12.04.2022
Научное сообщество рассмотрело экологические модельные законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ
7 апреля 2022 г. в Москве состоялся круглый стол «Модельное законодательство как форма реализации экологической политики государств – участников СНГ», в котором приняли участие представители научных и деловых кругов.
В заседании принимали участие ведущие специалисты Российской экологической академии, Научно-исследовательского института проблем экологии, представители Межведомственного технического комитета по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды», Комитета по экологии и природопользованию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а также эксперты национального проекта «Экология».
Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ на заседании представляла секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Наталия Амбурцева.
Основное внимание участников было уделено обсуждению проектов модельных законов Межпарламентской Ассамблеи СНГ «Об отходах производства и потребления» (новая редакция) и «Об особо охраняемых природных территориях» (новая редакция).
Целью модельного закона «Об отходах производства и потребления» (новая редакция) является гармонизация процессов правового регулирования общественных отношений в области обращения с отходами, основанная на предотвращении образования отходов, уменьшении объемов их образования, предотвращении их негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также на вовлечении отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
При разработке проекта учтены изменения в правовом регулировании в государствах – участниках СНГ и на международном уровне за прошедшие 20 лет, выработаны новые подходы к обращению с отходами на основе применения механизмов расширенной ответственности производителя (импортера) товаров, определен иерархический порядок обращения с отходами и способ его применения, проведена детализация норм, относящихся к установлению статуса «отходы» и его утрате, выработаны новые подходы к использованию отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов.
Необходимость актуализации модельного закона «Об особо охраняемых природных территориях», принятого 16 октября 1999 года, связана с изменениями в правовом регулировании данной области: внесением дополнений и изменений в базовые международные конвенции и формированием новых подходов к развитию ООПТ. В их числе – создание экологических сетей, включая Изумрудную сеть, и биосферных резерватов.
Основными целями модельного законопроекта «Об особо охраняемых природных территориях» (новая редакция)» являются устранение пробелов законодательного регулирования, приведение модельного законодательства в соответствие с современными потребностями, а также создание основы для унификации законодательств государств – участников СНГ с целью выработки общих подходов к регулированию деятельности в области создания и развития системы ООПТ.
В проект модельного закона введены нормы, которые отсутствовали в модельном законе от 16 октября 1999 года (например, понятийный аппарат) либо присутствовали в усеченном виде. В отдельные главы выделены нормы, касающиеся государственных природных (биосферных) резерватов, оценки деятельности ООПТ, планирования развития системы ООПТ, охраны ООПТ международного значения и трансграничных ООПТ. Также уточнены правовые нормы в области особенностей правового положения, управления, режима охраны и использования, научно-исследовательской деятельности в различных категориях ООПТ.
Эксперты отметили важность и актуальность разработки обсуждаемых модельных законов, а также согласования усилий органов государственной власти стран Содружества по совершенствованию правовой базы как составляющей для сохранения биоразнообразия. Была подчеркнута необходимость всестороннего учета накопленного отечественного и зарубежного опыта в заявленных областях, а также учета особенностей Арктического региона.
Напомним, первое чтение данных модельных законов состоялось на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии 21 октября 2021 года.
По сообщению официального сайта Исполнительного комитета СНГ
Какие новации предусмотрены в законопроекте о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 10 июля 2025 г.
Эксперты стран СНГ согласовали проект Положения о международных туристических мероприятиях
Заседание экспертной группы по доработке и согласованию проекта Положения о международных туристических мероприятиях государств – участников Содружества Независимых Государств состоялось 9 июля.
В заседании участвовали представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Исполнительного комитета СНГ.
В ходе встречи эксперты доработали и согласовали документ. Было решено внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств.
Проектом Положения предусмотрено, что Международные туристические мероприятия стран СНГ будут проводиться в форме выставок (ярмарок), конкурсов, форумов, семинаров, конференций, в том числе научной (научно-практической), образовательной направленности в области туризма и гостеприимства.
Их организаторами могут выступать органы государственной власти в области туризма государств – участников Содружества. Они будут обеспечивать проведение Международных туристических мероприятий самостоятельно либо привлекать для этих целей соорганизаторов.
Организаторы будут формировать программу мероприятия, определять объекты его проведения, категории участников, условия их участия, а также принимать меры по распространению информации о нем.
В проекте Положения также прописан порядок организации Международных туристических мероприятий и участия в них представителей стран СНГ.
По информации
БЕЛТА
Законопроект об изменении Водного кодекса Республики Беларусь внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с законопроектом Водный кодекс Республики Беларусь предлагается изложить в новой редакции.
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
Водный кодекс Республики Беларусь дополняется полномочиями для местных исполнительных и распорядительных органов распоряжаться водными ресурсами на соответствующей территории с определением приоритетов их целевого использования с учетом общегосударственных интересов. Предусматриваются специальные требования, позволяющие регулировать последствия самовольного выполнения работ на водных объектах.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА
Для привлечения инвестиций. В Беларуси планируют скорректировать закон о потребкооперации
В Беларуси планируется скорректировать Закон о потребительской кооперации. Об этом сообщила председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич на пресс-конференции, посвященной развитию потребительской кооперации, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В этом году мы начали очень большую работу по внесению изменений в этот закон. Это делается для того, чтобы в ближайшем будущем мы могли не только за счет привлеченных кредитных ресурсов или за счет помощи государства инвестировать в нашу систему (в материально-техническую базу, техперевооружение), а могли привлекать частных инвесторов, в том числе зарубежных», – отметила Инесса Короткевич.
По ее словам, потребность в развитии инфраструктуры велика и есть интерес в отдельных видах хозяйственной деятельности (заготовительной, торговле, общественном питании, реальном секторе экономики) создавать совместные предприятия. «Мы будем готовы к этому. Самое главное – заслужить положительную оценку у населения и выполнить нашу социальную функцию. Обслуживание должно быть на очень высоком уровне», – подчеркнула Инесса Короткевич.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ, их союзов в Беларуси.
По информации
БЕЛТА
Академия нотариата: в Минске стартовал масштабный образовательный проект для нотариусов СНГ
7 июля в Минске начала работу Академия нотариата – уникальная образовательная площадка, объединившая нотариусов из стран СНГ. Проект призван укрепить профессиональные связи, обсудить актуальные тенденции в нотариальной деятельности и повысить уровень правовой грамотности граждан.
Проект проходит на базе Института переподготовки и повышения квалификации (ИППК) судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ – ведущего учебного заведения Беларуси, занимающегося подготовкой юридических кадров высшей квалификации.
Участников проекта приветствовали Наталья Борисенко, председатель БНП, и Оксана Здрок, директор ИППК БГУ.
Наталья Борисенко также вручила Ирине Целиковец, ответственному секретарю Совета министров юстиции СНГ, нагрудный знак Белорусской нотариальной палаты за вклад в развитие нотариата II степени: «Несколько лет назад именно Ирина Александровна стала инициатором создания Базовой организации СНГ в сфере нотариальной деятельности на базе Белорусской нотариальной палаты. Этот статус позволил нам аккумулировать лучшие практики и знания для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц путем совершения нотариальных действий, вносить соответствующие предложения по гармонизации и унификации нормативной базы в сфере нотариальной деятельности на пространстве СНГ, а также проводить такие масштабные программы по повышению квалификации нотариусов стран Содружества».
Сотрудничество в сфере нотариата: цели и перспективы
Образовательную программу Академии нотариата открыло выступление Ирины Целиковец, которая рассказала участникам проекта об истории создания Совета министров юстиции СНГ, ключевых задачах и приоритетах правового сотрудничества между странами – участниками Содружества.
Правовое просвещение – социальная миссия нотариата
Ирина Радуцкая, начальник организационного отдела БНП, выступила с докладом о роли нотариусов в повышении юридической грамотности населения: «Белорусские нотариусы активно работают в рамках правового просвещения населения: проводят дни бесплатных консультаций, публикуют статьи в СМИ, отвечают на вопросы граждан на сайте БНП. Одним из самых успешных проектов стал портал «Нотариус для вас», где в доступной форме собрана информация о нотариальных действиях».
Зарубежных гостей особо интересовали традиционные, но не менее эффективные форматы подачи правовой информации, такие как информационные буклеты, билборды в городах, социальная реклама на ТВ и радио.
Развитие нотариата в странах СНГ: правовые аспекты
Ирена Кирвель, доцент Гродненского государственного университета им. Я.Купалы, представила анализ эволюции законодательства о нотариате в странах СНГ. В рамках лекции спикер рассказывала об истории формирования правовых основ для работы нотариусов, переходе к нотариату на принципах самофинансирования, требованиях к приобретению статуса нотариуса и т.д.
Особое внимание спикер уделила внедрению цифровых технологий. С участниками Академии нотариата она обсудила создание национальных информационных систем, электронное взаимодействие с госорганами, а также возможность удаленного совершения нотариальных действий.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт БНП)