/ / Общественно-политические
06.10.2021

Ответственное отношение к государству должно стать образом жизни каждого гражданина

За годы независимости наша страна прошла нелегкий путь – начиная со становления белорусской государственности и завершая осознанием гражданами ценности суверенности и независимости страны. Поствыборный год показал, что самое сложное – защитить свою свободу и право «людзьмi звацца». Президент Беларуси продемонстрировал не только нам, но и всему миру образец патриотизма и национального лидера, готового отдать жизнь за Родину.

2021 год в Беларуси объявлен Годом народного единства

Сегодня в мире под благозвучными словами «свобода», «демократия», «права человека», «право выбора», «свобода слова» коллективный Запад продвигает свои хищнические и имперско-колониальные интересы. Беларусь на себе ощутила колониальную фашиствующую демократию. В этой связи весьма актуальным выглядит вопрос о введении должности уполномоченного по правам человека. Пришло время защитить граждан Беларуси от нацистских ценностей, расизма, лицемерия и антинравственности коллективного Запада и в соответствии с историческими традициями выработать национальную модель ценностной ориентации свобод граждан.

Никто не сможет оспорить тот факт, что Президент всегда на первое место в своей деятельности ставил вопросы прав человека – право на достойную жизнь и труд, на социальную защищенность и безусловную безопасность, а также на вероисповедание, свободу передвижения, право выбора (образование, место проживания и т.д.).

Но главное – Александр Лукашенко защитил право граждан Беларуси жить в независимом государстве.

Политические права граждан должны согласовываться с Конституцией Республики Беларусь и национальным законодательством. Квинтэссенцией всех прав и свобод белорусского гражданина стало право выбора как демократической процедуры при принятии политико-стратегических решений. Достаточно вспомнить проведение референдумов 1995, 1996, 2004 годов. К слову, Беларусь одна из немногих стран мира, которая на заре своего государственного строительства судьбоносные решения принимала, советуясь со своими гражданами, начиная с государственной символики и заканчивая системой государственного управления. Всебелорусское народное собрание также стало примером демократического диалога и участия граждан в решении государственных задач.

Понятно, что при реализации гражданского выбора всегда будут возникать вопросы, связанные прежде всего с интерпретацией прав и свобод. На примере западных стран мы видим, как часто искажаются и гипертрофированно преподносятся основополагающие принципы жизни человека. Популизм, политиканство, эмоциональность, ангажированность здесь неприемлемы.

Государственность, патриотизм, широкий кругозор, порядочность, основательность суждений, стойкость и безупречность моральных качеств должны быть присущи человеку, наделенному правом осуществлять функции в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан. Отсюда вытекает и особый статус уполномоченного по правам человека, и ключевые требования к нему.

Введение в архитектуру госуправления уполномоченного по правам человека – это не вынужденная мера и не дань моде. Это вызревшее решение укрепить государственное строительство как стратегический потенциал белорусской модели развития. Важно, чтобы граждане сами были готовы к восприятию и осознанию наличия универсального и уникального механизма для повышения своей правовой культуры, гражданского самосознания и ответственности перед собой, обществом и государством.

Николай Щёкин, «СБ. Беларусь сегодня», 6 октября 2021 г.