29.09.2021
Открылся Белорусский промышленно-инвестиционный форум – 2021
Локализация, кооперация, импортозамещение – традиционные темы для обсуждения на промышленных форумах. Не стал исключением и Белорусский промышленно-инвестиционный форум – 2021, который сейчас проходит в Минске. Но пандемия и многочисленные санкционные сюжеты несколько изменили значение углубления сотрудничества белорусских и российских предприятий. А если говорить шире – и в рамках ЕАЭС. И если в прошлые времена локализация являлась инструментом поддержки и развития отечественных производителей, то сегодня на повестке дня стоит национальная безопасность. Как сказал модератор пленарного заседания форума Георгий Гриц, прекращение поставок какого-нибудь «винтика» может грозить остановкой производства. В мире накопилось слишком много эпидемиологических и геополитических рисков, чтобы эти опасения стали реальностью. Впрочем, в прошлом году, когда государства, как костяшки домино, сваливались в локдауны, некоторые риски прекращения поставок состоялись. И такие вызовы требуют реакции.
Ограничения – продолжение политики протекционизма
Генеральный директор ОАО «Амкодор» – управляющая компания холдинга» Александр Ефимов сравнил условия доступа на рынки ЕС и РФ – компания присутствует и на Западе (Литва), и на Востоке. Выигрывает российский рынок. «Никто в ЕС не хочет пускать производителей с Востока и не будет этого делать», – отметил топ-менеджер. И барьеры выстраивались через перманентное изменение стандартов. Санкции фактически всего лишь продолжение и усиление политики протекционизма коллективного Запада по отношению к третьему миру. «Цель санкций – конкурентная борьба», – заявил в своем выступлении заместитель Министра промышленности Дмитрий Харитончик. Причем сейчас ограничения начинают применяться группой стран против групп других государств. Между тем результаты прошлого и этого года показали: промышленный сектор является одним из самых устойчивых к внешним неблагоприятным шокам. В том числе и благодаря высокому уровню кооперации и локализации внутри Союзного государства.
Дмитрий Харитончик констатировал: доля российского сырья, материалов и комплектующих достигает 60 процентов в белорусской индустриальной продукции. Слова коллеги подтвердил и торговый представитель России в Беларуси Юрий Золотарев. В частности, по его словам, в БелАЗ – до 50 процентов российских комплектующих, в продукции МТЗ и «Гомсельмаш» – около 70 процентов. Такое взаимодействие позволяет более комфортно чувствовать себя и белорусским, и российским компаниям. Правда, справедливо подтвердил Александр Ефимов, еще сохраняется достаточно серьезная зависимость отечественных производителей от западных наукоемких комплектующих и технологической продукции.
Надо снижать риски
Конечно, полностью закрыться в современных глобальных экономических реалиях практически невозможно. Но снижать риски необходимо. Одобренные на уровне президентов Беларуси и России союзные программы и прописанные в них мероприятия должны создать нормативно-правовые основы для равных условий для всех субъектов хозяйствования на территории Союзного государства. К сожалению, еще есть узкие места, которые препятствуют более глубокому взаимодействию. Так, используются разные подходы в оценке степени локализации продукции. Юрий Золотарев отметил: необходимо гармонизировать подходы. Тогда в прошлое уйдут досадные недоразумения, когда двигатель «Каменец» (производится в Набережных Челнах), установленный на российскую технику, считается достаточно локализованным, а на тракторе МТЗ уровня локализации уже недостаточно. В этом вопросе много специфики. Поэтому и возникают неувязки. Дмитрий Харитончик подчеркнул: сейчас российские партнеры переходят на балльную систему оценки степени локализации. Цель – стимулировать инвестиции в освоение узлов и агрегатов, которые не производятся в стране. Поэтому, условно говоря, у электронных блоков балл может быть выше, чем у рам и балок. Юрий Золотарев признался: торговое представительство России в Беларуси старается оперативно реагировать на возникающие проблемы и решать их. Тем не менее переход на единую систему оценки технологических процессов крайне актуален. Узкие места должна ликвидировать единая промышленная политика. Кстати, она выгодна в равной степени и Беларуси, и России. Взаимные инвестиции в индустриальный сектор друг друга сопоставимы. Российские компании реализуют серьезные проекты в нашей стране, а белорусские промышленные гиганты открывают свои производства в России, причем полного технологического цикла, а не отверточную сборку.
Владимир Волчков, «Рэспубліка», 29 сентября 2021 г.
(фото – Роман Ключар)
Депутаты обсудили реализацию механизмов защиты добросовестных инвесторов
Выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам проходит в Лиде. Темой для обсуждения стали актуальные вопросы практики применения законодательства Республики Беларусь в сфере развития внешнеэкономической деятельности, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Леонида Щеглова, БЕЛТА)
В мероприятии принимают участие парламентарии, представители областных и районных советов депутатов, Гродненского облисполкома, Лидского райисполкома, руководители предприятий и организаций Гродненского региона.
Как отметил председатель Постоянной комиссии по международным делам Сергей Рачков, Лида и Лидский район известны в первую очередь своими предприятиями. «Этот регион взаимодействует с более 80 странами, поставляет свою продукцию. Заседание посвящено изучению практики применения законодательства, способствующего развитию внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Поэтому мы сегодня и проводим выездное расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам именно в Лиде и в Лидском районе. Мы рассчитываем на то, что изучим практику применения законов по этой проблематике. Действительно, здесь многие предприятия экспортоориентированы. Очень важно понять, насколько то, что мы, депутаты Палаты представителей, поддерживаем в ходе своих заседаний, принимая законодательство, работает. Какие есть сложности, проблемы, что необходимо еще дорабатывать в нашем законодательстве, – сказал Сергей Рачков. – Ведь сегодня очень непростая мировая обстановка. И в общении с нашими зарубежными коллегами мы видим, насколько растет конкуренция прежде всего во внешнеэкономической деятельности. И мы должны не просто идти в ногу со временем, но и опережать, чтобы наша продукция была и конкурентоспособной, и продавалась на внешних рынках. На примере Лиды мы можем посмотреть, что у нас получается и какие еще задачи предстоит решать».
Участники заседания посетили СООО «Бел-Пласт Интернешнл». Как рассказал его руководитель Анатолий Великин, предприятие работает с 1999 года и является белорусским лидером по серийному производству широкого спектра пластмассовой упаковки и укупорочных средств. В ассортименте предприятия более 300 наименований бутылок, банок, канистр, крышек для бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции, пищевых продуктов и лекарственных средств. Продукция предприятия реализуется на рынках Беларуси (и процент потребления внутри страны, по словам руководителя предприятия, растет), России (в 26 регионах), Казахстана, Узбекистана.
По словам Анатолия Великина, за годы существования белорусско-польское предприятие достигло значительных результатов. СООО «Бел-Пласт Интернешнл» является неоднократными победителями премии СНГ за достижения в области качества, шесть раз – лауреаты премии правительства Республики Беларусь.
По информации
БЕЛТА
Замминистра экономики: более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития
Более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития. Об этом заместитель Министра экономики Беларуси Елена Болигатова сообщила в ходе заседания Совета по устойчивому развитию, которое состоялось сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Елены Болигатовой, в нашей стране эффективно функционирует система достижений Целей устойчивого развития, что подтверждается высокими международными оценками и результатами работы экономики:
– Более 10 лет Беларусь удерживает позицию как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 69-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития. Интегративные показатели ВВП на душу населения и паритету покупательной способности выросли более чем в 5 раз. В Беларуси установлена высокая динамика промышленного производства. Рост производственных способностей нашего промышленного комплекса подтверждает 58-я позиция среди 153 стран в мировом рейтинге. В Беларуси произведен самый большой карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Новым вектором стало развитие электротранспорта – освоен выпуск электромобилей, электробусов и различной техники. Особый упор в этом векторе мы делаем на инвестиции. Сохраняется положительная динамика по инвестициям в основной капитал.
Юлия Демешко, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Толкование соглашений. Андрей Плотников рассказал о востребованной компетенции Экономического суда СНГ
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Планируемые изменения законодательства в сфере аудиторской деятельности обсудили в Палате представителей
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.

В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Беларуси частью новой «Региональной инициативы» за полгода стали почти 40 инвестпроектов
На начало июня поступило 88 заявок на включение в пул инвестиционных проектов «Региональная инициатива», 39 из них дан зеленый свет. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.
В числе сфер реализации этих проектов – пищевая промышленность, деревообработка, химическое производство, выпуск машин и оборудования, медицинских препаратов, стройматериалов и продукции для благоустройства территорий. Теперь эти проекты могут претендовать на особые условия поддержки – кредитный продукт «Инвестиционное развитие», который предоставляют Банк развития, ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Банк Дабрабыт», ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», ОАО «Белагропромбанк».
В Министерстве экономики напомнили, что прием заявок с перспективными бизнес-идеями продолжается. Предложить свой проект «в несколько кликов» можно на портале «региональная инициатива.бел». При этом инвестиционный проект должен соответствовать следующим критериям. Во-первых, реализовываться за пределами столицы и областных центров, как и прилегающих к ним районов. Во-вторых, быть значимым для социально-экономического развития региона с учетом отраслевых особенностей. В-третьих, предусматривать создание новых или модернизацию существующих производств, объектов инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Наконец, обеспечивать создание не менее пяти новых рабочих мест.
Как сообщалось ранее, перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации
БЕЛТА