18.04.2022
Государственный план поддержки экономики поможет сохранить рабочие места и усилить соцзащиту
Наши предприятия опeративно адaптируются к рaботе в новых условиях. Ответом на запретительные действия коллективного Запада стало постановление Правительства, где прописан алгоритм первоочередных задач по поддержке реального сектора экономики. Как помочь бизнесу и трудовым коллективам? Об этом в беседе с членом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике Анатолием Насеней.
– На фоне ухода с рынка России западных товаров и технологий станут ли более востребованы белорусские изделия? Как нам использовать новые возможности?
– Экономика нашей страны в последние годы развивается в условиях беспрецедентного давления извне. На этом фоне планомерно выстраивалось импортозамещение, шел поиск новых возможностей и точек роста. Сегодня особый формат отношений складывается у нас с ключевым торговым партнером – Россией. Этот рынок по-прежнему остается для нас самым перспективным.
Сегодня особое внимание уделяется совместной работе по усилению интеграции. Союзные программы предусматривают создание единого экономического и социального пространства, глубокую кооперацию в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, цифровой экономике, транспортной сфере и многих других отраслях. Результатом этой работы должны стать формирование качественно новой среды оборота товаров и услуг, реализация единой финансовой, налоговой, кредитной, промышленной политики. Сейчас успехи Беларуси и России особенно видны в сферах атомной энергетики и освоения космоса. Одновременно перед нами открывается огромный потенциал для дальнейшего развития.
– Бизнес – это всегда риск. Какая поддержка сейчас нужна предприятиям?
– Для стимулирования деловой инициативы не первый год действует много разных инструментов. В нашей стране создана комфортная бизнес-среда. Мы видим, что предприятия работают, люди заняты и своевременно получают зарплату. Сейчас необходимо максимально быстро адаптировать экономику к работе в новых условиях. И для этого Правительство сформировало комплексный план поддержки. Он состоит из пяти основных блоков – содействие экспорту, логистике, импортозамещению, а также создание благоприятной бизнес-среды и отраслевого блока. Для предпринимателей предусмотрено максимальное исключение проверок контролирующими органами и декриминализация экономических правонарушений, право на рассрочки либо отсрочки налоговых и арендных платежей, продление сроков действия разрешительных документов и справок. Например, если недочеты при ведении бизнеса, выявленные после проверки, были допущены впервые либо неумышленно, собственник будет освобождаться от административной ответственности.
Предусмотрена и дополнительная финансовая поддержка для малых и средних предприятий, которые будут выпускать продукцию, не производимую в Союзном государстве.
В документе не оставили без внимания и резидентов ПВТ – им будут предоставлены льготы и преференции, аналогичные российским, в том числе сотрудники будут иметь право на отсрочку от призыва на военную службу. Продуманы меры локального характера по поддержке промышленности, строительной отрасли, сельского хозяйства, транспорта и туризма. Четкие ориентиры и правила игры помогут упростить и ускорить взаимодействие бизнеса и государства, в том числе через внедрение цифры.
– Какие механизмы помогут увеличению взаимной торговли с Россией?
– Решения могут быть разные: от замещения западной продукции на территории России нашими товарами до реализации совместных проектов, создания цифровой платформы, которая объединяла бы логистов, склады, производителей, трейдеров, ретейл плюс ветеринарные сертификаты, стандартизацию и так далее. Мы видим, что КАМАЗу запретили использовать западные комплектующие, продавать грузовики в ЕС. В то же время наш МАЗ, у которого китайские комплектующие, может занять соответствующую нишу на российском рынке. И уже только после насыщения внутренних рынков России и Беларуси может рассматриваться вопрос об экспорте грузовиков в третьи страны.
– На фоне недружественной политики Запада наша страна продолжает расширять векторы внешнеэкономического сотрудничества. Какие направления для экспорта являются перспективными?
– США и ЕС утратили свои позиции. Сейчас мировые точки роста – Азия во главе с Китаем. Еще для нас представляют большой интерес Индия, Вьетнам, Пакистан. Азиатский регион – это емкий, перспективный и быстрорастущий рынок. Наиболее привлекательным и стратегическим аспектом видится расширение торгово-экономического сотрудничества с Китайской Народной Республикой. По всей номенклатуре, которую мы поставляли в Европу, 60 процентов вполне можно перенаправлять в Китай. Поворот в Азию – это скорее не риск, а новые возможности. Прорабатываются и новые рынки, в частности африканский.
Предприятия работают, люди заняты и своевременно получают зарплату. Но сейчас необходимо максимально быстро адаптировать экономику к работе в новых условиях
– За последние годы государство предоставило бизнесу немало льгот и привилегий. Какая должна быть отдача?
– Уплата налогов и исполнение законодательных требований – это минимум. Те привилегии и возможности, которые государство предоставляет инициативным людям, должны быть использованы по назначению и приносить максимальную отдачу. Сейчас очень важна позиция бизнеса в отношении трудовых коллективов – необоснованные увольнения не допустимы. Одними из основных направлений в плане социальной ответственности должно быть нацеливание бизнеса на реализацию значимых внутренних и внешних программ, результаты которых содействуют росту объемов производства, повышению качества продукции, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями. Инициативные люди должны работать в интересах страны.
В комплексном плане поддержки экономики продуманы меры по соцзащите населения. Организациям предоставлено право на получение субсидий из ФСЗН для осуществления доплат работникам, а также государственной адресной соцпомощи некоторым категориям граждан. Пособие будет выплачиваться ежемесячно исходя из доходов, полученных за 3 месяца. Денежные доходы, пособия, пенсии будут индексироваться к уровню инфляции.
– Сегодня глобальный валютный рынок нестабилен. Многие заметили рост цен в наиболее импортозависимых отраслях. Какое потребительское поведение будет разумным сейчас?
– Мы давно научились противостоять санкциям. Сейчас идет работа на опережение: проводится диверсификация отгружаемых товаров, организовывается адресная поддержка малого и среднего бизнеса. Нацбанк выступает четким регулятором на валютном рынке и рынке денежной массы. В феврале инфляция составила 9,9 процента – показатель незначительно отклонился от прогноза из-за так называемой ввозной инфляции (роста цен на импортные товары).
Сегодня многие ищут альтернативу доллару. Россия переводит расчеты за газ с недружественными странами на российские рубли. Правительство и Нацбанк приняли решение об исполнении обязательств перед отдельными иностранными кредиторами в нашей валюте. Это вынужденная мера, так как Беларусь ограничена в расчетах с западными кредиторами в долларах и евро из-за введенных санкций, а также зеркальных действий данных организаций по прекращению расчетов по своим обязательствам. К слову, первые торги юанем на Белорусской валютно-фондовой бирже показали заинтересованность рынка в этой валюте.
Кристина Хилько, «
Народная газета», 18 апреля 2022 г.
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: задачи инициативы «Один район – один проект» выполнили более половины регионов
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала
ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает
БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации
БЕЛТА
В Москве прошло очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ
25 июня во флагманской клинике Группы компаний «МЕДСКАН» (Российская Федерация) на территории Инновационного центра «Сколково» в г. Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
Решением 34-го заседания Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах от 7 ноября 2024 г. Группе компаний «МЕДСКАН» придан статус Координатора инициатив Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года, а также Центра передового опыта (превосходства) в области медицины в рамках указанной программы.
В рамках заседания рассмотрен вопрос о препятствиях во взаимной торговле государств – участников СНГ и рекомендациях по их устранению. Членам Комиссии представлена Информация, сформированная на основе полученных от государств – участников СНГ данных об используемых специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах, о временных запретах, лицензируемых и квотируемых товарах, о применении другими сторонами ограничений, нарушающих или тормозящих развитие взаимной торговли, а также итогов проведенных заседаний Рабочей группы высокого уровня.
Основной целью подготовки Информации является обеспечение функционирования внутреннего рынка без барьеров с минимальным количеством ограничений и изъятий.
Рассмотрен отчет о деятельности Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр в 2021–2024 годах. В указанный период Межправсоветом проведено 4 заседания, на которых рассмотрены около 50 вопросов. В Отчете отмечено, что проводимые совместные работы в рамках Межправсовета нацелены на совместное решение сложных геологических задач путем изучения строения крупных блоков земной коры, геологического картографирования и создания геолого-картографического веб-ресурса, мониторинга опасных геологических процессов и явлений, изучения режима, баланса, состояния и рационального использования подземных вод, проведения лабораторно-аналитических и геохимических исследований, внедрения и развития современных информационных технологий и программно-технологического обеспечения в области геологического изучения недр, формирования общего информационно-правового пространства в области недропользования.
В рамках заседания представлена информация о выполнении Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года и Комплексного плана мероприятий на 2021–2025 годы по ее реализации. В Информации показано, что в государствах – участниках продолжается работа по формированию инновационной инфраструктуры, появляются ее новые элементы. Так, расширяется сеть центров коммерциализации инноваций. В настоящее время такой статус имеют 10 организаций из государств – участников СНГ. Также создаются такие объекты инновационной инфраструктуры, как центры трансфера знаний в сфере разработки программного обеспечения в рамках Программы, центры поддержки технологий и инноваций, развиваются технологические платформы, сеть бизнес-инкубаторов, направленных на развитие креативной экономики, поддержку инновационного предпринимательства и создание стартапов. В государствах – участниках СНГ в целях развития наукоемких и высокотехнологичных производств, ускорения внедрения научно-технических и инновационных разработок в серийное производство в научных организациях создаются отраслевые лаборатории, развивается сеть центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием.
В части подготовки кадров реализуются программы академической мобильности студентов и преподавателей с вузами государств – участников СНГ, разрабатываются и внедряются совместные образовательные программы.
Рассмотрен проект Положения о центрах компетенций в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи и процедуры создания центров компетенций в рамках Программы, требования к ним, порядок оказания ими услуг и их финансирование.
Принятие Положения позволит создать в рамках СНГ условия для обеспечения ускоренного развития научно-технологического потенциала государств – участников Программы по приоритетным направлениям сотрудничества, сохранения и развития их научно-исследовательского и инновационного потенциала, в том числе путем поддержки поисковых исследований с помощью специальных грантовых программ, консультационного сопровождения, организации технологической и финансово-экономической экспертизы, инвентаризации завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям научно-технического, технологического и инновационного сотрудничества и др.
Членами Комиссии также рассмотрен проект Положения о центрах передового опыта (превосходства) в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи центров передового опыта (превосходства) в рамках Программы, требования к ним, порядок оказания ими услуг и их финансирование.
Документ направлен на создание условий для развития межгосударственного инновационного сотрудничества, в том числе путем использования результатов научных исследований и разработок в прорывных областях знаний с использованием уникальных материально-технических, интеллектуальных и кадровых ресурсов, создания и вывода на рынок глобально превосходящих продуктов и технологий, применения наилучших практик в определенной области.
Были рассмотрены вопросы о придании статуса:
базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области взрослой травматологии и ортопедии федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н.Приорова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области детской травматологии и ортопедии федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.
Членам Комиссии также был предложен для рассмотрения отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров для горно-металлургической отрасли, современного материаловедения и рециклинга промышленных отходов Национального исследовательского технологического университета МИСИС. За отчетный период базовая организация подготовила и принимала активное участие в процессе согласования проекта Комплекса мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в горно-металлургической отрасли от 28 октября 2016 г. Указанный документ утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 26 октября 2023 г. НИТУ МИСИС были подготовлены проекты Концепции цифровой трансформации отраслей горно-металлургического комплекса государств – участников СНГ и Плана мероприятий по ее реализации. Проекты документов представлены на рассмотрение членов Совета по промышленной политике государств – участников СНГ 4 июня 2025 г.
Кроме того, базовой организацией большое внимание уделялось практической подготовке будущих специалистов.
В рамках заседания рассмотрен отчет о деятельности базовой организации по переподготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств – участников Содружества Независимых Государств – федерального бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела» (ВНИИДАД). В Отчете указано, что в рамках реализации функций базовой организации ВНИИДАД осуществляет научно-образовательную и просветительскую деятельность, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, направленную на совершенствование системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в архивной сфере, вовлекает в научную деятельность специалистов из государств – участников СНГ, развивает международное сотрудничество.
Базовая организация регулярно принимает участие в деятельности Консультативного совета руководителей государственных архивных служб государств – участников СНГ и организует международные конференции, семинары, форумы.
Членами Комиссии представлен доклад о состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ. В Докладе представлены результаты текущей деятельности государств – участников СНГ по развитию законодательной базы и рыночных механизмов в сфере ценных бумаг. Приведены данные по составу профессиональных участников фондового рынка, объемам торгов финансовыми инструментами, рыночной капитализации и мерам предотвращения нарушений в указанной сфере.
Приведена информация о разработке и применении мер регулирования и надзора финансовых рынков, направленных на совершенствование деятельности финансовых организаций, повышение их ответственности за результаты деятельности, защиту интересов потребителей финансовых услуг, внедрение современных технологий на финансовом рынке.
В рамках заседания был одобрен проект повестки дня 107-го заседания Экономического совета Содружества Независимых Государств.
Очередное заседание Комиссии состоится 23 июля 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Юрий Чеботарь: начинаем масштабную работу по наполнению программы новой пятилетки конкретными мерами и проектами
Об этом заявил 25 июня Министр экономики Юрий Чеботарь, открывая серию встреч в формате круглого стола с представителями органов госуправления по разработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
Как напомнил в своем выступлении руководитель Министерства, сама Концепция Программы-2030 уже одобрена: определены структура и приоритетные направления развития, обозначены отрасли, которые станут драйверами роста на ближайшие пять лет. Теперь предстоит наполнить проект документа конкретными мерами и задачами.
«Чтобы получить «на выходе» качественный, всесторонне проработанный документ, учитывающий запросы всех слоёв общества, Минэкономики стремится вовлечь в обсуждение всех заинтересованных: учёных, бизнес, экспертов, отраслевых аналитиков, госорганы-регуляторы, «лидеров мнений».
Мы особенно заинтересованы в свежих, обоснованных предложениях, которые, учитывая глобальные тренды, внутренние условия и резервы роста, обеспечивают реализацию приоритетов пятилетки и достижение индикаторов развития. Такие инициативы будут обязательно учтены в проекте Программы-2030», – отметил Юрий Чеботарь.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Госстандарт: практически во всех сферах экономики Беларуси до 2040 года будет использоваться ИИ
В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться искусственный интеллект. Такое заявление на круглом столе на площадке международного ИКТ-форума и выставки Digital Expo – 2025 сделала начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
Круглый стол, посвященный стандартизации в области искусственного интеллекта, организовали Государственный комитет по стандартизации и Программа развития ООН в Беларуси (ПРООН).
«Наша страна делает только первые шаги в направлении искусственного интеллекта, но в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться ИИ, – рассказала Оксана Гришкевич. – Сегодня мы нарабатываем регулирование через технические стандарты, потому что законодательство, которое бы жестко регулировало эту сферу, только формируется».
На данный момент в Беларуси действует 12 стандартов на беспилотные транспортные средства, касающихся искусственного интеллекта, разрабатываются стандарты на системы менеджмента в данной сфере, как и ряд стандартов при содействии экспертов ПРООН, которые будут утверждены в конце этого года. Модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 24 апреля этого года, разработан Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. Сейчас этот институт продолжает работу над законодательством для нашей страны.
Оксана Гришкевич также обратила внимание, что настоящей экспертной площадкой для обмена мнениями и практическим опытом и достижения консенсуса выступят технический комитет по стандартизации Беларуси, который создается по инициативе ОИПИ, и межгосударственный технический комитет «Искусственный интеллект».
Опыт в сфере технического регулирования технологий ИИ также представили эксперты из России и Китая. Практически все спикеры подчеркнули, что сегодня маркетинговые механизмы представляют ИИ как универсальный инструмент решения любых вопросов, поэтому так важно найти адекватные решения на основе экспертных мнений.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)