Светлана Любецкая: в проекте обновленной Конституции усилена социальная направленность
В проекте обновленной Конституции Беларуси усилена социальная направленность. Об этом депутат Палаты представителей Национального собрания, член Конституционной комиссии Светлана Любецкая заявила в эфире YouTube-канала «Главный. Тур», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Это усиление социальной направленности. Серьезное внимание информационной безопасности отдельно взятого человека и государства в целом. Повышается уровень правовой защиты, в том числе путем введения новых механизмов – той же индивидуальной конституционной жалобы. Достаточно серьезные изменения предполагаются в части перераспределения полномочий. Мы хотели бы узнать в ходе общественного обсуждения, насколько они воспринимаемы», – сказала парламентарий, говоря о новеллах Основного закона.
Кроме того, как известно, в проекте закрепляется статус и полномочия Всебелорусского народного собрания. «Появляется ВНС как стабилизирующий орган в том числе. Сказать, что это новый институт, нельзя. Мы его знаем с 1996 года. Он работал, как требовало время. Но поскольку сегодня, очевидно, и условия жизни другие, в этом необходимость наполнения этого института обновленным содержанием», – отметила Светлана Любецкая.
Она также подчеркнула, что проект Конституции носит характер преемственности: «Никаких законодательных потрясений не может быть. Потому что закон априори не терпит суеты. Это правило, которое существует веками, и оно себя зарекомендовало. А Конституция как Основной закон – это базис всего. Естественно, что он тоже должен быть стабильным, основательным и развиваться поступательно».
По сообщению БЕЛТА
Законодательные подходы к деятельности политических партий и общественных объединений должны учитывать два ключевых принципа – не навредить и упредить негативные последствия. Таким мнением поделился с журналистами председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Николай Бузин на полях круглого стола «Роль политических партий и общественных объединений в обеспечении народного единства», передает корреспондент БЕЛТА.
По его словам, комиссия планомерно и системно изучает состояние и перспективы развития законодательной базы, относящейся к компетенции комиссии, в том числе в общественно-политической сфере. Николай Бузин напомнил, что последние корректировки в этой области вступили в силу около двух лет назад. Законодательные подходы были призваны не только активизировать работу политических партий и общественных объединений, но и дать новый импульс развитию партийного строительства и гражданского общества в целом.
«За это время произошло много изменений. Произошли определенные события вокруг нашего государства, внутри нашего государства, – заметил он. – Это мероприятие мы проводим для того, чтобы разобраться, что необходимо нашему обществу сегодня, и внести это в законодательство на перспективу. По большому счету законодательство должно обеспечивать решение главнейшей задачи – улучшение жизни общества».
Участники круглого стола собрались сегодня для того, чтобы провести определенный мониторинг по теме партийного строительства и при необходимости – решить первостепенные задачи для корректировки данного направления.
«У нас нормально действующая система. Но любая система требует донастройки», – подчеркнул председатель Постоянной комиссии.
Депутатам, представителям Министерства юстиции, различных партий и общественных объединений предстояло обсудить эффективность принятого ранее законодательного решения и высказать конструктивные инициативы. При этом отмечалась необходимость учитывать два ключевых принципа. Первый – не навредить, то есть не мешать жить и развиваться политическим партиям и объединениям, предлагающим идеологию, основанную на патриотизме, любви к Родине, защите суверенитета и независимости страны. Второй принцип – упреждение, то есть предвидение негативных последствий и принятие мер, в том числе законодательных, для их предотвращения.
По словам Николая Бузина, главнейшая задача депутатского корпуса – своевременно услышать людей, запросы общества.
По информации БЕЛТА
Необходимо развивать инфраструктуру переработки отходов, заявила корреспонденту БЕЛТА председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Жанна Чернявская.
«Экологическая ситуация в стране, состояние окружающей среды – во многом зависит от того, как мы управляем отходами потребления и производства. К сожалению, с каждым годом количество отходов, образуемых человеком в процессе жизнедеятельности, растет. И совещание, проведенное Президентом Беларуси, – важный шаг на пути совершенствования системы управления отходами. И это зависит от каждого из нас, личного отношения к своей земле, придомовой территории, сбору и сортировке мусора, – отметила Жанна Чернявская. – Совершенно правильно сказано, что в целях повышения эффективности управления отходами, снижения объемов их образования и захоронения, необходимо решать задачи по развитию системы сбора, сортировки и обработки отходов, расширения сферы применения вторичных материальных ресурсов. Возможно формирование государственных промышленных парков экономики замкнутого цикла, интегрирующих предприятия, использующие отходы одной отрасли в качестве сырья для другой».
Необходимо развивать инфраструктуру переработки отходов, включая создание государственной цифровой платформы «Карта отходов», отражающей потоки отходов и вторичных материальных ресурсов, подчеркнула депутат. «И конечно, 100 % верно – должен быть один регулятор, который будет устанавливать, регулировать и контролировать правила игры, – отметила парламентарий. – В нашей стране есть достаточно хорошие наработки по переработке различных видов отходов – пластика, битумосодержащих и растительных отходов. Более того, умельцы в частном бизнесе разработали целые модули, которые помогают сортировать, мыть, перерабатывать многие виды вторресурсов. Почему бы не привлечь их в государственные проекты и использовать в работе по модернизации и установке необходимых модулей - линий на наших сортировочных и перерабатывающих предприятиях. Опять же, не нужно будет закупать втридорого китайское или итальянское оборудование».
«Нам есть над чем поработать и максимально обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот производственных и коммунальных отходов. А это позволит надолго сохранить в чистоте наши природные системы. Но в этом мы должны участвовать все, превращая отходы в доходы», – дополнила Жанна Чернявская.
По информации БЕЛТА
В Минске 9 апреля пройдет единый день депутата. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Минского горисполкома.
Жители столицы до 20.00 могут прийти без предварительной записи и вне зависимости от места проживания на прием к депутату Минского городского Совета депутатов.
Более подробную информацию об адресах приема можно найти на сайте Мингорисполкома.
По информации БЕЛТА
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Дорогие соотечественники!
Поздравляю вас с Днем Конституции.
Обновленный при участии миллионов белорусов Основной Закон стал фундаментом для построения подлинно народного государства, в котором забота о человеке является приоритетом проводимой политики.
В Беларуси создается общество равных возможностей, обеспечивается защита прав и свобод граждан, укрепляется институт семьи, действует система поддержки молодежи, активно развиваются здравоохранение, наука и образование. Государство оказывает содействие духовному возрождению, сохранению культурного наследия и межконфессионального диалога.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особое значение приобретают положения Конституции, направленные на сохранение исторической правды о священном подвиге белорусского народа. Эту правду о героях, отстоявших свободу Родины, должны знать и помнить наши дети и внуки.
Убежден, что патриотизм, сплоченность, верность конституционным принципам и ценностям станут залогом процветания и независимости нашей страны.
Желаю всем мира, добра, благополучия и новых свершений на благо Отечества.
Александр Лукашенко
