24.11.2021
Эксперт рассказал, какие меры по защите персональных данных должны реализовать организации
Каждому оператору предстоит реализовать комплекс мер по защите прав субъектов персональных данных, сообщил заместитель начальника управления – начальник отдела конституционного права Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Николай Саванович на круглом столе в пресс-центре БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В целом Закон «О защите персональных данных» реализовал достаточно нетипичный для нас риск-ориентированный подход, когда конкретные меры по защите прав субъектов персональных данных и достаточность этих мер определяет сам оператор исходя из целей обработки персональных данных. Этот подход не совсем характерен для нашей правовой системы, но в условиях развития информационных технологий, учитывая, что количество операторов у нас исчисляется сотнями тысяч, определить для каждого из них исчерпывающий перечень мер на уровне законодательства не представляется возможным. Тем не менее законодатель создал определенный ориентир – целый ряд мер, которые должна реализовать каждая организация», – сказал Николай Саванович.
Он отметил, что фактически любая организация, имея работников, выступает оператором по отношению к обработке персональных данных хотя бы этих работников. Среди мер, которые необходимо реализовать, – назначение специалиста, работника, который будет заниматься вопросами внутреннего контроля соблюдения законодательства о защите персональных данных, консультировать руководителя и иных работников, которые их обрабатывают, рассматривать обращения граждан.
«Достаточно важной мерой является издание каждым оператором политики по обработке персональных данных, она более известна как политика конфиденциальности. В рамках этой политики каждый оператор раскрывает, какие персональные данные, для каких целей, на каком правовом основании он обрабатывает. Эта мера служит обеспечению прозрачности обработки персональных данных, чтобы для гражданина эта обработка не стала неожиданной», – отметил Николай Саванович.
Кроме того, обязанность всех операторов – проводить обучение работников, которые уполномочены на осуществление внутреннего контроля, а также тех, кто непосредственно обрабатывает персональные данные. «Эта мера направлена на то, чтобы в последующем работники, обработчики не могли сказать, что они по тем или иным причинам нарушили закон, не зная, что такой закон существует. Законодатель, формируя такую норму, исходил из того, что предупредить правонарушение гораздо проще, чем потом восстановить статус-кво, потому что личную информацию, которая может появиться в интернете, удалить, вернуть назад очень сложно», – обратил внимание заместитель начальника управления.
Продолжая тему нововведений, Николай Саванович указал на комплекс прав, которыми наделяются субъекты персональных данных – граждане. «Таких прав у нас в законодательстве до сих пор не было. Четкий механизм реализации этих прав, с одной стороны, обеспечивает возможность гражданину контролировать обработку персональных данных о нем, а с другой – возлагает на организации определенные обязанности, что вынуждает их внимательно относиться к обработке, учету персональных данных, определять, кому они могут, а кому нет передавать эти персональные данные», – отметил Николай Саванович.
Также четко определены случаи, когда обработка персональных данных возможна с согласия человека, а когда этого не требуется. Важным является положение об обработке персональных данных в рамках договорных отношений.
Говоря о роли Национального центра защиты персональных данных, заместитель начальника управления отметил, что этот орган будет заниматься контролем за обработкой персональных данных, выполнять функцию разъяснения законодательства. «Еще раз хочу подчеркнуть: этот орган как в силу численного состава, так и функционала не может заниматься юридическим консультированием организаций», – сказал он, уточнив, что вопросы методологического характера, пробелы в законодательстве являются предметом деятельности этой организации.
В целом Закон «О защите персональных данных» призван создать комплексное консолидированное регулирование в этой сфере. По словам Николая Савановича, на момент подготовки законопроекта к нему было неоднозначное отношение, потому что многие организации воспринимали и воспринимают до сих пор положения этого закона как бремя для себя, необходимость усложнения своей деятельности. «В определенной степени это действительно так», – согласился он.
Вместе с тем заместитель начальника управления пояснил, почему закон так важен и в целом зачем регулировать обработку персональных данных. По его словам, еще не так давно основной массив информации был на бумажном носителе, и тот, кто физически контролировал бумажный носитель, контролировал и информацию. Но сегодня однажды веденная в информационную систему информация одновременно может отражаться в различных точках мира и человек перестает ее контролировать, не зная, кто, как и для каких целей будет использовать эти данные. Именно развитие информационных технологий, средств информатизации вызвало необходимость совершенствовать законодательство о персональных данных.
В Беларуси вопросы работы с персональными данными регулировались различными актами, но базовым был Закон «Об информации, информатизации и защите информации». На сегодня его положения устарели. В этой связи Николай Саванович привел несколько примеров. «Достаточно сказать, что персональные данные охватывали только ту информацию, которая прямо идентифицировала субъекта, то есть информацию, где была его фамилия, имя и отчество. То есть если мой номер карточки и пароль не содержат фамилию, имя и отчество, то это уже не персональные данные. Это не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Как не соответствует реалиям и то, что вся обработка осуществлялась с письменного согласия, если иное не предусмотрено законодательными актами. Очевидно, что в век информационного общества, в век развития информационных технологий требование получения письменного согласия излишне обременительно и более того – оно невыполнимо и может стать неоправданным барьером на пути развития информационных технологий», – сказал он.
Заместитель начальника управления подчеркнул: закон направлен на минимизацию тех издержек и недостатков, которые могут возникнуть в связи с автоматизированной обработкой персональных данных.
По сообщению
БЕЛТА
Материалы Pravo.by по теме:
Роль органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти обсудили представители стран СНГ
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Мониторинг законодательства и доступность правосудия. О чем говорили во время круглого стола ко Дню Конституции
Как повлияли изменения и дополнения в Основной Закон на жизнь страны и общества, а также их важность для законодательства обсудили сегодня во время круглого стола «Обновленная Конституция как основа совершенствования законодательства, правоприменения и развития правовой науки», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что при проведении конституционной реформы гражданам была предоставлена уникальная историческая возможность – принять участие в создании Основного закона.
«Совмещенная устная и письменная форма активности позволили получить более 16 тыс. мнений по конституционных нормах. В числе Конституционной комиссии были не только юристы, но и не осведомленные о юридических тонкостях граждане, имеющие богатый жизненный опыт, позволяющий оценить гражданские инициативы, – рассказала Ольга Чуприс. – Как показали итоги работы, наибольший интерес представляют конституционные положения, затрагивающие избирательные и гражданские права, системы органов госвласти, партийное строительство гражданского общества, а также нормы, касающиеся социальной защиты населения. Были выявлены ожидаемые народом направления развития белорусского государства или видения разрешения конкретных жизненные ситуаций. Идеи и пожелания граждан, не нашедшие отражение в скорректированном законе, были направлены в госорганы и организации для последующего учета в отраслевом законодательстве. Ряд из них уже нашел реализацию».
«В продолжении конституционной реформы был проведен масштабный мониторинг законодательства, рассматривалось его соответствие Конституции. Сложность данного вопроса не предполагала получение значительного числа мнений от населения, но даже единичные оценочные суждения имели значение. Расчет был в первую очередь на мнение профессиональных юристов, – подчеркнула Замглавы Администрации Президента. – Мониторинг показал заинтересованность в совершенствовании отраслевого законодательства, а также сферы, наиболее интересующие людей. Наибольшее внимание отдавалось социальному законодательству, а именно пенсионному обеспечению, соцзащите, здравоохранению, жилищным правоотношениям. Общество также интересовало законодательство предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Участие граждан в мониторинге подтвердило запрос на наличие актуального законодательства, соответствующего результатам конституционной реформы».
Министр юстиции Евгений Коваленко акцентировал внимание, что Основной закон не должен существовать отдельно от других. «Последовательное развитие ценностей, принципов и норм Конституции в положениях законов и подзаконных правовых актов, выступает основой к построению суверенного, демократического, социального, правового государства. Данные положения служат не только правовым, но и политическим, нравственным ориентиром. Конституция является достижением и достоянием всех государственных органов, должностных лиц и граждан», – уверен он.
Евгений Коваленко подчеркнул, что правильно интерпретировать конституционное ориентиры, инкриминировать идеи Основного закона в правовой массив, актуализировать его согласно меняющимся общественным отношениям – это одна из задач правовой экспертизы. «С ее помощью мы реализуем важнейший конституционный принцип – принцип верховенства права. Кроме того, правовая экспертиза выступает проводником основных начал Конституции в законодательстве, является инструментом реализации гарантированных прав и законных интересов граждан, общества и государства», – добавил Министр.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Валерий Калинкович в своем выступлении сказал, что на конституционном уровне установлены оптимальные и эффективные основы правовой, политической, социальной и экономической систем государства. «Получили свое дальнейшее развитие нормы, регулирующие организацию и деятельность судебной власти, сформирована прочная правовая основа для ее последовательного совершенствования, – добавил Валерий Калинкович. – Одновременно с проведением конституционной реформы наша система получила импульс для дальнейшего совершенствования судебной деятельности, чтобы возможности и инструменты судебной защиты прав и законных интересов, становились более простыми, понятными и удобоприменяемыми для граждан. Это позволит обеспечить доступность правосудия для населения».
По информации
БЕЛТА
Ольга Чуприс: сегодня мы наблюдаем высокий уровень правосознания белорусского народа
Сегодня мы наблюдаем высокий уровень правосознания белорусского народа и это должно способствовать улучшению общего правового климата Беларуси, заявила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что Конституция является фундаментом законодательства. «Наш Основной закон 1994 года, а также его изменения в 1996 и 2022 годах существенно повлияли на страну. Ведь это основа, а потом на ней выстраивается все законодательство. За последние 25 лет было принято 250 тыс. нормативно-правовых актов, из них около 175 тыс. – действующие. И это все акты, сотворенные своими руками, – акцентировала внимание Ольга Чуприс. – Мы, конечно, ориентируемся на международный опыт, но пишем для себя. И в этом наш конституционно-правовой опыт уникален, как и наше законодательство. Ведь многие нормативные акты, которые делались на основе Конституции, мы не найдем нигде в мире. Например, это особые указы Президента, касающиеся контрольно-надзорной деятельности, табачной и алкогольной отраслей, развития предпринимательства и цифровой экономики. Тот же закон о геноциде белорусского народа».
Ольга Чуприс подчеркнула, что последние изменения в целом повлияли на состояние общества. «Сегодня мы можем говорить о развитии демократических основ. Так, Всебелорусское народное собрание – это орган исключительно демократический. Он принимает важнейшие решения, и это тоже образец демократии», – уверена она.
«Мы приобщили людей к обсуждению изменений и дополнений в Конституции, и это существенным образом повлияло на их правосознание и правовую культуру. Так, например, в около 5 % обращений, которые поступают в Администрацию Президента, люди опираются на Конституцию. А уже дальше обращаются к своему жизненному опыту и тем ситуациям, которые возникли. Это говорит об очень высоком уровне правосознания белорусского народа. Исходя из этого, можем предполагать, что в дальнейшем такое отношение людей к своему праву, законности, Конституции, должно способствовать улучшению общего правового климата Беларуси», – заключила Ольга Чуприс.
По информации
БЕЛТА
Евгений Коваленко: все изменения и дополнения в Конституции нашли реализацию в правовых документах
Изменения в Конституцию – это реакция развивающегося государства на события, которые происходят в мире, стране и обществе, заявил журналистам Министр юстиции Евгений Коваленко во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
«Конституция – это правовая основа белорусской государственности. Каждое слово, которое закреплено в этом документе, находит свое развитие и реализацию в законах, кодексах, правовых актах. А те изменения, которые были внесены на республиканском референдуме 2022 года, пошли в жизнь, начали применяться, – сказал Министр юстиции Евгений Коваленко.
Евгений Коваленко акцентировал внимание на том, что было принято значительное количество правовых документов. «В частности, такие знаковые, как законы «Об основах гражданского общества», «О Всебелорусском народном собрании». Был юридически закреплен статус ВНС, это высший орган народовластия. В нем есть представительство, как органов власти и местного самоуправления, так и представители гражданского общества, – отметил Министр.
«Все те изменения в Конституцию – это реакция развивающегося государства на события, которые происходят в мире, стране и обществе. И эти изменения дают оценку происходящему вокруг нашей страны. В частности, придается еще большая значимость вопросам сохранения исторической правды, памяти о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войны», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
Юридически точные и содержательно выверенные. Зампредседателя КС об обновленных нормах Конституции
Когда народ проголосовал за изменения, то мы получили большой кредит общественного доверия, который должны оправдать, заявила журналистам заместитель Председателя Конституционного Суда Наталья Карпович во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
«Юридическое сообщество, которое непосредственно принимало участие в подготовке проекта Конституции, приложило все возможные усилия для того, чтобы нормы Основного Закона были юридически точными и содержательно выверенными, – сказала Наталья Карпович. – Сегодня мы обсуждаем, как реализуются нормы Конституции в правоприменительной практике, нашем нормотворчестве, как на основе Конституции реализуются основополагающие ценности, как они претворяются в жизнь. Кроме того, в каком направлении необходимо направить наши усилия, чтобы наше законодательство в полной мере обеспечивало реализацию этих ценностей, а также было востребовано нашим обществом, реальным инструментом обеспечения прав и свобод граждан».
Заместитель председателя Конституционного Суда отметила, что в подготовке изменений в Конституцию приняло участие большое количество граждан. «Это представители научной сферы, общественных организаций, различные специалисты и практические работники. В этой работе мы определили те задачи, которые должны были быть решены при подготовке изменений в Конституцию. Заново переосмыслили те важнейшие цели и ценности, к которым идет наше общество, которые должны быть защищены нормами Основного Закона», – добавила она.
«Эта работа объединила всех нас, наше общество в целом. И когда народ проголосовал за изменения, то мы получили большой кредит общественного доверия, который должны оправдать, – уверена Наталья Карпович. – На основе конституционных норм состоялись такие важнейшие события, как выборы высших конституционных органов власти. Также действует в конституционном статусе наш высший представительный орган народовластия ВНС, который уже принял важнейшие документы в сфере национальной безопасности. Тем самым определив наши приоритеты и направления деятельности по предотвращению возможных негативных последствий влияния каких-то факторов на жизнь нашего общества и государства».
Наталья Карпович акцентировала внимание, что и дальше планируется внедрять в практическую жизнь все конституционные положения. «На основе одной Конституции в настоящее время защищаются наши семейные ценности, права социально незащищенных слоев населения. Проводится огромная работа по организации вовлечения нашей молодежи в общественную деятельность для того, чтобы в полной мере использовать потенциал молодых людей на благо общества и государства. В этом направлении нам еще предстоит значимая работа», – добавила она.
По информации
БЕЛТА