17.11.2021
Заместитель Министра экономики Татьяна Бранцевич – о зеленой повестке и приоритетах развития
Для повышения конкурентоспособности экономике необходимо держать руку на пульсе экологических трендов. О реализуемых в Беларуси подходах в этой области, позиции по снижению выбросов парниковых газов и влиянию этих мероприятий на экономику страны рассказала заместитель Министра экономики Татьяна Бранцевич.
– Татьяна Викторовна, какое место в государственной экономической политике занимают вопросы повышения энергоэффективности?
– В настоящее время успешно выполнены четыре государственные программы по энергосбережению, реализуется пятая. Эти системные документы охватывают целый ряд вопросов. Во-первых, разумеется, рациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Во-вторых, техническое переоснащение производств, внедрение современного оборудования и материалов. И, конечно же, повышение эффективности технологических процессов на каждом этапе изготовления продукции.
В 2015-м удельный вес затрат организаций на топливо, тепло и электричество в общих издержках на производство в целом по стране составлял 11,4 процента, а по итогам прошлого года – 9,9 процента. За этими 1,5 процентного пункта кроются сотни миллионов рублей, сэкономленных и рационально использованных на цели развития экономики. По итогам прошлой пятилетки реальные доходы населения выросли на 14,6 процента, и немалая часть заработанной прибавки получается из такой бережливости.
– Каким образом в текущей пятилетке будет увязан в единое целое потенциал науки, промышленности и энергетики?
– Энергетика является особой инфраструктурной отраслью, системно ориентированной на потребителя. Как следствие, ее развитие никогда не рассматривалось в отрыве от существующего научно-технического и промышленного потенциала, задач повышения конкурентоспособности экономики в целом. В первую очередь стратегической целью является повышение энергетической безопасности страны за счет снижения зависимости от углеводородов. И, безусловно, запуск БелАЭС и ее выход на полную мощность этому поспособствует. Разумеется, подобный «энергетический переход» должен основываться на насущных потребностях экономики, обеспечивать максимальную отдачу от вложенных инвестиций, полноценно удовлетворять существующий в реальном секторе спрос на энергоресурсы и максимально учитывать актуальные вопросы экологии. Преимущества такого подхода будут ощутимы как для отдельных отраслей, так и для экономики в целом.
Мы планируем, опираясь на собственное сырье, энергию, производственные мощности и научный потенциал, повышать эффективность рационального импортозамещения, делая ставку на производство товаров с характеристиками лучше импортных. Такая продукция будет увеличивать долю продаж белорусских производителей внутри страны, завоевывать внешние рынки. И получаемая прибыль станет источником средств для дальнейшего развития отечественных предприятий и устойчивого роста благосостояния их работников. Один из таких принципиально новых высокотехнологичных продуктов появится благодаря реализации «проекта будущего» – «Национальный электротранспорт». За ним в перспективе не только производство электромобилей, но и масштабный мультипликативный эффект для инновационного развития других отраслей – металлургии, электротехники, робототехники, IT и других, а также соответствующей инфраструктуры. Именно в таких проектах наиболее качественно и предметно увязаны потенциалы энергетики, промышленности и науки. Наша общая задача в текущей пятилетке как раз и заключается в том, чтобы подобных инновационных идей было реализовано как можно больше.
– Какое значение в национальной экономике отводится возобновляемым источникам энергии? Особенно на фоне кризиса в Европе, в которой сделали акцент на использование солнца и ветра, но сейчас испытывают жестокий дефицит энергии?
– На текущую пятилетку программные документы предусматривают увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в валовом потреблении ТЭР до 7–8 процентов. Сейчас, по итогам восьми месяцев, это значение составляет 6,7 процента. То есть уже сегодня можно говорить, что цель 2025 года почти достигнута. Если говорить о долгосрочном горизонте планирования, то Национальная стратегия устойчивого развития и Концепция энергетической безопасности ставят целью увеличение доли возобновляемых источников энергии до 9 процентов к 2035-му.
Беларусь не стремится активно подхватить «климатический хайп». Куда продуктивнее постепенно повышать эффективность энергетической отрасли, используя собственные преимущества, в том числе за счет использования местных видов топлива. Поэтому мы развиваем сегмент ВИЭ, взвешенно и всесторонне оценивая весь комплекс существующих организационных рисков и выгод. Резкий скачок цен на энергоресурсы в текущем году убедительно доказал всем, что надежное функционирование энергосистем с высокой долей генерации на основе возобновляемых источников энергии требует балансировки дополнительными мощностями традиционных источников. И еще важно сделать правильные выводы из последствий реализованных решений наших стран-соседей и выстроить работу энергетической отрасли структурно сбалансированно и организационно верно.
– Разрабатывает ли Беларусь национальную стратегию по достижению углеродной нейтральности экономики? Есть ли площадка для выработки консолидированных решений по этой тематике на уровне Союзного государства Беларуси и России и Евразийского экономического союза?
– Разумеется, Беларусь старается находиться в тренде глобальной климатической повестки. Наша дорожная карта – это План мероприятий по реализации Парижского соглашения. В его рамках разрабатывается Стратегия долгосрочного развития Беларуси с низким уровнем парниковых газов до 2050 года. Документ должен охватить ключевые отрасли экономики: промышленность, строительство, ЖКХ, транспорт. Но это, как видите, долгосрочная перспектива.
Что касается горизонта текущей пятилетки, разработан проект Национального плана действий по развитию зеленой экономики в Беларуси. Там детально описаны направления работы по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним. Но мы реалисты и понимаем, что системный процесс перехода к новому технологическому укладу декарбонизированной экономики затруднительно реализовать силами одной страны. Эффективное продвижение по этому пути требует реальной кооперации, объединения усилий, наработок, ресурсов, поскольку речь идет о достаточно сложных и капиталоемких процессах.
Большое подспорье нам оказывает общение с коллегами на площадке Евразийской экономической комиссии по климатической повестке. В частности, эти вопросы стали одними из центральных на октябрьском заседании Высшего Евразийского экономического совета, будут подниматься на Евразийском межправительственном совете 18–19 ноября этого года в Ереване. На уровне экспертов конкретные предложения по сближению позиций государств-членов разрабатывает специальная рабочая Группа высокого уровня. На текущий момент обсуждены направления первого пакета мероприятий дорожной карты ЕАЭС в рамках климатической повестки. Достигнута договоренность по обмену опытом в области внедрения зеленых технологий. Активный диалог по климатической повестке развивается и на площадках Союзного государства.
– Насколько экологический фактор, низкий уровень выбросов, влияет на конкурентоспособность продукции отдельных предприятий и экономики в целом?
– Несомненно, экологические нормы влияют на конкурентоспособность продукции белорусских производителей. С точки зрения внутреннего рынка следует отметить, что каждое предприятие платит экологические налоги. Подход простой и известный: больше выбросов – выше налоги. Конечно, для бизнеса это дополнительные издержки. Но, с другой стороны, и стимулы работать над экологизацией производств.
В уже упомянутом мною проекте Национального плана по развитию зеленой экономики содержатся механизмы повышения ресурсоэффективности хозяйственной деятельности. На внешнем контуре активные меры по снижению углеродоемкости продукции предпринимает Европейский союз. Так называемый механизм «углеродного» налога на импортную продукцию полноценно заработает с 2026 года. Конечно, в перспективе это новые ограничения доступа наших товаров на данный рынок. Для преодоления таких барьеров уже сегодня реализуется соответствующий план мероприятий, утвержденный Первым заместителем Премьер-министра Николаем Снопковым. Не вдаваясь в подробности, могу отметить, что ряд мер предполагает внедрение на предприятиях, находящихся в «зоне риска», технологических решений как по снижению потребления углеродного топлива, так и по сокращению выбросов СО2 в атмосферу. Однако важные стратегические резервы для нас в этой работе кроются в использовании наработок и учете негативного опыта тех стран, которые уже внедряют элементы климатической повестки в энергетику и смежные с ней отрасли.
С позиции краткосрочных перспектив для нас это идеальная возможность заработать «здесь и сейчас» на производстве энергоемкой, высокотехнологичной продукции и на поставках электричества. С точки зрения долгоиграющих проектов развития куда важнее использовать устойчивую выработку своей сравнительно дешевой энергии для удешевления собственной продукции и повышения тем самым конкурентоспособности реального сектора в целом.
Владимир Волчков, «Рэспубліка», 17 ноября 2021 г.
Минпром о достижениях промкомплекса в области качества: нацелены на дальнейшее внедрение инноваций
Работа по повышению качества на предприятиях Минпрома не останавливается, промышленный комплекс нацелен на дальнейшее внедрение инноваций в производство. Об этом заявил журналистам на 26-й церемонии награждения победителей конкурса на соискание премии Правительства за достижения в области качества 2024 года в Минске первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко, передает корреспондент
БЕЛТА.
Заслуженные награды вручены 40 организациям: 14 стали лауреатами премии впервые, 14 подтвердили звание лауреата, 12 признаны дипломантами конкурса. В том числе отмечены успехи промышленного комплекса.
Андрей Конюшко отметил, что участие в конкурсе для предприятий – стимул внедрять инновации, фактор дальнейшего продвижения товаров. «Промышленность – локомотив нашей экономики. Радует, что предприятия становятся победителями. Отраден тот факт, что многие подтверждают свое первенство. Ряд предприятий, такие как БЕЛАЗ, Минский моторный завод и другие, – пять-семь, а то и больше раз. Это говорит о том, что работа не останавливается ни на один день. Никто не почивает на лаврах, создаются новые товары, применяются новые технологии», – отметил Андрей Конюшко.
По его словам, товар, отмеченный знаком качества, не только общественное признание, но и дополнительный стимул к его более активной реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В развитие предприятий ежегодно вкладываются значительные средства, расширяется номенклатура выпускаемой продукции. В пример он привел Минский моторный завод, где освоены новые направления в производстве двигателей, новую технику БЕЛАЗа. «Предприятия работают качественно, слаженно. В следующем году также рассчитываем на результат», – добавил Андрей Конюшко. Отдельно в этой связи он отметил отрасль станкостроения, где реализуется соответствующая союзная программа.
По информации
БЕЛТА
106-е заседание Экономического совета СНГ прошло в Москве
18 июля 2025 г. в Москве прошло 106-е заседание Экономического совета СНГ, в ходе которого рассмотрен широкий круг вопросов экономического сотрудничества государств – участников СНГ. Открыл и вел заседание Председатель Экономического совета СНГ, Первый заместитель Премьер-министра Республики Таджикистан Хоким Холикзода.
В заседании в качестве глав делегаций приняли участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Наталья Петкевич, Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Данияр Амангельдиев, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, Заместитель Премьер-министра – Министр экономики и финансов Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров, Постоянный полномочный представитель при уставных и других органах СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Республике Беларусь Размик Хумарян, полномочный представитель Республики Казахстан в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Бекетжан Жумаханов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Российской Федерации Эсен Айдогдыев, а также Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
В ходе заседания рассмотрен проект Декларации о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности. Доклад на эту тему в узком составе сделал заместитель Министра энергетики Российской Федерации Петр Конюшенко.
В современном обществе с высоким потреблением энергии топливно-энергетический комплекс является не только фундаментом устойчивого функционирования и развития экономики, но и фактором, обеспечивающим национальную безопасность и социальную стабильность.
Сегодня, в условиях глобальных вызовов, меняющейся мировой инфраструктуры перед каждой страной остро встает вопрос обеспечения энергобезопасности, значительно возрастает роль межгосударственного сотрудничества, реализации совместных мер противодействия угрозам в энергетической сфере.
Проект Декларации планируется представить на рассмотрение Совета глав государств СНГ.
Члены Экономического совета рассмотрели информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленную Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября
2010 года. Выступая перед собравшимися на эту тему, Председатель Статистического комитета СНГ Константин Лайкам отметил, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
В соответствии со сложившейся практикой регулярных отчетов перед Экономическим советом органов отраслевого сотрудничества информацию о своей деятельности представила Комиссия государств – участников Содружества Независимых Государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Николай Спасский выступил с отчетом, в котором отметил, что Комиссия охватывает важнейшие направления взаимодействия в области атомной энергетики и вносит большой вклад в развитие атомной отрасли в наших странах, а также в обеспечение ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ.
На заседании одобрен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года. Основные усилия предлагается направить на развитие и совершенствование ядерных инфраструктур, систем безопасности на объектах атомной энергетики, расширение применения ядерных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях экономики.
Документ будет внесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
Кроме того, на заседании одобрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Проекты документов будут внесены на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания также одобрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Проект Основных направлений будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания был представлен Отчет о деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности в 2021–2024 годах. В указанный период деятельность совета и его рабочих органов была направлена на совершенствование нормативно-правовой базы в области строительства, выработку рекомендаций по сближению законодательства, согласование и совместную реализацию межгосударственного сотрудничества в строительной деятельности, определение основных направлений совместных научных исследований и проектов.
Членами Экономического совета также одобрен Отчет о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен вопрос о Международном конкурсе «Лучший молодой метролог СНГ». Проведение конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Принято Решение Экономического совета о внесении изменений в Решение Экономического совета СНГ от 8 декабря 2023 года о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур, и статус указанной базовой организации придан учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация).
Решением Экономического совета СНГ статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по повышению квалификации и переподготовке кадров хлебопекарной отрасли придан федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация).
Членами Экономического совета одобрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс направлен на предотвращение распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
Проект документа будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Рассмотрен проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях.
Проект Комплекса совместных мер будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Представлен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2030 года. В документе изложены анализ эпизоотической ситуации в государствах – участниках СНГ и других странах мира, основные направления по реализации совместных действий, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Проект Комплекса совместных действий будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Членами Экономического совета одобрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению развития саранчовых вредителей. Подписание и реализация Соглашения позволит снизить ущерб от саранчи, обеспечить благоприятную фитосанитарную обстановку и создать условия для устойчивого развития сельского хозяйства государств – участников СНГ.
Проект Соглашения планируется представить на рассмотрение СГП СНГ.
На заседании был рассмотрен и ряд вопросов, касающихся выполнения в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, а также Обзор торговой политики Республики Армения.
Следующее заседание Экономического совета запланировано на 5 сентября 2025 г. в городе Душанбе, Республика Таджикистан.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
В Статкомитете СНГ назвали показатели экономик стран Содружества за год
В Беларуси наблюдается устойчивость экономической ситуации, ее показатели характеризуются положительной динамикой. Об этом заявил журналистам председатель Межгосударственного статистического комитета СНГ Константин Лайкам, передает корреспондент
БЕЛТА.
На состоявшемся 18 июля в Москве заседании экономического совета СНГ Константин Лайкам представил информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год.
«В целом по странам СНГ очень приличный рост ВВП – 4,5 % в сопоставимых ценах. В Беларуси тоже очень хороший темп – 4 %», – сказал он журналистам.
Председатель Статкомитета СНГ обратил также внимание на недавно опубликованный Всемирным банком рейтинг стран мира по паритету покупательной способности ВВП на душу населения. «Наши страны практически все укрепили свои позиции. Россия закрепилась на четвертом месте, у нее четвертая экономика мира. Беларусь тоже укрепила позиции. Ну и вообще практически все страны, кроме Молдовы, сохранили свои места или сильно их улучшили. То есть идет такая поступательная динамика», – отметил он.
По словам Константина Лайкама, в Беларуси хорошая динамика по показателю инвестиций. «А это залог будущих темпов роста», – пояснил он.
«В Беларуси неплохая ситуация с инфляцией – она у вас 5 %. Это выше, наверное, чем вы хотели бы, но тем не менее это ниже, чем в целом по СНГ, где она составляет порядка 8,5 %, – продолжил председатель Статкомитета СНГ. – Вообще динамика инфляции в СНГ, конечно, очень серьезная, она сильно различается по странам».
«Сокращается по-прежнему уровень безработицы. В целом в СНГ он достиг беспрецедентно низкого уровня – 3,4 %. В Беларуси – 3 %, в России – 2,5 %, это тоже исторические минимумы», – подчеркнул Константин Лайкам.
«Хочу сказать, что Беларусь занимает ведущее место по доле торговли со странами: практически две трети объема ее торговли приходится на страны СНГ. Потенциал Содружества далеко не исчерпан, мы можем ждать новых результатов», – добавил председатель Статкомитета СНГ.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Минэкономики: По итогам первого полугодия 2025-го сохраняется высокий темп роста инвестиций и реальных доходов населения
Как ранее сообщал Белстат, темп роста ВВП по итогам 6 месяцев составил 102,1 %. Некоторое замедление связано со снижением темпов производства в ряде отраслей на фоне общего замедления мирового экономического роста. На результаты в сельском хозяйстве оказали влияние неблагоприятные погодные условия: существенно смещены сроки уборки зерновых и заготовки травяных кормов.
Драйверами выступили такие отрасли как строительство (110,8 %) и информация и связь (104,8 %).
Розничный товарооборот за январь–июнь прибавил 9,0 %, что обусловлено ростом реальных доходов населения (10,5 % по итогам января–мая).
В первом полугодии сохраняется тренд на опережающий прогноз рост инвестиций в основной капитал – «плюс» 14 %. Предприятия продолжают активно вкладывать в технологическое развитие и модернизацию: затраты на приобретение машин и оборудования увеличились более чем на 20 %.
Высокая динамика обеспечена в строительной сфере: за 6 месяцев введено в эксплуатацию 1848,5 тыс. кв. метров жилья – 109,5 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Экспорт товаров и услуг в январе–мае 2025 г. превысил уровень прошлого года. Продолжается наращивание поставок в страны «дальней дуги»: в страны Африки – рост в 1,6 раза, в страны Латинской Америки – почти в 1,7 раза, Юго-Восточной и Центральной Азии – на 25 %.
Высокими темпами растет экспорт услуг. По итогам января–мая 2025 г. увеличение на 15,7 %.
Устойчивая работа экономики позволяет обеспечивать рост уровня доходов населения. Заработная плата в январе–мае 2025 г. составила 2546,3 рублей, средний размер трудовых пенсий превысил 916 рублей.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Узнали, за счет чего субъекты малого и среднего предпринимательства увеличат вклад в экономику
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 12 июля 2025 г.