Минфин рассказал, кто из владельцев квартир сохранит льготу по новому проекту Налогового кодекса
В Беларуси предлагается отменить налоговую льготу для владельцев квартир, но она сохранится для некоторых категорий граждан. Это предусмотрено проектом изменений, вносимых в Налоговый кодекс, сообщили БЕЛТА в Министерстве финансов.
(фото – БЕЛТА)
Законопроектом предусмотрено, что с 1 января 2022 года физические лица, имеющие в собственности или принятые по наследству жилые помещения в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве собственности или в наследстве на указанное имущество), становятся плательщиками налога на недвижимость.
«Эта льгота сохраняется для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста (или имеющих право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста), признанных недееспособными, проходящих альтернативную службу, а также инвалидов I и II группы, несовершеннолетних детей, членов многодетных семей, военнослужащих срочной военной службы, участников Великой Отечественной войны и иных лиц, имеющих право на льготное налогообложение в соответствии с законом «О ветеранах», – рассказали в Минфине.
Подлежащая к уплате сумма налога на недвижимость в отношении жилых помещений определяется исходя из расчетной стоимости 1 кв. м типового капитального строения (здания, сооружения) на 1 января, общей площади жилого помещения и ставки налога в размере 0,1 %.
Так, например, при реализации указанных подходов налог на недвижимость на стандартную квартиру площадью 60 кв. м в год составит от Br27 в районных центрах до Br48,6 в Минске, что сопоставимо с налоговой нагрузкой на владельцев жилых домов. «При этом для упрощения администрирования физические лица будут производить уплату налога на недвижимость за 2022 год в следующем порядке. Не позднее 15 ноября 2022 года – авансовый платеж по налогу на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого плательщику (физическому лицу) не позднее 1 сентября 2022 года. Авансовый платеж уплачивается в размере 50 % исчисленных за 2022 год сумм налога. Не позднее 15 ноября 2023 года будет доплата налога на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 сентября 2023 года», – пояснили в Минфине.
По сообщению БЕЛТА
23 июня состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В ходе заседания были приняты два законопроекта во втором чтении.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Одинцова С.В.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Законопроектом закрепляются правовые нормы, обеспечивающие:
- совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации;
- отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории;
- установление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
Проектом Закона также предусмотрено усиление защиты детей от всех видов насилия. С этой целью к закреплению предлагаются положения, в соответствии с которыми:
- лица, совершившие преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств либо их прекурсоров и аналогов, лишаются права заниматься педагогической деятельностью;
- на нанимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора с гражданами, планирующими работать с детьми, разъяснить таким лицам нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия несоблюдения таких норм;
- все физические лица, планирующие работать с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора должны будут подписать обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми;
- наниматели, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе организовывать и проводить психологическое собеседование лиц, планирующих постоянно работать или уже работающих с детьми.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Жук О.Н. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Законопроект подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным Законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим, такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
В двух чтениях депутатский корпус рассмотрел проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», внесенный председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевской М.А. (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Омельянюк А.П.).
В своем докладе М.А.Ленчевская отметила, что законопроект разработан в целях реализации предписаний пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июня 2025 г. № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд», направленных на обеспечение продовольственной безопасности государства и стабильности на потребительском рынке в межсезонный период.
В частности, названным Указом предусмотрены обязанность поставщиков обеспечить поставку плодоовощной продукции по договору поставки такой продукции из стабилизационных фондов для торговых сетей и обязанность заготовителей (торговые сети) обеспечить наличие этой продукции в торговых объектах. При этом установлено, что непоставка (недопоставка) поставщиком плодоовощной продукции по договору поставки, отсутствие в реализации у заготовителя такой продукции влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность поставщика за непоставку или недопоставку по договору поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд, а заготовителя – за отсутствие такой продукции в реализации в торговом объекте в межсезонный период.
В связи с этим Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) дополняется статьей 13.121.
Одновременно в целях определения подведомственности правонарушений, предусмотренных статьей 13.121 КоАП, вносятся изменения в статьи 3.2, 3.4, 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 13.121 КоАП предоставляется уполномоченным на то должностным лицам сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органов Комитета государственного контроля, органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Рассматривать дела о таких правонарушениях будут административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органы Комитета государственного контроля (при составлении протоколов его должностными лицами), экономические суды областей (города Минска).
Кроме того, на заседании был принят проект Закона «О ратификации Соглашения о подготовке кадров для пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств», о котором доложили первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Назаренко Ю.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П.
Соглашением предусматривается сотрудничество между правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств в подготовке кадров для пенитенциарных служб, предполагающее обучение сотрудников этих служб в образовательных организациях высшего образования или образовательных организациях дополнительного профессионального образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре или дополнительным профессиональным программам.
Подготовка кадров будет осуществляться на платной основе или по квотам на льготной или безвозмездной основе, устанавливаемым принимающим государством, в соответствии с контрактами, в которых определяются финансовые и другие виды обеспечения подготовки кадров.
Расходы сторон по реализации Соглашения предполагается осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в национальных бюджетах компетентным органам государств – участников Соглашения на выполнение их функций, а также внебюджетных источников, привлекаемых сторонами в порядке, установленном национальным законодательством.
Компетентным органом ответственным за реализацию Соглашения со стороны Республики Беларусь определено Министерство внутренних дел.
Следующее заседании Палаты представителей состоится 30 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», передает корреспондент БЕЛТА.
Законопроект внесен в Палату представителей Советом Министров 16 декабря 2024 г. и принят в первом чтении 7 февраля 2025 г. Он подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
Законопроектом также закрепляется ряд иных мер по совершенствованию сферы регулирования аудиторской деятельности.
По информации БЕЛТА
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров, принят в первом чтении 7 февраля и разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей. Им предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Как отметили в Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей, посредством принятия законопроекта будут закреплены правовые нормы, обеспечивающие совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в интернете, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации, а также отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории.
Устанавливаются правовые гарантии обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
Проектом закона также предусмотрено усиление защиты детей от всех видов насилия. С этой целью к закреплению предлагаются положения, в соответствии с которыми лица, совершившие преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств либо их прекурсоров и аналогов, лишаются права заниматься педагогической деятельностью. На нанимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора с гражданами, планирующими работать с детьми, разъяснить таким лицам нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия несоблюдения таких норм. Все физические лица, планирующие работать с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора должны будут подписать обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми. Наниматели, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе организовывать и проводить психологическое собеседование лиц, планирующих постоянно работать или уже работающих с детьми.
По информации БЕЛТА
Какие налоговые льготы предоставлены технопаркам, рассказали БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям.
«Технопаркам и их резидентам предоставлен ряд налоговых льгот. В частности, для них установлена ставка налога на прибыль в размере 10 % (вместо стандартных 20 %), нулевая ставка налога на недвижимость и земельного налога, применяются понижающие коэффициенты при формировании арендной платы за государственные площади (для технопарков – 0,1, для резидентов – от 0,1 до 0,9), предоставляются льготы по ввозным таможенным пошлинам и налогу на добавленную стоимость. При наличии соответствующих решений местных советов депутатов технопарки освобождаются от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты (налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, налог при упрощенной системе налогообложения). Такие решения приняты для технопарков, действующих в городах Брест, Витебск, Гомель, Горки и Могилев», – рассказали в ГКНТ.
Главная цель технопарков – содействие созданию и развитию успешных инновационных предприятий и организаций. Резиденты технопарков ведут деятельность в различных направлениях, производя импортозамещающую и конкурентоспособную продукцию. К основным направлениям относятся производство оборудования для переработки различных видов сырья, химическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, производство климатической техники, инженерных систем, электронных приборов и бытовой техники, медицинская и фармацевтическая промышленность, биотехнологии, проектирование. Более половины резидентов реализуют проекты, относящиеся к V и VI технологическим укладам.
В целях развития инновационного предпринимательства и расширения деятельности существующих технопарков открываются региональные филиалы. Так, технопарк ООО «ИнКата» создал два филиала в Бобруйске и Молодечно, а ЗАО «Брестский научно-технологический парк» – филиал «Бурштын» в Барановичах.
В настоящее время ГКНТ активизирует работу по регистрации новых технопарков в регионах страны и расширению существующих площадок. Особое внимание уделяется обеспечению администрациями технопарков полного перечня услуг инновационного сервиса для резидентов, в том числе путем направления не менее 50 % средств фондов инновационного развития технопарков на финансирование инновационных проектов резидентов. «Технопарки должны стать ключевыми элементами инновационной инфраструктуры, обеспечивающими ускоренное внедрение разработок в производство, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках и развитие международного сотрудничества», – подчеркнули в ГКНТ.
По информации БЕЛТА
Закон есть закон: с 1 сентября родители обязаны обеспечить детям, проживающим в Беларуси, получение общего среднего образования в наших школах. То есть норма кодекса полностью исключает дистанционное обучение за рубежом. Если ребенок физически находится в Беларуси – даже если гражданство у него, скажем, российское – обучаться онлайн он не может.
Напомним: так называемый всеобуч в стране реализуется на протяжении многих лет, а онлайн или дистанционное обучение на уровне общего среднего образования у нас и вовсе в стране не предусмотрено. Поэтому новации кодекса – это всего лишь формализация тех решений, которые были приняты ранее. Речь о том, что с 1 сентября 2022 г. общее среднее образование стало в Беларуси обязательным. Министр образования Андрей Иванец в комментарии журналистам также подчеркнул, что в учреждениях образования помимо знаний передаются и ценности – уважение к истории и культуре своей страны, гордость за достижения своего народа, ответственность за будущее:
– В наших школах есть история Беларуси, география Беларуси, белорусский язык, белорусская литература. Всех этих предметов, абсолютно очевидно, нет как в очных, так и в онлайн-школах, которые находятся за пределами нашего государства.
При этом еще раз акцентируем: если ребенок зарегистрирован в Беларуси, но выехал на временное проживание в другое государство, обязанность получения общего среднего образования в школах, гимназиях, лицеях страны на него не распространяется. Родителям будущих первоклассников, зарегистрированных в Беларуси, но проживающих за ее пределами, также не требуется представлять в школу подтверждающие документы.
Кстати, очная форма обучения является приоритетной в Китае, большинстве стран Западной Европы, поскольку позволяет учителю лучше узнать способности и интересы детей, помочь раскрыть потенциал, считает директор минской гимназии № 25 Татьяна Яновская:
– Отказ от дистанционного образования в школах Беларуси не означает отмену индивидуальных форм обучения. Например, обучение по индивидуальной программе ориентировано на одаренных детей, ребят с особыми образовательными потребностями. Обучение же на дому предоставляется учащимся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Но при этом обязательно медицинское заключение. Для ребят организуют занятия с учителями на дому, консультации.
Здесь хочется добавить пару слов от себя, как мамы двоих детей. Школа – это не только про считать и писать. Это и другие важные жизненные уроки: отстоять свою позицию в споре, дернуть понравившуюся девочку за косичку, пережить первые победы и поражения, станцевать вальс... Каждый из нас, согласитесь, испытывал эти ни с чем не сравнимые чувства. А еще школа – это про патриотизм и любовь к Родине. Особенно это проявляется на линейке и других торжественных мероприятиях, когда все ребята от мала до велика с гордостью слушают наш гимн, повторяя его важные слова, а на фоне голубого неба развевается наш флаг. Давайте об этом тоже будем помнить.
Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 20 июня 2025 г.