Эксперты о перспективах интеграции
Некоторое время назад Президент Беларуси анонсировал встречу со своим российским коллегой Владимиром Путиным, запланированную на 9 сентября. Предполагается, что центральной темой встречи станет обсуждение перспективы подписания 28 союзных программ. Общаясь 1 сентября с журналистами, Александр Лукашенко сказал:
– Если мы договоримся окончательно с Президентом России 9-го, то 10–11-го правительства соберутся, рассмотрят, примут эти программы. А потом мы их утвердим на Высшем Госсовете.
О перспективах интеграционного строительства мы попросили порассуждать экспертов.
Петр Петровский, политолог:
– Несмотря на многочисленную критику со стороны недругов Союзного государства и евразийской интеграции в целом, мы видим плодотворную, хоть и достаточно тяжелую, кропотливую работу по созданию 28 союзных программ. Сама трансформация формулировки от дорожных карт к программам уже демонстрирует прогресс в проработке этих документов. Анонсировано достижение дипломатов двух стран, которые говорят о намерении сторонами их подписать. Некоторые вопросы, конечно, пока остаются с точки зрения содержания этих программ, условий интеграции.
Нужно понимать, что Российская Федерация прекрасно осознает, что прошлогодние белорусские события были направлены прежде всего против нее.
Сейчас в России идет избирательная кампания. Она фактически началась в прошлом году с господина Навального, и мы видели, как она проходила. На этом фоне кооперация, усиление интеграции с Республикой Беларусь является для Российской Федерации шагом в том числе и к укреплению собственного суверенитета, особенно в технологической сфере.
Я напомню, что те частые встречи президентов двух стран на протяжении последних двух лет были связаны прежде всего с тем, что оба государства желают преодолеть технологическое отставание от основных конкурентов. Повысить собственную конкурентоспособность, модернизировать экономики. И эти союзные программы по кооперации связаны в большинстве своем именно с вопросами модернизации экономики: промышленности, сельского хозяйства, электроники, военно-промышленного комплекса, ряда других важнейших отраслей.
Что касается газа и нефти, самых щепетильных вопросов, по которым шли достаточно сильные дискуссии, то, конечно же, интересно будет посмотреть их условия. Я напомню, что Беларусь выступает за создание единых рынков нефти и газа на равноправных, взаимовыгодных условиях. Это во-первых. А во-вторых, надо понимать, что Российская Федерация сейчас реализует проект «Северный поток – 2», и за попадание в эту трубу борются и иные, нежели «Газпром», компании.
Очевидно, что если мы создадим единые рынки нефти и газа, то и в газовой, и в нефтяной сфере будет возможность в рамках этой конъюнктуры иметь конкуренцию даже среди российских компаний.
С их стороны налицо желание работать с нами. Я напомню, что, например, и «Роснефть» имеет возможность добычи газа и фактически подала заявку в министерство энергетики на право его поставок в Европейский союз. Думаю, что этой компании будет выгодно поставлять топливо в том числе и в Беларусь.
В энергетической сфере России идут весьма оживленные дискуссии о самой ее политике. Думаю, что программы по нефти и газу будут направлены именно на равноправные, взаимовыгодные рыночные условия и формирование общих подходов к ценообразованию на энергоресурсы в рамках Союзного государства.
Михаил Ковалев, профессор БГУ, экономист:
– Убежден, что реализация намеченных 28 интеграционных программ будет способствовать росту благосостояния как белорусов, так и россиян.
Опасения некоторых об ухудшении экономических условий, об экспансии российского бизнеса, на мой взгляд, несостоятельны. А в целом интеграция даже после реализации этих программ останется несколько менее тесной и не будет иметь тех негативных черт, которые имеет Европейский союз.
Во-первых, у нас не будет гигантского общего бюджета, как в ЕС, из-за которого все время возникают споры и дискуссии. Дело в том, что бюджет ЕС в основном формируется за счет таможенных сборов по периметру, у нас же таможенные платежи поступают в национальные бюджеты.
Во-вторых, не предусматривается в Союзном государстве той гигантской общей брюссельской бюрократии, как в Европейском союзе. Понятно, что такая бюрократия требует огромных денег. Наша интеграция на какие-то раздутые общие органы денег не требует.
В-третьих, банковские системы обоих государств остаются независимыми и не будут страдать от того недостатка, который имеет место быть в Евросоюзе, где сильные немецкие, французские, скандинавские банки доминируют в небольших государствах. Более того, у нас остаются собственные валюты. Хотя, наверное, пора бы уже в рамках реализации программ подумать о союзном цифровом рубле.
Очень важный момент состоит в том, что наша интеграция не затрагивает интересы третьих стран.
Это очень важно, потому что в Беларуси имеет очень сильные позиции Китай, и понятно, что он настороженно относится к нашей интеграции, как бы она ни ущемила его экономические интересы здесь. Такого гарантированно не будет.
Хотя есть и направления, по которым мы продвинемся дальше, чем Европейский союз. Я имею в виду унификацию налоговых и таможенных систем. Это очень даже неплохо для бизнеса, который, работая на территории двух государств, будет иметь абсолютно одинаковые системы налогообложения. Для белорусского бизнеса это будет неплохо еще и потому, что в России чуть ниже налоги. Если мы унифицируем наши системы, это пойдет только на пользу.
Понятно, что в процессе унификации налоговых систем они будут сделаны, безусловно, современными. Цифровыми, не оставят возможности уклоняться от уплаты налогов и сделают администрирование налогообложения более легким.
Опасения некоторых, мол, не приведет ли интеграция к потере части суверенитета, на мой взгляд, безосновательны. Я спокоен. Пока Президентом остается Александр Григорьевич Лукашенко, Беларусь будет полностью независимым государством.
Дмитрий Крят, «СБ. Беларусь сегодня», 8 сентября 2021 г.