15.11.2021
Анжелика Никитина: О новшествах в инвестиционном законодательстве
Инвестиционное законодательство играет важную роль в развитии экономики страны. Сегодня в Беларуси ведется работа по его совершенствованию. Это позволит оптимизировать сроки ожидания инвестиционных результатов, стимулировать создание новых производств, а также будет способствовать социально-экономическому развитию страны в целом. О последних новшествах в инвестиционном законодательстве рассказала заместитель Министра экономики Анжелика Никитина на республиканском семинаре-совещании «Инвестиционная повестка – 2025: стратегия, меры, практика», сообщает БЕЛТА.
Анжелика Никитина рассказала о направлениях работы по запуску нового инвестиционного цикла. «Первое – это расширение сегмента длинных денег в экономике. Второе – снижение издержек инвесторов при реализации инвестиционных проектов. Третье – предсказуемость и стабильность условий для инвесторов. Для этого правительством проводится большая работа по комплексной корректировке актов инвестиционного законодательства и введения новых механизмов вложения инвестиций», – сказала она.
Заместитель Министра отметила ключевые и наиболее важные мероприятия, которые ведутся в области инвестиционного законодательства. В частности, проведена масштабная работа по обновлению Закона «Об инвестициях». «Основные его новшества направлены на снижение рисков и обеспечение дополнительной защиты прав собственности инвесторов. Среди них гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства для инвесторов, с которыми заключен инвестдоговор, ограничение предъявления требований к инвестору, связанных с осуществлением инвестиций, выплата адекватной и эффективной компенсации инвестору в случае изъятия его имущества, корректировка и расширение понятийного аппарата с учетом веяний времени», – обратила внимание представитель ведомства. Законопроект уже принят Палатой представителей в первом чтении, сейчас готовится к рассмотрению во втором.
Следующий ключевой документ – Декрет № 10 – основной правовой акт об инвестиционных договорах. «Обновленный проект декрета устанавливает меры государственной поддержки для инвесторов, реализующих проекты как в рамках инвестдоговоров, так и без их заключения», – констатировала Анжелика Никитина.
По ее словам, проект декрета структурирован по двум отдельным положениям. Первое – для инвестиционных договоров по крупным проектам в приоритетных секторах экономики. «Новыми стимулами для таких проектов стали: «стабилизационная оговорка», освобождение от налога на прибыль при реализации товаров собственного производства на три года, возможность изменения целевого назначения земельного участка или функционального состава объекта строительства, детализация вопросов форс-мажоров. Для реализации таких инвестпроектов будет установлен необходимый минимальный объем инвестиций. Еще одним нововведением является заключение специальных инвестдоговоров», – пояснила она.
Второе положение Декрета № 10 – для инвестпроектов с господдержкой без заключения договора. «Облисполкомам будет предоставлено право самостоятельно определять приоритетные виды экономической деятельности для района. Это позволит показать бизнесу, инвестиции в какой сфере государство готово активно поддерживать. Для таких проектов инвесторам будут предложены льготы: освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС на технологическое оборудование, арендной платы за земельный участок, земельного налога, 100 % вычет НДС при строительстве объекта и др.», – подчеркнула заместитель Министра экономики.
Продолжается работа по улучшению инвестиционного климата в индустриальном парке «Великий камень», в свободных экономических зонах. «В текущем году обновлены условия работы в индустриальном парке: расширены основные направления деятельности, установлены преференциальные условия для крупных резидентов, распространены льготы резидентов парка на субъекты инновационной деятельности, расширен кластерный принцип работы. Последнее означает, что предприятия, работающие в кооперации с резидентами «Великого камня», смогут получить те же преференции. Это особенно важно для развития регионов. Также среди новшеств усовершенствование комплексного обслуживания по принципу «одна станция» в парке, внедрение наиболее популярных институтов английского права, стимулирование создания субпарков, реализация преимуществ территориальной особой экономической зоны, дополнительное стимулирование медицинской деятельности и др. Такие новшества нашли свое отражение в Указе № 215», – рассказала Анжелика Никитина.
Большое внимание в своем выступлении заместитель Министра экономики также уделила предлагаемым новациям в законы о свободных экономических зонах и государственно-частном партнерстве, в Налоговый кодекс – по предельному размеру инвестиционного вычета.
Анжелика Никитина уверена, что вся работа по корректировке инвестиционного законодательства приведет к оптимизации сроков ожидания инвестиционных результатов, стимулированию создания новых производств, а также социально-экономическому развитию территорий страны в целом. «Но изменения не произойдут мгновенно, улучшить инвестиционный климат за полгода или за год нельзя. Главное – быть последовательными и шаг за шагом улучшать инвестиционную среду», – подытожила она.
По сообщению
БЕЛТА
Отвечать актуальным запросам времени. Игорь Сергеенко о модельном законодательстве в ОДКБ
Парламентарии должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности в Бишкеке (Кыргызстан), сообщает
БЕЛТА.
«Законодательное обеспечение принимаемых решений – важнейшее направление работы ассамблеи. Именно мы, парламентарии, можем и должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности», – сказал Игорь Сергеенко.
Отдельным пунктом в сегодняшнюю повестку дня включено обсуждение Программы деятельности ассамблеи по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы, отметил спикер. «На наш взгляд, в ней нашел отражение весь спектр проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности – борьба с терроризмом, вопросы военной и информационной безопасности, электорального суверенитета, сохранения исторической памяти, миротворческая деятельность, борьба с нелегальной миграцией», – подчеркнул он.
«Работа по подготовке модельных законов и рекомендаций должна быть своевременной и носить адаптивный характер. Предлагаемые же законодательные нормы – отвечать актуальным запросам времени и решать насущные проблемы», – дополнил Игорь Сергеенко.
Парламентская делегация Республики Беларусь под руководством председателя Палаты представителей Игоря Сергеенко участвует в выездном заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. На мероприятии основное внимание будет уделено вопросам реализации решений ноябрьской (2024 года) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и мерах, принимаемых по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, а также итогам работы по формированию проекта программы деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы.
В составе парламентской делегации в работе заседания Совета ПА ОДКБ принимают участие заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей, председатель Постоянной комиссии ПА ОДКБ по социально-экономическим и правовым вопросам Руслан Косыгин, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей, член Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Сергей Рачков.
По информации
БЕЛТА
(фото Палаты представителей)
Законодательство о пожарной безопасности. Кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали в МЧС
О том, кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали
БЕЛТА в МЧС.
В спасательном ведомстве разъяснили, арендодатель или арендатор должны обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию и (или) автоматическое пожаротушение на объекте. «В соответствии со статьей 46 Закона от 15 июня 1993 г. №2403-XII «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору аренды – в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством», – пояснили в МЧС.
Такая же норма предусмотрена пунктом 61 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Документ утвержден Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».
«Таким образом, распределение ответственности между арендодателем и арендатором по обеспечению реализации требований пожарной безопасности на объекте определяется договором аренды. При этом в случае отсутствия в нем указанных положений реализацию требований пожарной безопасности обеспечивает арендодатель. Исключение – требования, касающиеся соблюдения противопожарного режима на арендуемых площадях в объеме деятельности арендатора, касающихся назначения ответственных за пожарную безопасность, организации разработки общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности, подготовки работников по программам пожарно-технического минимума и т.д.», – разъяснили в МЧС.
По информации
БЕЛТА
Юрий Чеботарь: мы открыты к прогрессивным предложениям научного сообщества в программу новой пятилетки
Об этом сообщил 15 мая 2025 г. Министр экономики Юрий Чеботарь в приветственном слове к участникам пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Экономика Беларуси: рост, инновации, безопасность», проходившей на площадке Белорусского государственного экономического университета.
Как напомнил в своем выступлении Юрий Чеботарь, завершена работа над Национальной стратегией устойчивого развития до 2040 года, и в настоящее время идет разработка Программы социально-экономического развития на ближайшие 5 лет.
«Ключевая цель нового пятилетия – повышение качества жизни наших граждан.
Центральное звено – качественный и устойчивый рост экономики. Мы понимаем, что только традиционными отраслями этого не достигнуть. Поэтому важно двигаться по пути цифровизации и технологической самостоятельности. Здесь возрастет роль науки, которая должна иметь во многом прикладной характер.
Развитие человеческого потенциала, новые социальные стандарты жизни, инфраструктура и другие направления вошли в концепцию будущей программы. Все они соответствуют положениям НСУР и запросам общества», – акцентировал руководитель Министерства.
Юрий Чеботарь отметил, что Концепция Программы уже обсуждена с представителями научного сообщества, экспертами, бизнес-союзами и делегатами ВНС, а теперь предстоит наполнить ее конкретными мерами.
«Надеюсь, что в ходе сегодняшней конференции будут выработаны прогрессивные идеи, способные войти в пятилетнюю программу. Министерство экономики активно поддерживает участие науки в этом процессе», – резюмировал Министр.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Беларуси заметно снизилось число организаций, нуждающихся в финансовом оздоровлении
В Беларуси наблюдается устойчивый тренд по снижению количества организаций, нуждающихся в финансовом оздоровлении. Об этом заявил директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси Юрий Тараканов, комментируя результаты проведенного поквартального анализа степени риска наступления банкротства госорганизаций, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства.
По мнению Юрия Тараканова, зафиксированная динамика свидетельствует о действенности применения механизмов урегулирования неплатежеспособности.
«По итогам 2024 года доля организаций, требующих применения мер по предупреждению несостоятельности, снизилась по сравнению с началом действия нового Закона «Об урегулировании неплатежеспособности» (с 1 октября 2023-го) на 3,6 %», – проинформировал Юрий Тараканов.
Показатель существенно улучшился в Могилевской (на 9 %, в том числе по коммунальным организациям – на 9,7 %) и Витебской (на 5 %, в том числе по коммунальным организациям – на 5,2 %) областях. Максимальное снижение по республиканским организациям наблюдается в Брестской (на 3 %) и Витебской (на 2,6 %) областях.
«Своевременное применение мер оздоровления позволило сократить количество организаций, требующих оздоровления, в сельском хозяйстве (на 15,4 %), промышленности (на 14,3 %), строительстве (на 13,2 %)», – резюмировал директор департамента.
По информации
БЕЛТА
Елена Моргунова: потребность в высокоточных измерениях растет в машиностроении, приборостроении, энергетике
В последние годы потребность в выполнении высокоточных измерений стремительно растет в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение и энергетика, что обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. О развитии эталонной базы Беларуси во время пресс–конференции, приуроченной ко Всемирному дню метрологии, рассказала председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова, передает корреспондент БЕЛТА.
«Эталонная база Беларуси при государственной поддержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее развитие – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы, за прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025 году в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика».
Исходя из текущих потребностей промышленности, задания для метрологов формируются уже на 2026–2030 годы. Председатель Госстандарта Елена Моргунова обратила внимание, что к 2030 году количество национальных эталонов единиц величин есть намерение увеличить с 68 нынешних единиц до 72, а кроме того в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов.
Было отмечено, что законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. Глава Госстандарта напомнила, что в Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
По информации
БЕЛТА