить процедуру госзакупки в электронном виде либо на электронной торговой площадке пока обязаны только по двум основаниям: когда конкурентная процедура не состоялась либо проводятся малые закупки (то есть закупки, где ориентировочная стоимость годовой потребности составляет до 500 базовых величин).
«Но это только начало. Уже сегодня определено право использовать электронную торговую площадку для проведения иных процедур закупок из одного источника. А сам процесс дальнейшей трансформации будет направлен на то, чтобы все закупки из одного источника тоже перешли в электронный вид», – отметила замминистра.
«Хотела бы еще остановиться на плюсах, в том числе для заказчика. Постановлением предусмотрено, что процедура закупки может быть проведена и договор заключен с единственным участником. И можно предложить заключить договор с иным поставщиком, если поставщик, которому направили приглашение, отказался от заключения договора. Тем самым мы увеличиваем результативность процедуры закупок и, естественно, сокращаем время их проведения, что немаловажно», – добавила Наталья Василевская.
Сегодня в Минске проходит семинар МАРТ по госзакупкам, посвященный вступлению в силу новаций с 10 августа. «Любая трансформация, любая новация всегда воспринимается немножечко критично, поскольку есть сложившиеся устои, практики. Но тем не менее мы проходим эту трансформацию и потом даже уже не понимаем, как могли жить иначе. Сегодняшний семинар направлен на то, чтобы ответить на вопросы бизнеса, если они еще остались. Мы расскажем о самих новациях и правоприменении, покажем технические аспекты работы на площадках. В семинаре примут участие обе площадки, которые будут проводить процедуру закупки из одного источника – Национальный центр маркетинга и Белорусская универсальная товарная биржа», – заключила замминистра.
По информации БЕЛТА
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
