«Ничьих интересов не ущемляем». Минприроды о корректировке Водного кодекса
В Палате представителей состоялось заседание Постоянной комиссии по экологии и природопользованию. В центре внимания – проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. Комплексная переработка кодекса также проводится в целях приведения его в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров от 22 февраля 2022 г.
«Назрела необходимость комплексной переработки данного нормативного правового акта, – отметил заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов. – Мы анализируем обращения в адрес Министерства природных ресурсов, в адрес других государственных органов, общаемся c непосредственными водопользователями, субъектами хозяйствования. То есть уже наработана довольно серьезная, объемная база данных. Ничьих интересов мы новым кодексом не ущемляем. Немного упрощается работа, исключаются три административные процедуры, которые выполнялись территориальными органами Минприроды, облисполкомами, предприятиями, входящими в систему Минприроды. Возникла необходимость ввести одну новую административную процедуру, касающуюся выдачи разрешения на работы на водных объектах по добыче топляковой древесины. Это предложение возникло в реальном секторе экономики. И такие предложения часто поступали в Минприроды из местных органов власти».
Дополнительно усиливается возможность передачи водных объектов. «Не только как ранее – для целей любительского и промышленного рыбоводства, но и с целью рекреации, спорта, туризма. И дополнительно здесь же возникнут обязательства арендатора по поддержанию данного водного объекта и наведению на нем должного порядка», – подчеркнул замминистра.
«Беларусь называют страной голубых озер. У нас очень большое количество водных объектов – более 10 тыс. И задача государства – максимально их сохранить. Во-первых, урегулировать процессы водопользования и рационального использования такого ресурса, как вода. С другой стороны, мы должны рационально вовлечь их в хозяйственное использование», – дополнил Виктор Галанов.
По информации
БЕЛТА
Корректируются 48 статей. Какие изменения затронут Водный кодекс Республики Беларусь
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси для ЦУР в 2025 году разработают более 40 стандартов в области охраны окружающей среды
В 2025 году предусмотрена разработка для реализации Целей устойчивого развития 42 стандартов в области охраны окружающей среды, качества воды, переработки вторичного сырья и не только. Такое заявление сделал директор Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Александр Скуратов, выступая на полях первой конференции ШОС по сотрудничеству в области стандартизации, которая проходит в китайском Циндао, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
В мероприятии участвуют представители восьми стран – Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Монголии, России, Таджикистана и Узбекистана. Госстандарт представляют директор БелГИСС Александр Скуратов и его заместитель Ольга Ильянкова. Руководители делегаций презентуют потенциал своих стран в области стандартизации, участники также обсудят проект декларации по укреплению отношений между национальными органами по стандартизации Шанхайской организации сотрудничества. 9 и 10 июля белорусская делегация примет участие в V Циндаоском форуме по международной стандартизации.
К слову, в Беларуси Главой государства 2024-й был объявлен Годом качества, а 2025–2029 годы – пятилеткой качества, что существенно повышает значимость всех направлений работы Госстандарта, формирующих национальную инфраструктуру качества.
Александр Скуратов подробно охарактеризовал принципы технической политики, ее основные цели и механизмы, позволяющие обеспечивать современный уровень безопасности и качества выпускаемой и обращаемой на рынке продукции и не создавать излишних барьеров в торговле. В частности, Госстандарт реализует Стратегию развития стандартизации Беларуси до 2030 года, в числе ключевых направлений которой опережающая стандартизация, содействие экспорту продукции и применению стандартов, цифровизация, стандартизация в интеграционных образованиях, вовлечение организаций в работы по стандартизации.
Было отмечено, что эффективной и соответствующей международной практике разработке стандартов содействует функционирование 44 национальных технических комитетов по стандартизации, участие отечественных специалистов в аналогичных работах на межгосударственном и международном уровнях. Для выполнения поставленных на уровне республики задач Госстандарт ежегодно утверждает план государственной стандартизации, а также отдельные целевые программы стандартизации. Среди актуальных разработок директор БелГИСС назвал стандарты в области электротранспорта, цифровой экономики, инновационного менеджмента, туристической инфраструктуры. Высокую социальную значимость имеют стандарты на оборудование и услуги в плавательных бассейнах и аквапарках, доступную среду для людей с ограниченными возможностями, товары и услуги для детей. Кроме того, в этом году предусмотрена разработка для достижения Целей устойчивого развития 42 стандартов в области охраны окружающей среды, качества воды, переработки вторичного сырья и не только.
«Стандартизация – стержень инфраструктуры качества нашей республики. Разработка и применение современных стандартов рассматривается как инновационное направление, реализуемое с учетом международного опыта», – подытожил Александр Скуратов.
Беларусь участвует в ШОС в разных статусах с 2010 года, а 4 июля прошлого года на саммите организации в Астане наша страна стала десятым по счету полноправным членом семьи ШОС.
По информации
БЕЛТА
Госатомнадзор готовит новый перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили
БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси планируется принять новую стратегию обращения с отходами
В Беларуси планируется принять новую стратегию обращения с отходами. Глава государства Александр Лукашенко ставит задачу зафиксировать конкретные цели и их достижение в более сжатые сроки. Об этом шла речь на совещании у Президента по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов, передает корреспондент
БЕЛТА.
Про разработку единой стратегии обращения с отходами производства и потребления Главе государства доложил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. Александр Лукашенко заявил о необходимости закрепить в документе более напряженные задачи и предупредил, что затягивать со сроками реализации нельзя.
По словам Министра, проект стратегии разработан и вынесен на обсуждение. При Минприроды был создан координационный совет по обращению с отходами, в который вошли представители науки, бизнеса, местных органов власти, заинтересованных организаций. «Мы учли все возможные замечания, – сказал он. – Стратегия вынесена на общественное обсуждение. Поступают определенные вопросы, в том числе и от граждан, которые мы учитываем. И в ближайшее время, после определенной доработки, стратегия будет внесена на рассмотрение в правительство».
Как пояснил Сергей Масляк, в новом документе планируется объединить другие документы по этой тематике. «Сегодня в стране вопросы обращения с отходами отражены в шести стратегиях и четырех концепциях. Надо аккумулировать это все в единый документ и дать возможность определить единый орган в лице Минприроды, – объяснил он необходимость разработки и принятия новой стратегии. – Это даст свои результаты в ближайшее время. Я за эти вопросы буду головой отвечать».
Одной из основных, глобальных целей стратегии Министр назвал достижение уровня использования отходов не менее 90 % к 2040 году.
Однако Президент посчитал обозначенный период слишком долгим. «Эти сроки не подходят. Это же наши ресурсы, и это та грязь, которая засоряет природу. Так надо эту грязь взять, переработать и сделать ресурсами. Так что, мы будем до 2040 года в грязи телепаться?» – критически отозвался Глава государства.
На этот счет Премьер-министр Александр Турчин пояснил, что задачи по наращиванию объемов переработки отходов будут решаться более динамично. И в первую очередь предстоит сосредоточить основные усилия на том, чтобы сортировать весь мусор до того, как он попадет на полигоны, извлекая оттуда все ресурсы, которые подлежат переработке. «Если мы возьмем все отходы за 100 %, то процентов 40 можно сдать на переработку, вторичные материальные ресурсы. Процентов 30, чуть больше, – это органика. Остается процентов 20–25 тех отходов, которые сегодня не подлежат переработке. Простая задача (мы это сделаем) – у нас на полигонах не будет никаких вторичных материальных ресурсов. Мы это все сделаем в течение ближайшего времени», – сказал Премьер-министр.
«В ближайшее время – это 2040 год?» – уточнил Александр Лукашенко.
«В ближайшие несколько лет», – заверил Александр Турчин.
В качестве примера обсуждалась работа Брестского мусороперерабатывающего завода. Предприятие обеспечивает сбор и сортировку отходов из Бреста, Брестского и Жабинковского районов, извлекая около 14 видов вторсырья, включая пластик, стекло, макулатуру, а также органические отходы, из которых получают биогаз, используемый для выработки электроэнергии для нужд завода.
Решить поставленную задачу позволит в том числе новый мусороперерабатывающий завод, который строится под Минском и начнет работать в июле этого года. Объем переработки составит около 600 тыс. т отходов в год.
Этот завод, как ожидается, станет крупнейшим в стране производителем RDF-топлива (от англ. refuse-derived fuel – «топливо, полученное из отходов») – гранул, полученных из горючих отходов. Объемы запланированы на уровне 113 тыс. т в год, что, по словам специалистов, позволяет в значительной степени обеспечить потребности в энергоресурсах для цементных заводов. Однако последние пока без энтузиазма относятся к перспективе использования RDF-топлива, ссылаясь на разного рода сложности, в том числе технологические и по обслуживанию оборудования.
Президент в этой связи потребовал ставить перед цементными заводами более жесткие задачи и требовать от них использовать RDF-топливо, поскольку это важно для государства и позволяет одновременно решать вопросы как с переработкой отходов, так и с обеспечением цементной отрасли местными энергоресурсами.
«Если это топливо (RDF-топливо. – Прим. БЕЛТА) нормально сгорает и должно сгорать, так пускай берут, – сказал Александр Лукашенко. – Установите цену и объемы, которые должны забирать эти заводы. Что вы с ними возитесь? Государственное предприятие (да неважно какое – в стране порядок). Чтобы прекратить эти разговоры: надо, не надо».
По информации
БЕЛТА