08.09.2021
Срок исковой давности по кредиторской задолженности: когда банк перестает преследовать должников
Отправляясь в банк за кредитом, человек заранее оценивает свои финансовые возможности, чтобы вовремя вернуть заем. Но порой случается так, что кредитополучатель не полностью гасит последний платеж, благополучно забывая о своих обязательствах перед банком. Со временем его вызывают в суд, поскольку банк, согласно понятию исковой давности, вправе предъявить неплательщику свои требования и через год, и через 5 лет после просрочки кредита. Разберемся в нюансах на конкретных примерах.
Последствия невыплаты банковского кредита
Пожалуй, все знают, что задержка внесения платежей по кредиту ведет к нежелательным последствиям. Есть несколько вариантов развития событий при неуплате кредита:
- штрафные санкции за каждый день просрочки (начисление пени);
- о просроченном платеже будут постоянно напоминать письмами на электронную почту, СМС, звонками от сотрудников банка. Сначала просят погасить возникшую задолженность, а потом – угрожают передать дело в суд;
- исполнительный документ отправят по месту работы должника;
- исковое заявление подадут в суд о взыскании долга.
На основании решения суда могут быть приняты следующие меры:
- денежные взыскания с банковских счетов (в том числе со вкладов);
- индексация суммы долга на размер инфляции, если с момента прекращения выплат заемщиком прошло много времени;
- арест имущества (движимого или недвижимого), если невозможно иным способом погасить кредит;
- ограничение должника в правах: запрет на новые займы, выезд из страны;
- и само собой ухудшение кредитной истории, а, следовательно, новый кредит вам уже вряд ли дадут.
Выход есть и в случае просрочки по кредиту
Если все же задолженность возникла – не стоит уклоняться от переговоров с банком. Проявите лояльность, покажите, что настроены на возвращение задолженности. Тогда банк может предложить реструктуризацию долга, его рефинансирование, кредитные каникулы.
Что такое срок исковой давности
Взаимодействие между банком и кредитополучателем, как и между частными лицами, которые предоставляют друг другу деньги взаймы, относится к гражданским правоотношениям. Судебное разбирательство по гражданским делам предполагает равенство сторон. Каждая сторона излагает и доказывает свою позицию.
Ст. 197 Гражданского кодекса определяет общий базовый срок исковой давности – 3 года, он назначается и применяется во всех ситуациях, в том числе на займы между физлицами. Но в ст. 198 ГК оговаривается, что могут устанавливаться и специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с базовым.
Согласно норме, которая прописана в ст. 17 Банковского кодекса, банки и небанковские кредитные организации имеют право потребовать от клиента расчета по займам в течение 5 лет.
Важно! Срок исковой давности начинается с момента, когда пострадавшая сторона узнала о нарушении своих прав.
Примеры
В назначенный день в банк не поступил ежемесячный платеж.
или
Должник, написавший займодавцу расписку, утверждает, что перевел деньги на карту, но тот ничего не получил.
Оба описанных момента – уже основание для обращения в суд пострадавшей стороной.
Через 5 лет можно не волноваться, что банк потребует долг?
Не все так просто. Ст. 203 Гражданского кодекса предусматривает приостановление течения срока исковой давности по ряду причин.
К примеру
Если претензия предъявлена в последние 6 месяцев срока исковой давности, то он приостанавливается на время для рассмотрения претензии и ответа.
Если стороны пошли на мировое соглашение (процедура медиации), то на этот срок исковая давность тоже приостанавливается.
Кстати, согласно ст. 204 ГК обращение в суд прерывает течение срока исковой давности. После судебного разбирательства срок начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Но если суд не стал рассматривать иск, то течение исковой давности только продлевается с учетом уже прошедшего времени.
Погашение части долга станет началом нового срока давности
Если вы добровольно внесете платеж, таким образом автоматически признаете финансовые обязательства и уйти от кредитного долга не удастся. Признание обязательств станет началом нового срока исковой давности. Договориться о его изменении не получится – Гражданский кодекс это запрещает.
Может ли банк подать иск, если срок давности вышел
Согласно ст. 200 ГК суды принимают дела невзирая на сроки исковой давности. Правда, в случае, когда срок уже истек, нет основания для спора, следовательно, суд отказывает в удовлетворении иска.
Кстати, если требование предъявлено уже после окончания срока исковой давности и погашено вами, то требовать деньги обратно нет законных оснований. Остается только пенять на себя, что не знали об этой норме и могли не платить.
Применение исковой давности к дополнительным обязательствам
Дополнительные обязательства, например, залог машины по автокредиту, имеют те же сроки, что и основное. Ст. 208 ГК гласит, если кредит просрочен, автомобиль находится в залоге у банка, и срок давности не истек, то на авто могут наложить взыскание как на заложенное имущество. Такая же норма предусмотрена в отношении поручительства по непогашенному займу.
Долг перешел по наследству
В случае, если права займодателя или обязанности заемщика перешли другим лицам, ничего не меняется ни для одной из сторон финансового спора. На сроках давности вступление в наследство не отражается.
Надеемся, данная статья поможет вам избежать финансовых ошибок и не влезть в кредитные долги.
Анжела Людыно, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Нацбанк о мерах в денежно-кредитной сфере
23 июня состоялось заседание Правления Национального банка Республики Беларусь, посвященное развитию ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере.
Анализ показывает, что, несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, усиливается макроэкономический дисбаланс, вызванный наращиванием разрыва между темпами роста производительности труда и заработной платы. Во-первых, в результате повышения заработной платы происходит рост потребления, приводящий к существенному увеличению потребительского импорта. Во-вторых, рост доходов повышает кредитоспособность граждан, что, в свою очередь, ведет к повышенному спросу на импортные товары длительного пользования. Прирост потребительского импорта за четыре месяца 2025 года составил 14,5 процента, что также свидетельствует о рисках повышения давления на сальдо текущего счета платежного баланса.
При этом наблюдается устойчивый профицит ликвидности в банковской системе и рост денежной массы в годовом выражении на уровне выше 15 процентов. С учетом складывающейся повышенной траектории инфляции Правление Национального банка считает необходимым принятие решений, направленных на повышение привлекательности сбережений в экономике и, как следствие, рост ресурсной базы для инвестиционной активности.
С целью нивелирования указанных рисков, а также стимулирования инвестиционной активности принято решение о повышении с 25 июня 2025 г. ставки рефинансирования на 25 базисных пунктов до 9,75 процента годовых и ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, СВОП овернайт) и двусторонним операциям поддержки ликвидности (ломбардные кредиты по фиксированной ставке и сделки СВОП) на 25 базисных пунктов до 11,25 процента годовых.
Кроме того, с учетом изменения риск-профиля банковской системы установлены значения расчетных величин стандартного риска по инструментам кредитно-депозитного рынка на июль 2025 года.
При этом в фокусе внимания Национального банка по-прежнему остается сохранение доступности инвестиционного банковского финансирования, способствующего устойчивому и сбалансированному экономическому росту страны.
По мнению Правления Национального банка, перечисленные меры будут способствовать усилению сберегательной активности экономических субъектов, снижению интенсивности инфляционных процессов в стране и, соответственно, поддержанию покупательной способности доходов населения.
Национальный банк продолжит тщательно анализировать развитие ситуации в экономике страны и при необходимости примет соответствующие меры в области денежно-кредитной политики.
По информации
Национального банка Республики Беларусь
Борьба с кибермошенниками, ИИ-агенты для клиентов. Что даст искусственный интеллект банковской сфере
О возможностях практического применения искусственного интеллекта (ИИ) в банковской сфере рассказал в интервью телеканалу «Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко, сообщает
БЕЛТА.
«Развитие ИИ – это не дань моде, это данность. Здесь действовать надо по принципу «делай или опоздаешь», а если опоздаешь – значит проиграешь. Поэтому, безусловно, мы должны внедрять элементы ИИ в работу всей экономики, чтобы не остаться на обочине прогресса. И самое главное – создавать собственные решения. Искусственный интеллект работает в обе стороны: не только ты пользуешься ИИ, но и ИИ пользуется тобой и твоими знаниями для того, чтобы передавать их кому-то другому. Поэтому, если мы хотим обеспечить свою безопасность и максимальную эффективность, мы должны базироваться на собственных решениях», – сказал Роман Головченко.
По его словам, такая возможность сейчас есть. «Большинство платформенных решений в области ИИ пишется на открытом программном обеспечении, ПО с открытым кодом. Это дает возможность создавать национальные центры разработки ИИ, приложения на его базе. Мы объявили о запуске такого центра на базе одной из дочерних организаций Национального банка», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
В качестве примера практического применения таких технологий он назвал ИИ-агенты. «Это помощники. Они помогают человеку принять правильное финансовое решение и большую часть бумажной документации делают за него, т.е. теперь не надо будет ходить по сайтам разных банков. Будут достаточно простые решения для того, чтобы искать, где выгоднее. Даже агрегаторы, которые сейчас есть, не дают такой быстроты и референтности», – обратил внимание Роман Головченко.
Еще одно направление – внедрение ИИ непосредственно в работу банков. «Это нужно для того, чтобы, во-первых, снизить количество трудозатратных для человека операций, повторяемых, рутинных. Во-вторых, мы рассчитываем, что это будет очень большой помощник в борьбе с кибермошенничеством, с фродом и всеми прочими негативными факторами, которые имеют место быть в банковской сфере», – пояснил Председатель Правления Нацбанка.
«Есть и сторонники ИИ, есть и скептики. Но тем не менее этот процесс уже нельзя остановить. Надо двигаться в этом направлении, но четко преследовать собственные интересы», – подытожил Роман Головченко.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко: поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу
«Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
«Поглощать решения в сфере ИИ одними из первых». Александр Егоров обозначил цифровые задачи для банковского сектора
Банковский сектор – та отрасль, которая должна поглощать решения в области искусственного интеллекта одной из первых. Что может способствовать ускоренному IT-развитию банковской сферы и какие вызовы в связи с этим придется решать, во время выступления на семинаре-презентации «Суверенная платформа искусственного интеллекта» на полях международного ИКТ-форума Digital Expo-2025 разъяснил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Быть в авангарде цифрового развития экономики и внедрения методов искусственного интеллекта в банковской сфере, по словам первого замглавы Национального банка, может способствовать большой объем анализируемых данных и значительный удельный вес уже заалгоритмизированных процессов. «Не будем этого скрывать: банковская сфера – одна из сфер-лидеров по внедрению IT-решений. Вместе с тем, мы понимаем, что самостоятельная разработка технологий подобного масштаба – задача чрезвычайно ресурсоемкая», – обратил внимание Александр Егоров и пояснил, почему постановку на службу ИИ можно считать игрой вдолгую.
Позволить ее себе могут лишь крупнейшие государства, в частности, на данный момент очевидно соперничество за первенство в цифровом мире Соединенных Штатов Америки и Китая. В разработку собственных цифровых информационных моделей те, кто могут себе это позволить, вкладывают сотни миллиардов долларов. Большинство стран такой возможности лишены – это, однако, не означает, что небольшие государства, такие как Беларусь, остаются вне игры и не могут применять себе во благо способности ИИ.
«Мы полагаем, что наша ниша – использование ИИ в прикладных целях для масштабирования этих примеров. Мы видим этот вектор перспективой сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Нам нужна активность и конкуренция за внедрение IT-решений как в банковской сфере, так и в других отраслях экономики», – ориентировал первый замглавы Нацбанка.
Национальный банк, как было подчеркнуто, думает о завтрашнем дне и имеет ресурсы для обеспечения технологического лидерства, для чего на постоянной основе и планомерно изучаются возможности использования искусственного интеллекта в повышении эффективности и качества работы как Нацбанка, так и коммерческих банков. Представитель центрального банка страны добавил, что уже налажено сотрудничество или ведутся переговоры о таковом с ведущими российскими центрами, связанными с ИИ. Ценно участие при этом команды белорусских коммерческих банков, в той или иной мере внедряющих ИИ-решения.
В Минске с 17 по 20 июня проходит международная выставка Digital Expo, ставшая площадкой для демонстрации инновационных решений и технологий, местом встреч профессионалов цифровой индустрии, локацией для нетворкинга и обмена опытом. В выставке участвуют свыше 90 компаний и организаций, в числе которых лидеры IT-рынка Беларуси, России и Китая. Насыщенная деловая программа включает свыше 20 тематических мероприятий, среди которых круглые столы, семинары, презентации компаний-участников. В широком кругу экспертов обсуждаются такие современные тренды, как цифровизация в промышленности, технологии и решения для развития умных городов, импортонезависимость и технологический суверенитет, защита персональных данных, информационная безопасность, цифровая трансформация строительной отрасли и агросектора, цифровой офис и цифровая логистика.
По информации
БЕЛТА
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА