/ / Общественно-политические
30.11.2021

Владимир Андрейченко принял участие в совместном заседании Совета и четырнадцатом пленарном заседании ПА ОДКБ

29 ноября 2021 года Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. принял участие в совместном заседании Совета и четырнадцатом пленарном заседании ПА ОДКБ в формате видеоконференцсвязи.

Владимир Андрейченко принял участие в совместном заседании Совета и четырнадцатом пленарном заседании ПА ОДКБ

Участники мероприятия избрали Председателем Парламентской Ассамблеи ОДКБ Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володина В.В.

В повестку дня заседания входили вопросы о реализации приоритетов председательства Республики Таджикистан в ОДКБ в 2021 году и о приоритетах Республики Армения на период председательства в Организации Договора о коллективной безопасности.

Участники мероприятия также обсудили итоги сентябрьской (2021 года) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, обстановку в зоне ответственности ОДКБ и меры по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности.

Кроме того, были рассмотрены ряд проектов модельных законодательных актов, проект Рекомендаций по гармонизации законодательства стран ОДКБ в области государственной службы, сходной по статусу с военной службой, изменения в Программу деятельности ПА ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2021–2025 годы (30 ноября 2020 года) и др.

Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. выступил с докладом по вопросу «О стандартах демократических выборов в государствах – членах ОДКБ и их защите от иностранного вмешательства».

Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П.

Говоря о стандартах демократических выборов и защиты от иностранного вмешательства, позвольте кратко обозначить несколько основополагающих тезисов. Для присутствующих в этом зале они очевидны. Однако поскольку в последнее время усиленно навязывается извне ущербная по своей сути точка зрения, что только признанные «международным сообществом» выборы являются «подлинно демократическими» и легитимными, думаю, есть необходимость их озвучить еще раз.

Во-первых, выборы являются сугубо внутренним делом государства. Это одна из основных форм реализации гражданами своего права на участие в политической жизни страны, решении государственных задач. Поэтому каждая страна вправе самостоятельно определять свою избирательную систему с учетом исторических и культурных традиций, политической структурированности общества, уровня образованности граждан.

Во-вторых, выборы проводятся в соответствии с национальным законодательством, и их легитимность определяется результатами волеизъявления народа.

Безусловно, международное наблюдение следует рассматривать как важный институт развития демократии. Оно должно осуществляться на принципах политической нейтральности, объективности, невмешательства во внутренние дела государства. И никак иначе.

Приглашение международных наблюдателей является свидетельством политической воли государства, развития и углубления доверия, взаимопонимания и конструктивного сотрудничества.

Однако сегодня на практике складывается ситуация, когда международное наблюдение стало выходить за обозначенные рамки и становиться инструментом политического давления со стороны международных организаций или групп государств. Любые попытки добиться от этих организаций действительно универсальных критериев и стандартов выборных процедур, включая оценку выборов, жестко блокируются.

Отсюда можно сделать вывод, что важной задачей на современном этапе является деполитизация института международного наблюдения. Мир движется в этом направлении. В обобщенном виде основные принципы и нормы международного наблюдения отражены в документах Организации Объединенных Наций. Но большинство действующих документов носит пока региональный, а не универсальный характер. Это прежде всего ряд рекомендаций, выработанных в рамках ОБСЕ и СНГ. Поэтому всякого рода отсылки к позиции международного сообщества, единым стандартам по меньшей мере не корректны.

А если называть вещи своими именами – это попытка подменить международное право некими правилами, выработанными узкой группой государств для манипулирования общественным мнением и достижения на этой основе своих геополитических целей. Особо очевидно это в позиции БДИПЧ ОБСЕ, заявлениях Европарламента – структур, для которых практика применения двойных стандартов стала обычным делом. От одного государства требуется все, а от другого – ничего.

За примерами далеко ходить не надо. Мы видели, как в США преследовались сторонники Президента Трампа, жестко пресекались попытки доступа наблюдателей ко всем этапам избирательного процесса и финансирования избирательной кампании. Кстати, во многих так называемых демократических странах институт международного наблюдения национальным законодательством вообще не предусмотрен.

В то же время наши страны всегда выделяются как особый случай. При этом утверждения о нарушениях, как правило, являются необоснованными и при детальном рассмотрении не подтверждаются фактами.

Возникает вопрос: почему в отношении Беларуси и других стран ОДКБ осуждение и санкции допустимы и приветствуются, а в отношении прозападных стран реакция носит символический характер? На каком основании БДИПЧ ОБСЕ, Европарламент, ряд иных организаций произвольно оставляют за собой право удобной для них оценки результатов волеизъявления избирателей?

Полагаю, ответ очевиден – сегодня коллективный Запад использует избирательную тематику как инструмент наращивания геополитического противостояния, прямого вмешательства во внутренние дела наших государств и организации цветных революций. Последствия такой политики мы хорошо видели в Сирии, Ливии, Ираке, Афганистане, Украине, других странах.

Попытки ввергнуть народ в состояние хаоса, нищеты и бесправия были предприняты и в Беларуси. На организацию подрывной работы и реализацию государственного переворота в нашей стране иностранные центры выделили миллионы евро. Однако несмотря на беспрецедентное внешнее давление, в стране царит мир, спокойствие, развивается экономика.

Вместе с тем и сегодня не прекращаются попытки подорвать наши суверенитет и независимость посредством наращивания политического давления, санкционной политики, создания очагов напряженности по типу так называемого миграционного кризиса на границах Беларуси с ЕС.

Создается впечатление, что наши соседи на Западе в рамках решения своих внутриполитических проблем готовы развязать конфликт, в который хотят втянуть Европу.

Польские власти всерьез делают вид, будто не их военные принимали участие во вторжении в Ирак и в Афганистан. Как будто это не польские силовики в нарушение всех международных и цивилизационных правил избивают, травят газом и выдавливают людей, пытающихся попасть в ЕС, чтобы получить статус беженца. Будто это не они разместили воинские контингенты вблизи наших границ, включая танки «Леопард», вертолеты и беспилотную авиацию, став острием агрессивного милитаризма, военной истерии против Беларуси и России.

В отличие от Евросоюза, мы не стягиваем войска к нашим западным границам. Наоборот, мы делаем все возможное и порой невозможное, чтобы не допустить на наших рубежах гуманитарной катастрофы.

Мы не только приютили людей, которые вынуждены бежать из своих стран в поисках мира и безопасности. Мы дали им крышу над головой, еду и человеческое отношение, а также организовали отправку желающих на родину.

Для поддержки тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, а это в том числе и дети, беременные женщины, по всей нашей стране объединились общественные организации и просто отзывчивые белорусы.

Беларусь делом доказывает, что мы – мирная страна, готовая протянуть руку помощи всем, кто в ней нуждается. В то же время западные еврочиновники только экскурсионными наездами посещают приграничную территорию, фотографируют обездоленных людей и не оказывают им никакой помощи.

К каким последствиям такая тактика использования миграционной проблемы может привести?

То, что раньше было рисками для нас, сейчас становится вызовами и угрозами. Возможны провокации в приграничье вплоть до применения летального оружия в отношении беззащитных людей. Также будут усиливаться безосновательные обвинения Беларуси и России. Уже слышны призывы к введению новых санкций, ограничений, в том числе о полном прекращении движения между странами.

Мы не можем расценивать это иначе, как стремление лишить народ Беларуси права на самостоятельный выбор своей судьбы и пути развития. И это еще раз говорит об актуальности Заявления, принятого в 2021 году Советом ПА ОДКБ, о недопустимости иностранного вмешательства в избирательные процессы государств – членов Организации.

Однако одного Заявления недостаточно. Необходимо предпринять ряд системных шагов, направленных, прежде всего, на противодействие информационному давлению Запада, о чем мы с вами говорили на заседании ПА ОДКБ летом 2021 года в г. Душанбе.

Постоянным комиссиям ПА ОДКБ надо внимательно посмотреть, какие еще аспекты необходимо закрыть от вмешательства внешних сил, включая запрет на деятельность различного рода альтернативных платформ подсчета голосов.

Очевидно также назрела необходимость рассмотреть вопрос о создании международного пула журналистов из числа авторитетных медиаструктур государств – участников ОДКБ. Его работу нужно сориентировать на системное освещение избирательных процессов в наших странах как в ходе подготовки, так и во время проведения выборов.

Следует доводить до общественности объективную картину происходящих событий, оперативно и эффективно отражать возможные иностранные атаки. Нам необходимо работать на опережение, целенаправленно вырабатывать информационную повестку дня, наполнять медиапотоки объективными данными, используя для этого современные технологии и площадки. Наш информационный голос должен быть веским в формировании общественного мнения.

Безусловно, правильным видится принятие Положения об участии Парламентской Ассамблеи ОДКБ в международном наблюдении за выборами и референдумами.

Однако параллельно нам необходимо еще раз вернуться к таким концептуальным вопросам, как определение международной правосубъектности ПА ОДКБ и закрепление в уставных документах функции по осуществлению мониторинга за выборами.

Необходимо также оказывать всемерную поддержку наблюдательным миссиям МПА СНГ, включать в них своих представителей и согласовывать шаги по широкому освещению результатов их работы.

При этом следует подумать еще об одном направлении нашей деятельности. Я имею в виду сложившуюся монополию на наблюдение со стороны БДИПЧ ОБСЕ. Почему, собственно говоря, мы приглашаем к себе БДИПЧ ОБСЕ, ПА ОБСЕ, ПАСЕ, а наши структуры от МПА СНГ, ПА ОДКБ не приглашают для наблюдения за выборами в странах Запада? Найти ответ на этот вопрос – задача и для парламентариев, и для МИДов.

Поэтому считаю: чтобы противодействовать иностранному вмешательству, нам необходимо повысить уровень политического взаимодействия МИДов и парламентских структур стран – членов ОДКБ для выработки единой позиции по приглашению международных организаций для наблюдения за выборами.

Подобного рода взаимодействие позволит сдвинуть с мертвой точки и такой концептуальный вопрос, как выработка общепринятых в рамках ООН стандартов демократических выборов, подготовить свод правил для международного наблюдения на выборах.

На актуальность этой проблемы неоднократно обращал внимание Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Полагаю, что парламентарии стран – членов ОДКБ должны выступить инициаторами процессавыработки стандартов, продвигая этот тезис на всех международных площадках, включая ООН.

Уверен, что коллективными усилиями мы сможем эффективно защитить наши общие интересы на международной арене и, самое главное, надежно обеспечить право наших народов на выбор пути развития.

В мероприятии также принял участие председатель Постоянной комиссии ПА ОДКБ по социально-экономическим и правовым вопросам, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Маркевич А.И.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)