Александр Лукашенко подписал Указ № 363 «О текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания»
Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 сентября подписал Указ № 363 «О текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания».
Документ принят в целях повышения качества и доступности банковских услуг и социальной защищенности граждан.
Указом устанавливается право физического лица на открытие одного базового счета в банковской системе, а также определяется минимальный бесплатный перечень платежных операций с его использованием.
Для физических лиц, желающих получать социальные и приравненные к ним выплаты в безналичной форме, предусмотрена обязательность открытия базового счета. Переход к новой практике будет постепенным, до 1 июля 2025 года. При этом имеющиеся возможности по получению социальных выплат в наличной форме не ограничиваются.
Также предусмотрена обязанность нанимателя перечислять причитающиеся физическому лицу денежные средства в виде заработной платы и приравненных к ней выплат на базовый счет, указанный физическим лицом.
Принятые решения позволят гражданам минимизировать расходы по наиболее востребованным операциям банков.
Основные положения Указа вступают в силу с 1 марта 2022 года.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 июня встретился с заместителем Председателя Постоянного комитета 14-го Всекитайского собрания народных представителей, председателем Комитета высокого уровня по сотрудничеству между законодательными органами Беларуси и Китая Чжан Цинвэем.
«Сегодня у меня такой военный день – пятница. Но я перенес все свои мероприятия на конец дня на полигонах для того, чтобы встретиться с нашими давними, надежными друзьями. Особенно после того, как был осуществлен, как наш посол сказал, успешный визит белорусской делегации, мой визит в Китайскую Народную Республику. И состоялась встреча с моим давним–давним другом Си Цзиньпином», – заявил Александр Лукашенко.
«Вы хорошо знаете, что наши с вами дипломатические, политические отношения, добрая дружба между нашими народами подкреплены серьезной экономической базой», – сказал белорусский лидер.
Он отметил, что на территории Беларуси с Китаем при совместном финансировании реализуется много проектов. «Мы готовы и дальше в этом отношении развивать наше сотрудничество», – заверил Александр Лукашенко.
По его словам, в современном мире в сотрудничестве большую роль играет народная дипломатия, основой которой является сотрудничество между депутатами парламентов. «Такую роль наши парламентарии играют еще и потому, что они находятся на переднем крае. Они непосредственно сталкиваются с проблемами народов. А мы с вами народные государства строим. Поэтому нам очень важно знать настроения людей и действовать в их интересах», – подчеркнул Глава государства.
«Мы очень благодарны властям КНР и руководству Всекитайского собрания народных представителей, руководителям парламента за ту колоссальную поддержку, которую вы нам оказываете на международной арене. И вы прекрасно знаете, что мы всегда отвечали и отвечаем на вашу поддержку соответствующей поддержкой по всем вопросам Китайской Народной Республики в международных организациях», – добавил Александр Лукашенко.
«На встрече с Председателем Си Цзиньпином мы договорились, что сделаем все для того, чтобы никакие штормы и вьюги не могли нарушить наше единство. Чтобы мы и дальше, как все эти 30 лет, развивали наши отношения и углубляли. Вы должны знать, что мы готовы сделать все для Китайской Народной Республики, что в ее интересах на территории Беларуси, которая находится в центре Европы», – сказал Глава государства.
«Мы сделаем все для укрепления дружбы между белорусским и китайским народами», – подчеркнул белорусский лидер.
В свою очередь высокий иностранный гость поблагодарил Главу белорусского государства за возможность встречи, несмотря на напряженный график белорусского лидера. Он также передал искренний привет от Председателя КНР Си Цзиньпина. Чжан Цинвэй отметил, что недавно лидеры двух стран встречались в Пекине и вышли на важные договоренности.
«Господин Президент, Вы в Китае очень известны. Китайцы хорошо знают о Вас. Мы искренне гордимся, что у китайского народа есть такой давний и хороший друг», – сказал Чжан Цинвэй.
Он обратил внимание, что в последние годы, благодаря стратегическому руководству глав двух государств, на высоком уровне развиваются китайско-белорусские отношения всепогодного и всестороннего стратегического партнерства. «Китайская сторона выражает готовность совместно с белорусской стороной рассматривать договоренности на высшем уровне как основное руководство для приумножения традиционной дружбы и углубление взаимовыгодного сотрудничества, а также для уплотнения взаимодействия на международной арене в целях модернизации наших стран и возрождения наших наций», – подчеркнул заместитель Председателя Постоянного комитета 14-го Всекитайского собрания народных представителей.
Он рассказал, что китайская делегация до мероприятия на высоком уровне побывала на площади Победы в Минске, возложила венки к монументу, почтив память великих героев Беларуси, участвовавших во Второй мировой войне. Пользуясь случаем, Чжан Цинвэй поздравил белорусского лидера с 80-летием Великой Победы.
«Белорусский народ принял первый удар, выстоял и проявил героизм и патриотизм. Это не может не вызвать у нас восхищения, мы высоко оцениваем и важный вклад белорусского народа в победу в мировой антифашистской войне, – подчеркнул он. – Неуклонно обеспечивая мир во всем мире, китайская сторона готова совместно с белорусской стороной твердо стоять на страже итогов Второй мировой войны и международной справедливости, формировать сообщество единой судьбы человечества».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил провести ревизию директив Главы государства. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Сейчас действует 11 директив Президента. Последняя – о реализации основ идеологии белорусского государства – получила двенадцатый номер, в то же время Директива № 5 о развитии отношений с Китаем утратила свою силу.
«Президент сказал, что надо на них посмотреть. Конечно, не просто взять и отменить их или перечитать и оставить в том же количестве, только внеся какие-то изменения. Сказал, надо поработать с ними умно, – отметила Ольга Чуприс. – Если они нам не нужны, то надо их, может быть, и отменить. Если же они нам нужны, но мы видим смежность, то, соответственно, сделать одну, но современную, чтобы всем было понятно, куда двигаться и как работать».
В пример она привела Директиву № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» и Директиву № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли». Эти документы близки по духу и по направлениям.
«Вполне возможно, когда мы проанализируем эти две директивы, поймем, что это должна быть одна директива, которая будет идти от жизни, от потребности людей и ответит на вопрос, как мы будем развивать строительную отрасль, а вместе с ней и жилищно-коммунальное хозяйство», – пояснила Замглавы Администрации Президента.
По информации БЕЛТА
Глава государства Александр Лукашенко 12 июня провел совещание с руководством Администрации Президента.
Александр Лукашенко напомнил, что в свое время было принято решение такие встречи проводить регулярно. Подобные совещания, на которых можно сверить часы, обсудить существующие проблемы и актуализировать задачи, Президент при необходимости также проводит и с экономическим блоком страны.
«У нас установилась хорошая практика работы с Правительством, когда мы обсуждаем злободневные вопросы, выносящиеся на уровень Президента. Естественно, уже проработанные не только в Правительстве, но и в последней инстанции – у вас в Администрации Президента. Обсуждаем и принимаем решение по этим вопросам. Хотелось бы, чтобы подобная практика навсегда осталась и в нашей работе», – сказал Александр Лукашенко. – В ближайшее время такое же совещание на уровне Президента мы проведем с сотрудниками, руководством Национального банка. Затем нам предстоит организовать и провести съезд ученых. За науку надо браться серьезно. Эта сфера в Администрации Президента практически исключена, и я ее не вижу в работе по организации процесса научной деятельности, особенно получения результатов».
Глава государства пояснил, что необходимость проведения совещания в НАН обусловлена в том числе недавними кадровыми изменениями. Как известно, Председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси 22 мая был назначен Владимир Караник, до этого работавший Заместителем Премьер-министра. Президент дал понять, что это не единственное кадровое изменение и последуют другие. «В связи с изменениями, которые произошли и произойдут в руководстве Академии наук (необходимо провести тематическое совещание. – Прим.). Произойдут – это тоже тема, которая касается не только меня, но и вас прежде всего», – сказал он.
В ближайшее время Александр Лукашенко также намерен изучить ситуацию в Витебской области. «Практическое мероприятие – это совещание по развитию Витебской области. Надо посмотреть, что мы там создали хорошего и какой результат от той реформы (о создании интеграционных структур в сельском хозяйстве. – Прим.), которая была предложена еще во времена Николая Николаевича Шерстнева», – пояснил белорусский лидер.
Возвращаясь к деятельности Администрации Президента, Глава государства напомнил, что в стране давно завершилась избирательная кампания. Обещания людям даны, определена стратегия политического, экономического, социального развития страны на следующие пять лет. «По отдельным направлениям на Всебелорусском народном собрании мы еще раз коснемся этой проблемы (очень серьезно нужно готовить ВНС) и обсудим не то что ближайшие наши планы, а планы на среднесрочную перспективу. По крайней мере на пятилетку», – отметил Президент.
«Вы являетесь политическим штабом Президента и контролирующим органом. И барьером соответствующим от других структур перед Президентом. Наделены рядом функций, возлагающих на вас немалую ответственность за результат, к которому стремится вся страна», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства констатировал, что через экспертизу Администрации Президента проходят практически все ключевые назначения и решения, принимаемые на самом высоком уровне.
«И я не преувеличиваю, когда говорю, что работа в Администрации Президента, Главы Администрации, руководства – это «горячая сковородка». Цель предстоящей работы – обозначить «узкие места», откорректировать подходы к решению тех задач, которые были поставлены перед страной», – подчеркнул Президент.
Работу с кадрами Александр Лукашенко назвал главным направлением деятельности Администрации Президента. «Как в советские времена говорили, «конек партии – кадры», – сказал он.
«Формируем каждый год, обновляем кадровые резервы, а кандидатов на должность, как только открывается вакансия, ищем долго и находим не сразу. Даже в кадровый реестр Главы государства», – заметил Александр Лукашенко.
По его словам, допускаются факты внесения Президенту недостаточно проработанных кадровых предложений. «Администрация Президента должна принципиально, жестко подходить к отбору предлагаемых кандидатов. Кадровые ошибки недопустимы, – подчеркнул белорусский лидер. – Вы своими щупальцами должны видеть кадры в целом, начиная от колхозов, совхозов и заканчивая самым высоким уровнем. Но обсуждать предложения для внесения Президенту вы должны коллективно. Я вас просто предупреждаю, что ответственность будет повышаться за кадровые назначения. Есть хороший руководитель – есть результат. Нет руководителя – результата нет».
Глава государства также потребовал выстроить четкую идеологическую работу в стране.
«Когда-то все прятались от этого термина, но мною было жестко введено понятие «идеология». Как видите, сегодня все заговорили об идеологии, даже американцы. От этого уходить не надо: никто ничего лучше не придумал, как обозначить процесс всяких преобразований, целей и так далее, положенных на бумагу, в голове человека. Но земных. Не так, как это было в советские времена: все стремились построить коммунизм, но никто не знал, что это такое», – отметил Александр Лукашенко.
«Дай бог, чтобы мы, наконец, народу четко сказали не только что такое идеология, а как мы всегда говорим: вот выработать нам бы такую национальную идею, которая бы могла захватить души и сердца, разум людей, – сказал Глава государства. – Может, она и есть. Некоторые говорят «патриотизм», еще что-то. Но я не чувствую, что есть такая идея. Если мы ее выработаем (а это должно быть очень важной для нас целью, которая захватит все – от сердца до разума человека) – это вершина».
Результаты деятельности идеологической вертикали Президентом не единожды подвергались критике: «Мы принимали разные решения, но у нас здесь очень много формализма».
Он потребовал уходить от формальных подходов и не проводить встречи и собрания ради галочки. Важно, по словам Главы государства, не сколько собрано слушателей в зале, а какая часть людей вынесла для себя что-то полезное во время организованного мероприятия.
«Надо выстроить четкую идеологическую работу в стране. Не надо стремиться проводить побольше каких-то совещаний, заседаний, форумов. Принимая то или иное решение, подумайте, во что это обойдется. Это дорого», – подчеркнул Александр Лукашенко.
В этом плане Президент также поручил обратить серьезнейшее внимание на командирование должностных лиц. По его мнению, не все командировки могут быть оправданы с финансовой точки зрения, поэтому здесь необходимо навести порядок. «Я подписал (командировку. – Прим.) министру, допустим. А за министром целый же хвост едет. Поэтому железно возьмите на жесткий контроль и предупредите Премьер-министра, который вносит предложения, и других. Это огромные деньги, – обратил внимание белорусский лидер. – У нас и за Президентом целая кавалькада. Давайте с небес будем опускаться на землю. Поэтому приводите все в порядок, не глядя ни на личности, ни на ранги».
В апреле Глава государства подписал Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства». Документ призван вывести идеологическую работу на качественно новый уровень. Однако Александр Лукашенко считает, что работу руководства Администрации Президента в этом направлении захлестнула текучка.
«Не пытайтесь формально подходить к тем или иным вопросам. Принципиальнейшим образом прорабатывайте их, – поручил Президент. – Нам надо укреплять кадровый состав идеологической вертикали, переформатировать информационно-разъяснительную работу с населением, освободить идеологов от несвойственных функций».
«Телевизор – это хорошо, интернет мы начали завоевывать. Но всегда – с первого дня говорю – надо общаться с людьми. Надо с ними с глазу на глаз разговаривать. Люди это уважают, ценят», – добавил белорусский лидер.
По словам Президента, по-прежнему актуальными остаются и вопросы избыточности законодательного массива и дублирования норм.
«Это огромный пласт работы. Я знаю, что такое законотворчество. А тут надо организовать, надо посмотреть на все, что мы «натворили» за последние 10, 20, а может, 30 лет, и «отрубить» то, что нам сегодня не нужно, оставить только то, что нужно», – сказал Глава государства.
Работу в этом направлении Администрация Президента начала давно, и определенные результаты уже достигнуты.
«Это надо не забывать, – подчеркнул Президент. – Обратить надо внимание на качество экспертной проработки правовых инициатив. Нам нужны более точные прогнозы правового воздействия внесенных Правительством и доработанных вами проектов законодательных актов на среднесрочную перспективу».
Александр Лукашенко напомнил о еще одной наиважнейшей функции Администрации Президента – контроле за выполнением поручений Главы государства и письменных, и устных.
«Если этого контроля не будет, если вы не добьетесь реализации поручений Президента, Президенту в стране делать нечего. Авторитет его будет падать, и в конце концов можем довести до того, что народ подумает: да зачем этот Президент нам нужен вообще? А в наше время он нужен. Буду я или какой-то другой человек, ответственный, идущий во главе, он нужен. Но если он принимает решения – железобетонно эти решения должны быть исполнены», – потребовал белорусский лидер.
«Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства в целом выстроена. Но вопросы к обеспечению качества и своевременности выполнения поручений периодически возникают», – обратил внимание Александр Лукашенко.
Президент отметил, что многие вопросы он держит на личном контроле. «И если только я увижу, что со стороны Администрации это не получило контроля и развития, это не внедрено в жизнь – пеняйте сами на себя. И никаких отписок не принимайте, – предупредил Глава государства. – Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства вроде бы выстроена, как вы считаете, но нужен результат. Не отписки. Вопросы к обеспечению качества, своевременности выполнения поручений периодически возникают».
Одной из тем, которых коснулся Президент во время мероприятия, стала и работа с обращениями граждан.
«В идеале их (таких обращений. – Прим.) быть не должно. Как минимум обращения не должны доходить до уровня Администрации Президента. Они должны решаться на местах, – сказал Глава государства. – Но если дошли, то в процессе разбирательства следует особое внимание уделить анализу компетентности тех инстанций, где люди так и не получили помощь в решении своего вопроса».
Александр Лукашенко отметил, что часто видит, как высокие должностные лица, бывая на местах по поводу того или иного обращения, потом заявляют, что это, как оказалось, не их компетенция и надо было эти вопросы решать ранее на местах. «Зачем ты туда поехал тогда, если такое заявление делаешь? Если ты приехал и решаешь этот вопрос, значит, это и твой вопрос. Ты принял такое решение. Но для себя ты подумай: а кто же не решил этот вопрос, кто этот забор не отремонтировал или не покрасил его, к примеру говоря, вопросы разные бывают. Кто там природный газ пообещал и вовремя не подвел?» – критически заметил Глава государства.
Президент сделал акцент на том, что власть должна видеть и знать, что люди говорят о ней внутри страны и за рубежом, по каким поводам делают замечания. И по ключевым таким поводам Администрация Президента должна информировать Главу государства. «Собирайте эту информацию, выводите на уровень Президента для того, чтобы я познакомился и, приняв эту информацию, принимал решения», – ориентировал Александр Лукашенко.
В числе задач, которые обозначил на мероприятии Глава государства, была доработка функциональных обязанностей и усиление нагрузки на помощников Президента.
Александр Лукашенко напомнил: их функционал предполагает абсолютное погружение в жизнь региона. «Дмитрий Николаевич, Ваша задача, чтобы региональные помощники Президента, они же инспекторы, работали так, как надо», – поставил задачу Президент, обращаясь к Главе Администрации Президента Дмитрию Крутому.
Глава государства поручил доработать функциональные обязанности помощников с тем, чтобы усилить на них нагрузку. Ведь, по его словам, часто бывает так, что человек вроде бы работает, а на самом деле отсиживается, ждет назначения на новую должность. «Этого быть не должно, – потребовал Александр Лукашенко. – Это позор».
Президент обратил внимание, что в Беларуси должностные лица из центральных органов власти как-то не особо стремятся попробовать проявить себя на местах, в регионах, где надо решать реальные, земные задачи, а не только теоретизировать. «Никто из Администрации Президента, из центрального аппарата Правительства особо не рванул вниз», – сказал по этому поводу Александр Лукашенко. Хотя, например, в советские времена такая практика существовала, и для инструктора ЦК Компартии было наградой, если его направляли поработать председателем исполкома. «Сколько у нас из центра поехали и показали свою прыть?» – риторически спросил Глава государства.
В качестве примера он привел Китайскую Народную Республику, где отчасти переняли практику, подобную той, что была в советские времена. «И дисциплина – дай бог», – заметил белорусский лидер.
«Вы должны быть погружены в жизнь региона. Вы должны знать каждый уголок региона и требовать, требовать, требовать», – подчеркнул Александр Лукашенко, говоря про обязанности помощников.
От них Президент ожидает объективной подробной информации о состоянии дел в том или ином регионе. «Я должен не просто знать, что, где, когда и почему происходит, а видеть все вашими глазами – что там на месте и как живут наши люди на местах», – заявил Глава государства.
Если, например, в стране на республиканском уровне объявлен Год благоустройства, то одна из задач помощников Президента – сделать так, чтобы каждый житель Беларуси на местах это прочувствовал, ощутил какие-то изменения. В этой связи Глава государства напомнил о действующих нормах по содержанию территорий, прилегающих к жилым домам, и потребовал, чтобы на местах активнее работали с населением, доводя до людей, что порядок вокруг своих домов нужно наводить обязательно. Если кто-то не может этого сделать самостоятельно, например, одинокие пожилые люди, местные власти должны оказать помощь. «А если кто-то пьет и бродяжничает и не может вокруг убрать, так заставьте любыми судьбами, вместе с милицией, но так, чтобы он привел в порядок свой участок и благоустроил его», – потребовал Президент.
Александр Лукашенко, опираясь на собственные воспоминания, привел в пример то, как была выстроена работа инспекторов по областям в советские времена. Если приезжало такое должностное лицо, то «все на ушах ходили» и «район был на особом положении». Но и был результат. И теперь Глава государства ориентирует своих помощников в регионах действовать более принципиально.
«Поэтому я от вас и требую – дайте результат. Действуйте там. Но не сдуру: вот пришел и «я тут, я». Там есть губернатор, да. Но ты своими методами должен пройтись так, чтобы губернатор вспотел после вашего посещения того или иного места», – подчеркнул белорусский лидер.
Не только помощников, но и должностных лиц в целом, особенно Администрацию Президента, Глава государства настраивает на оперативные и, главное, более самостоятельные действия. «У нас что не проблема – быстрее к Президенту. Что вы ко мне бегаете? Вы знаете мою позицию. Не надо обижать людей, кто бы они ни были, если они законно работают, – сказал он. – Если мы видим, что что-то не так, – надо закон поправить. Если нарушают – пусть отвечают. Поэтому все должно быть контролируемо».
Александр Лукашенко привел пример с заморозками, которые существенно повлияли на будущий урожай садовых культур. Соответственно, надо заранее подумать над тем, как заготовить необходимые объемы продукции: «Для этого мы и есть – выработать систему, завезти это яблоко, которого будет недостача в этом году. А она будет. Я вот недавно по своему саду походил, у меня там для эксперимента есть, вижу, что процентов 10–15 живые остались (завязи. – Прим.). А остальное попало под мороз. Но даже если мы это соберем и положим, как надо, на хранение, мы не будем иметь проблем».
Присутствовавший на совещании Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой в этой связи отметил, что как раз накануне Глава государства подписал Указ об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд, который касается формирования стабфондов.
«Я решений много подписал. Но вы проконтролируйте. Чтобы было реализовано. Нет – хотя бы мне скажите, что кто-то не выполнил. Надо уже выгонять на улицу таких руководителей: «Мы не можем…», – отреагировал белорусский лидер.
Он напомнил, что в стране построили много хороших хранилищ, но есть факты, когда они пустуют или их содержат в ненадлежащем виде. Подобное Глава государства назвал не иначе, как преступлением.
«И это дело прежде всего помощника Президента. Он там глаза и уши Президента. Куда смотрим?» – акцентировал внимание Александр Лукашенко.
Резюмируя вышесказанное, Александр Лукашенко подчеркнул, что Администрация Президента – это политический штаб, последняя инстанция перед принятием окончательного решения. «Вы ни в коем случае не должны «входить в положение» и играть на чьем-то поле. Вы должны быть абсолютно независимыми, насколько это возможно, и объективными. Задача – формировать независимое от остальных институтов власти мнение по всем направлениям реализации государственной политики. Вы формируете мое мнение, – обратил внимание белорусский лидер. – Чем больше точек зрения, тем быстрее мы найдем оптимальное решение любых вопросов. Поэтому принцип «я начальник, ты дурак» вам абсолютно не подходит».
Глава государства убежден, что актуальные вопросы необходимо обсуждать коллективно и, возможно, решения принимать так же. По итогам проработки на столе у Президента должен лежать аналитический доклад с четким определением главного вектора действий.
Александр Лукашенко также напомнил про Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Повышение качества управления в целом, обеспечение исполнительской дисциплины – одни из основных целей нашей с вами работы, – заявил Александр Лукашенко. – Нет дисциплины – не будет никакого результата в работе».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, « Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, « СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.