10.09.2021
В ЕЭК представили методологию оценки эффектов интеграции в ЕАЭС
Предварительные результаты оценки суммарного эффекта интеграции на экономику Евразийского экономического союза, а также методология оценки были представлены на заседании экспертной группы Научно-технического совета при Председателе Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Ранее создать такую модель предложил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Инициативу включили в Стратегию-2025. В июне текущего года подходы к разработке методологии одобрил Научно-технический совет.
Методология оценки комплексного эффекта на экономики ЕАЭС основана на межстрановых таблицах «затраты-выпуск» (МТЗВ), разработанных в Комиссии. Они позволяют оценить влияние единых рынков товаров, услуг, капитала и труда на экономику стран Союза путем расчета вклада в ВВП показателей взаимной торговли товарами и услугами, взаимных инвестиций и миграции трудовых ресурсов (через импорт рабочей силы и денежные переводы трудовых мигрантов).
С использованием этой методологии Комиссия совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук сделала предварительные расчеты суммарного эффекта интеграции на экономики государств-членов и в целом на ЕАЭС в 2016 году и в 2020 году.
Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев отметил, что в плюсе – все страны Союза. По его словам, предложенная методология проста и понятна, а полученные результаты, безусловно, будут интересны сторонам.
«Взаимная торговля за прошлый год упала на 11 %, экспорт в третьи страны – на 21 %. Мы интерпретируем это таким образом, что меньшее падение взаимной торговли компенсирует большее падение внешней, то есть компенсация ущерба происходит за счёт усиления связей внутри Союза», – отметил Сергей Глазьев.
Экспертная группа высоко оценила разработки Комиссии. Предложения по разработке модели оценки, отражающей вклад евразийской интеграции в экономики государств, и результаты расчетов будут представлены в третьем квартале 2021 года на заседаниях органов Союза.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Замминистра экономики: более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития
Более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития. Об этом заместитель Министра экономики Беларуси Елена Болигатова сообщила в ходе заседания Совета по устойчивому развитию, которое состоялось сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Елены Болигатовой, в нашей стране эффективно функционирует система достижений Целей устойчивого развития, что подтверждается высокими международными оценками и результатами работы экономики:
– Более 10 лет Беларусь удерживает позицию как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 69-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития. Интегративные показатели ВВП на душу населения и паритету покупательной способности выросли более чем в 5 раз. В Беларуси установлена высокая динамика промышленного производства. Рост производственных способностей нашего промышленного комплекса подтверждает 58-я позиция среди 153 стран в мировом рейтинге. В Беларуси произведен самый большой карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Новым вектором стало развитие электротранспорта – освоен выпуск электромобилей, электробусов и различной техники. Особый упор в этом векторе мы делаем на инвестиции. Сохраняется положительная динамика по инвестициям в основной капитал.
Юлия Демешко, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году. Об этом заявил журналистам член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович на Международном биржевом форуме, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы формирования общего биржевого рынка в странах ЕАЭС. Для реализации этой концепции разработана программа. Она уже прошла все необходимые согласования и ожидает своего рассмотрения на уровне глав правительств. Надеемся, что на ближайшем заседании Евразийского межправсовета программа будет утверждена и это даст старт разработке правовых основ для формирования общего биржевого рынка. То есть мы начнем формировать законодательство, создавать правовые механизмы для эффективного взаимодействия бирж между собой, в том числе по формированию ценовых индикаторов. Практика, наработанная биржами на двусторонней и многосторонней основе, опыт их взаимодействия даст возможность сформировать право союза таким образом, чтобы оно работало и применялось», – сказал Максим Ермолович.
По его словам, общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. «Работа общего биржевого рынка на пространстве Евразийского экономического союза даст много преимуществ: сотрет препятствия, барьеры, которые, возможно, остались в взаимной торговле, установит понятные правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, будет способствовать формированию справедливых цен. Это важный инструмент движения товаров. Общий рынок позволит расширять использование наших собственных валют для расчетов. Словом, можно бесконечно перечислять преимущества от создания общего биржевого рынка. Для нас самым важным здесь является развитие конкуренции. Конкуренция будет повышать эффективность национальных экономик и отдельных производителей. Чем больше товаров будет представлено на общем рынке, тем большей эффективности в торговле мы сможем достичь», – отметил министр ЕЭК.
Он также ответил на вопрос о сроках, когда может заработать общий биржевой рынок ЕАЭС. «Этап формирования законодательства мы завершаем в 2027 году, то есть фактически нормы права смогут применяться уже с 1 января 2028 г. Полноценный общий биржевой рынок должен заработать к 2030 году. То есть у нас остается пять лет на то, чтобы реализовать все этапы нашей программы. В принципе, этого времени достаточно, если мы найдем необходимый консенсус всех стран для того, чтобы пойти на максимальное открытие рынков друг для друга в рамках общего биржевого пространства. К моему большому сожалению, энергетические товары исключены на данном этапе из общего биржевого рынка ЕАЭС. Но думаю, что в перспективе мы придем к тому, что у нас возникнет биржевая торговля энергетическими товарами. Поэтому охват рынка будет постепенно расширяться. Главное начать с чего-то, и впоследствии рынок сам отрегулирует, какие товары будут на нем торговаться. Насколько эффективно торговля будет осуществляться, настолько будут расти и расширяться биржевые торги», – обозначил Максим Ермолович.
По информации
БЕЛТА
Толкование соглашений. Андрей Плотников рассказал о востребованной компетенции Экономического суда СНГ
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Планируемые изменения законодательства в сфере аудиторской деятельности обсудили в Палате представителей
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.

В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Одобрены проекты соглашений, направленных на упрощение взаимной торговли партнеров по ЕАЭС с третьими странами
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил в качестве основы для проведения переговоров проекты двух международных договоров, направленных на упрощение взаимной торговли и развитие сотрудничества партнеров по ЕАЭС с третьими странами. Соответствующие указы Глава государства подписал 9 июня.
Одобрен проект Временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Монголией с другой стороны, а также проект Соглашения об экономическом партнерстве между ЕАЭС и его государствами-членами с одной стороны и Объединенными Арабскими Эмиратами с другой стороны.
На проведение переговоров по проектам соглашений и их подписание уполномочено Правительство.