/ / Общественно-политические
08.10.2021

Конституционный Суд проверил конституционность Закона «Об изменении Конституции Республики Беларусь»

7 октября 2021 г. Конституционный Суд Республики Беларусь руководствуясь положениями части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статей 98 и 102 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», проверил в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Конституции Республики Беларусь» (судья-докладчик Сергеева О.Г.), принятого Парламентом Республики Беларусь.

Судебные весы

1. Законом об изменении Конституции (пункт 1 статьи 1) статья 67 Конституции, предусматривающая, что выборы депутатов являются прямыми – депутаты избираются гражданами непосредственно – дополняется частью, согласно которой выборы депутатов проводятся в единый день голосования.

Введение единого дня голосования для выборов депутатов как Палаты представителей, так и местных Советов депутатов Конституционным Судом признано конституционно целесообразным, поскольку способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Кроме того, одновременное проведение выборов депутатов позволяет общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу.

Конституционный Суд в решении указал, что совмещение дней голосования по выборам депутатов не нарушает правовых гарантий реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на участие в решении государственных дел через свободно избранных представителей, принципов избирательной системы и согласуется с положениями части первой статьи 1, части первой статьи 3, части первой статьи 37, статей 38, 64–68, части первой статьи 93, статьи 118 Конституции, устанавливает конституционно-правовое регулирование в пределах, допустимых положениями разделов I и II Конституции.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об изменении Конституции изменяется срок полномочий местных Советов депутатов двадцать восьмого созыва. Конституция дополняется статьей 147, согласно которой местные Советы депутатов двадцать восьмого созыва осуществляют свои полномочия до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования.

Конституционный Суд указал, что в Конституции не содержится норм, запрещающих продление срока полномочий местных Советов депутатов. Изменение срока полномочий местных Советов депутатов двадцать восьмого созыва вызвано объективной необходимостью, возникшей в связи с установлением единого дня голосования, и осуществляется в целях перехода на проведение выборов в соответствии с Законом об изменении Конституции и совмещения дней голосования по выборам депутатов.

Изменение срока полномочий местных Советов депутатов указанного созыва обеспечивает синхронизацию перехода выборов депутатов на одновременное голосование, представляет собой временную меру, рассчитанную только на переходный период. Это позволит провести выборы в местные Советы депутатов двадцать девятого созыва одновременно с выборами депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Конституционный Суд считает, что осуществляемое Законом об изменении Конституции правовое регулирование на переходный период отвечает принципам разумности и целесообразности, обусловлено введением единого дня голосования для проведения выборов депутатов, является исключительной мерой и не может рассматриваться как носящее конституционно недопустимый характер. Такое правовое регулирование не является отступлением от принципов периодичности выборов местных Советов депутатов и непрерывности их деятельности, не препятствует реализации гражданами Республики Беларусь прав участвовать в решении государственных дел через избранных представителей, свободно избирать и быть избранными в государственные органы, а также избирательных прав (часть первая статьи 3, часть первая статьи 37, статьи 38, 64–68 и 118 Конституции).

3. Конституционный Суд отметил, что Закон об изменении Конституции принят в порядке, соответствующем нормам пункта 1 части первой статьи 97, пункта 1 части первой статьи 98, статьи 139, части первой статьи 140 Конституции.

Оценив содержание норм Закона об изменении Конституции, Конституционный Суд сделал вывод, что устанавливаемое конституционное регулирование соответствует фундаментальным положениям Конституции об основах конституционного строя (раздел I), правах человека и гражданина (раздел II), порядке изменения Конституции (раздел VIII), согласуется с иными ее положениями, совершенствует конституционно-правовое регулирование общественных отношений по выборам депутатов и реализации избирательных прав граждан Республики Беларусь.

По сообщению официального сайта Конституционного Суда Республики Беларусь