15.04.2022
Правоохранители напомнили о схемах действий кибермошенников
С января 2022 года в Минской области в отношении лиц старше 50 лет совершено 155 преступлений по ст.212 УК (хищение путем использования компьютерной техники). Об этом
БЕЛТА сообщили в УВД Миноблисполкома.

«Мошенники предоставляют заведомо ложную информацию о попавших в ДТП родственниках. Схема следующая: злоумышленники звонят на городские телефоны и взволнованным голосом сообщают, что якобы ваш родственник попал в беду, нужны деньги, чтобы закрыли дело или чтобы помочь пострадавшему. Граждане передают преступникам деньги и иные материальные ценности», – рассказали в УВД.
Как отмечают правоохранители, злоумышленники действуют профессионально и стараются все время быть на связи. Используя различные психологические приемы, они не дают возможности положить трубку и созвониться с родственниками. «Способов не быть обманутым в подобной ситуации несколько. Следует сразу перезвонить своему родственнику. Если такой возможности нет или телефон не отвечает, следует задать звонящему наводящие вопросы, ответы на которые знаете только вы и ваш родственник. В беседу также вступают якобы сотрудники правоохранительных органов. Спросите у собеседника номер дежурной части, по которому можно получить более подробную информацию о ДТП. Зачастую такие вопросы вводят в ступор мошенников и последние прерывают разговор», – уточнил начальник УПК КМ УВД Миноблисполкома Александр Грицук.
Кибермошенники могут выдавать себя за представителя службы безопасности банка или сотрудника органов внутренних дел. В ходе телефонной беседы в популярных мессенджерах жертве предлагается принять участие в оперативной игре по изобличению неблагонадежного сотрудника банка путем оформления кредита, который зачисляется на банковский счет. При этом могут использоваться поддельные служебные удостоверения сотрудников органов внутренних дел. Приведенные мошеннические схемы направлены не иначе как на хищение денежных средств под благовидным предлогом. Ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать (передавать) реквизиты банковских платежных карт (номер карты, срок действия, данные держателя, трехзначный код на обратной стороне карты), их фотографии, логин и пароль доступа к системе дистанционного банковского обслуживания «Интернет-банкинг» и коды доступа к нему в виде SMS-сообщений, поступающих из банка. Указанная информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению даже представителям банка и сотрудникам правоохранительных органов.
«Если вы используете систему дистанционного банковского обслуживания «Интернет-банкинг» для расчетов за коммунальные услуги, денежных переводов, проверки факта зачисления на счет заработной платы (пенсий, пособий и т.п.), необходимо удостовериться в подлинности веб-ссылки, предназначенной для авторизации на интернет-сайте банка. Дело в том, что кибермошенники временно размещают в интернете веб-ссылки, которые ведут на поддельные (фишинговые) веб-сайты, внешне не отличающиеся от оригинальных, – добавили в УВД. – В случае перехода на поддельный веб–сайт вам будет предложено ввести логин и пароль для авторизации. Если вы это сделаете, то киберзлоумышленники получат доступ к вашему интернет-банкингу, а находящиеся на банковском счету денежные средства будут похищены. Также не следует переходить по ссылкам, которые вы получили от неизвестных людей в социальных сетях или мессенджерах. С большой долей вероятности данные ссылки являются фишинговыми. Для безопасного совершения онлайн-платежей рекомендуется использовать специальные приложения для мобильных устройств «Мобильный банкинг».
Следует исключить возможность компрометации реквизитов банковских платежных карт. «На поверхность банковской платежной карты нанесена информация о номере банковского счета, его владельце, сроке действия карты, трехзначный код (CVV-код). Этих данных достаточно, чтобы производить платежи за товары и услуги интернете. Утеря банковской платежной карты или ее временное нахождение даже с вашего согласия в распоряжении посторонних лиц создают условия для использования ее реквизитов. Запомните, что нанесенная на поверхность банковской платежной карты информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению посторонним лицам. Не храните банковскую платежную карту вместе с пин-кодом», – добавили правоохранители.
По сообщению
БЕЛТА
МВД о мерах по профилактике коррупции
Коррупция – одно из наиболее опасных преступлений, подрывающих доверие к государственным институтам, нарушающих принципы справедливости и препятствующих развитию общества. В Республике Беларусь борьба с коррупцией является приоритетным направлением государственной политики, реализуемым через комплекс превентивных мер и жесткие санкции для нарушителей.
Важность антикоррупционной работы обусловлена не только необходимостью соблюдения законности, но и защитой интересов граждан, бизнеса и государства. Власти предпринимают системные шаги по предотвращению коррупционных проявлений, включая совершенствование законодательства, повышение прозрачности работы государственных органов и формирование антикоррупционной культуры среди населения.
Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит ряд статей, направленных на борьбу с коррупцией. В частности:
- Статья 430 – получение взятки. Предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения или лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.
- Статья 431 – дача взятки. В зависимости от суммы взятки и других обстоятельств виновному может грозить лишение свободы до 10 лет.
- Статья 432 – посредничество во взяточничестве. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы сроком до 10 лет.
- Статья 424 – злоупотребление властью или служебными полномочиями. Может повлечь наказание в виде ограничения или лишения свободы до 10 лет.
- Статья 426 – превышение власти или служебных полномочий. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности.
Кроме того, существует административная ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией, включая незаконное принятие подарков, конфликт интересов и несообщение о коррупционных фактах.
Борьба с коррупцией требует не только наказания виновных, но и эффективных превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупционных рисков. В Республике Беларусь реализуются следующие меры профилактики:
- Постоянно обновляются нормативные акты, направленные на повышение прозрачности работы государственных органов и снижение коррупционных рисков.
- Государственные закупки, распределение бюджетных средств и деятельность чиновников контролируются независимыми органами. Внедряются электронные системы отчетности и цифровые платформы, исключающие человеческий фактор.
- Законы и ведомственные акты проходят проверку на наличие коррупциогенных факторов, что позволяет исключить лазейки для злоупотреблений.
- В образовательных учреждениях, на предприятиях и в госструктурах проводятся лекции и тренинги по формированию правосознания и этики. Чиновники обязаны проходить курсы по антикоррупционной безопасности.
- Государство гарантирует конфиденциальность и безопасность лицам, заявившим о коррупционных правонарушениях. Действует программа поощрения добросовестных граждан, предоставляющих сведения о взяточничестве и других коррупционных проявлениях.
- Чиновники обязаны декларировать доходы и расходы, соблюдать нормы служебного поведения и избегать конфликтов интересов.
- Жители страны могут участвовать в общественных антикоррупционных инициативах, обращаться в органы власти с жалобами и предлагать меры по повышению прозрачности управления.
Профилактика коррупции – это комплексная задача, требующая участия государства, общества и каждого гражданина. Только совместными усилиями можно создать эффективную систему противодействия коррупции, основанную на принципах законности, прозрачности и ответственности.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Беларусь и Россия синхронизируют усилия для противодействия киберпреступности
Республика Беларусь и Российская Федерация укрепляют сотрудничество в правоохранительной сфере. В условиях цифровых вызовов страны синхронизируют усилия для противодействия киберпреступности. Об этом
БЕЛТА сообщили в МВД.
В докладах на эту тему представители двух делегаций отразили тенденции, меры борьбы, актуальность соглашений между двумя государствами, взаимную помощь в расследовании уголовных дел. В качестве перспективных направлений дальнейшего сотрудничества стороны определили обмен положительными примерами совершенствования законодательства, организации взаимодействия с банковским и финансовым секторами, повышение квалификации сотрудников профильных подразделений министерств внутренних дел.
«Представляется целесообразным проработать вопрос об организации обмена информацией о выявляемом в ходе оперативно-служебной деятельности вредоносном программном обеспечении, которое под видом банковских или социально значимых приложений дистанционно устанавливается злоумышленниками на мобильные или компьютерные устройства граждан в целях хищения принадлежащих им денежных средств, для повышения эффективности противодействия его использованию и недопущения распространения на международном уровне», – отметил начальник ГУПК МВД Беларуси Андрей Ковалев.
«Единая правовая база и доверительный диалог МВД двух стран позволяют эффективно противостоять киберугрозам. Белорусский опыт в борьбе с киберпреступлениями бесценен», – подчеркнул начальник УБК МВД России Филипп Немов.
По информации
БЕЛТА
Усиление ответственности нанимателей, привлекающих трудовых мигрантов. В МВД разъяснили детали нового Указа
В Беларуси усиливается ответственность нанимателей, которые принимают на работу трудовых мигрантов. Об этом корреспонденту
БЕЛТА заявил начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун, комментируя Указ Президента «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции».
«Основные положения данного указа связаны с повышением роли нанимателей, которые привлекают иностранную рабочую силу. Обязательным условием для нанимателей является в первую очередь заключение трудового договора с трудящимся-мигрантом в течение 30 дней с даты его въезда в Беларусь либо по истечении 30 дней с даты получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью», – отметил Алексей Бегун.
Наниматель обязан определить лица, которые ответственны за осуществление контроля за трудовой деятельностью и условиями пребывания трудящихся-мигрантов в организации. Должностные лица нанимателя должны обеспечить посещение иностранцев по месту жительства или пребывания, чтобы проверить условия проживания, соответствие санитарным нормам и соблюдение правил пользования жилыми помещениями. Трудящиеся-мигранты должны обеспечить доступ нанимателя в данные жилые помещения.
«Введено новое требование о том, что наниматель должен организовать оценку знаний одного из государственных языков трудящимися-мигрантами в пределах знаний, необходимых для общения. Это нужно сделать до заключения с ними трудового договора, – пояснил Алексей Бегун. – То есть вводятся определенные профессии, по которым знание языка в пределах, необходимых для общения, является обязательным до заключения договора. В случае неудовлетворительного знания языка иностранец получает отказ в заключении трудового договора. Или же он за счет нанимателя или за собственные средства должен пройти обучение в Беларуси, чтобы соответствовать этим критериям».
Следующее положение – обязанность ознакомлять мигрантов на понятном для них языке или одном из государственных языков с документами, которые регламентируют их права, обязанности, правила внутреннего распорядка, а также с инструкцией по охране труда. Вводится запрет на временный перевод трудящихся-мигрантов к другому нанимателю – так называемый аутстаффинг рабочей силы.
«Трудящийся-мигрант обязан соблюдать требования трудового договора и условия, регламентирующие его пребывание. Несоблюдение таких условий является основанием для расторжения трудового договора и ограничения срока пребывания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Невыполнение нанимателями требований, предусмотренных указом, является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной законодательными актами», – подчеркнул Алексей Бегун.
Наниматели должны будут направлять уведомление о продлении или прекращении трудового договора в подразделения по гражданству и миграции с помощью единого портала электронных услуг. До 1 января 2026 года МВД и Национальный центр электронных услуг должны обеспечить такую возможность передавать информацию.
«Принятие данного Указа обусловлено тем, что Беларусь в рамках проводимой политики расширяется для привлечения иностранной рабочей силы. Количество трудящихся-мигрантов увеличивается, и требуется повысить роль нанимателей в работе с ними», – заключил Алексей Бегун.
По информации
БЕЛТА
МВД разъяснены вопросы аннулирования разрешения на постоянное проживание
В Департамент по гражданству и миграции МВД поступают обращения граждан, в том числе постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, с просьбой разъяснить особенности аннулирования разрешения на постоянное проживание.
Постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранцем является лицо, получившее разрешение на постоянное проживание и вид на жительство, биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина или биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства.
Установлено: постоянно проживающим иностранным гражданином расторгнут брак с гражданином Республики Беларусь, в котором они прожили с 2014 года (более 8 лет). Заключение брака с гражданином Республики Беларусь являлось основанием для получения в нашей стране разрешения на постоянное проживание иностранцем. В случае расторжения брака будет ли аннулировано разрешение на постоянное проживание?
Законодательством о правовом положении иностранных граждан в Республике Беларусь предусмотрено, что разрешение на постоянное проживание, выданное иностранцу, может быть аннулировано в случае утраты основания, по которому было принято решение о выдаче такого разрешения. Исключение составляют случаи, когда иностранец находился в Республике Беларусь на законных основаниях в течение последних пяти лет непрерывно.
Таким образом, в случае проживания в Беларуси более пяти лет после получения разрешения на постоянное проживания и утраты основания, по которому принималось соответствующее решение, иностранец вправе и далее пребывать в своем статусе и проживать в Республике Беларусь.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Больше часов обучения и изменение программ. Как МВД предлагает улучшить подготовку курсантов автошкол
На заседании Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров обсудили улучшение качества подготовки водителей в автошколах. Об этом
БЕЛТА сообщили в МВД.
Заседание Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров прошло под председательством Заместителя Премьер-министра Анатолия Сивака. Комиссия рассмотрела качество подготовки в автошколах водителей механических транспортных средств.
Начальник главного управления ГАИ МВД Виктор Ротченков отметил, что в минувшем году около 71 тыс. граждан обратились в экзаменационные подразделения для получения водительского удостоверения. Теорию с первой попытки сдали 58 % кандидатов. В то же время практический экзамен – только 35 %. Статистика и многочисленные нарекания выпускников автошкол требуют принятия мер для повышения качества оказываемых услуг по подготовке водителей.
Для решения проблемы МВД выступает с инициативой определить конкретный перечень условий, при которых действие сертификата о соответствии учебной организации может быть приостановлено или отменено. Кроме того, предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в единые программы подготовки водителей, увеличить количество часов обучения навыкам вождения с 50 до 70, а также расширить практику использования интерактивных обучающих тренажеров.
С учетом высказанных предложений от милицейского ведомства председатель комиссии дал ряд конкретных поручений заинтересованным. К третьему кварталу необходимо предоставить комплекс соответствующих мер.
По информации
БЕЛТА