27.04.2022
Александр Червяков: законопроект об урегулировании неплатежеспособности – это ликвидация неэффективности и сохранение производств и бизнеса
Об этом заявил сегодня, 27 апреля 2022 года, Министр экономики Александр Червяков, выступая с докладом в Палате представителей Национального собрания о законопроекте «Об урегулировании неплатежеспособности».
По словам Александра Червякова, проект, учитывая принципиальные замечания Главы государства, приводит в соответствие с актуальными задачами развития экономики механизмы предупреждения банкротства и досудебного оздоровления проблемных предприятий, основания для признания должника несостоятельным, порядок ведения судебного дела.
Министр экономики перечислил ключевые блоки проекта документа, формирующие его основу.
«Первое. В банкротство в принципе не попадают предприятия ВПК, энергетики, валообразующие – как государственные, так и частные. Для этого Правительству даны полномочия на утверждение перечня таких организаций.
Второе. Совершенствуется антикризисное управление в госсекторе. Мы расширяем полномочия госорганов. Исполкомам предоставляется право организовать предупреждение банкротства частных предприятий на своей территории.
Третье. Усиливается защита трудовых коллективов: их представитель будет обязательно участвовать в работе комитета кредиторов и бесспорного взыскания пенсионных взносов.
Четвертое. Обеспечивается двухэтапность финансового оздоровления.
Для первого этапа закрепляется срок санации предприятий 36 месяцев с возможным продлением на 24 месяца, совпадающий с горизонтом среднесрочного бизнес-планирования. За это время можно мобилизовать ресурсы для оздоровления, дисциплинировать всех участников санации, избавиться от «привычки» не платить по долгам.
Однако, ряд предприятий по объективным причинам не смогут в указанный срок вернуться в обычные рыночные условия хозяйствования. Для них совершенствуется процедура мирового соглашения с кредиторами об отсрочке платежей после санации, например, на срок от 3 до 10 лет, в качестве второго этапа оздоровления.
Пятое. Проект обеспечивает баланс интересов проблемного предприятия и его кредиторов. Не дожидаясь наступления кризиса, директор, если не может полгода рассчитаться с долгами, вправе первым инициировать санацию. А кредитор – по истечении такого же срока принудительного исполнения подать заявление в суд.
Шестое. Закрепляется очередность распределения выручки от залога. В первую очередь – зарплата и пенсионные взносы. Затем – требования кредитора, банка за вычетом 20 процентов в пользу бюджета и на судебные расходы.
Седьмое. Ликвидация должников без имущества, так называемого «брошенного бизнеса», будет финансироваться инициатором банкротства. При этом снизится нагрузка на бюджет, из которого сейчас оплачиваются такие расходы.
Восьмое. От имени государства будет выступать единый кредитор – налоговый орган, аккумулирующий все бюджетные требования.
Девятое. Суд обеспечит только открытие и завершение дела. Остальные решения, связанные с сопровождением санации или ликвидации, будут приниматься госорганом и собранием кредиторов», – отметил Александр Червяков.
Как подчеркнул глава экономического ведомства, основная задача законодательства об урегулировании неплатежеспособности – сохранение бизнеса, его оздоровление, повышение эффективности. И только в исключительных случаях, где нецелесообразно продолжать деятельность в силу экономических причин, – его ликвидация, но с обязательным управляемым высвобождением и предоставлением рабочих мест.
«Система законодательства будет обеспечивать своевременное обращение за санацией, отсекая попытки использовать процедуры несостоятельности для передела собственности.
Но отдельные предприятия, не имеющие перспектив оздоровления и затраты на реанимацию которых превышают отдачу, будут ликвидироваться без создания негативных социальных последствий. Как правило, путем продажи инвестору имущественного комплекса. В экономическом смысле это означает ликвидацию неэффективности с сохранением производства и бизнеса», – резюмировал Александр Червяков.
По итогам рассмотрения проект Закона «Об урегулировании неплатежеспособности» принят депутатами в первом чтении.
По сообщению
Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Минэкономики: Устойчивая работа экономики обеспечивает высокую динамику инвестиций и реальных доходов населения
Как ранее сообщал Белстат, темп роста ВВП по итогам 10 месяцев составил 101,5 %.
Лидерство по вкладу и темпам роста ВДС сохраняют строительство (109,5 %), информация и связь (103,5 %) и транспорт (102,6 %).
За 10 месяцев введено в эксплуатацию более 3,2 млн кв. метров жилья – 108 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Динамика в IТ-сфере связана с увеличением численности работников и заказов на отечественный софт.
Результаты в транспортной сфере обусловлены ростом пассажирооборота на 6,6 %.
Наблюдается некоторое замедление темпов в производственных отраслях: темп промышленного производства составил 98,7 %.
В сельском хозяйстве выпуск продукции ускорился по сравнению с прошлым периодом на 0,9 п.п. и за январь – октябрь 2025 г. составил 99,9 %. Обеспечен рост в животноводстве – 102,4 %: увеличилось производство молока – 104,8 %, яиц – 104,9 %. В растениеводстве объемы производства снижены на 2 %, что обусловлено смещением сроком уборки кукурузы на зерно, вызванным весенними заморозками, снижением производства плодов и ягод.
Экспорт товаров и услуг в январе – сентябре на 0,7 % выше уровня аналогичного периода прошлого года. Продолжается наращивание поставок в страны дальней дуги. Высокими темпами растет экспорт услуг: «плюс» 15,6 %. Основные драйверы – транспорт и строительство.
Третий месяц подряд замедляется годовая инфляция: в октябре она составила 6,9 %.
По итогам января–октября сохраняется устойчивый тренд прироста инвестиций в основной капитал – 13,2 %. Этому способствуют технологическое обновление и модернизация предприятий: затраты на приобретение машин и оборудования увеличились на 17,3 %.
Устойчивая работа экономики позволяет обеспечивать опережающий рост уровня доходов населения – «плюс» 10,2 % по итогам 9 месяцев при прогнозе 3,8 %. Заработная плата в январе–сентябре 2025 г. превысила 2630 рублей. Средний размер пенсий составил порядка 930 рублей.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Указом Главы государства утвержден план подготовки проектов законодательных актов на 2026 год
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 ноября подписал Указ № 400, которым утвержден план подготовки проектов законодательных актов на 2026 год.
План сформирован Национальным центром законодательства и правовой информации путем детальной отработки предложений государственных органов, иных организаций и граждан.
При отборе законопроектов учитывались реальная потребность общества в урегулировании соответствующих отношений и приоритетность их правовой регламентации.
В план включены 33 законопроекта, в том числе такие принципиально новые, как Кодекс о здравоохранении, Экологический кодекс, законы «О гражданской защите» и «Об иностранной безвозмездной помощи». Предусмотрена также подготовка иных законопроектов, направленных на системную актуализацию действующих законов.
Кому и сколько надо будет уплатить налогов в 2026 году
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы. Об этом заявил журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Могу анонсировать, что мы уже практически завершили разработку программы поддержки предпринимательства на следующую пятилетку (2026–2030 годы). Отмечу, что мы с нашими коллегами в регионах и основными институтами поддержки подошли к этой задаче очень скрупулезно», – рассказал Юрий Чеботарь. Название программы – «Устойчивое предпринимательство». Там два основных блока – стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства и создание комфортного бизнес-климата. Предусмотрены мероприятия по развитию институтов поддержки бизнеса, созданию специальных информационных сервисов, внедрению новых инструментов поддержки МСП.
Планируется рост объемов финансирования поддержки бизнеса. «Объем средств в республиканском бюджете предусмотрен в два раза больше, чем в текущей пятилетке», – обозначил Министр. Вырастут объемы поддержки и из собственных средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, а также за счет местных бюджетов.
«Думаю, что этот инструментарий нам существенно поможет в обеспечении увеличения доли малого и среднего бизнеса», – заключил глава Минэкономики.
По информации
БЕЛТА
Законопроект о бюджете внебюджетного фонда соцзащиты населения на 2026 год внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год». Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.
Доходы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения рассчитаны в сумме Br39 014,4 млн (темп роста – 110,8 %), расходы – Br38 495,4 млн (117,3 %).
Профицит составит Br519 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Сумма субвенции из республиканского бюджета – Br1 977,7 млн.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА