26.04.2022
Эксперты ГУ ГАИ МВД рассказали об изменениях в ПДД и Законе «О дорожном движении»
Представители ГУ ГАИ МВД во время прямой линии детально рассказали о грядущих изменениях в ПДД и Законе «О дорожном движении».
Учиться станет легче
– Изменится ли что-то в сдаче экзамена на права? Моя дочь планирует летом пойти учиться в автошколу, и мы переживаем, как у нее все сложится.
Елена, Молодечненский район
А.Шмаенков: Во-первых, если ваша дочь подождет до 22 сентября, то сможет учиться на машине с автоматической коробкой передач. С этого же времени руководству автошкол не придется больше согласовывать с ГАИ маршруты, на которых проходит обучение вождению механическим транспортом. Тем не менее МВД сможет запрещать оттачивать навыки на определенных улицах и участках дорог. Еще одно новшество после вступления в силу закона: изменится процесс сдачи квалификационного испытания. Не будет конкретных маршрутов, курсант автошколы поедет туда, куда покажет экзаменатор.
– Будут ли какие-то послабления для тех, кто учится в автошколах? Например, мне кажется, что совсем необязательно страдать с «механикой», если большинство потом всю жизнь ездят на машинах с автоматической коробкой передач.
Сергей Иванович, Гомельский район
А.Шмаенков: Как мы уже говорили, следует подождать. С 22 сентября можно будет учиться и сдавать экзамен на автомобиле с автоматической трансмиссией. В целом изменения в новом законе, касающиеся автошкол, призваны повысить качество подготовки экзаменуемого при обучении. Также сократятся административные процедуры для автошкол. Это оптимизирует обучение, его качество, а курсантам автошкол позволит проработать свои маршруты, к примеру, от работы до дома. Инструктор также сможет определять, куда ехать.
– Я бывший преподаватель автошколы. Планируется ли в новых Правилах дорожного движения изменение пункта 44: «Сигналы и указания регулировщика обязательны для исполнения участниками дорожного движения, даже если они не соответствуют требованиям сигналов светофоров и других технических средств организации дорожного движения»? Мне кажется, формулировка про «другие технические средства» неточна. Разве может регулировщик, например, отменить разметку?
Владимир Успенский, г. Горки
А.Шевченко: Может. К примеру, во время проведения некоторых мероприятий перекрываются полосы движения. В этой части правил ничего не изменится. Но мы проанализируем ваш вопрос.
– Сейчас, чтобы получить европейские права, нужно выехать за границу, при этом белорусские, как говорили друзья, там забирают. А можно ли у нас получить международные и будут ли они такими же, как за границей, в виде карты?
Виталий Савельев, Лидский район
А.Шмаенков: Можно оформить международное водительское удостоверение у нас в стране, но работает оно только за границей как дополнение к национальному. С ним водители получают право управлять транспортом за рубежом, в том числе смогут брать автомобили напрокат. Для получения этого документа нужно с национальным водительским удостоверением обратиться по месту регистрации с заявлением, фотографией. Изготовление международных водительских прав занимает до пяти рабочих дней, стоимость – две базовые величины плюс стоимость компьютерных услуг. Действительны они три года либо до окончания срока национальных прав на управление транспортом.
От сигвея до квадроцикла
– Замечаю, что сегодня в городе по тротуарам гоняют и на моноколесах, и на электросамокатах. Чтобы на них кататься, нужно ли иметь права, регистрировать их где-то?
Василий Алексеевич Климов, г. Слуцк
А.Шевченко: До принятия указа Президента об изменениях в Правилах дорожного движения в полной мере не был урегулирован порядок использования таких средств персональной мобильности. Однако с осени все изменится. Одно из новшеств прямо касается электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих устройств. Для них введено обобщенное понятие «средство персональной мобильности» и определен порядок использования. Фактически управляющие ими приравнены к пешеходам. Передвигаться на таких устройствах необходимо будет по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине. Важный момент: со скоростью не выше 25 километров в час, не создавая препятствий для движения пешеходов. Установлено также возрастное ограничение на использование этих средств – с 14 лет (кроме жилых и пешеходных зон).
– Сосед купил квадроцикл и дает погонять на нем по лесным дорогам сыну-подростку. Раньше мотоциклисты покоя не давали дымом-пылью на улице, а теперь эти. Законно ли это вообще и что по этому поводу написано в изменениях закона и новых ПДД? Лучше бы дети катались на велосипедах…
Оксана Николаевна, Гродненский район
А.Шевченко: Новый Закон № 134 уточняет, что к колесным тракторам и самоходным машинам относятся квадроциклы, мотовездеходы, снегоходы и снегоболотоходы. Управлять ими разрешено с 17 лет, если медицинские показания водителя находятся в норме. Проезжая по полям и лесам, квадроциклисты не должны повреждать посевы, деревья и кустарники. Хочу уточнить, что эти транспортные средства согласно инструкции завода-изготовителя не предназначены для использования на дорогах общего пользования. В новых ПДД предусмотрено, что им будет разрешаться движение только на дорогах без усовершенствованного покрытия. Также в них есть новшество, касающееся мотоциклистов. Будет запрещено перевозить пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на мотоцикле (кроме бокового прицепа к нему) и мопеде. При этом они по требованию сотрудников ГАИ должны будут пройти освидетельствование.
Велосипедистов также ждут изменения. Они будут обязаны передвигаться вне населенных пунктов в темное время суток в одежде со световозвращающими элементами. Фликеры – способ остаться заметным и уменьшить число ДТП. Исключение – случаи движения по велосипедной дорожке. Пересекать проезжую часть велосипедист должен по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке – по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом можно будет не спешиваться, как принято сейчас, но заранее снизить скорость при подъезде к проезжей части и пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.
– Очень много говорят о том, что в стране поощряются электромобили, при этом часто проблематично поставить такую машину на заправку. Не редкость, когда место на парковке, где можно подзарядиться, занято другим автомобилем…
Антон Комаровский, Солигорский район
А.Шевченко: Мы учли эту проблему при подготовке нововведений в Правила дорожного движения. Когда они вступят в силу, будет запрещена парковка на таких местах, если автомобиль не заряжается в это время. Ряд мер направлен на стимулирование использования электротранспорта. Среди них – возможность проезда электромобилей по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта.
Алена Яско, «
Сельская газета», 26 апреля 2022 г.
Как поправки в ПДД отразились на дорожной безопасности. Комментарий главы МВД
Недавние масштабные изменения в ПДД хорошо восприняты обществом и положительно влияют на дорожную безопасность. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент
БЕЛТА.

Во время доклада Президент уточнил, как в обществе восприняли недавние изменения законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, в том числе новые требования по обязательному спешиванию на пешеходных переходах, регистрации средств персональной мобильности, способных развивать скорость более 25 км/ч.
«На сегодняшний день какого-либо возмущения среди населения нет, – констатировал Иван Кубраков. – Наоборот, мы видим положительную тенденцию, снижается количество ДТП с участием средств персональной мобильности. Хотя, как только эти новшества были введены, мы видели, что в СМИ было много возмущений. Мнения разделились 50 на 50. Велосипедисты говорили, что это не совсем правильно. Но мы поработали и с теми, и с другими, провели разъяснительные беседы».
Что касается второго новшества, сейчас во всех регионах страны зарегистрировано более 300 средств персональной мобильности, способных развивать скорость более 25 км/ч. «Президент задал вопрос: не создаем ли мы какие-то неудобства, особенно сельским жителям. Это мы держим на особом контроле. На сегодняшний день проблем никаких нет. Мы подходим лояльно. Где-то проводим профилактические беседы. Люди с пониманием относятся. Там, где нужна регистрация, такие средства в обязательном порядке регистрируются», – проинформировал Министр.
Благодаря комплексу принимаемых мер число ДТП снижается (в этом году их почти на 10 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года), однако в этом году выросло число погибших. Поэтому работа по контролю за оперативной дорожной обстановкой будет усилена. Акцент – на выявление и пресечение грубых нарушений ПДД. Наиболее частые из них – превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, нарушение правил движения по полосам.
«К тем, кто нарушает ПДД, мы подходим очень принципиально. Принимаются решения вплоть до лишения права управления транспортным средством», – подчеркнул Министр. По данным МВД, права управления лишаются каждый второй водитель, нарушивший правила обгона или выезда на полосу встречного движения, девять из десяти – повторно превысивших скорость движения на 20 и более километров.
Для контроля за дорожной обстановкой активно используются системы видеонаблюдения, в том числе подключенные к республиканской системе мониторинга общественной безопасности. «Мы уже апробировали систему выявления правонарушений в автоматическом режиме не только нарушений скоростного режима, но и проезда на красный сигнал светофора, движения по полосам. Уже сегодня на стадии доработки программное обеспечение для выявления пристегнут или нет ремнем безопасности водитель и пассажир», – проинформировал Иван Кубраков.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Главе государства было, в частности, доложено об оперативной обстановке в стране и выполнении ранее данных поручений по этой части работы органами внутренних дел. «Оперативная обстановка в республике спокойная и находится под контролем органов внутренних дел», – констатировал Министр. Он обратил внимание, что Президентом ставилась задача осуществлять профилактику различного рода правонарушений, чтобы не допускать совершения преступлений в отношении граждан. «И сегодня поставленная задача выполняется – работа на профилактику дает свой результат. Мы фиксируем снижение преступности как по линии уголовного розыска, так и общей преступности», – подчеркнул Иван Кубраков.
По данным МВД, в этом году на четверть снизилось число преступлений по линии уголовного розыска, в том числе особо тяжких и тяжких. Их уровень самый низкий за последние 10 лет и уменьшился более чем в два раза (с 38,4 тыс. за 9 месяцев 2016 года до 15,1 тыс. за аналогичный период 2025-го). Снизилось количество убийств (на 23 % по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, краж, грабежей, хулиганств.
В прошлом году Иван Кубраков докладывал Главе государства, что уровень преступности достиг своего минимума за 10 лет. «Сегодня эта тенденция продолжается», – обратил внимание он.
Раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска выросла на 5 %. При этом достигнута 100 % раскрываемость убийств, умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, изнасилований, грабежей и разбоев.
Особое внимание уделяется раскрытию преступлений прошлых лет, и об этом также шла речь во время доклада Главе государства. За последние два года установлены лица, совершившие 87 таких особо тяжких и тяжких преступлений, из которых 37 убийств. Большой резонанс вызвало недавнее задержание подозреваемого в серии убийств и изнасилований несовершеннолетних, которые были совершены в 1996–1999 годах на территории Могилевской, Витебской и Минской областей. Подтверждена его причастность к 8 убийствам и 2 покушениям на убийство и изнасилование.
Раскрытию этих преступлений содействовало решение, принятое в 2023 году, о том, чтобы МВД совместно с представителями Госкомитета судебных экспертиз, Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой дополнительно расследовали преступления с признаками серийности прошлых лет (в том числе провели экспертизы, исследования, которые стали возможными благодаря накопленному опыту, знаниям, техническому прогрессу). Таким образом, по словам Ивана Кубракова, удалось установить подозреваемых по 37 убийствам, которые были совершены в период 1990-х и 2000-х. «Данная работа продолжается, и мы сделаем все для того, чтобы обеспечить неотвратимость наказания», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко заслушал доклады Председателя Комитета государственного контроля и Министра внутренних дел
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 ноября заслушал доклады Председателя Комитета государственного контроля Василия Герасимова и Министра внутренних дел Ивана Кубракова.
Председатель КГК доложил о результатах проведенной проверки в дорожной отрасли. Соответствующую задачу (о проведении мониторинга) ранее ставил перед Комитетом госконтроля Глава государства. Проверялось качество выполнения строительных работ при сооружении и реконструкции дорог и мостов, изучался вопрос закупок новой дорожной техники.
Вторая тема разговора Главы государства с Председателем КГК – эффективное использование земель и госимущества. Речь о вовлечении земли в хозяйственный оборот, сносе тех или иных старых построек. Президентом ранее было дано поручение провести полную ревизию сельхозобъектов, которые не используются, и определиться с их возможным назначением. Василий Герасимов доложил о выявленных недоработках в этих вопросах.
Доложено Президенту также о проверке выполнения поручения по долгостроям. В частности, по подходам, определенным в отношении недостроенных объектов по всей стране. Доложено, что количество таких объектов за последние годы значительно сократилось, но остается ряд проблемных вопросов.
Комитет госконтроля также в развитие поручения Президента осуществляет мониторинг по наведению порядка (до 7 ноября). Это касается страны в целом, и особенно Витебской области, где Александр Лукашенко недавно проводил совещание по вопросам развития региона. Председатель Комитета госконтроля доложил о промежуточных результатах. Президент отметил важность того, чтобы сосредоточиться не только на внешнем наведении порядка, но и на решении вопросов более глобального характера. Глава государства поручил КГК после 7 ноября уже основательно проверить состояние дел в целом по стране и по прошествии выходных дней предоставить ему обстоятельный доклад о том, как выполняется поручение по наведению порядка.
Кроме того, в ходе доклада Александр Лукашенко дал поручение Комитету госконтроля изучить рынки оборота табачных изделий и спиртосодержащей продукции, начиная от распределения квот и заканчивая оборотом этой продукции на территории страны.
Иван Кубраков доложил Главе государства об оперативной обстановке в стране и, в частности, о статистике преступности по линии уголовного розыска. Обстановка спокойная и находится под контролем правоохранительных органов, продолжается тенденция к снижению преступности. Как заверил глава МВД, работа на профилактику, что ранее поручал Президент, дает результат. Доложено и о работе по раскрытию преступлений прошлых лет – резонансным, а также преступлениям, которые находятся на контроле Президента.
Еще одна тема – противодействие киберпреступности. Архиважной проблемой Александр Лукашенко называл эту тему не раз и ставил перед правоохранительными органами задачу защитить людей от подобного рода преступных посягательств. Иван Кубраков доложил о тенденциях на данный момент – впервые в стране удалось переломить ситуацию, фиксируется снижение данного вида преступлений примерно на 10 %. Доложено о мерах по защите граждан, которые принимает милиция. Президент поставил задачу особенно обращать внимание и оказывать помощь людям пожилого возраста.
В ходе доклада обсуждена и тема противодействия нелегальному обороту наркотиков, также доложено о динамике и статистике в этом плане. В целом ситуация в данной сфере, как было доложено, находится под контролем.
Важная тема доклада – вопросы дорожной безопасности. Акцент сделан на проблемных моментах и причинах, которые приводят к трагическим последствиям на дороге. В том числе Президенту доложено по результатам проведенной работы после изменения правил ПДД. Главу государства интересовало, как население относится к изменениям законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, особенно что касается средств персональной мобильности.
Иван Кубраков также доложил Главе государства о статистике и оперативной обстановке по теме миграции.
По всем вопросам Президент дал конкретные поручения.
Госстандарт информирует об особенностях проведения работ по оценке соответствия средств персональной мобильности в осенне-зимний период
Напомним, что данная процедура предусмотрена
Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295 для средств персональной мобильности, приобретенных гражданами и юридическими лицами до 1 сентября 2025 г. Речь идет о средствах с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч при условии, что их владельцы желают участвовать в движении по дорогам с усовершенствованным покрытием. Оценка соответствия типам «мопед» или мотоцикл» предшествует дальнейшей государственной регистрации таких средств в ГАИ.
Одним из этапов оценки соответствия являются испытания средств на открытой площадке, в ходе которых измеряется максимальная конструктивная скорость, проверяется исправность работы тормозов и спидометра.
Согласно требованиям стандарта, такие испытания проводятся при определенных условиях: температура воздуха должна быть не ниже +5 0С, скорость ветра – не более 8 м/с, относительная влажность воздуха – не более 95 %.
«Установление холодной погоды, характерной для глубокой осени и приближающейся зимы, с частыми осадками будет оказывать все большее влияние на проведение испытаний в лабораториях. Поэтому мы просим граждан с пониманием относиться к возможным переносам ранее назначенных дат испытаний, а также учитывать погодные условия при решении предоставить техническое средство на оценку соответствия», – пояснили в Госстандарте.
Одновременно в комитете отметили, что часть лабораторий имеет возможность проводить указанные испытания на специальных стендах, вне зависимости от состояния погоды.
«В настоящее время гражданам и юридическим лицам выдано более 670 выписок из электронных паспортов на транспортные средства типов «мопед» и «мотоцикл». Это позволяет далее зарегистрировать их в ГАИ. Испытания по заявкам сейчас проводятся, хотя в целом отмечается тенденция к их снижению. В октябре по результатам проведенных испытаний оформлено выписок на 20–25 % меньше, чем в сентябре», – сообщили в комитете.
Здесь также напомнили, что упрощенный порядок регистрации устройств персональной мобильности в ГАИ действует до 1 сентября 2026 г.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Какие новые правила приняты для безопасности на ж/д объектах, пояснили в Генпрокуратуре
Что нового появилось в правилах нахождения в зоне повышенной опасности железнодорожных путей, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура, исходя из необходимости обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, потребовала нормативного урегулирования Минтрансом порядка выпаса вблизи железнодорожных путей сельскохозяйственных животных и их прогона через такие пути, а для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры – дополнительные изменения в правила проезда и перехода через пути и нахождения в зонах повышенной опасности на объектах ж/д инфраструктуры.
Очевидно, что бесконтрольное нахождение животных в зонах повышенной опасности железной дороги приводило к их гибели и срыву с графика движения поездов, причинению вреда. К примеру, КУСХП «Улльский» на расстоянии около 1 км от железнодорожных путей на перегоне Оболь – Глушанино Витебской области в мае 2025 года осуществлялся выпас стада из 178 коров. Отсутствие контроля за животными привело к их выходу на железнодорожные пути, применению экстренного торможения двумя поездами межрегиональных линий и гибели 16 сельскохозяйственных животных.
Итогом рассмотрения этого и других предложений Генпрокуратуры стало издание транспортным ведомством постановления, которым актуализированы правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Теперь на законодательном уровне даны определения термина «сельскохозяйственные животные». Установлен запрет на их выпас в полосе отвода железной дороги. На расстоянии ближе 300 м от ж/д путей выпас должен осуществляться на привязи или в загонах, а на расстоянии от 300 м до 2 км – под постоянным надзором лиц, пасущих сельхозживотных. Исключение – места загонной пастьбы с помощью электрического ограждения. Изложены действия и при прогоне этой категории животных через железнодорожные пути.
Кроме того, для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры определены условия размещения знаков информационной безопасности, ужесточены требования к проезду и переходу через железнодорожные пути. В частности, при переходе через пути по железнодорожным пешеходным переходам следует держать сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, за руку или на руках при перевозке их без использования детской коляски.
Гражданам при пересечении железнодорожных путей запрещено пересекать их при работающем световом сигнале красного цвета устройства автоматической сигнализации о приближении поезда (при наличии такого устройства), а также если к железнодорожному пешеходному переходу в пределах видимости приближается транспортное средство железнодорожного транспорта, передвигаться на мотоблоках, мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, а также с использованием средств персональной мобильности (за исключением инвалидных колясок), а также пользоваться мобильными телефонами, наушниками (кроме слуховых аппаратов), планшетными компьютерами и иными электронными устройствами.
При нахождении в зонах повышенной опасности нельзя устанавливать на путях железнодорожные тормозные башмаки и устройства принудительного схода железнодорожного подвижного состава, проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объектов инфраструктуры, которые не предназначены для обслуживания потребителей, наносить надписи и наклейки, загрязнять транспортные средства железнодорожного транспорта.
Кроме того, запрещено осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, проезд на подножке, автосцепном устройстве, переходной площадке, крыше, ином конструкционном элементе железнодорожного транспорта, в том числе в кабине управления таким транспортом, пользоваться наушниками (кроме слуховых аппаратов) на пассажирской платформе, оставлять без присмотра и контроля сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, прыгать с пассажирской платформы и находиться под ней. Также нельзя использовать пиротехнические изделия, пользоваться лазерными указками, осуществлять движение по полосе отвода с использованием средств передвижения и транспортных средств, не применяемых для обслуживания объектов инфраструктуры.
Вышеперечисленные и иные изменения, направленные на безаварийную работу железной дороги и предупреждение травматических случаев с гражданами, вступили в силу в сентябре 2025 года.
По информации
БЕЛТА