14 сентября член Совета Республики Дмитрий Демидов проведет выездной личный прием граждан
14 сентября 2021 г. с 17.30 до 19.30 заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам, председатель Новополоцкого городского исполнительного комитета Демидов Дмитрий Владимирович проведет выездной личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц.
Прием пройдет по адресу: г. Новополоцк, ул. Армейская, 40 (административное здание ЖЭС № 9, кабинет руководителя).
Дополнительную информацию по предстоящему приему можно получить по телефону (8-0214) 51-62-72.
По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
Парламентские делегации приняли ряд документов в сферах культуры, образования, обороны и экологии.
Мероприятие прошло под руководством Председателя Совета МПА СНГ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко с участием Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой, Председателя Сената Парламента Республики Казахстан Маулена Ашимбаева, Председателя Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан Рустами Эмомали, Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзилы Нарбаевой.
В заседании также участвовали заместитель Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Зияфет Аскеров, заместитель Председателя Национального Собрания Республики Армения Рубен Рубинян, председатель Комитета Мажилиса Парламента Республики Казахстан по международным делам, обороне и безопасности Айгуль Куспан, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, полномочный представитель Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в МПА СНГ Шабданбек Алишев, председатель Комитета Меджлиса Туркменистана по охране окружающей среды, природопользованию и агропромышленному комплексу Сердар Гайыпов, Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий и первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко.
2025 год во всех странах Содружества проходит под знаком 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, напомнила Валентина Матвиенко. В июле 2024 года Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ утвердил план посвященных этой дате мероприятий, который успешно реализуется.
«Год назад было принято обращение Совета МПА СНГ, в котором руководители парламентов призвали государства мира, международные организации и мировую общественность рассматривать празднование Победы как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступили за разрешение конфликтов мирными средствами и за использование парламентской дипломатии», – сказала спикер.
Глава Совета Федерации поблагодарила белорусских коллег за организацию мероприятий, посвященных 80-летию Победы: международного культурно-образовательного форума «Дети Содружества» и 25-го заседания Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ.
«Итоги всех этих событий планируется подвести на международной конференции «Великая Отечественная война в коллективной памяти народов Содружества: к 80-летию Победы», которая состоится в начале декабря в штаб-квартире МПА СНГ», – сообщила Валентина Матвиенко.
Председатель Совета МПА СНГ рассказала о других реализованных мероприятиях, которые были предусмотрены годовым планом работы Ассамблеи. «Деятельность Межпарламентской Ассамблеи за прошедший c нашей последней встречи период была результативной, насыщенной интересными мероприятиями. При этом хочу подчеркнуть, что наш рабочий год еще не закончен», – отметила спикер и выразила уверенность, что все намеченные планы будут успешно воплощены.
Ассамблея продолжает вырабатывать решения, направленные на укрепление взаимодействия стран Содружества, сказал Рустами Эмомали в своем выступлении на пленарном заседании МПА СНГ.
«Сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами и последствиями глобальных изменений, нашей главной задачей остается обеспечение устойчивого развития, региональной безопасности, экономической стабильности и социального благополучия граждан. Наши совместные усилия должны быть направлены на выработку эффективных решений», – подчеркнул спикер.
Глава верхней палаты парламента Таджикистана отметил, что принятие ряда модельных документов в сферах экономики, здравоохранения, безопасности и противодействия терроризму на 59-м пленарном заседании МПА СНГ укрепит правовую основу ключевых долгосрочных программ сотрудничества.
«Уверен, что сегодняшнее пленарное заседание пройдет в атмосфере взаимного доверия, открытого диалога и конструктивного взаимодействия – это станет стимулом для развития нашего сотрудничества», – добавил Рустами Эмомали. Он также поблагодарил коллег за активное содействие в председательстве Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств в 2025 году.
Маулен Ашимбаев подчеркнул значимый вклад Таджикистана в укрепление сотрудничества в год председательства страны в СНГ, отметив востребованность Содружества на фоне глобальной нестабильности.
«Наша совместная деятельность в рамках МПА СНГ отражает ключевые приоритеты, определенные главами государств, которые включают, помимо традиционных вопросов, регулирование искусственного интеллекта, защиту цифровых прав и многие другие актуальные вопросы. Это практическое подтверждение того, что СНГ не просто сохраняет свою востребованность – оно активно развивается, адаптируясь к новым реалиям. Это особенно актуально в преддверии 35-летия Содружества», – сказал он.
Спикер сообщил, что в 2026 году Республика Казахстан отметит 30-летие парламента и планирует провести на площадке МПА СНГ фотовыставку, шахматный турнир и ряд тематических мероприятий, направленных на укрепление межпарламентских связей.
Он также напомнил, что в сентябрьском Послании Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев предложил провести парламентскую реформу, предусматривающую переход к однопалатному парламенту. По словам спикера, эта инициатива является логическим продолжением последовательной политики Казахстана по укреплению представительных институтов и формированию эффективной законодательной власти. «Окончательное решение по этому вопросу будет принято на общенациональном референдуме в 2027 году», – сказал в своем выступлении Маулен Ашимбаев.
Танзила Нарбаева сообщила, что участие парламентариев Республики Узбекистан в работе Ассамблеи позволяет укреплять профессиональные связи, обмениваться передовым опытом и вырабатывать согласованные подходы к совершенствованию законодательства и развитию парламентского контроля.
Важное место в совместной деятельности в 2025 году заняли мероприятия, посвященные Победе во Второй мировой войне. По мнению спикера, их проведение должно быть продолжено и в последующие годы. Также Танзила Нарбаева отметила значение реализации гуманитарных проектов, в частности, международного культурно-образовательного форума «Дети Содружества».
«Мы еще раз убедились, что такого рода проекты способствуют укреплению исторической памяти, формированию у молодежи чувства гордости за подвиг предков и развитию дружбы между молодыми поколениями стран СНГ», – подчеркнула она.
Глава верхней палаты парламента Узбекистана рассказала о предстоящей 12-й Глобальной конференции молодых парламентариев, которая состоится в сентябре 2026 года в Самарканде. На форуме молодые парламентарии обсудят свою роль в реализации Целей устойчивого развития, обменяются опытом и представят лучшие практики.
«Мы надеемся на активную поддержку и участие делегаций наших стран в этом важном международном мероприятии – оно, безусловно, станет новым импульсом в развитии молодежного парламентского движения и укреплении сотрудничества между молодыми законодателями», – сообщила Танзила Нарбаева.
Зияфет Аскеров отметил роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ в обеспечении прозрачности и доверия к избирательным процессам в странах Содружества.
Заместитель Председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики подчеркнул, что мониторинг выборов и референдумов – одно из приоритетных направлений деятельности МПА СНГ, а участие наблюдателей способствует укреплению демократических стандартов. Особое внимание в его речи было уделено работе Ассамблеи как ключевой площадки взаимодействия государств Содружества.
Он также обратил внимание на активную работу представителей Бакинского филиала Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ. Принимая участие в наблюдении за выборами в странах СНГ, представители филиала содействуют объективной оценке избирательных процедур и укреплению доверия к ним.
Зияфет Аскеров заключил, что Азербайджан будет и далее развивать гуманитарное сотрудничество, укрепляя дух единства и взаимопонимания на пространстве СНГ.
На пленарном заседании были приняты 23 документа, в том числе:
- модельный закон «О лекарственном обеспечении в государствах – участниках СНГ»;
- модельный закон «О креативных (творческих) индустриях»;
- модельный закон «О территориальной обороне»;
- модельный закон «Об уполномоченном по правам ребенка»;
- модельный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
- модельный закон «Об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах»;
- модельный закон «О статусе столицы, городов государственного значения и центров регионов государства».
Также были одобрены Рекомендации по нормативному регулированию академической мобильности; Рекомендации по выявлению, учету и регистрации преступлений, связанных с торговлей людьми, в государствах – участниках СНГ; Рекомендации органам местного самоуправления (управления) по осуществлению приграничного сотрудничества; изменения в модельный Кодекс о недрах и недропользовании для государств – участников СНГ; изменения к модельному закону «О противодействии терроризму»; Глоссарий терминов и понятий в области молодежной политики и другие документы. Они будут направлены в парламенты государств – участников МПА СНГ для имплементации в национальном законодательстве.
Завершилось пленарное заседание торжественной церемонией награждения.
За активное участие в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ и вклад в укрепление дружбы между народами орденом МПА СНГ «Содружество» были награждены Айгуль Куспан и председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по правовой политике и государственному строительству, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по культуре Низами Сафаров.
Медаль МПА СНГ «За укрепление парламентского сотрудничества» была вручена заведующему отделом Аппарата Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по обеспечению конституционных основ, прав и свобод человека, гражданина и законности Солеху Носирзода.
Также были отмечены председатель Комитета Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по социальным вопросам, охране здоровья, науке, образованию, культуре и политике среди молодежи и женщин Мунира Каримзода, кинорежиссер, сценарист, продюсер, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, председатель Союза кинематографистов Кыргызской Республики Айбек Дайырбеков и руководитель транспортной службы управления эксплуатации Секретариата Совета МПА СНГ Константин Рассадин.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
(фото – официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств)
На очередном заседании сессии Совета Республики, которое состоялось 29 октября под руководством Председателя Натальи Кочановой, сенаторы ратифицировали пять соглашений и один протокол к соглашению, которые позволят укрепить сотрудничество с такими странами, как Гвинея-Бисау, Зимбабве, Колумбия, Лаос, Уганда и Турция.
На заседании члены Совета Республики ратифицировали соглашения с Гвинеей-Бисау, Угандой и Зимбабве об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, с Колумбией – о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания, с Лаосом – об отмене виз для владельцев обычных паспортов.
Теперь владельцы дипломатических, официальных и служебных паспортов Беларуси могут пребывать в Гвинее-Бисау и Зимбабве без визы до 90 дней в год с даты первого въезда. В Уганде также до 90 дней в течение календарного года. Владельцы национальных паспортов Беларуси освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита по территории Колумбии на срок не более 90 дней в календарном году с даты первого въезда. В Лаосе белорусы смогут находиться без визы в течение 30 дней с даты въезда. При этом общая продолжительность пребывания не должна превышать 90 дней в календарном году.
Протокол о внесении изменений в соглашение между Беларусью и Турцией по большей части затронет международных перевозчиков. Так, водители и члены экипажей грузовых автотранспортных средств, автобусов, поездов, воздушных судов гражданской авиации и морских судов освобождаются от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государства другой стороны в течение периода, не превышающего 90 дней в любом из периодов в 180 дней.
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, говоря об одобренных законопроектах, отметила, что это хорошие решения, которые позволят более эффективно выполнять поручения Президента по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству с другими странами.
Юлия Демешко, « Рэспубліка», 30 октября 2025 г.
29 октября 2025 г. в соответствии со статьей 103 Конституции Республики Беларусь в Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов Правительства.
Открывая заседание, со вступительным словом выступил Председатель Палаты представителей Сергеенко И.П.
Сегодняшнее заседание палат Национального собрания посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социально-экономической стабильности.
Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта.
Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле у Президента нашей страны.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств, промышленных предприятий Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год.
Сегодня важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся проблем.
Может, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы?
В этом плане отмечу, что только на прошлой сессии мы приняли целый ряд соответствующих законов.
Так, ратифицированы белорусско-российские соглашения:
- о разработке и организации серийного производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей»;
- о порядке признания электронной подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии;
- по вопросам урегулирования торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов;
- рассмотрено соглашение с Азербайджаном о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров.
Приняты законы об аккредитации в Национальной системе аккредитации, об обеспечении единства измерений, об аудиторской деятельности.
Сейчас ко второму чтению подготавливаются законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», об энергосбережении, к первому чтению – о лизинговой деятельности.
На ближайших сессионных заседаниях будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. Это важный шаг по созданию единого энергетического пространства двух стран, который ждут наши субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение в Палату представителей законопроектов о промышленной безопасности, о перевозке опасных грузов, о товарных биржах, о лицензировании. Все они должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиванию промышленного потенциала нашей страны.
Но промышленность – это не только товары. Это, прежде всего, люди. Предприятия промсектора предоставляют рабочие места четверти экономически активного населения республики и во многих случаях являются градообразующими организациями в регионах. Поэтому за цифрами нужно видеть проблемы работников: уровень зарплат, квалификацию кадров, причины нежелания трудиться на тех или иных производствах, наличие стимулов для закрепления молодых специалистов на местах и так далее. Все вопросы промышленной сферы следует рассматривать обязательно через призму решения проблем людей.
Далее И.П.Сергеенко передал слово для доклада Заместителю Премьер-министра Каранкевичу В.М., который проинформировал парламентариев об обеспечении устойчивой работы промышленного комплекса в 2025 году.
По данным за 8 месяцев прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг в промышленности выросла в сравнении с аналогичным 2024 года на 6,4 процента, чистая прибыль – на 11,1 процента и достигла почти 7,1 млрд. рублей, рентабельность продаж в промышленности составила 9 процентов.
Вице-премьер отметил, что основная задача в сегодняшних условиях – повышение эффективности работы промышленности и обеспечение ее сбалансированного роста. Для этого определены несколько направлений деятельности, по которым организована системная работа.
Первое – обеспечение роста объемов промышленного производства и выпуск новой востребованной продукции. В реализации 80 проектов по замещению импорта продукции отечественными товарами, интеграционные проекты с Российской Федерацией на общую сумму более 150 млрд. российских рублей. С участием китайских партнеров реализуется порядка 60 проектов на общую сумму заявленных инвестиций около 1,6 млрд. долларов США. Правительством сформирован также перечень критических технологий (товаров), имеющих системное значение для функционирования экономики и решения социально-экономических задач. Большинство разработок перечня уже находятся в стадии реализации.
Второе – создание условий по увеличению поставок промышленной продукции на внутренний рынок. В рамках существующих механизмов поддержки организована работа по обновлению парка техники отечественных предприятий, прежде всего нашим аграрием. Всего в этом году будет поставлено более 9 тысяч единиц техники на общую сумму 2,3 млрд. рублей. Дополнительно Правительством принято решение о поддержке реализации крупногабаритной современной техники, произведенной на территории Республики Беларусь. На эти цели в 2025–2026 годах планируется направить порядка 200 млн. рублей. Продолжается программа кредитования «На родныя тавары». За 9 месяцев Беларусбанком выдано кредитов населению на сумму более 370 млн. рублей для покупки отечественных товаров.
Третье – развитие экспортных поставок. Организована работа по максимальному использованию потенциала стран СНГ. Планируется до конца года нарастить положительную динамику экспортных поставок товаров в страны СНГ за счет выполнения новых контрактов по поставкам в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан сельскохозяйственной и грузовой техники производства МТЗ, Гомсельмаш, МАЗ.
Продолжаем наращивать свое присутствие в странах дальней дуги. Неплохие результаты приносит реализация Программ действий по развитию сотрудничества Республики Беларусь со странами Африки и Латинской Америки на 2024–2026 годы. Так, поставки в Африку растут второй год подряд. Экспорт продукции машиностроения на этот континент вырос на 6,6 процента, в частности в 11,3 раза выросли отгрузки тракторов, в 4,7 раза – грузовых автомобилей. В страны Центральной и Южной Америки приросли в 1,5 раза, Юго-Восточной Азии – в 1,6 раза.
Для выстраивания долгосрочного сотрудничества создаем совместные сборочные производства. В этом году открыты сборочные производства тракторов в Узбекистане и лифтового оборудования в Азербайджане. Прорабатываем вопрос организации сборочных производств техники на территории Алжира, Монголии, Мьянмы, Вьетнама, Ирана.
В Российской Федерации продолжаем развивать мультибрендовые центры. В этом году такие центры открыты в Рязанской и Орловской областях, в Республике Башкортостан и Приморском крае. До конца текущего года планируется открытие еще двух центров в Краснодарском крае и Ростовской области. Всего на конец года в России будет функционировать 11 мультибрендовых центров.
В совокупности перечисленные системные меры в большей степени позволили снивелировать внешние негативные факторы и обеспечить работу промышленных организаций в штатном режиме.
Вице-премьер проинформировал также о важнейших задачах, стоящих перед легкой промышленностью, деревообработкой, нефтехимией и энергетикой и принимаемых мерах по их решению.
По окончании доклада В.М.Каранкевича парламентарии задавали вопросы Заместителю Премьер-министра.
Так, депутат Вегера Р.Н. спросил о том, насколько инфраструктура белорусской энергосистемы готова к увеличению объемов вырабатываемой и потребляемой электроэнергии?
Потом на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики отвечали присутствующие руководители министерств и других государственных органов.
Министру лесного хозяйства Кулику А.А. вопрос задал депутат Ушацкий Д.И. Он поинтересовался, как учитываются интересы граждан при реализации ветровальной низкокачественной древесины в период отопительного сезона?
Депутат Жук О.Н. поинтересовалась у первого заместителя Министра промышленности Конюшко А.В., какова доля белорусских составляющих в отечественном машиностроении и какие перспективы снижения импортных компонентов на предстоящую пятилетку?
Депутат Михеенко А.Н. попросила А.В.Конюшко обратить внимание на необходимость пересмотра ряда решений Правительства, касающихся предоставления преференций отечественным производителям в части ускорения процедуры подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь.
Депутат Карась Д.Н. спросил у заместителя Министра энергетики Долгого В.А., что поменяется для населения после внедрения единой информационной платформы Министерства энергетики? И какой экономический эффект прогнозируется?
Депутат Михно А.М. попросил председателя концерна «Беллегпром» Лазаревич Н.А. поделиться своим видением дальнейшего развития легкой промышленности.
Депутат Хлебович Г.Е. обратил внимание Н.А.Лазаревич на несовременный дизайн продукции, выпускаемой АО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», и отметил необходимость привлечения молодых художников и дизайнеров для актуализации дизайна продукции.
Обращаясь к председателю концерна «Беллегпром», депутат Гайдукевич О.С. отметил важность повышения качества обслуживания в магазинах, реализующих товары отечественной легкой промышленности.
Всего депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали в ходе заседания 13 вопросов.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Это первое в рамках нынешней сессии совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов правительства. Заседание посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Как было отмечено на заседании, глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социальной экономической стабильности. Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта. Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле Президента.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств и промышленных предприятий Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год. Парламентариям важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся вопросов. Возможно, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы.
Обращалось внимание, что сейчас ко второму чтению готовятся законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», по вопросам энергосбережения, к первому – «О лизинговой деятельности». В ближайшее сессионное заседание будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, что станет важным шагом по созданию единого энергетического пространства двух стран, чего ждут субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение и других важных законопроектов, которые должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиваю промышленного потенциала страны.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 октября собрал совещание с руководством Совета Министров.
Формат мероприятия традиционный – подобные встречи с Правительством Глава государства проводит регулярно.
«Перед тем как принимать важнейшие решения или решения, которые вызывают особое звучание в нашем обществе, мы встречаемся с вами для того, чтобы посоветоваться. И для меня важно, принимая решения, получить дополнительную информацию от инициаторов тех или иных вопросов», – отметил Президент.
Одной из тем совещания у Главы государства стало дальнейшее развитие Белорусской железной дороги.
«Бесспорно, железная дорога – важнейшее предприятие не только транспортной отрасли, но и всей нашей страны. Железнодорожным транспортом ежегодно перевозятся десятки миллионов тонн грузов. Это и сырье, импорт, экспортные поставки нашей продукции. Для людей – самый дешевый и безопасный способ передвижения. И хотя пассажирские перевозки – скорее социальное, а не коммерческое направление работы, развивать нужно оба», – сказал Глава государства.
Он констатировал, что из-за санкций, а также ситуации в Украине, где несколько белорусских товарных составов буквально по-пиратски были захвачены и удерживаются, грузопотоки пришлось кардинально трансформировать, искать новую логистику и в целом мобилизоваться. Хоть доходы и просели, но в целом перевозочная деятельность БЖД остается прибыльной.
«Как мне докладывают, финансовое положение предприятия сейчас отягощают высокие расходы по обслуживанию кредитов, привлеченных под инфраструктурные проекты и закупку нового подвижного состава», – отметил Глава государства.
Чтобы стабилизировать ситуацию, подготовлен проект распоряжения о государственной поддержке Белорусской железной дороги.
«На первый взгляд, надо, наверное, помочь. Но давайте разберемся, в какой части мы будем оказывать (если будем) эту помощь. Вообще, в очередной раз публично вас предупреждаю: прекратите ходить сюда за деньгами. Прекратите. Есть трудовые коллективы, есть компетенции. В данном случае есть поезда, автомобили, самолеты, вертолеты и прочее. Летайте и передвигайтесь», – сказал Александр Лукашенко.
«Так давайте разберемся, проблемы действительно обусловлены внешними факторами (которых сегодня нет и быть не может – я вас предупреждал много лет тому назад) или это недоработки и халатное отношение к своим обязанностям руководства отрасли и БЖД? Может, это самые бедные наши люди? Беднее, чем в сельском хозяйстве или в Витебской области? Все говорят: «Нет». Тогда чего вы ко мне пришли?» – спросил Глава государства.
Он отметил, что также нужно понимать, какие меры по решению проблем уже приняты Правительством и какой от этих мер эффект.
«Я, когда говорю о том, что надо железную дорогу поддерживать, я вспоминаю недавние доклады правоохранительных органов. Мы там, по-моему, немало должностных лиц отправили на «посиделки». И они пришли просить деньги из бюджета или какой-то помощи (отсрочки, рассрочки), – заметил Глава государства. – И еще: достаточно ли затянули пояса? Не можете – затягивайте пояса. Начнете «умирать» – тогда приходите, будем думать, что с вами делать».
Александр Лукашенко попросил доложить, все ли просчитано, обеспечат ли предлагаемые меры финансовую стабилизацию и не получится ли так, что через какое – то время вновь придут «с протянутой рукой».
Во время совещания Президент также поставил вопрос о функционировании магистратуры. Он поинтересовался, как обстоят дела с учетом ранее принятых решений.
«Несколько лет тому назад мы на эту тему с вами крупно поговорили и определились: никакого Болонского процесса, у нас нормальное образование», – сказал белорусский лидер.
Глава государства напомнил, что ранее в какое – то время с подачи отдельных деятелей была популярна тема Болонского процесса, чтобы подготовить «специалистов на все руки», на которых будет спрос за пределами страны. «Я помню этот разговор. Вы что, в белорусских университетах будете готовить для зарубежья людей?» – спросил он.
Вместе с тем Александр Лукашенко обратил внимание на то, что в Беларуси учится много иностранцев, которые хотели бы закончить магистратуру. «Хорошо, давайте так и поступим. Они платят деньги за все, за магистратуру. Приходите, обучайтесь в магистратуре в том числе. Сколько хотите лет. Ваши деньги, мы вас обучаем. Поезжайте куда угодно работать», – сказал Президент.
Что касается подготовки в магистратуре отечественных специалистов, напомнил Александр Лукашенко, приняли решение, что магистрантами будут те, кто впоследствии будет заниматься наукой и преподаванием.
«Как обстоят дела сейчас? Хотел бы, чтобы Министр образования здесь четко и однозначно доложил», – сказал Президент.
Еще один из вопросов на совещании Главы государства заключался в том, как выстроена система питания детей в школах с учетом ранее данных поручений.
Александр Лукашенко напомнил, что вопрос наведения порядка в организации питания в учреждениях образования находится на его постоянном контроле. «Я вас неоднократно предупреждал: обворовывать детей, травить их некачественной едой – преступно! И поручил тогда выработать нормальную систему», – сказал он.
«Хотелось бы услышать, что сделано в этом плане», – поставил вопрос Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что порой трудно представить, что, как и кто готовит в школах, хотя чиновники докладывают, что все под контролем. «Да невозможно это проконтролировать», – заметил Президент. Именно поэтому и нужно было выстроить четкую систему в этом вопросе.
Другой важный вопрос в этой сфере – насколько востребовано предлагаемое питание со стороны самих детей. «Отходов половина, – обозначил проблему Глава государства. – Это нормально? Что сделали для того, чтобы этого не было? Как будем кормить детей, чтобы было вкусно, полезно, чтобы пища была не остывшей?»
Александр Лукашенко подчеркнул, что на питание детей в учреждениях образования государство тратит колоссальные деньги. И в свое время он принимал принципиальное решение в этом плане, чтобы сохранить такую возможность.
На обсуждение у Президента были также вынесены предлагаемые меры о поддержке молодежи. Правительство внесло соответствующий проект Указа.
Документ направлен на формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях.
Александр Лукашенко призвал подходить к этому вопросу взвешенно. Он отметил, что помощь молодежи не должна переходить в чрезмерную опеку, ведь средства государству нужны и на другие направления, включая развитие производственной сферы и экономики. Кроме того, в молодом возрасте люди и сами вполне способны работать и зарабатывать, в отличие, например, от людей пожилого возраста, которым в силу объективных причин может быть сложнее.
«Я не к тому, чтобы не помогать молодежи. Молодежь – наше будущее, и ей надо помочь. Давайте конкретно скажем, в чем мы должны помочь молодежи. И поставим на этом точку, – отметил Глава государства. – Мы должны создать условия, чтобы молодежь заработала».
Президент подчеркнул, что любые обещания со стороны государства по поводу поддержки, каких – либо льгот должны быть предварительно просчитаны и обоснованы, подкреплены уверенностью, что имеющихся средств достаточно, чтобы в будущем выполнять взятые на себя обязательства. «Давайте будем исходить из реалий, а не забрасывать сюда: давай льготы, льготы, льготы», – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства не раз обращал внимание, что в стране «лишних» денег нет. «И если мы какой – то категории нашего общества оказываем помощь и поддержку, мы должны понимать, что это – за счет тех, кто трудиться, за счет тех, кто работает, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Я хочу, чтобы вы эту философию понимали, внося предложения на мой уровень. Я вам откровенно это сказал. И пусть люди, услышав меня, оценивают это, как считают нужным».
Ситуация сейчас в стране такова, что число работающих составляет около 4 млн человек, и нужно объективно оценивать возможности по обеспечению льгот кому бы то ни было. Иначе есть риски негативных последствий для тех, кто работает. «Скоро эти 4 млн работающих согнутся, на четвереньки станут и будут телепаться. Мы им не сможем зарплату нормальную платить. Кто будет работать? Откуда возьмем деньги?» – обозначил Президент возможный негативный сценарий.
«У нас эти льготы нечем льготировать. А те, кто сегодня работает, вы что, готовы из своей зарплаты половину взять и отдать на льготы кому – то? Не готовы, – добавил Александр Лукашенко. – Давайте возвращаться к реалиям сегодняшнего дня и понимать, чего это (обеспечение льгот и господдержки. – Прим.) стоит».
Президент обратил внимание, что строительство жилья для военнослужащих и многодетных семей входит в число приоритетов для государства и будет в дальнейшем оставаться вопросом номер один. И для поддержки многодетных семей сейчас уже делается немало, включая помощь при строительстве жилья и выплату семейного капитала.
Однако в части строительства жилья Глава государства критически отозвался о местах размещения домов для многодетных. «Мы начали строить жилье в Минске, в удобных местах, стягивая рабочую силу в города. Что мы делаем? – сказал он. – Мы зачем многодетные семьи стягиваем к Минску? Они должны, как все, жить по всей стране. Равномерное распределение рабочих рук, рабочей силы, как это было в советские времена».
Кроме того, за пределами крупных городов есть возможность строительства не только квартир, а домов с приусадебными участками, где можно что – то выращивать. «Надо копошиться в земле и что – то делать своими руками. Мы про это забыли, начали в Минске, областных центрах строить жилье для многодетных», – заметил Александр Лукашенко.
Президент также подчеркнул, что при оказании помощи подход должен быть адресным, нельзя действовать общим чохом. «Прежде чем обеспечить человека, дом дать или квартиру, вы разберитесь, кому мы с господдержкой даем жилье, что это за многодетные семьи. Разбираться надо в деталях», – обратил внимание Глава государства.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
