11.11.2021
Председатель Госстандарта – о качестве, цифровизации, стандартизации и запрете ввоза небезопасной продукции
Сегодня отмечается Всемирный день качества. В Беларуси качество – приоритет государственной экономической политики. Векторы этой работы обозначены в принятой на уровне Правительства программе «Качество 2021–2025». Они тесно связаны с программными документами развития страны и евразийской экономической интеграции в текущей пятилетке. Благодаря этому производимая в нашей стране продукция славится далеко за ее пределами. Какая работа проводится в стране по повышению качества выпускаемой продукции, какие стандарты разрабатываются и какой продукции не место на белорусском рынке – об этом в интервью «Р» рассказал Председатель Госстандарта Валентин Татарицкий.
В полку стандартов прибыло
– Валентин Болеславович, сегодня отмечается Всемирный день качества. Насколько актуальна его тема для нашей страны?
– Отмечу, что качество не может быть не актуальным. Потребитель платит за него. Оно востребовано всегда. Но мы как потребители, получая соответствующее качество, не замечаем его, а вспоминаем тогда, когда продукция или услуга не соответствует нашим требованиям и ожиданиям.
В сегодняшних условиях, связанных и с ожесточенной конкурентной борьбой на внешних рынках, и с санкционными решениями в отношении нашей страны, качество продукции выходит на первый план. Для Беларуси это жизненно важный вопрос еще и потому, что половина ВВП страны отправляется на экспорт.
Для белорусских организаций, работающих на высококонкурентных рынках, вопросы качества являются первоочередными, так как влияют на имидж и престиж организации и самого бренда. Чем выше конкуренция на рынке, тем выше требования к качеству, а точнее, к соотношению «качество-цена», иногда даже говорят о соотношении «качество-сервис-цена». То есть качество должно обеспечиваться в течение всего срока эксплуатации. Данная проблема является в настоящее время наиболее актуальной для организаций – производителей сложной промышленной продукции.
Другая сложность в достижении соответствующего уровня качества – это связь качества и ресурсов на его обеспечение, а также взаимозависимость конкурентоспособности отраслей, организаций, отдельных проектов и создаваемой продукции.
Данные проблемы – качество обслуживания-сервиса, расчет затрат на качество с целью оценки потерь и обоснования инвестиций в нужных областях, а также внедрение риск-ориентированного проектно-процессного подхода – являются наиболее актуальными для предприятий. Госстандарт и его организации всегда готовы подставить плечо и помочь методологически.
С этой целью на уровне Правительства в декабре 2020 года утверждена Программа «Качество 2021–2025», которая затрагивает если не все, то большинство аспектов национальной инфраструктуры качества. Основные задачи Программы – стимулирование производства качественной и конкурентоспособной продукции, установление современных требований к продукции, развитие испытательного потенциала, а также совершенствование профессиональных знаний и культуры качества в целом. Для реализации запланировано в течение пятилетки более 30 системных мероприятий по четырем разделам. Три из них отражают развитие национальной инфраструктуры качества в целом, а один – повышение качества в отраслях через разработку отраслевых программ качества.
Если рассматривать философски, то мы создаем то качество, которое ждет рынок, с небольшой поправкой на будущие потребности. Тот, кто спрогнозирует, какое качество и по какой цене потребитель захочет купить завтра, будет востребован, кто направит инвестиции в ошибочном направлении – проиграет борьбу за предпочтения потребителей.
– Что собой сегодня представляет фонд государственных стандартов? И какие наиболее значимые были приняты в этом году?
– На сегодня фонд действующих государственных стандартов превышает 30 тысяч документов. Из них около пяти тысяч – это СТБ, свыше 25 тысяч – ГОСТ.
В 2021-м утверждено более 500 государственных стандартов и изменений к ним. Свыше 70 процентов из них гармонизированы с международными требованиями, что способствует применению признанных в мире технических решений, устранению технических барьеров, росту экспортных возможностей.
Новые разработки касались машиностроительной, электротехнической, химической, строительной, пищевой и других отраслей, сферы услуг, информационных технологий, систем менеджмента, создания безбарьерной среды. При этом основной задачей является реагирование на актуальные вызовы и тренды.
К примеру, принято 42 государственных стандарта в области электротранспорта, идентичных международным и европейским требованиям. На завершающем этапе разработки находится еще шесть проектов. Новые разработки касаются как требований к электрическим транспортным средствам и их эксплуатации, так и зарядной инфраструктуры.
Белорусская пищевая продукция ценится за высокое качество, и в немалой степени этому способствуют стандарты. В этом году вводится в действие 16 стандартов. Актуализированы требования в стандартах, например, на сладости сахарные, сухари, мороженое, творожные сырки. В целом на пищевую продукцию сегодня в республике действует более трех тысяч государственных стандартов.
Отечественная парфюмерно-косметическая продукция по достоинству оценена потребителями как в нашей стране, так и за рубежом. Комплекс стандартов, разработанных для реализации технического регламента Таможенного союза на парфюмерно-косметическую продукцию, будет способствовать поддержанию производства такой продукции на высоком современном уровне.
Активный образ жизни – необходимое условие сохранения и укрепления здоровья. Расширилась нормативная база на тренажеры, которые используются в тренировочных зонах организаций, например, в спортивных ассоциациях, образовательных учреждениях, отелях, спортивных залах, клубах, реабилитационных центрах и студиях, где доступ и контроль регулируются владельцем.
Пополнился и фонд стандартов для создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Например, в стандарт, устанавливающий требования к общественному пассажирскому транспорту, включены требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, направленные на обеспечение доступности и безопасности для пассажиров-инвалидов. Также стандарт содержит требования по оснащению общественного пассажирского транспорта для людей с инвалидностью по зрению речевыми электронными информаторами с дистанционным управлением, активируемыми при помощи персонального устройства для получения сведений о номере маршрута и направлении движения подъезжающего к остановочному пункту транспортного средства.
Еще одна разработка – стандарт на ясный язык. Он подскажет компаниям и учреждениям, как сделать различные инструкции, руководства по эксплуатации приборов, транспортные маршруты понятными для всех. В первую очередь для людей с интеллектуальными нарушениями, а также испытывающих трудности в чтении или понимании текста.
Ставка на цифру
– Сейчас активно развивается цифровизация процессов. Насколько в этот тренд вписалась система стандартизации нашей страны?
– Отмечу, что наша страна определила цифровую трансформацию отраслей экономики одним из приоритетных направлений национального развития в Программе социально-экономического развития республики на 2021–2025 годы.
Успешный полноценный переход предприятий реального сектора экономики на цифру требует наличия современных технических требований, стандартизованных протоколов обмена данных, машиночитаемых данных для их последующей обработки в системах проектирования и производства продукции.
Госстандарт видит свое место в цифровых процессах в двух основных направлениях. Во-первых, это информатизация собственных направлений регулирования. И второе – создание условий для развития цифры в стране путем формирования современных требований в стандартах.
Информатизация собственной деятельности Госстандарта осуществляется путем создания и развития комплексных информационных платформ по направлениям регулирования.
Особое внимание нами уделяется переводу административных процедур в электронную форму. Так, с 2016 года функционирует административная процедура по регистрации деклараций о соответствии требованиям технических регламентов ЕАЭС в электронной форме, с 2018-го участники строительной деятельности могут направить уведомления о начале производства строительно-монтажных работ в электронной форме.
В течение 2021–2023 годов Госстандартом запланированы работы по переводу в электронную форму пяти административных процедур: четырех – в области энергосбережения и строительства, одной – в области стандартизации.
В условиях цифровой трансформации изменяются подходы и к государственным стандартам. Одним из ключевых вопросов в этом направлении является сокращение сроков разработки.
Сегодня нужен не просто стандарт в электронном виде. Современной промышленности требуются стандарты, которые может не только прочитать специалист – это должны быть наборы данных, из которых на уровне информационных систем могут извлекаться требования к продукции, а в отдельных случаях стандарты должны представлять собой программный код.
Что касается развития стандартизации в сфере цифры в республике, то необходимо отметить, что стандартизация в данной сфере невозможна сверху по инициативе Госстандарта или Минсвязи, предложения по разработке стандартов должны исходить из реального сектора экономики, непосредственно от специалистов.
– А насколько бизнес и промышленность вовлечены в процесс разработки стандартов?
Безусловно, бизнес и промышленность вовлечены в процесс разработки стандартов. Это и участие в обсуждении идей по разработке стандартов, и непосредственная их разработка, и рассмотрение проектов.
При формировании плана государственной стандартизации одним из основных требований является согласование предложений по разработке того или иного стандарта с профильным техническим комитетом по стандартизации. Именно там принимается решение, готовы ли промышленность и потребитель применять требования данного стандарта, оценивается его актуальность.
Поэтому сегодня наиболее эффективная форма взаимодействия государства и бизнеса в области стандартизации – это технические комитеты, объединяющие в своем составе представителей промышленности, бизнес-сообществ, органов госуправления, научно-исследовательских институтов, учебных учреждений и других. Активное участие промышленности в деятельности технических комитетов по стандартизации – национальных, межгосударственных, а также международных и региональных организаций по стандартизации – является способом влияния на содержание самого стандарта, а также способом обеспечения самому предприятию равных условий на любом рынке и соответствия продукции ожиданиям и предпочтениям потребителя.
Сегодня в республике функционирует 34 национальных технических комитета в различных отраслях промышленности (легкая промышленность, парфюмерно-косметическая продукция, мебель и деревообработка, продовольственное сырье, цифровая трансформация и другие). Количество участников в наиболее активных из них достигает 30.
Также Беларусь принимает участие в работе 129 межгосударственных технических комитетов (МТК), объединяющих экспертов из стран СНГ. В рамках МТК осуществляются разработка и рассмотрение проектов ГОСТ, применение которых важно не только для реализации требований технических регламентов ЕАЭС, но и для обеспечения свободной и взаимовыгодной торговли. Участие в МТК позволяет отстаивать интересы национальной экономики и определять перспективы технической политики в рамках СНГ.
К сожалению, участие представителей промышленности и бизнеса Беларуси в работе технических комитетов международных и европейских организаций по стандартизации не такое активное, как хотелось бы.
Сам процесс разработки стандартов является открытым. Проекты и уведомления о ходе их разработки размещаются на официальном сайте Госстандарта в сети интернет. Любой заинтересованный имеет к ним доступ и может направить в адрес разработчика свои замечания и предложения. Очень важно быть участником этого процесса. Те предприятия, которые вовлечены в него, получают преимущества, всегда готовы к конкурентной борьбе.
Надо помнить, что современные стандарты – это способ лидерства на рынке и цивилизованный инструмент его защиты от небезопасной и некачественной продукции. Поэтому необходимо повысить активность в первую очередь промышленности и бизнеса в разработке стандартов, задавая тон рынку и продвигая имидж белорусского качества вне зависимости от площадки, на которой они разрабатываются.
В рамках стимулирования этой работы Госстандарт подготовил проект Указа Президента Республики Беларусь «О разработке проектов технических регламентов и стандартов». Основная идея этого проекта заключается в совершенствовании (с учетом опыта Российской Федерации и других стран) порядка финансирования расходов на разработку технических нормативных правовых актов.
Так, организация, которая за свой счет разработала межгосударственный стандарт или государственный стандарт Республики Беларусь, будет вправе получить частичное возмещение – до 50 процентов – понесенных расходов. Такое стимулирование послужит позитивным фактором для разработки современных стандартов и выпуска новой конкурентоспособной продукции.
Практически все министерства и концерны поддержали предлагаемые подходы. В ближайшее время после завершения согласования с заинтересованными государственными органами проект указа будет внесен на рассмотрение в Правительство.
Опасной продукции – красный свет
– За девять месяцев этого года в стране запрещен ввоз и обращение более 1300 различных товаров. Производители и импортеры стали больше выпускать небезопасной и некачественной продукции? Либо органы Госстандарта активизировали мониторинг?
– Госстандартом ведется планомерная и активная работа в части пресечения выпуска в обращение на территории республики опасной продукции. Цифры, которые вы привели, не стоит рассматривать как результат изменения качества выпускаемой продукции или интенсивности осуществления надзорных мероприятий. Можно утверждать, что введение ограничительных мер в отношении данного количества наименований продукции – это результат применения эффективного риск-ориентированного подхода при выборе объектов надзора.
При выборе субъектов, продукции для проведения надзора используются «Критерии оценки риска для отбора проверяемых субъектов для проведения выборочных проверок».
Кроме собственного мониторинга рыночной ситуации, имеющейся надзорной практики, учитывается и информация, которую представляют органы госуправления, изготовители и импортеры по результатам собственных маркетинговых исследований, граждане, позиция которых в том, что рынок должен быть безопасным.
Важно отметить: для производителей и импортеров, допустивших нарушения, предусмотрена возможность вернуться на белорусский рынок, если они устранят выявленные нарушения в результате корректирующих мероприятий и предоставят Госстандарту соответствующие доказательственные материалы. В таком случае субъекту хозяйствования выдается разрешение на ввоз и (или) обращение продукции на территории Беларуси. По состоянию на 1 ноября возобновлены поставки в республику 80 наименований продукции.
– Насколько известно, сейчас разрабатывается проект программы совместных действий государств – членов ЕАЭС в сфере защиты прав потребителей. С какими инициативами в рамках интеграционного объединения выступает Беларусь? Какие задачи, проблемы видятся наиболее актуальными, в том числе по стандартизации?
– Беларусью в сфере технического регулирования инициировано рассмотрение на площадке Евразийской экономической комиссии около 20 предложений. Среди них – изменения в Договор о ЕАЭС и основополагающие документы второго уровня. Изменения направлены на совершенствование условий взаимной торговли между государствами – членами ЕАЭС, защиту общего рынка государств – членов ЕАЭС от опасной, фальсифицированной и контрафактной продукции, а также от продукции, несоответствующей заявленным изготовителями характеристикам и вводящей в заблуждение потребителей. Изменения находятся на разных этапах рассмотрения, некоторые уже на стадии принятия.
Одной из важных и значимых является инициатива создания системы референтных лабораторий и законодательных основ для такой системы в странах ЕАЭС. Актуальность данной задачи подтверждается тем, что соответствующие мероприятия предусмотрены планом по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Все страны ЕАЭС поддержали инициативу Беларуси о создании и развитии института референтных лабораторий.
Также Беларусь инициировала 12 изменений в технические регламенты ЕАЭС. Внесение изменений в действующие технические регламенты осуществляется на основе постоянного мониторинга их внедрения и анализа проблемных вопросов по их применению организациями и бизнес-сообществом республики, а также с учетом международных и европейских норм с целью обеспечения соответствия продукции перспективным требованиям, модернизации промышленности, внедрения инноваций и, как следствие, повышения ее конкурентоспособности. Это также говорит о том, что документы «живые» и «работают».
Мы считаем, что применение современных стандартов должно создать условия для опережающего развития экономик государств. Поэтому совершенствование процесса стандартизации для повышения оперативности разработки новых стандартов, обновления перечней стандартов к техническим регламентам сегодня является приоритетным направлением, по которому необходимо выработать единые подходы в ЕАЭС.
Госстандартом инициировано рассмотрение на площадке ЕАЭС предложения по комплексному решению этого вопроса с выработкой принципиальных подходов как к организации работ по разработке межгосударственных стандартов, так и их финансированию Евразийской экономической комиссией.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 11 ноября 2021 г.
(фото – БЕЛТА)
Председатель Госстандарта Елена Моргунова – о роли стандартизации в ЕАЭС
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Введены стандарты для обеспечения доступной среды
Важным приоритетом государственной социальной политики является обеспечение возможности физически ослабленным, маломобильным гражданам максимально интегрироваться в общество, иметь доступ к использованию различных объектов. Это особенно актуально для пожилых людей, лиц с ограничениями жизнедеятельности, инвалидов.

Одной из целей Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы является формирование в Республике Беларусь доступной среды для таких граждан. Свой вклад в достижение поставленной цели вносят и государственные стандарты.
В рамках данной программы Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) были разработаны 8 новых стандартов. Они введены в действие Госстандартом с 1 июня 2025 г.
Туризм – один из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Однако для людей с особыми требованиями к доступу путешествие зачастую становится очень сложным процессом. СТБ 2663-2024 (ISO 21902:2021) «Туризм и сопутствующие услуги. Доступность туризма для всех. Требования и рекомендации» будет способствовать улучшениям в сфере туризма (большей мобильности) как инвалидов, так и людей старшего возраста в целом.
СТБ 2664-2024 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Общие требования» распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, содержащие пиктограммы, знаки, буквы, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Они могут быть востребованы инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску, инвалидами с нарушениями зрения, слуха.
Стандарт устанавливает общие требования к типам, формам, размерам, цветотональным решениям, установке и размещению специальных знаковых средств отображения информации.
СТБ 2665-2024 «Тренажеры реабилитационные. Общие требования и методы испытаний» распространяется на тренажеры, предназначенные для реабилитационной тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов инвалидов (в том числе постинсультных больных и детей с ДЦП), других лиц с ограничениями жизнедеятельности из-за нарушения статодинамической функции организма.
СТБ 2666-2024 «Устройства ассистивные. Подъемники для перемещения людей. Требования и методы испытаний» распространяется на различные типы передвижных и стационарных подъемников, за исключением устройств, которые перемещают людей между этажами здания. Область применения таких подъемников – интенсивная терапия, неотложная помощь либо медицинский уход, оказываемые в медицинском учреждении. Также их применяют при уходе за людьми с ограничениями жизнедеятельности в домашних условиях.
СТБ ISO 10865-1-2024 «Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, расположенных против направления движения» будет способствовать появлению новых актуальных решений для безопасного транспортирования пассажиров, находящихся в креслах-колясках в транспортных средствах. Документ устанавливает требования к конструированию и характеристикам пространства для пассажира, сидящего в кресле-коляске, расположенном против направления движения, а также методы контроля.
В СТБ ISO 21801-2-2024 «Когнитивная доступность. Часть 2. Составление отчета» содержатся требования к составлению отчетов по когнитивной доступности продукции, услуги или системы. Пользователем данного стандарта может быть изготовитель изделия, разработчик либо продавец.
СТБ ISO/IEC 7811-9-2024 «Карты идентификационные. Метод записи. Часть 9. Метка тактильного идентификатора» устанавливает характеристики метки тактильного идентификатора (далее – TIM), используемого держателями идентификационных карт с нарушениями зрения для различения своих карт. Документ определяет зону на карте для TIM и расположение тисненых (рельефных) точек по типу рельефно-точечного шрифта Брайля, образующих точечные структуры, облегчающие тактильное распознавание. Также стандарт устанавливает требования к форме и размеру тисненых точек, составляющих метку.
Целевой аудиторией СТБ ISO/IEC Guide 71-2024 «Руководство по решению в стандартах вопросов обеспечения доступности» являются разработчики стандартов, а также изготовители, проектировщики, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений. Документ разъясняет вопросы доступности и содержит руководство по разработке и изложению в стандартах таких требований и рекомендаций.
При разработке указанных стандартов учитывались требования международных документов, современные направления в обеспечении доступной среды.
В настоящее время БелГИСС ведет работу над стандартами, устанавливающими требования к устройствам и приспособлениям, используемым инвалидами в жилых помещениях, к подъемным транспортным устройствам и стационарным опорным устройствам.
Всего на 2025 г. запланирована разработка 5 государственных стандартов в данной сфере.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Качество и эффективность. Александр Турчин дал оценку реализации госпрограмм в Беларуси
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации
БЕЛТА
Правовое обеспечение качества обсудили на заседании Президиума Совета Республики
Выездное расширенное заседание Президиума Совета Республики на тему «Пятилетка качества: целевые задачи и пути их решения» прошло на площадке научно-производственного унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Как отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владислав Татаринович, на сегодняшнее выездное заседание вынесен актуальный вопрос. «Прошлый год у нас был объявлен годом качества. Мы активно участвовали в реализации республиканского плана мероприятий по его обеспечению. С выходом решения Президента о том, что ближайшая пятилетка станет пятилеткой качества, конечно, этому вопросу уделяется гораздо больше внимания. И самое главное, что вопрос этот рассматривается без отрыва от общей экономической политики и повестки, а именно является составной частью разработки программных документов на последующие пять лет. Сегодня мы в первую очередь рассматривали вопросы качества с позиции правового обеспечения. Необходимо отметить, что мы, члены Совета Республики, активно принимаем в этом участие», – рассказал Владислав Татаринович.
Госстандарт как орган-регулятор в прошлом году на рассмотрение парламента внес два специальных закона напомнил парламентарий. «Они были приняты и с конца прошлого года вступили в действие. Это законы об аккредитации в системе национальной аккредитации и о единстве измерений, – отметил председатель комиссии. – Правовое обеспечение не ограничивается сугубо отраслевым законодательством. Вопросы, которые касаются обеспечения системы качества, вопросы разработки стандартов как условия подтверждения качества продукции, работ и услуг, являются составной частью отраслевых программ, стратегий для любого министерства, госоргана. И этому уделено очень большое внимание уже в рамках новой программы деятельности правительства, которая увязана с концепцией Программы социально-экономического развития на ближайшую пятилетку».
Выездное заседание объединило широкий круг участников. Это члены Президиума Совета Республики, руководство республиканских органов государственного управления, председатели областных и Минского городского Совета депутатов, заместители председателей областных исполкомов и Минского горисполкома, которые курируют вопросы промышленного комплекса экономики, руководители предприятий реального сектора экономики, руководители предприятий из системы госстандарта, члены Молодежного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.
По информации
БЕЛТА