12.10.2021
Минтруда и соцзащиты – о порядке индексации доходов населения за сентябрь 2021 г.
Порядок индексации доходов в связи с инфляцией, вызываемой ростом цен на потребительские товары и услуги, регулируется Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. «Об индексации доходов населения с учетом инфляции».
Индексация денежных доходов, выплачиваемых из бюджетных источников
Согласно части первой статьи 2 Закона индексация производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит пятипроцентный порог.
По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен за сентябрь 2021 г. к августу 2021 г. составил 101,3 процента.
Индекс потребительских цен за сентябрь 2021 г. не превысил пятипроцентного порога к августу 2021 г. – месяцу пересмотра базовой ставки и бюджета прожиточного минимума.
Таким образом, денежные доходы, установленные от базовой ставки, а также бюджета прожиточного минимума за сентябрь 2021 г. индексации не подлежат.
Вместе с тем, индекс потребительских цен за сентябрь 2021 г. превысил пятипроцентный порог к январю 2021 г. – месяцу пересмотра базовой величины и составил 106,3 процента.
Таким образом, денежные доходы, установленные от базовой величины, подлежат индексации за сентябрь 2021 г.
В соответствии с Указом Президента Республика Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 норматив индексации денежных доходов за сентябрь 2021 г. составляет 283 рубля 46 копеек. В случае, если размер денежных доходов выше указанного норматива, сумма индексации составит 17 рублей 86 копеек, если ниже – 6,3 процента от фактического их значения.
С учетом изложенного, индексации за сентябрь 2021 г. подлежат следующие виды денежных доходов физических лиц, выплачиваемые из бюджетных источников и не носящие единовременного характера:
- пособия по безработице;
- стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета.
Индексация денежных доходов, выплачиваемых из иных источников
Работникам, получающим доход в организациях из иных источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется согласно части второй статьи 1 Закона по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
Размер минимальной заработной платы
В соответствии с частью пятой статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.
Поскольку индекс потребительских цен за сентябрь 2021 г. превысил пятипроцентный порог к январю 2021 г., размер месячной минимальной заработной платы, установленный с 1 января 2021 г., подлежит индексации за сентябрь 2021 г.
Размер месячной минимальной заработной платы с учетом ее индексации за сентябрь 2021 г. составил 417 рублей 86 копеек.
На основании части третьей статьи 5 указанного Закона часовая минимальная заработная плата изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Минтруда: с 1 июля социальные выплаты перечисляются только на базовый счет
С 1 июля социальные выплаты перечисляются только на базовый счет. Об этом напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На базовый счет будут переводиться пенсии, пособия на детей (если они выплачиваются через соцзащиту, а не через работу), пособие по безработице, государственная адресная социальная помощь, пособие по уходу за инвалидом I группы или лицом старше 80 лет, выплаты ухаживающим в замещающих семьях, выплаты на близнецов и материальная помощь к школе.
Базовый счет не нужен тем получателям, которые получают выплаты через почту. К ним относятся инвалиды, пенсионеры, проживающие в сельской местности, граждане старше 70 лет, лица с ограниченной способностью к передвижению (функциональный класс 3 и выше), родители, ухаживающие за ребенком-инвалидом до 18 лет и получающие пособие по уходу, а также получатели пособий на детей через работу или учебу, лица без вида на жительство (иностранцы с разрешением на временное проживание) и получатели пособий на погребение.
В Минтруда также напомнили, что базовый счет – это бесплатный банковский счет в белорусских рублях, по которому не взимается плата за зачисление и снятие денежных средств, а также за оплату товаров и услуг через ЕРИП и другие базовые операции. Таким образом, государство предоставляет гражданам возможность получить базовый социальный стандарт бесплатного платежного обслуживания.
По информации
БЕЛТА
Впереди большие выходные. Рассказываем, как белорусы будут работать и отдыхать в июле
3 июля (четверг) – День Независимости Республики Беларусь. Эта дата в нашей стране признана официальным выходным.
Рабочий день с 4 июля (пятница) переносится на 12 июля (суббота). Таким образом, непрерывные выходные дни: 3,4,5,6 июля – 4 дня.
Рабочие дни в июле
В соответствии с производственным календарем у белорусов в июле ️при шестидневной рабочей неделе будет 26 рабочих дней, ️при пятидневной – 22 рабочих.
Расчетная норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составит:
-
для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье – 175 часов;
-
для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье – 173 часа.
Если на период больших выходных выпадает отпуск, командировка или обучение
Если 4 июля (переносимый день) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
служебной командировки или обучения (повышение квалификации, подготовка, переподготовка) => 12 июля для работника является рабочим днем.
Если работник принят на работу в период с 30 июня по 2 июля => 12 июля для него является рабочим днем.
Если 12 июля (перенесенный выходной) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля считается днем отпуска (нерабочим по графику);
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля считается днем временной нетрудоспособности.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Работа без границ. В каких направлениях будет развиваться единый рынок труда ЕАЭС
О направлениях развития единого рынка труда ЕАЭС рассказала глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Махым Оразмухаммедова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам эксперта, единое пространство труда откроет новые возможности для специалистов и работодателей. «Имея население более чем 180 млн человек и объем ВВП более $2,5 трлн, Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал для обеспечения устойчивого экономического развития», – сказала она.
Глава представительства подчеркнула, что за последние годы Евразийский экономический союз добился значительных успехов в реализации стратегии развития, особенно в области трудовой мобильности. «Граждане государств-членов пользуются преимуществами безвизового перемещения, доступа к трудоустройству без необходимости получения разрешения на работу и цифровых платформ, таких как унифицированная система поиска «Работа без границ», которые делают возможности трудоустройства на территории Евразийского союза более доступными», – добавила Махым Оразмухаммедова.
Мобильность рабочей силы играет важную роль в экономическом и социальном развитии как отправляющих стран, так и принимающих, однако на едином рынке труда все равно сохраняются серьезные вызовы. «Неформальная занятость остается распространенным явлением, подвергающим трудовых мигрантов рискам эксплуатации и снижая возможности использования потенциала трудовой миграции для развития взаимного признания навыков и квалификаций. Остается неравномерным признание профессиональных компетенций мигрантов: они сталкиваются с препятствиями при признании своих профессиональных навыков, что ограничивает их способность вносить полноценный вклад в экономику принимающих обществ», – отметила она.
Международная организация по миграции работает с Евразийским экономическим союзом над улучшением управления трудовой миграцией для более эффективного реагирования на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая при этом защиту трудовых мигрантов и усиливая влияние на развитие как стран-происхождения, так и стран-назначения. «Для этого необходимы прочные партнерства, основанные на доверии, общей ответственности и скоординированных действиях», – подчеркнула она.
Глава представительства отметила, что организация поддерживает заинтересованные стороны в разработке более безопасных и эффективных систем трудовой миграции для удовлетворения растущих и меняющихся потребностей правительств, частного сектора и самих мигрантов. «В качестве примера можно привести подход этического найма сотрудников. Существует сеть Международной организации по миграции по содействию этического подбора персонала. Разработаны справочники для государственных органов по вопросам этического рекрутинга и защиты трудовых мигрантов. Эти инструменты помогают правительствам и работодателям создавать справедливые системы найма работников, защищающие их права и сокращающие неформальную занятость», – отметила эксперт.
Среди методов решения вызовов также финансовая инклюзивность, цифровые инструменты и региональное партнерство. «Евразийский союз разработал комплексное стратегическое видение и предпринял конкретные шаги по улучшению мобильности рабочей силы. Задача будущего – обеспечить инклюзивность рамок, основанных на правах человека и практических результатах для мигрантов. Международная организация по миграции готова поддержать Евразийский союз и его государства-члены в реализации этих целей – опираясь на мировой опыт, региональное взаимодействие и общую приверженность безопасной, упорядоченной и регулярной иммиграции», – сказала глава представительства.
По информации
БЕЛТА
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
Как правильно оформить выходной для прохождения диспансеризации, напомнили в Минтруда
Порядок действий для прохождения диспансеризации напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
Сначала работнику необходимо согласовать с нанимателем проведение диспансеризации в определенную календарную дату (даты). На основании письменного заявления работника наниматель издает приказ об освобождении его от работы для прохождения диспансеризации.
После прохождения диспансеризации работник представляет нанимателю выписку из медицинских документов, если такая обязанность предусмотрена локальными правовыми актами.
В ведомстве отметили, что Трудовой кодекс гарантирует освобождение от работы для прохождения диспансеризации с сохранением среднего заработка. Так, работникам до 40 лет будет предоставляться освобождение от работы один раз в три года с сохранением среднего заработка. Тем, кто достиг 40 лет, ежегодно предоставляется один день с сохранением среднего заработка. Работникам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, а также в течение пяти лет до достижения такого возраста (женщины с 53 лет, мужчины с 58 лет), предоставляется два дня ежегодно.
По информации
БЕЛТА