Изменения в Закон об оказании психологической помощи внесены на рассмотрение в Правительство
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» разработан Национальным центром законодательства и правовых исследований и Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с пунктом 28 плана подготовки законопроектов на 2021 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 2.
Целью разработки проекта Закона является совершенствование норм Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи» с учетом практики его применения.
Проектом Закона предусматривается:- обновление понятийного аппарата Закона;
- совершенствование подходов к установлению требований к образованию лиц, которые могут быть психологами;
- установление компетенции Министерства по чрезвычайным ситуациям в сфере оказания психологической помощи;
- повышение роли Межведомственного координационного совета по оказанию психологической помощи (в частности, предлагается наделить указанный совет полномочиями по определению примерного перечня методов и методик, которые могут применяться при оказании психологической помощи);
- возможность оказания психологической помощи на основании методов и методик, рекомендуемых Межведомственным координационным советом по оказанию психологической помощи, государственными органами, а также на основании иных научно обоснованных методов и методик;
- возможность оказания психологической помощи с использованием средств электросвязи не только на безвозмездной основе (как это предусмотрено Законом), но и на возмездной основе;
- установление перечня случаев, являющихся основанием для отказа психологом в оказании психологической помощи гражданам.
По информации Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 303 от 6 июня 2025 г., которым утверждена новая редакция национальной таблицы распределения радиочастот между радиочастотными службами Республики Беларусь (НТРЧ).
Проект документа разработан Министерством связи и информатизации Республики Беларусь при участии государственного предприятия «БелГИЭ» и радиочастотных служб Республики Беларусь.
Обновленная НТРЧ отражает национальное применение положений Регламента радиосвязи МСЭ и учитывает изменения, принятые на Всемирных конференциях радиосвязи 2019 и 2023 гг.
Утверждение новой редакции НТРЧ будет способствовать:
- дальнейшему развитию подвижной широкополосной связи и связанных с ней услуг на базе современных технологий 4G, 5G и 6G;
- обеспечению устойчивой и доступной связи для пользователей;
- надежной работе служб, связанных с обеспечением безопасности;
- компетентному управлению спектром в интересах государства и общества.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Перебирая варианты отдыха, многие волнуются: даже если воспользуешься помощью профессионалов, радость от поездки и отдыха может быть омрачена ошибкой туроператора или прочими внешними факторами. О том, как минимизировать риски, мы узнали во время вебинара, проведенного Национальным центром законодательства и правовой информации.
Все на бумаге
Отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на основе договора. Исполнитель – юридическое лицо – туроператор, подчеркивает консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов:
– При этом отношения с потребителем могут быть построены как напрямую, так и через турагентов. Заключение договора необходимо в любом случае, но при этом важно обратить внимание на содержание документа. Правительством утверждена типовая форма, и все предлагаемые туроператором договоры должны ей соответствовать. Условия, предусмотренные в образце, исключению не подлежат. Дополнения же возможны, поскольку каждый из туров имеет свои особенности.
По полной программе
При покупке тура все услуги, которые вы хотите приобрести, должны быть обязательно прописаны в договоре. Программа туристического путешествия – одно из приложений к договору оказания услуг, и она должна быть максимально подробной. Но если клиенту что-то навязывают дополнительно, он вправе от этого отказаться.
– Когда говорят, что необходимо оплатить некую дополнительную услугу, задайтесь вопросом: а что это такое? – советует Александр Кречетов. – Часто пишут, например, что весь комплекс составляет некую сумму в долларах или евро (в белорусском эквиваленте) плюс туруслуга в рублях. А в программе путешествия ее нет! Однако все услуги должны быть отражены в программе.
Оплата: возможны варианты
С одной стороны, порядок оплаты туристических услуг регулируется договором. С другой – возможны лишь два варианта: деньги получает либо туроператор, либо турагент.
– Вариант, когда часть оплаты нужно внести сейчас, а часть необходимо передать принимающей стороне либо отдать в автобусе, не допускается по законодательству, – отмечает Александр Кречетов. – Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения также определяется договором. Полная предоплата либо оплата в несколько этапов – все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор.
И еще: оплата допускается в любой форме. Вам говорят, что только через ЕРИП? Это ограничивает права потребителей и, соответственно, не имеет юридической силы. Вариантов на самом деле два: безнал и наличка через кассу с предоставлением платежного документа.
Время на составление претензии
В случае некачественного оказания туруслуг потребитель может подать претензию исполнителю. Рассмотрение не должно превышать 7 дней, если заказчик – физлицо, и 30 дней, если заказчик – организация или ИП.
– Зачастую в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или более короткого срока, – замечает представитель Минспорта. – Но это не так, поскольку законодательно установлена подача претензий в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре.
Предупрежден – вооружен
До путешественника должна заблаговременно доводиться полная информация об особенностях пограничного, визового, таможенного и другого контроля, уплате дополнительных сборов и т. п. При выезде за рубеж также должны быть доведены данные о месте нахождения представительства Беларуси – на тот случай, если произойдет несчастье.
– Если турист путешествует в составе группы, то ответственность на себя берет ее руководитель: он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, либо в посольство, – уточняет Александр Кречетов.
ВАЖНО
Исполнитель обязан заблаговременно предупреждать туриста об изменениях даты и времени отправки. По законодательству – за сутки, если до начала тура есть время, либо непосредственно в день заключения договора, если речь идет о так называемом горящем туре.
Односторонний отказ от путешествия – это право заказчика, а не утверждение факта ненадлежащего исполнения договора. Штрафы, неустойки, пени взыскиваются, например, в том случае, если заказчик допускает просрочку с оплатой туристических услуг, и то в определенном процентном соотношении и если это определено договором.
При оказании услуг в сфере международного выездного туризма оператор должен иметь финансовые гарантии по обеспечению исполнения условий договора. Способов три: страхование ответственности, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие в формировании фонда ответственности туроператоров. В договоре должны быть указаны сам способ обеспечения и реквизиты организации, обеспечивающей ответственность туроператора.
Понятие растяжимое?
Что советуют юристы тем, кто недоволен предоставленным для путешествия автобусом
Чем отличаются туристический автобус, автобус туристического класса и комфортабельный автобус? Законодательство не дает определения этим терминам, говорит юрисконсульт Мария Толстик. При возникновении споров ответчик в суде настаивает на том, что это субъективное понятие и он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным. Но важно, чтобы в автобусе все корректно работало: кондиционер, кресло, подставки для ног, полки для вещей.
Александр Нестеров, « СБ. Беларусь сегодня», 7 июня 2025 г.
Полномочия по управлению Агентством сервисизации и реинжиниринга переданы Министерству связи и информатизации, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Александр Турчин. Ранее акции агентства находились в собственности Банка развития Республики Беларусь.
По информации БЕЛТА
Назначены представители государства в органах управления четырех банков. Это предусмотрено постановлением Совета Министров и Национального банка от 30 мая 2025 г. № 300/17, сообщает БЕЛТА.
Председатель Государственного комитета по имуществу Виталий Невера, Председатель Государственного военно-промышленного комитета Дмитрий Пантус, первый заместитель Министра финансов Елена Печень и заместитель Министра экономики Елена Болигатова стали представителями государства в органах управления ОАО «Белинвестбанк».
Министр экономики Юрий Чеботарь будет представлять интересы государства в органах управления открытых акционерных обществ «Сберегательный банк «Беларусбанк», «Технобанк» и «Банк развития Республики Беларусь».
Постановление вступило в силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 29 мая провел совещание с руководством Совета Министров.
«Прежде чем начать на разговор, хочу еще раз напомнить вам о сути мероприятия. Это традиционное мероприятие, на котором мы рассматриваем наиболее актуальные вопросы жизни наших людей. Поэтому мы и проводим на уровне Президента подобные совещания, – отметил белорусский лидер. – Решения по данным вопросам принимаются Президентом в виде указа или распоряжения, а прорабатываются специалистами, членами Правительства».
В повестку совещания включен ряд актуальных вопросов, по которым, как отметил Президент, необходимо принять взвешенные решения. Первый из них касается арендного жилья.
«Вопрос, который должен стать одним из приоритетов на пятилетку, – подчеркнул Александр Лукашенко. – В будущем году мы выйдем к белорусам с проектом программы социально-экономического развития, который будет рассмотрен на Всебелорусском народном собрании. К этой встрече надо четко и понятно отрегулировать все положения: где, кто, насколько быстро и на каких условиях может претендовать на арендное жилье. И со временем приобрести его по желанию в собственность. Причем даже в рассрочку».
По словам Главы государства, это особенно важно для небольших населенных пунктов (до 20 тыс. человек) и будет хорошим стимулом для людей.
«Принцип несложный: проработал определенное количество лет, допустим 10 или 15, без перерыва в организации, которая тебе предоставила жилье в аренду, тогда получаешь право выкупить его в собственность. Это принципиальный вопрос, по которому очень много дискуссий. И люди ставят перед нами этот вопрос, – сказал Президент. – То же с выкупом арендного жилья на селе, которое уже серьезно физически изношено, не соответствует санитарным и техническим требованиям. Странно, но сегодня у таких домов фактически нет хозяйской руки. С одной стороны – организация, на балансе которой они числятся. Она и должна проводить капитальный ремонт, как у нас это принято, один раз в 30 лет. С другой – наниматель, который живет, а в текущий ремонт вкладываться не спешит или же экономит. Потому что жилье-то не свое. Так и разваливается это жилье потихонечку».
По стране таких домов около трех-четырех тысяч. Ежегодно на их реновацию требуется более Br10 млн. «А ведь у населения есть запрос: если продаст им это жилье, дом государство, они его отремонтируют. Но при этом нужны понятные условия. И мы их должны определить для людей», – потребовал Александр Лукашенко.
«Также есть мнение: достаточно провести разовую ревизию такого жилья (например, до 1 июля) и продавать только его. Для чего такие ограничения? Какая от них польза? Что будете делать с домами, которые продолжают ветшать и через год-другой по ним потребуются новые процедуры?» – обозначил ряд вопросов Глава государства.
Он подчеркнул, что решения должны быть системными и одинаково приемлемыми для людей и экономики региона, особенно в контексте закрепления кадров.
«Может, дом целесообразно молодому специалисту где-то в медвежьем углу, как у нас говорят (хотя в Беларуси уже таких нет), и подарить. Даром отдать. Возможно, у кого-то есть альтернативное мнение, давайте обсудим. Я думаю, мы можем это обсудить. И еще. На данный момент вы предлагаете разделить эти вопросы на два указа. Не знаю. Специалисты здесь есть. Может быть, разумнее сделать один всеобъемлющий документ, и человеку, принимающему решение по данному вопросу, будет проще», – добавил белорусский лидер.
Одной из тем совещания стал игорный бизнес. Александр Лукашенко отметил, что вопрос деликатный, касается этичности и безопасности.
«Во-первых, при наличии виртуальных заведений требуется страховка, чтобы не допустить участия в игре детей и недееспособных граждан. Во-вторых, такие развлечения должны быть доступны только для платежеспособных людей. Словом, мы же не первый раз уже сталкиваемся с этим вопросом, а в Беларуси все это процветает. Цветет и пахнет, как в народе говорят. Есть опыт нашей работы по игорному бизнесу, и, исходя из этого опыта, давайте отрегулируем окончательно все правила, – сказал Президент. – Сколько мы знаем примеров, когда, допустим, (лудоман. – Прим.) не может остановиться и барьеров для него нет. Набирает долги, кредиты, продает имущество. Страдает сам, семья и общество. Некоторые люди на это обращают внимание».
Глава государства заявил о необходимости ввести в игорных заведениях мораторий на игру в долг. «А может, и дать право членам семьи вводить запрет на игру человеку зависимому. Тем более что деньги от проигранных квартир и машин уходят иностранным организаторам азартных игр, а вот это уже принципиальный вопрос. Хотелось бы знать, как предлагается решить этот вопрос, – подчеркнул он. – Надо запретить вообще-то для начала банкам осуществлять такие переводы за пределы страны. Деньги, заработанные здесь, должны инвестироваться в страну. Это касается всех направлений работы. Прошу доложить, как в подготовленном проекте указа учитываются эти чувствительные вопросы».
В ходе совещания с руководством Совета Министров доработанный проект указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности был повторно представлен на рассмотрение Главе государства.
О том, как доработан проект указа, на совещании должен был доложить Генеральный прокурор. Александр Лукашенко поинтересовался, есть ли по данному документу принципиальные аспекты, требующие обсуждения.
Еще одной темой совещания стало создание в стране собственного космического агентства.
Глава государства напомнил, что еще в советское время в Беларуси сложилась космическая отрасль с внушительной составляющей в сферах обороны, науки, связи и других областях.
«За годы суверенного развития мы прилично продвинулись в этих направлениях, особенно сейчас, находясь под санкциями. Ведем работы по созданию российско-белорусского космического аппарата дистанционного зондирования Земли сверхвысокого разрешения. Практически все наиболее важные компоненты подобного спутника создаются в Беларуси и вывешиваются на российскую платформу, – сказал Президент. – При этом большую часть целевой аппаратуры изготавливает наш «Пеленг». В разработке находятся три космические программы Союзного государства».
Сейчас основные функции по регулированию космической деятельности выполняет Национальная академия наук. То есть система управления работает и на данный момент.
«Вопрос простой: чем плоха или недостаточна действующая структура управления? Способна ли она полностью полноценно учитывать и участвовать в международных программах? И что получим от создания «белорусского НАСА»? Будет ли эффект сопоставим с затратами на новую организацию и ее содержание?» – обозначил ключевые темы для обсуждения Александр Лукашенко.
Президент на совещании подчеркнул необходимость исправить ситуацию с падежом скота.
Глава государства обратил внимание, что падеж скота – вопрос, разрушающий животноводческую отрасль. «О чем говорит статистика? Падеж достиг исторического максимума!» – возмутился Президент.
Докладчиками о мерах, принимаемых по исправлению ситуации, определены курирующий сферу АПК вице-премьер и Министр сельского хозяйства.
Александр Лукашенко, обращаясь к Премьер-министру Александру Турчину, который не так давно работал в должности председателя Минского облисполкома, отметил, что он должен как никто другой хорошо понимать суть вопроса и способы решения. К тому же Президент уже обозначал реальный и простой путь решения проблемы с падежом скота. Ведь в Беларуси есть ряд хозяйств, где падеж находится на очень низком уровне, а то и вообще отсутствует. И эти хозяйства занимаются как откормом, так и воспроизводством стада. Поэтому из тех хозяйств Витебской, Могилевской или других областей, где есть падеж, нужно забирать телят, заплатив за них соответствующую стоимость, и переводить в нормальные хозяйства для того, чтобы осуществить доращивание, откорм. «Если ты гробишь молодняк, его надо просто забрать и перевести туда, где с ним хорошо обходятся, содержание хорошее, ветврачи работают», – заметил Глава государства.
«Я хочу, чтобы присутствующие здесь, и Премьер-министр, и министр, особенно вице-премьер, которому десять раз об этом говорили, объяснили: так ли везде, – сказал Президент. – А Председатель Комитета госконтроля и Генеральный прокурор, который контролирует эти вопросы, доложат, сколько посадили за это. Еще раз подчеркиваю: я как человек деревенский и работавший в сельском хозяйстве вообще не понимаю, как можно допустить гибель маленьких этих деток – телят. Как это можно?»
Особенно возмутителен тот факт, что к сокрытию падежа причастны ветеринарные врачи. Это показал проведенный по стране, и в особенности в Витебской области, оперативный контроль при подготовке к совещанию. «Что мы заметили? Районные ветврачи, вместо того чтобы лечить, профилактировать и прочее, обсуждают с врачами в хозяйствах, как скрыть этот падеж. Доходит до ужаса, – обратил внимание Александр Лукашенко. – Это кошмар. Это недопустимо. За это надо нести уголовную ответственность».
Однако, поскольку тема падежа скота на данном совещании не является главной, Президент не стал углубляться в вопрос, подчеркнув, что об этом состоится отдельный предметный разговор. «Об этом мы отдельно поговорим. Я не хочу, чтобы этот важнейший вопрос – сельского хозяйства – был спрятан вот за перечнем тех вопросов, который мной обозначен (в качестве повестки совещания. – Прим.)», – сказал Глава государства.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)