08.10.2021
Эксперт об истоках и способах разрешения миграционного кризиса
Уже в первый день осенней сессии рассмотрен целый ряд законопроектов, в том числе два – о ратификации международных соглашений. Большой резонанс вызвал проект Закона «О приостановлении действия Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения». Миграционный кризис, или, прямо скажем, гуманитарная катастрофа на границе, – проблема, которую нужно решать. Что же означает этот шаг со стороны Парламента?
Немного предыстории. Когда наша республика находилась в контакте с ЕС и мы были заинтересованы в упрощении визового режима, европейцы предложили по пакетному принципу заодно подписать соглашение о реадмиссии. Суть в том, что люди, которые попали на вашу территорию из другой страны и нарушают закон (например, нелегально пересекают госграницу), в упрощенном порядке возвращаются туда, откуда прибыли. Благодаря достигнутым договоренностям снизился визовый сбор – до 35 евро. На деле же, когда грянул COVID-19, практически все страны ЕС закрыли свои границы. Фактически соглашение об упрощении визового режима перестало действовать. Оппонентов законной власти поддерживают внешние силы.
Видим реальные риски и вызовы нашей национальной безопасности со стороны коллективного Запада. А ведь у нас были четкие договоренности о работе на границе. Я хорошо знаком с этой темой: до избрания в Парламент служил на должностях заместителя начальника первого управления главного оперативного управления Госпогранкомитета и начальника Сморгонской пограничной группы. Тогда мы регулярно проводили совместные операции с Frontex и с погранотрядами сопредельных государств. Когда же Запад поддержал силы, которые хотят дестабилизации обстановки в нашей стране, логично, что мы приняли ответные меры.
После инцидента с самолетом RyanAir ограничения усилились, нам закрыли небо все соседи, кроме России. Напомню, что у нас действует безвизовый режим для большого количества стран. Послабления есть также на территориях Брестской и Гродненской областей. Приоритеты внутреннего туризма сдвинулись со стран Запада на те территории, откуда люди могут прибывать легально с туристическими целями. Американцы заявили, что будут выводить войска из Ирака, уже сделали это в Афганистане, плюс обострена ситуация в Сирии… Нужно понимать, что там остаются миллионы приверженцев западного образа жизни. Над ними нависла смертельная угроза. Кроме того, у нас в вузах обучались тысячи студентов из этого региона. Они тоже хотят в богатые страны. Многие люди хотят уехать заблаговременно, до вывода войск.
Эти процессы сейчас усилились, хотя существовали всегда. Органы пограничной службы совместно с МВД задерживали сотни мигрантов на границе и приграничных территориях. Существовал перечень государств, откуда есть риски незаконной миграции. Всех прибывающих контролировали. Речь идет о сотнях тысяч человек в год.
Сейчас у этих беженцев нет цели приехать в Беларусь насовсем, как и в Польшу или Литву. Их интересует Германия, Франция и другие более обеспеченные страны. Для нашей республики это риски, но не угроза. С точки зрения собственных национальных интересов охранять госграницу с тем же качеством, как раньше, нецелесообразно. Вместо этого мы концентрируемся на развитии территорий, ведь национальная безопасность – это прежде всего экономика.
Не приведет ли это приостановление соглашения к правовой неопределенности? Во-первых, со всеми сопредельными государствами у нас есть двусторонние соглашения, прописана процедура для таких случаев. Сначала проводится одностороннее расследование, откуда человек. Следы фиксируются, отрабатываются маршруты. Затем – двусторонние совместные расследования. Раньше был налажен процесс приема-передачи задержанных. Как вариант – депортация или привлечение к ответственности. Но сейчас соседи, образно говоря, играют в молчанку. И главное, они игнорируют нормы международных законов о беженцах. Отказываются от обсуждения с Беларусью путей выхода из гуманитарной катастрофы, которую и породил коллективный Запад. Приостановление соглашения о реадмиссии с нашей стороны показывает им, что мы самодостаточны и самостоятельны. Защищаем собственные национальные интересы, но при этом готовы к диалогу и совместным действиям.
Проект закона наши парламентарии на днях обсуждали прямо на границе – в пункте пропуска «Брузги». Еще раз акцентирую: мы не выходим из соглашения, а приостанавливаем его. Показываем, что готовы (если будет заинтересованность и партнерское общение с сопредельными странами) работать вместе так же, как раньше. У нас был один противник – криминал, организованная преступность на границе. Эти каналы могут использоваться для контрабанды оружия, наркотиков…
Александр Маркевич, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания, «Сельская газета», 7 октября 2021 г.
Работа без границ. В каких направлениях будет развиваться единый рынок труда ЕАЭС
О направлениях развития единого рынка труда ЕАЭС рассказала глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Махым Оразмухаммедова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам эксперта, единое пространство труда откроет новые возможности для специалистов и работодателей. «Имея население более чем 180 млн человек и объем ВВП более $2,5 трлн, Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал для обеспечения устойчивого экономического развития», – сказала она.
Глава представительства подчеркнула, что за последние годы Евразийский экономический союз добился значительных успехов в реализации стратегии развития, особенно в области трудовой мобильности. «Граждане государств-членов пользуются преимуществами безвизового перемещения, доступа к трудоустройству без необходимости получения разрешения на работу и цифровых платформ, таких как унифицированная система поиска «Работа без границ», которые делают возможности трудоустройства на территории Евразийского союза более доступными», – добавила Махым Оразмухаммедова.
Мобильность рабочей силы играет важную роль в экономическом и социальном развитии как отправляющих стран, так и принимающих, однако на едином рынке труда все равно сохраняются серьезные вызовы. «Неформальная занятость остается распространенным явлением, подвергающим трудовых мигрантов рискам эксплуатации и снижая возможности использования потенциала трудовой миграции для развития взаимного признания навыков и квалификаций. Остается неравномерным признание профессиональных компетенций мигрантов: они сталкиваются с препятствиями при признании своих профессиональных навыков, что ограничивает их способность вносить полноценный вклад в экономику принимающих обществ», – отметила она.
Международная организация по миграции работает с Евразийским экономическим союзом над улучшением управления трудовой миграцией для более эффективного реагирования на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая при этом защиту трудовых мигрантов и усиливая влияние на развитие как стран-происхождения, так и стран-назначения. «Для этого необходимы прочные партнерства, основанные на доверии, общей ответственности и скоординированных действиях», – подчеркнула она.
Глава представительства отметила, что организация поддерживает заинтересованные стороны в разработке более безопасных и эффективных систем трудовой миграции для удовлетворения растущих и меняющихся потребностей правительств, частного сектора и самих мигрантов. «В качестве примера можно привести подход этического найма сотрудников. Существует сеть Международной организации по миграции по содействию этического подбора персонала. Разработаны справочники для государственных органов по вопросам этического рекрутинга и защиты трудовых мигрантов. Эти инструменты помогают правительствам и работодателям создавать справедливые системы найма работников, защищающие их права и сокращающие неформальную занятость», – отметила эксперт.
Среди методов решения вызовов также финансовая инклюзивность, цифровые инструменты и региональное партнерство. «Евразийский союз разработал комплексное стратегическое видение и предпринял конкретные шаги по улучшению мобильности рабочей силы. Задача будущего – обеспечить инклюзивность рамок, основанных на правах человека и практических результатах для мигрантов. Международная организация по миграции готова поддержать Евразийский союз и его государства-члены в реализации этих целей – опираясь на мировой опыт, региональное взаимодействие и общую приверженность безопасной, упорядоченной и регулярной иммиграции», – сказала глава представительства.
По информации
БЕЛТА
В Минске эксперты СНГ обсудили укрепление пограничной безопасности стран Содружества
Заседание экспертной группы по доработке и согласованию проектов Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы и Решения Совета глав государств СНГ по данному вопросу состоялось 25–26 июня 2025 года в штаб-квартире СНГ.
В работе приняли участие представители и эксперты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также Совета командующих Пограничными войсками, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Эксперты с учетом представленных российской стороной предложений согласовали проекты Программы и Решения Совета глав государств СНГ по данному вопросу.
С учетом представленных предложений эксперты согласовали проекты документов и предложили Исполнительному комитету СНГ внести их для рассмотрения на очередном заседании Совета глав государств СНГ.
Напомним, что основной целью разработки данной Программы является консолидация усилий государств – участников и органов СНГ по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 года в интересах достижения надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах.
Основные задачи Программы – координация усилий пограничных ведомств государств Содружества и взаимодействующих органов СНГ, рабочих структур профильных международных организаций по обеспечению стабильного положения на внешних границах, развитие организационно-правовых механизмов и информационного сотрудничества, пресечение противоправной деятельности, противодействие терроризму и экстремизму, развитие военно-технического сотрудничества, а также дальнейшее формирование комплексных научных знаний и совершенствование системы подготовки кадров в сфере пограничной безопасности.
По информации
БЕЛТА
В СНГ продолжается разработка программы по созданию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы
Заседание Рабочей группы по разработке проекта Комплексной программы, направленной на создание общего рынка труда и регулирование миграции рабочей силы государств – участников СНГ, состоялось 23 июня 2025 г. в штаб-квартире СНГ.
Участие в мероприятии приняли представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Всеобщей конфедерации профсоюзов и Исполнительного комитета СНГ.
Участники заседания рассмотрели поступившие предложения и замечания к проекту Комплексной программы и внесли в него ряд дополнений и уточнений, а также приняли решение продолжить работу над проектом документа и провести следующее заседание Рабочей группы в июле 2025 года.
Напомним, что проект документа разрабатывается в соответствии с Концепцией поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ от 29 ноября 2024 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Госатомнадзор готовит новый перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили
БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации
БЕЛТА
Совет командующих погранвойсками СНГ принял 14 решений по итогам заседания в Москве
28 мая в Москве прошло 90-е заседание Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Госпогранкомитете.
На заседании присутствовали руководители пограничных ведомств всех государств Содружества, а также представители Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС. Белорусскую делегацию возглавил председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Константин Молостов.
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратились директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников и заместитель Генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов.
Члены совета обсудили обстановку на внешних границах стран СНГ и тенденции ее развития, заслушали проекты основ информационной политики в пограничной сфере и решений по ним. Стороны подвели итоги деятельности организации, а также оценили результаты проведения в 2025 году совместных специальных пограничных операций и определили задачи по их планированию на будущий год. В центре внимания также были результаты выполнения плана основных мероприятий СКПВ по подготовке и празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, вопросы гуманитарного сотрудничества. Решением СКПВ были поощрены военнослужащие, наиболее отличившиеся в защите и охране внешних границ государств – участников СНГ.
По итогам заседания приняты 14 решений, направленных на дальнейшее укрепление пограничной безопасности на внешних границах Содружества и расширение многостороннего пограничного сотрудничества.
Как дополнили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ, в заседании участвовала делегация во главе с заместителем генерального секретаря СНГ Нурланом Сейтимовым. В своем приветствии участникам встречи он отметил символичность проведения заседания в городе-герое Москве в год, который объявлен в СНГ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. «9 Мая. Граждане стран СНГ широко отметили эту важную дату, имеющую огромное историческое значение. День Победы, без преувеличения, остается священным праздником для народов стран Содружества, а память о нем является сегодня важнейшим объединяющим и сплачивающим фактором на просторах Содружества Независимых Государств», – подчеркнул он.
По словам Нурлана Сейтимова, в странах СНГ продолжается проведение множества приуроченных к этой дате мероприятий, направленных на увековечение подвига героев Великой Отечественной войны. Одним из примеров стало завершение международной военно-патриотической акции – «Эстафеты Победы» вдоль внешних границ государств – участников СНГ, организованной под эгидой совета. Он поблагодарил командующих пограничными войсками за вклад в укрепление единства и исторически сложившейся дружбы народов Содружества, сохранение памяти о героической борьбе наших народов против фашизма.
«Беспрецедентность событий, происходящих в современном мире, динамичность трансформации рисков и вызовов в реальные угрозы безопасности как отдельных государств, так и целых регионов, а также реальная практика обеспечения пограничной безопасности в сложившихся условиях указывают на необходимость согласования общих усилий в области охраны внешних границ Содружества», – уверен заместитель Генерального секретаря СНГ.
Координирующая роль в выработке и принятии совместных мер, направленных на укрепление стабильности и противодействие существующим вызовам и угрозам, по его словам, отведена Совету командующих пограничными войсками СНГ. С этой целью эффективно реализуется широкий комплекс мер, предусмотренных программой сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы. «На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2025 года предполагается утвердить программу на 2026–2030 годы, которая разработана советом в целях дальнейшего надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах и поддержания стабильного положения на них в условиях динамичной трансформации геополитической ситуации на глобальном и региональном уровнях», – проинформировал Нурлан Сейтимов.
Он также выразил уверенность, что решения, принятые на заседании совета, станут достойным вкладом в поддержание стабильного положения на внешних границах СНГ и укрепление пограничного братства.
По информации
БЕЛТА