08.10.2021
Минфин пояснил, в каких случаях предлагается применять повышенную ставку подоходного налога
Проектом изменений в Налоговый кодекс предусматривается увеличение ставки подоходного налога с физических лиц до 20 % в отношении сумм превышения расходов граждан над их доходами, сообщили БЕЛТА в Министерстве финансов.
«Повышенная ставка подоходного налога будет применяться в отношении заработной платы в конвертах, полученной физическими лицами с 1 января 2022 года, доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 1 января 2022 года. Также она будет применяться при установлении контролирующим органом факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась», – рассказали в Минфине.
Законопроектом также предусмотрена индексация на прогнозные темпы инфляции (7,2 %) ставок налогов, установленных в белорусских рублях (земельного, экологического и других), повышение отдельных ставок налогов опережающими темпами (налога на игорный бизнес – на 10 %, акцизов на табачные изделия – в среднем на 15 %), введение акцизов на жидкости для электронных систем курения и нетабачную никотиносодержащую продукцию, повышение ставки акцизов на пиво на 50 % от прогнозного уровня инфляции (с 37 до 38 копеек). Для субъектов агроэкотуризма предлагается увеличить ставку сбора до Br31 за каждую агроэкоусадьбу в месяц (в настоящее время – две базовые величины в год).
Кроме того, планируется предоставить право областным и Минскому городскому Совету депутатов увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18 %) в пределах двух процентных пунктов исключительно для плательщиков налога в местный бюджет.
Также предусмотрено введение по истечении трехлетнего периода с момента получения участка для строительства повышенных ставок (коэффициент 3,0) земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (с 1 января 2023 года).
В планах и отмена отдельных налоговых льгот: по налогу на добавленную стоимость – в части оборотов по реализации информационных технологий и товаров собственного производства при осуществлении международного лизинга, по подоходному налогу – в части освобождения доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса индивидуальными предпринимателями).
Кроме того, законопроект предусматривает введение обязанности по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными ИП при электронной дистанционной продаже товаров. Такая мера направлена на выравнивание условий налогообложения НДС товаров, реализуемых на территории Беларуси. «В настоящее время белорусские магазины уплачивают НДС при реализации товаров, а иностранные продавцы при электронной дистанционной продаже товаров не являются плательщиками НДС. Эта норма вступит в силу с 1 июля 2022 года, что позволит налоговым органам заранее информировать плательщиков о необходимости постановки их на учет в налоговых органах и о порядке исчисления и уплаты НДС в бюджет», – добавили в Минфине.
По сообщению
БЕЛТА
Законопроект о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования обсудили в Палате представителей
16 июля 2025 г. состоялось заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (второе чтение).
Заседание с участием членов Постоянной комиссии по экономической политике, представителей Министерства юстиции и Министерства труда и социальной защиты, Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провел председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
В ходе заседания были обсуждены варианты корректировки ряда норм законопроекта, касающихся в том числе урегулирования трудовых отношений при отмене реорганизации юридического лица, прекращения трудовых отношений с руководителем организации при создании ликвидационной комиссии, оснований для обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В ФСЗН объяснили изменения для плательщиков налога на профессиональный доход
Плательщики налога на профессиональный доход теперь смогут доплатить взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) для формирования страхового стажа. Об этом на брифинге сообщила заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева, передает корреспондент
БЕЛТА.
Екатерина Лихачева напомнила, что, согласно закону, подписанному Президентом 12 июля, меняется порядок участия плательщиков налога на профессиональный доход в системе государственного социального страхования. Основные нормы документа вступают в силу через месяц после его официального опубликования.
Она пояснила, что для формирования года страхового стажа взносы в бюджет фонда должны уплачиваться на пенсионное страхование не ниже минимальной заработной платы. Это означает, что год страхового стажа формируется при уплате двенадцати минимальных заработных плат, умноженных на 29 %. «Мы заметили, что многие граждане, занимающиеся только одним видом деятельности и не имеющие трудовых отношений, не формируют свои пенсионные гарантии. Мы получили обращения от граждан, которые хотели бы доплатить взносы. Поэтому закон отразил себе такую норму и мы предоставили право доплаты взносов в бюджет фонда данной категории плательщиков», – отметила заместитель управляющего ФСЗН.
Ежегодно по истечении года ФСЗН будет рассчитывать необходимую сумму для минимального страхового стажа и предлагать плательщикам через личный кабинет возможность доплатить эту сумму. «Человек может решить, доплачивать или нет – это его выбор», – подчеркнула Екатерина Лихачева.
Таким образом, плательщики налога на профессиональный доход уже сейчас могут начать формировать свой страховой стаж за 2024 год. Для этого им необходимо доплатить нужную сумму не позднее 1 сентября 2025 г.
В свою очередь управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Вадим Шепелевич отметил, что среди новаций закона также предусмотрены дифференцированный порядок уплаты взносов в бюджет фонда индивидуальными предпринимателями, продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процесса взаимодействия с фондом социальной защиты населения. Кроме того, вводятся ужесточенные меры ответственности для работодателей, выплачивающих так называемую заработную плату в конвертах.
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
«Ничьих интересов не ущемляем». Минприроды о корректировке Водного кодекса
В Палате представителей состоялось заседание Постоянной комиссии по экологии и природопользованию. В центре внимания – проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. Комплексная переработка кодекса также проводится в целях приведения его в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров от 22 февраля 2022 г.
«Назрела необходимость комплексной переработки данного нормативного правового акта, – отметил заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов. – Мы анализируем обращения в адрес Министерства природных ресурсов, в адрес других государственных органов, общаемся c непосредственными водопользователями, субъектами хозяйствования. То есть уже наработана довольно серьезная, объемная база данных. Ничьих интересов мы новым кодексом не ущемляем. Немного упрощается работа, исключаются три административные процедуры, которые выполнялись территориальными органами Минприроды, облисполкомами, предприятиями, входящими в систему Минприроды. Возникла необходимость ввести одну новую административную процедуру, касающуюся выдачи разрешения на работы на водных объектах по добыче топляковой древесины. Это предложение возникло в реальном секторе экономики. И такие предложения часто поступали в Минприроды из местных органов власти».
Дополнительно усиливается возможность передачи водных объектов. «Не только как ранее – для целей любительского и промышленного рыбоводства, но и с целью рекреации, спорта, туризма. И дополнительно здесь же возникнут обязательства арендатора по поддержанию данного водного объекта и наведению на нем должного порядка», – подчеркнул замминистра.
«Беларусь называют страной голубых озер. У нас очень большое количество водных объектов – более 10 тыс. И задача государства – максимально их сохранить. Во-первых, урегулировать процессы водопользования и рационального использования такого ресурса, как вода. С другой стороны, мы должны рационально вовлечь их в хозяйственное использование», – дополнил Виктор Галанов.
По информации
БЕЛТА
Жаркие дискуссии и заседания рабочих групп. Как обсуждали изменения в Кодекс об образовании
Заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Вячеслав Данилович в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал, как обсуждались изменения в Кодекс об образовании, которые вступят в силу с 1 сентября.
По мнению Вячеслава Даниловича, изменения, предложенные Министерством образования, шли от жизни. «Мы в Палате представителей внимательнейшим образом отнеслись к предложенным изменениям. Было проведено пять заседаний рабочих групп, два выездных заседания в регионах, чтобы педагоги, представители местной власти высказали свое мнение по предлагаемым новациям. Рабочие совещания также провели с начальниками главных управлений по образованию облисполкомов и комитета Минского городского исполнительного комитета. По итогу также было проведено расширенное заседание комиссии под руководством председателя Палаты представителей Игоря Сергеенко, – рассказал Вячеслав Данилович. – Мы максимально ответственно подошли к этому вопросу».
И председатель палаты, и представители глубоко убеждены, что кодекс – документ основательный, подчеркнул депутат. «Если туда вносятся какие-то изменения, то они должны быть действительно обоснованы. Нужно как можно реже подобные изменения вносить в кодекс, потому что образование – это очень чувствительная сфера, важная для любого государства. Это неоднократно подчеркивал наш Президент», – сказал он.
При этом Постоянная комиссия постаралась сработать максимально оперативно: 20 июня 2024 года предложения об изменении кодекса поступили, уже 18 ноября Палата представителей приняла их во втором чтении и 10 декабря Глава государства подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам образования».
По словам парламентария, на местах были жаркие дискуссии по поводу установления стоимости питания в учебных учреждениях. Сошлись на том, чтобы оставить ее централизованной, а не делегировать на места. «Это не значит, что мы одобряем все, что предложено. Прошел диалог, и на рабочих группах, как правило, в Палате представителей всегда идут дискуссии. Потому что любые изменения в законодательство затрагивают различные сферы деятельности. У разных ведомств разное видение, как и на местах. Для этого и проводятся рабочие группы, которые согласовывают позиции, и в итоге получается взвешенный документ», – пояснил Вячеслав Данилович.
В целом изменения направлены на улучшение системы образования в Беларуси, учет необходимых изменений и обеспечение справедливой возможности для каждого молодого человека получить образование вплоть до высшего. Это главные критерии, которые были важны в Палате представителей для внесения изменений в Кодекс об образовании, подчеркнул депутат.
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер.
По информации
БЕЛТА