08.10.2021
Эксперт об истоках и способах разрешения миграционного кризиса
Уже в первый день осенней сессии рассмотрен целый ряд законопроектов, в том числе два – о ратификации международных соглашений. Большой резонанс вызвал проект Закона «О приостановлении действия Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения». Миграционный кризис, или, прямо скажем, гуманитарная катастрофа на границе, – проблема, которую нужно решать. Что же означает этот шаг со стороны Парламента?
Немного предыстории. Когда наша республика находилась в контакте с ЕС и мы были заинтересованы в упрощении визового режима, европейцы предложили по пакетному принципу заодно подписать соглашение о реадмиссии. Суть в том, что люди, которые попали на вашу территорию из другой страны и нарушают закон (например, нелегально пересекают госграницу), в упрощенном порядке возвращаются туда, откуда прибыли. Благодаря достигнутым договоренностям снизился визовый сбор – до 35 евро. На деле же, когда грянул COVID-19, практически все страны ЕС закрыли свои границы. Фактически соглашение об упрощении визового режима перестало действовать. Оппонентов законной власти поддерживают внешние силы.
Видим реальные риски и вызовы нашей национальной безопасности со стороны коллективного Запада. А ведь у нас были четкие договоренности о работе на границе. Я хорошо знаком с этой темой: до избрания в Парламент служил на должностях заместителя начальника первого управления главного оперативного управления Госпогранкомитета и начальника Сморгонской пограничной группы. Тогда мы регулярно проводили совместные операции с Frontex и с погранотрядами сопредельных государств. Когда же Запад поддержал силы, которые хотят дестабилизации обстановки в нашей стране, логично, что мы приняли ответные меры.
После инцидента с самолетом RyanAir ограничения усилились, нам закрыли небо все соседи, кроме России. Напомню, что у нас действует безвизовый режим для большого количества стран. Послабления есть также на территориях Брестской и Гродненской областей. Приоритеты внутреннего туризма сдвинулись со стран Запада на те территории, откуда люди могут прибывать легально с туристическими целями. Американцы заявили, что будут выводить войска из Ирака, уже сделали это в Афганистане, плюс обострена ситуация в Сирии… Нужно понимать, что там остаются миллионы приверженцев западного образа жизни. Над ними нависла смертельная угроза. Кроме того, у нас в вузах обучались тысячи студентов из этого региона. Они тоже хотят в богатые страны. Многие люди хотят уехать заблаговременно, до вывода войск.
Эти процессы сейчас усилились, хотя существовали всегда. Органы пограничной службы совместно с МВД задерживали сотни мигрантов на границе и приграничных территориях. Существовал перечень государств, откуда есть риски незаконной миграции. Всех прибывающих контролировали. Речь идет о сотнях тысяч человек в год.
Сейчас у этих беженцев нет цели приехать в Беларусь насовсем, как и в Польшу или Литву. Их интересует Германия, Франция и другие более обеспеченные страны. Для нашей республики это риски, но не угроза. С точки зрения собственных национальных интересов охранять госграницу с тем же качеством, как раньше, нецелесообразно. Вместо этого мы концентрируемся на развитии территорий, ведь национальная безопасность – это прежде всего экономика.
Не приведет ли это приостановление соглашения к правовой неопределенности? Во-первых, со всеми сопредельными государствами у нас есть двусторонние соглашения, прописана процедура для таких случаев. Сначала проводится одностороннее расследование, откуда человек. Следы фиксируются, отрабатываются маршруты. Затем – двусторонние совместные расследования. Раньше был налажен процесс приема-передачи задержанных. Как вариант – депортация или привлечение к ответственности. Но сейчас соседи, образно говоря, играют в молчанку. И главное, они игнорируют нормы международных законов о беженцах. Отказываются от обсуждения с Беларусью путей выхода из гуманитарной катастрофы, которую и породил коллективный Запад. Приостановление соглашения о реадмиссии с нашей стороны показывает им, что мы самодостаточны и самостоятельны. Защищаем собственные национальные интересы, но при этом готовы к диалогу и совместным действиям.
Проект закона наши парламентарии на днях обсуждали прямо на границе – в пункте пропуска «Брузги». Еще раз акцентирую: мы не выходим из соглашения, а приостанавливаем его. Показываем, что готовы (если будет заинтересованность и партнерское общение с сопредельными странами) работать вместе так же, как раньше. У нас был один противник – криминал, организованная преступность на границе. Эти каналы могут использоваться для контрабанды оружия, наркотиков…
Александр Маркевич, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания, «Сельская газета», 7 октября 2021 г.
Госатомнадзор готовит новый перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили
БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации
БЕЛТА
Совет командующих погранвойсками СНГ принял 14 решений по итогам заседания в Москве
28 мая в Москве прошло 90-е заседание Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Госпогранкомитете.
На заседании присутствовали руководители пограничных ведомств всех государств Содружества, а также представители Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС. Белорусскую делегацию возглавил председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Константин Молостов.
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратились директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников и заместитель Генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов.
Члены совета обсудили обстановку на внешних границах стран СНГ и тенденции ее развития, заслушали проекты основ информационной политики в пограничной сфере и решений по ним. Стороны подвели итоги деятельности организации, а также оценили результаты проведения в 2025 году совместных специальных пограничных операций и определили задачи по их планированию на будущий год. В центре внимания также были результаты выполнения плана основных мероприятий СКПВ по подготовке и празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, вопросы гуманитарного сотрудничества. Решением СКПВ были поощрены военнослужащие, наиболее отличившиеся в защите и охране внешних границ государств – участников СНГ.
По итогам заседания приняты 14 решений, направленных на дальнейшее укрепление пограничной безопасности на внешних границах Содружества и расширение многостороннего пограничного сотрудничества.
Как дополнили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ, в заседании участвовала делегация во главе с заместителем генерального секретаря СНГ Нурланом Сейтимовым. В своем приветствии участникам встречи он отметил символичность проведения заседания в городе-герое Москве в год, который объявлен в СНГ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. «9 Мая. Граждане стран СНГ широко отметили эту важную дату, имеющую огромное историческое значение. День Победы, без преувеличения, остается священным праздником для народов стран Содружества, а память о нем является сегодня важнейшим объединяющим и сплачивающим фактором на просторах Содружества Независимых Государств», – подчеркнул он.
По словам Нурлана Сейтимова, в странах СНГ продолжается проведение множества приуроченных к этой дате мероприятий, направленных на увековечение подвига героев Великой Отечественной войны. Одним из примеров стало завершение международной военно-патриотической акции – «Эстафеты Победы» вдоль внешних границ государств – участников СНГ, организованной под эгидой совета. Он поблагодарил командующих пограничными войсками за вклад в укрепление единства и исторически сложившейся дружбы народов Содружества, сохранение памяти о героической борьбе наших народов против фашизма.
«Беспрецедентность событий, происходящих в современном мире, динамичность трансформации рисков и вызовов в реальные угрозы безопасности как отдельных государств, так и целых регионов, а также реальная практика обеспечения пограничной безопасности в сложившихся условиях указывают на необходимость согласования общих усилий в области охраны внешних границ Содружества», – уверен заместитель Генерального секретаря СНГ.
Координирующая роль в выработке и принятии совместных мер, направленных на укрепление стабильности и противодействие существующим вызовам и угрозам, по его словам, отведена Совету командующих пограничными войсками СНГ. С этой целью эффективно реализуется широкий комплекс мер, предусмотренных программой сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы. «На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2025 года предполагается утвердить программу на 2026–2030 годы, которая разработана советом в целях дальнейшего надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах и поддержания стабильного положения на них в условиях динамичной трансформации геополитической ситуации на глобальном и региональном уровнях», – проинформировал Нурлан Сейтимов.
Он также выразил уверенность, что решения, принятые на заседании совета, станут достойным вкладом в поддержание стабильного положения на внешних границах СНГ и укрепление пограничного братства.
По информации
БЕЛТА
Страны СНГ развивают сотрудничество по укреплению пограничной безопасности
В Москве состоялась рабочая встреча руководителей международно-правовых структур пограничных ведомств государств Содружества на тему «Итоги реализации программы сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы и приоритетные задачи по дальнейшему совершенствованию совместной деятельности». Об этом
БЕЛТА сообщили в Совете командующих пограничными войсками (СКПВ).
В мероприятии приняли участие представители пограничных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также Координационной службы СКПВ и Исполнительного комитета СНГ.
Участники рабочей встречи детально обсудили предварительные итоги реализации межгосударственного документа. При этом отмечены достаточно высокий уровень многостороннего пограничного сотрудничества государств СНГ, адекватный уровню современных вызовов и угроз пограничной безопасности, и положительная динамика выполнения программных задач.
Одновременно было уделено особое внимание заблаговременной выработке конкретных практических мер по решению задач на среднесрочную перспективу – до 2030 года.
Также в этот день состоялось заседание экспертной группы пограничных ведомств государств СНГ по доработке и согласованию проектов документов, вносимых на рассмотрение 90-го заседания Совета командующих пограничными войсками. В заседании приняли участие представители пограничных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Координационной службы СКПВ и Исполнительного комитета СНГ.
Эксперты согласовали проекты документов и рекомендовали их для рассмотрения на 90-м заседании СКПВ, которое состоится 28 мая в Москве.
По информации
БЕЛТА
Интеграция в общество, соблюдение законов и норм. Тамара Красовская о трудовой миграции и ответственности нанимателей
Трудовой мигрант не может быть предоставлен сам себе, он должен интегрироваться в наше общество, изучив язык, соблюдая требования белорусских законов, следуя общечеловеческим нормам и порядку, принятым в нашей стране. Такое мнение высказала Тамара Красовская, член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, председатель комитета по труду, занятости и соцзащите Минского облисполкома, комментируя новшества Указа № 202 «
О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции», передает корреспондент
БЕЛТА.
Наниматель является ключевой фигурой в регулировании внешней трудовой миграции, выступает в качестве главного гаранта легальности пребывания трудового мигранта в нашей стране, несет персональную ответственность за работника-иностранца.
«Нормы Указа «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции» уравновешивают в этом вопросе интересы субъектов хозяйствования, мигрантов и общества. Правовое регулирование позволит не допустить нелегальную занятость и наем «теневых» мигрантов. Также законом налажена система защиты прав иностранных работников с обязательным заключением трудовых договоров, страхованием, созданием безопасных условий труда. Но очень важно, чтобы мигранты, приехавшие в нашу страну работать, стали действительно ценной частью белорусского общества», – отметила Тамара Красовская.
По словам сенатора, если гражданин другой страны хочет работать и зарабатывать в Беларуси, ему предоставлена такая возможность. Но вместе с тем трудовой мигрант не может быть предоставлен сам себе, он должен интегрироваться в наше общество, изучив язык, соблюдая требования белорусских законов, следуя общечеловеческим нормам и порядку, принятым в нашей стране.
«И работодатель, получая прямую выгоду, как никто другой заинтересован в том, чтобы эта интеграция и адаптация прошли как можно проще, быстрее и качественнее», – подчеркнула Тамара Красовская.
По информации
БЕЛТА
Усиление ответственности нанимателей, привлекающих трудовых мигрантов. В МВД разъяснили детали нового Указа
В Беларуси усиливается ответственность нанимателей, которые принимают на работу трудовых мигрантов. Об этом корреспонденту
БЕЛТА заявил начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун, комментируя Указ Президента «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции».
«Основные положения данного указа связаны с повышением роли нанимателей, которые привлекают иностранную рабочую силу. Обязательным условием для нанимателей является в первую очередь заключение трудового договора с трудящимся-мигрантом в течение 30 дней с даты его въезда в Беларусь либо по истечении 30 дней с даты получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью», – отметил Алексей Бегун.
Наниматель обязан определить лица, которые ответственны за осуществление контроля за трудовой деятельностью и условиями пребывания трудящихся-мигрантов в организации. Должностные лица нанимателя должны обеспечить посещение иностранцев по месту жительства или пребывания, чтобы проверить условия проживания, соответствие санитарным нормам и соблюдение правил пользования жилыми помещениями. Трудящиеся-мигранты должны обеспечить доступ нанимателя в данные жилые помещения.
«Введено новое требование о том, что наниматель должен организовать оценку знаний одного из государственных языков трудящимися-мигрантами в пределах знаний, необходимых для общения. Это нужно сделать до заключения с ними трудового договора, – пояснил Алексей Бегун. – То есть вводятся определенные профессии, по которым знание языка в пределах, необходимых для общения, является обязательным до заключения договора. В случае неудовлетворительного знания языка иностранец получает отказ в заключении трудового договора. Или же он за счет нанимателя или за собственные средства должен пройти обучение в Беларуси, чтобы соответствовать этим критериям».
Следующее положение – обязанность ознакомлять мигрантов на понятном для них языке или одном из государственных языков с документами, которые регламентируют их права, обязанности, правила внутреннего распорядка, а также с инструкцией по охране труда. Вводится запрет на временный перевод трудящихся-мигрантов к другому нанимателю – так называемый аутстаффинг рабочей силы.
«Трудящийся-мигрант обязан соблюдать требования трудового договора и условия, регламентирующие его пребывание. Несоблюдение таких условий является основанием для расторжения трудового договора и ограничения срока пребывания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Невыполнение нанимателями требований, предусмотренных указом, является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной законодательными актами», – подчеркнул Алексей Бегун.
Наниматели должны будут направлять уведомление о продлении или прекращении трудового договора в подразделения по гражданству и миграции с помощью единого портала электронных услуг. До 1 января 2026 года МВД и Национальный центр электронных услуг должны обеспечить такую возможность передавать информацию.
«Принятие данного Указа обусловлено тем, что Беларусь в рамках проводимой политики расширяется для привлечения иностранной рабочей силы. Количество трудящихся-мигрантов увеличивается, и требуется повысить роль нанимателей в работе с ними», – заключил Алексей Бегун.
По информации
БЕЛТА