/ / Общественно-политические
11.11.2021

В Беларуси создаются предпосылки для увеличения парка электромобилей до 100 тысяч единиц к 2025 году

На совещании у Президента с руководством Совета Министров в конце октября были обсуждены дополнительные меры, стимулирующие развитие в стране электротранспорта. Напомним: в марте 2020-го Александр Лукашенко подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей». Как показало время, этот документ стал важной точкой отсчета для инновационных преобразований в транспортной отрасли. Спустя полтора года Глава государства поддержал очередные инициативы.

Электромобиль

Конечно, до тотального перехода транспортной сферы на электричество еще далеко, но мировые тренды и собственный опыт свидетельствуют: наша страна на правильном пути.

К хорошему привыкают быстро

Увидевший свет 12 марта 2020 года Указ № 92 «О стимулировании использования электромобилей» предусматривал, в частности, освобождение владельцев электрокаров от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Физлицам не нужно было уплачивать НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. При этом у них появилась возможность вернуть уплаченную при приобретении такого транспортного средства сумму НДС в пределах 500 базовых величин. Кроме того, владельцев электротранспорта освободили до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках. Производители электромобилей и электрозарядных станций, а также эксплуатирующие их организации получили право применять повышенный инвестиционный вычет в порядке, установленном Налоговым кодексом. Были освобождены от НДС зарядные станции в случае их использования в Беларуси. А производственное объединение «Белоруснефть» получило возможность без проведения аукциона брать в аренду земельные участки для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов…

Эти и другие решения, заложенные в указе, оказались действенными.

Как сообщил 22 октября Министр экономики Беларуси Александр Червяков по итогам совещания у Президента, из 6150 электромобилей, которые были приобретены за последние три года, 5700 куплены после начала реализации Указа № 92. В шесть раз выросло количество потребляемой электромобилями энергии.

В стране функционирует более 480 зарядных станций, а до конца нынешнего года их число увеличится до 600. Правда, доля электромобилей в общей структуре авторынка страны пока не дотягивает и до одного процента. Потому-то Правительство и предложило ряд мер для дополнительного стимулирования приобретения данного транспорта.

Предлагается, в частности, распространить нормы Указа № 92 как на легковой, так и на грузовой и пассажирский транспорт.

Стимул к приобретению электрокаров появится не только у физических, но и у юридических лиц. Для производителей электромобилей и поставщиков комплектующих планируется установить нулевую ставку НДС – в плюсе в первую очередь окажется покупатель.

В Правительстве полагают, что предлагаемые меры позволят уже к 2025 году увеличить парк электротранспорта в стране до 100 тысяч единиц техники. А это ни много ни мало три процента от парка транспортных средств в стране.

За строками комплексной программы

Те же цели преследует и принятая в апреле Советом Министров Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы. Документ включает комплекс мероприятий по всему «жизненному циклу» – от научного обеспечения, организации производства, приобретения и эксплуатации до утилизации и вторичного использования данной техники. Предусмотрено и создание опытных образцов новых моделей техники с дальнейшей организацией ее производства. Предстоит много сделать и для развития инфраструктуры электротранспорта.

Уже есть первые результаты. Например, БЕЛАЗ изготовил опытные образцы карьерных самосвалов на аккумуляторных батареях и в дизель-троллейвозном исполнении. До конца года на «Белкоммунмаше» и МАЗе планируется обеспечить выпуск опытных образцов электрогрузовиков грузоподъемностью 4 и 10 тонн соответственно.

С января по сентябрь нынешнего года с учетом машинокомплектов в стране выпущено более 420 троллейбусов, в том числе 359 с автономным ходом, а также 16 электробусов.

Свой легковой

Еще десяток лет назад белорусские автомобилисты и помыслить не могли о серийном производстве легковых автомобилей у себя на родине. С открытием в Борисовском районе завода СЗАО «БелДжи» мечты стали реальностью. Вслед за обычными легковушками с китайской родословной здесь решили выпускать и электрокары.

Нынешним летом было объявлено о завершении испытаний нового электромобиля «Джили» – «Геометрия С». Поставки новинки на рынок запланированы на этот квартал.

На одной зарядке хетчбэк сможет преодолевать расстояние 550 километров. Производитель заявляет, что белорусско-китайский электромобиль привлечет потребителей наличием инновационных систем безопасности и проработанным дизайном. И еще одно обстоятельство: в отличие от электрокаров, завозимых в нашу страну физическими лицами, «Джили» получит всеобъемлющее сервисное сопровождение в каждой области и Минске.

В октябре Заместитель Премьер-министра Беларуси Юрий Назаров сообщил свежие новости: в «БелДжи» в нынешнем году поступает 50 машинокомплектов «Геометрии С», а в следующем планируется поставить около тысячи. И нет сомнений, что вся произведенная техника будет раскуплена: у предприятия уже около 650 заявок на этот электромобиль. Далее все зависит от спроса.

На зарядку становись!

Инфраструктура для электрокаров в нашей стране появилась еще до того, как эти машины получили бурное развитие. Компания «Белоруснефть» с 2014 года предоставляла услугу по зарядке электромобильного транспорта на безвозмездной основе. Она же в 2020-м была определена национальным оператором по созданию и развитию сети электрозаправочных станций. Сеть ее ЭЗС объединена под брендом Malanka. Сейчас она включает в себя два типа станций – обычные и быстрые. С этого года появились и 6-зарядные комплексы для электрокаров: продвинутых автовладельцев становится все больше и они не хотят долго ждать своей очереди на «заправку». Представители «Белоруснефти» ранее также заявляли о планах запустить в 2022 году пилотный супербыстрый комплекс, мощность которого позволит зарядить электромобиль за 10 минут на 340 километров.

По прогнозу «Белоруснефти», в 2022-м сеть Malanka будет обслуживать 11 тысяч электромобилей вместо нынешних 4,5 тысячи. Кроме того, развивая сеть, бренд также сокращает расстояние между ЭЗС.

Тем не менее на октябрьском совещании у Президента прозвучала информация о том, что перед руководством «Белоруснефти» поставлена задача сделать инфраструктуру для электромобилей еще более доступной. Так что следите за картами электрозаправочных станций – скоро на них появятся новые адреса.

Александр Нестеров, «СБ. Беларусь сегодня», 11 ноября 2021 г.

Теги: транспорт