06.09.2021
Как в Беларуси работает Закон о пенсионном обеспечении
Пенсии являются важнейшей составляющей социальной защиты. В настоящий момент выплаты получают около 2,5 млн человек.
Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими законодательными актами.
У нас есть два вида пенсий – трудовые и социальные. К ним могут полагаться надбавки, повышения и доплаты.
Перерасчет пенсий проводят в связи с ростом средней заработной платы не реже одного раза в год, а также в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – эта сумма влияет на минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, а также на доплат к пенсиям лиц в возрасте старше 75 лет. В каких случаях можно остаться без «возрастных» надбавок к пенсии мы уже рассказывали.
Главное о трудовых пенсиях
Существует несколько видов трудовых пенсий:
- пенсии по возрасту, включая пенсии по возрасту на общих основаниях, досрочные пенсии по возрасту по условиям труда или по социальным основаниям;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет;
- за особые заслуги перед республикой.
Данные выплаты назначают лицам, которые в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали обязательные страховые взносы в установленном законодательством порядке.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. В 2021 году, к слову, мужчины уходят на пенсию в 61 года 6 месяцев, женщины – в 57 лет 6 месяцев. В 2022 году возраст выхода на пенсию увеличится для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет.
Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).
Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:
- в 2021 году – 18 лет;
- в 2022 году – 18 лет 6 месяцев;
- в 2023 году – 19 лет;
- в 2024 году – 19 лет 6 месяцев;
- в 2025 году и последующие годы – 20 лет.
На назначение досрочных пенсий по возрасту имеют право родители детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетные матери, родившие пять и более детей; инвалиды с детства; инвалиды войны; матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам; лицам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года.
В общий стаж, кроме периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов, включают также:
- службу в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь;
- уход за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности);
- уход за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе;
- получение в дневной форме профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования;
- получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.
Важно помнить, что продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии: максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
При исчислении пенсии за периоды работы учитывается фактический заработок (доход), из которого уплачивались страховые взносы, а за периоды иной деятельности, которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
Главное о социальных пенсиях
Социальные пенсии назначают нетрудоспособным гражданам, которые не получают трудовую пенсию и пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального обеспечения.
Социальная пенсия положена:
- детям-инвалидам;
- инвалидам, в том числе инвалидам с детства;
- детям, потерявшим кормильца;
- лицам, не имеющим необходимого страхового стажа, и соответственно права на трудовую пенсию.
Социальные пенсии рассчитывают из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:
- инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 %;
- инвалидам с детства II группы – 95 %;
- инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка – 85 %;
- инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства, –75 %;
- лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет, – 50 %;
- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 %, второй 85 %, третьей – 95 %, четвертой – 110 %;
- матерям и (или) отцам детей-инвалидов с тяжелой (3 и 4) степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, при осуществлении ухода за ними не менее 20 лет – 130 % бюджета прожиточного минимума пенсионера.
Белорусский закон предусматривает установление минимальных пенсионных гарантий, по которым размер назначенной пенсии не может быть ниже установленного минимального размера.
Размер пенсий
Напомним, с 1 сентября в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 августа 2021 г. № 317 «О повышении пенсий» выплаты по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца выросли на 7 %.
Получается, что средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в сентябре составит почти 545 рублей. Но, поскольку у каждого пенсионера свои показатели стажа и заработка, увеличение номинального размера пенсии у каждого свое.
По данным Министерства труда и социальной защиты, пенсии по возрасту неработающих пенсионера с сентября составляют следующие суммы:
- 924 рубля – при максимальных показателях стажа и заработка, принятых для исчисления пенсии (стаж не менее 45 лет у мужчины, 40 лет у женщины и индивидуальный коэффициент заработка 5,0 и выше (500 % от средней зарплаты по стране);
- 545 рублей – при стаже не менее 43 лет у мужчины, 38 лет у женщины и индивидуальном коэффициенте заработка 1,0 (в размере средней зарплаты по стране);
- 293 рубля – при минимальных показателях стажа и заработка, принятых для исчисления пенсии (25 лет у мужчины, 20 лет у женщины и индивидуальный коэффициент заработка 0,64 и ниже (64 % от средней зарплаты по стране и ниже).
Наталья Марцинкевич, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Бюджет-2026: какими будут доходы и расходы
На текущей неделе Правительством внесен в Палату представителей проект Закона «О республиканском бюджете на 2026 год». Как будет формироваться доходная часть и как спланирована расходная часть бюджета, рассказала
БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Александра Михеенко.
Депутат указала, что при формировании проекта бюджета на следующий год за основу принят прогноз условий экономического развития, который предполагает рост ВВП на уровне 102,8 %, уровень инфляции в среднегодовом выражении – 107 %.
Доходы республиканского бюджета на 2026 год определены в размере 18,3 % к ВВП и по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %.
Доходы республиканского бюджета будут включать налоговые доходы (70,4 % общей суммы доходов), неналоговые доходы (12,2 %), безвозмездные поступления (17,4 %).
Налоговые доходы в республиканском бюджете будут сформированы главным образом за счет налога на добавленную стоимость, доходов от внешнеэкономической деятельности, акцизов, налога на прибыль, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога, транспортного налога.
Что касается расходов республиканского бюджета, планируется, что их рост к ожидаемому исполнению 2025 года составит не менее 10,4 %, отметила заместитель председателя Постоянной комиссии.
Приоритетными в бюджете сохранятся расходы на финансирование социальной сферы, а также повышение уровня оплаты труда и благосостояние работников бюджетной сферы.
Дополнительно к базовому фонду оплаты труда в республиканском бюджете предусмотрены расходы на заработную плату работников по вновь вводимым объектам здравоохранения и образования, а также на оплату труда преподавателей, дополнительно вводимых в связи с увеличением контрольных цифр приема и ростом контингента обучающихся на бюджетной основе в учреждениях среднего специального образования на 1039 человек.
В числе основных направлений расходов республиканского бюджета на 2026 год будут выплата семейного капитала и финансирование строительства жилья с государственной поддержкой.
В бюджете предусмотрено финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также оказание государственной поддержки по системным решениям (поддержка экспорта и обеспечение внутреннего рынка современной техникой и оборудованием).
Предусмотрены средства и на финансирование централизованной закупки электротранспорта, автотранспорта для учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с последующей их передачей регионам. В приоритете остаются расходы на ремонты и содержание дорог.
В 2026 году дефицит (превышение расходов над доходами) республиканского бюджета составит Br4,3 млрд, который планируется профинансировать за счет внешних государственных займов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов и остатков средств республиканского бюджета.
Александра Михеенко обратила внимание, что предлагаемые для формирования проекта бюджета на 2026 год подходы полностью позволяют сбалансировать его параметры в пределах имеющихся финансовых ресурсов и, что самое важное, – обеспечивают финансирование приоритетов социально-экономического развития страны.
По информации
БЕЛТА
Новый порядок направления на оказание медпомощи. Как это работает
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации
БЕЛТА
Новация для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации
БЕЛТА
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О лизинговой деятельности», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
Основные новации, предусмотренные законопроектом, обозначил перед депутатами заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Денис Скобялко.
По его словам, урегулированы назревшие вопросы, связанные с лизинговой деятельностью с учетом практики применения норм Указа № 99. Существенным нововведением является появление в правовом поле такого инструмента, как вторичный лизинг. По сути, отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможностей повторной передачи в лизинг имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем.
Как пояснил Денис Скобялко, ранее у лизингодателя не было возможности, если лизингополучатель по каким-то причинам возвращал предмет лизинга (не обращал его в собственности и т.д.), повторно передать соответствующий предмет лизинга в лизинг. Согласно проекту закона такая возможность для лизинговых организаций предоставляется.
«Положения проекта закона о вторичном лизинге соответствуют лучшим международным практикам, в частности, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Основываясь на этих практиках, мы предусмотрели в проекте закона, что при вторичном лизинге лизингодатель самостоятельно несет риски, связанные с выбором предмета лизинга. А также установлено, что он должен проинформировать продавца, поставщика соответствующего товара», – отметил зампредседателя Правления.
Отдельный блок законопроекта регламентирует особенности предоставления гражданам в лизинг жилых помещений. В документе сохранены положения Указа № 99, эффективность которых подтверждена практикой. При этом, учитывая, что граждане находятся в зоне особого внимания при формировании правового поля, в документе предусматривается ряд новаций в регулировании лизинга жилых помещений. В частности, по предложению экспертного совета при Совете Республики в проект закона включена норма, позволяющая считать земельный участок, на котором непосредственно расположен жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, частью совокупности вещей, являющихся предметом лизинга.
«Если в лизинг передается дом, квартира, то земельный участок является совокупной вещью и также передается в лизинг лизингополучателю», – пояснил Денис Скобялко.
Оптимизирован порядок расчета по договору лизинга жилого помещения в случае его расторжения или возврата предмета лизинга лизингодателю. После того как гражданин уплатил более 50 % стоимости предмета лизинга, у него есть право вернуть уплаченную им стоимость предмета лизинга. На этом этапе механизм возврата этих средств предполагает оценку стоимости самого жилья. Ранее такая оценка осуществлялась исключительно путем внутренней оценки рыночной стоимости объекта. Но сейчас предусматривается механизм, который направлен на дополнительную защиту прав граждан, и он предполагает, что соответствующее жилье может быть продано путем торгов. И на торгах будет, возможно, определена более высокая стоимость соответствующего предмета лизинга, которая позволит гражданину получить больший объем средств в качестве возврата.
Помимо этого расширяются меры реагирования на нарушения законодательства о лизинговой деятельности. Вводится такая мера, как требование об устранении руководителей, иных должностных лиц в определенных случаях нарушения законодательства о лизинговой деятельности.
Проект закона имеет четкую социальную направленность и будет способствовать усилению защиты прав потребителей финансовых услуг, подчеркнул Денис Скобялко. Одна из важнейших новелл – право гражданина на изменение сроков исполнения обязательств по договору лизинга в случае невозможности их исполнения при нахождении в трудной жизненной ситуации. При этом, как поясняется, под трудной жизненной ситуацией понимается, например, нетрудоспособность более 40 дней, инвалидность, смерть супруга (супруги), появление дополнительных иждивенцев и др. В таких случаях гражданин сможет обратиться к лизингодателю за отсрочкой, изменением других условий договора, позволяющих ему получить своего рода финансовые каникулы.
Для дополнительного обеспечения прав и интересов граждан предусмотрено ограничение максимального размера превышения общей суммы уплачиваемых физлицом лизинговых платежей выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга.
Как пояснил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Алексей Райко, фактически предлагается ограничить аппетиты лизинговых организаций. Сумма лизинговых платежей будет ограничена суммой предмета лизинга по договорам сроком до одного года и двукратной суммой предмета лизинга по договорам свыше одного года. Ограничен предельный размер неустойки, штрафов, пеней по договору лизинга – не более половины стоимости предмета лизинга.
По информации
БЕЛТА
Состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва
5 ноября 2025 г. состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В первом чтении депутаты рассмотрели четыре законопроекта.
О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности» доложили директор Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь Мательский А.Ф. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевская М.А.
Проектом Закона, в частности, предусматриваются:
-
особый порядок принятия нормативных правовых актов, содержащих исключительно цифровые показатели, согласно которому такие акты размещаются в банке данных «Единый реестр цифровых показателей» без проведения их обязательной юридической экспертизы и включения в Национальный реестр правовых актов;
-
закрепление требований, направленных на исключение случаев принятия (издания) в короткий промежуток времени нескольких нормативных правовых актов, вносящих изменения в один и тот же нормативный правовой акт, сокращение объема нормативных правовых актов, а также на упрощение и однозначность восприятия текстов нормативных правовых актов;
-
усиление значения пакетного принципа при подготовке проектов нормативных правовых актов, обеспечиваемого посредством разработки включенных в пакет проектов нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, иных государственных органов (организаций), конкретизирующих или направленных на реализацию законодательного акта, до внесения его проекта в нормотворческий орган, а также в случае доработки законопроекта при его рассмотрении;
-
упрощение процедуры согласования проектов нормативных правовых актов с заинтересованными государственными органами и иными организациями (предусматривается систематизация нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки проектов правовых актов, в целях обеспечения комплексного подхода к регулированию нормотворческой деятельности, исключения дублирования и (или) их разрозненности);
-
проведение анализа обоснованности применения отсылочных и бланкетных норм при проведении обязательной юридической экспертизы в рамках оценки соблюдения требований нормотворческой техники (норма направлена на снижение количества принимаемых актов законодательства и не предполагает вмешательства при проведении обязательной юридической экспертизы в компетенцию государственных органов (должностных лиц);
-
запрет на закрепление в законодательном акте полномочий на принятие (издание) нормативных правовых актов одновременно нормотворческому органу (должностному лицу) и уполномоченному им органу (должностному лицу);
-
уточнение значения и правового статуса институтов официального толкования и разъяснения применения нормативных правовых актов;
-
передача функций Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений принятых законов Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь для более эффективной реализации стоящих перед Парламентом Республики Беларусь задач в сфере законотворчества.
Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении законов» (по вопросам обеспечения национальной безопасности), с содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П.
Проектом Закона предусматриваются:
-
расширение категорий лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, уточнение перечня сведений, фиксируемых при этой регистрации;
-
наделение органов пограничной службы полномочиями на проведение обязательной дактилоскопической регистрации, на получение, использование и хранение дактилоскопической информации;
-
закрепление возможности предоставления дактилоскопической информации, полученной органами пограничной службы, в Государственный комитет судебных экспертиз в автоматизированном режиме;
-
установление обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров, безвозмездно передавать персональные данные таких пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций;
-
дополнение содержания пограничного контроля возможностью осуществления личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств;
-
уточнение порядка осуществления постоянно проживающими в Республике Беларусь иностранцами трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности.
С докладами о проекте Закона Республики Беларусь «О лизинговой деятельности» выступили заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Скобялко Д.К. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И.
Проектом Закона предлагается регламентировать:
-
вопросы осуществления лизинговой деятельности;
-
требования к форме и содержанию договора финансовой аренды (лизинга);
-
требования к размещению лизинговой организацией информации об осуществляемой ею лизинговой деятельности;
-
полномочия Национального банка в сфере регулирования лизинговой деятельности и контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности, законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
-
основные права и обязанности лизингодателей и лизингополучателей.
Инновационной нормой, включенной в проект Закона, является введение такого инструмента, как вторичный лизинг. Отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможности передачи имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, в лизинг.
О проекте Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)» выступил с докладом Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Трубило Г.А., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Казачок С.А.
Законопроект направлен на урегулирование отношений в области водоотведения (канализации), а также усовершенствование с учетом правоприменительной практики вопросов обеспечения населения питьевой водой.
Проектом Закона, в частности, предусматривается:
-
возможность бурения временных скважин в целях оперативного решения вопросов бесперебойного водоснабжения населенных пунктов в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды;
-
определение основных терминов, закрепление принципов регулирования соответствующих отношений;
-
конкретизация полномочий государственных органов в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации);
-
разграничение сфер регулирования общественных отношений, возникающих в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации);
-
определение состава систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации);
-
регламентация порядка эксплуатации систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), систем дождевой канализации;
-
разработка программ производственного контроля безопасности питьевой воды соответствующими субъектами хозяйствования;
-
закрепление гарантий обеспечения питьевой водой и надежности приема сточных вод.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Лепешко Г.В. представил для рассмотрения во втором чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны».
Законопроект направлен на приведение законов Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и «О военном положении» в соответствие с Военной доктриной Республики Беларусь, утвержденной решением Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 6.
В частности, законопроектом предусматриваются:
-
согласование терминологии указанных законов с положениями Военной доктрины Республики Беларусь, приведение в соответствие с ней полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Безопасности Республики Беларусь, Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил в области обороны;
-
уточнение и конкретизация задач Вооруженных Сил, функций Генерального штаба Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь;
-
приведение в соответствие с Военной доктриной Республики Беларусь перечня военных угроз, являющихся основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь;
-
отнесение акта вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства (коалиции государств), совершенного против Союзного государства, к нападению, являющемуся основанием для введения военного положения на территории Республики Беларусь.
Кроме того, парламентарии приняли два законопроекта о ратификации международных соглашений.
Министр энергетики Республики Беларусь Мороз Д.Р. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Каранкевич А.М. доложили о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства».
Договор заключен в целях реализации положений Основных направлений реализации Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2.
Договор определяет правовые основы формирования, функционирования и развития объединенного рынка электрической энергии Союзного государства и регулирует отношения, связанные с куплей-продажей электрической энергии между участниками объединенного рынка электрической энергии Союзного государства.
Регулирование и контроль деятельности системных и сетевых операторов, а также ценообразование (тарифообразование) на оказание ими услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерское управление электроэнергетической системой, осуществляются в соответствии с национальным законодательством той стороны, на территории которой осуществляется оказание данных услуг.
Кроме того, цены (тарифы) на указанные услуги на территории стороны для участника оптового рынка данной стороны не могут отличаться в зависимости от осуществления им торговли на внутреннем оптовом рынке или торговли на объединенном рынке.
Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Пакистан о реадмиссии» представили заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шпаковский А.П.
Соглашение подписано в целях определения порядка передачи, принятия и возврата лиц, находящихся на территории государств в нарушение порядка въезда, выезда, пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Соглашение предусматривает обязательство Республики Беларусь и Исламской Республики Пакистан по запросу другой стороны принимать собственных граждан, которые въехали или находятся на территории государства запрашивающей стороны с нарушением законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В Соглашении определены компетентные органы, ответственные за реализацию настоящего международного договора. Компетентными органами от Республики Беларусь определены Министерство внутренних дел и Государственный пограничный комитет, от Исламской Республики Пакистан – Министерство внутренних дел.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)