Упорядочивание подходов: дополнены виды государственной финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке». В соответствии с документом к видам такой поддержки отнесены бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, вклады в уставные фонды юридических лиц, вносимые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также бюджетные займы и другие виды господдержки. Кто и на каких условиях может на нее претендовать, рассказали в Министерстве экономики.
Комплексный подход
Сегодня в стране функционируют различные механизмы поддержки предприятий и в рамках системных решений руководства страны, и в индивидуальном порядке. Государство оказывает поддержку субъектам хозяйствования, выделяя бюджетные средства как для реализации инвестиционных проектов, так и для стабилизации финансового положения. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, увеличение отдачи от таких вложений стало предпосылкой для принятия Указа № 177.
– Документ ориентирован на субъектов хозяйствования, претендующих на государственную финансовую поддержку, – отмечает начальник главного управления методологии и координации государственных программ Министерства экономики Елена Прудникова-Кирпиченок. – Указ № 177 определил перечень видов государственной финансовой поддержки. Это бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц за счет средств бюджета, а также предоставление бюджетных займов по решению Президента. Сохранена и возможность предоставления государственной финансовой поддержки в иных видах по решениям Главы государства.
Четкие критерии
Следующая важная новация документа – четкие требования для получения такой поддержки и контроль за реализацией принятых решений. Суть требований – установление для организаций, получивших финподдержку, показателей, на основании которых оценивается эффективность такой поддержки, а также ответственность за невыполнение условий оказания поддержки. Финансовая поддержка, предусмотренная указом, может быть оказана любому юридическому лицу, которое является коммерческой организацией. Исключения – банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, то есть на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается: финансовая поддержка может быть оказана индивидуально.
– К примеру, инвестор претендует на получение бюджетного трансферта, взял на себя соответствующие обязательства, но реализовать проект в сроки, установленные бизнес-планом, не смог. В этом случае в возмещении части капитальных затрат ему будет отказано, – поясняет Елена Прудникова-Кирпиченок. – Нарушение условий предоставления бюджетных займов на стабилизацию финансового состояния организации влечет удорожание предоставленных средств. По нашему мнению, такая мера послужит хорошим стимулом для эффективного использования ресурсов.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, получающей государственную поддержку, во-вторых, руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий заместитель Премьер-министра. Основными показателями эффективности станут рост рентабельности продаж и увеличение производительности труда.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 21 мая 2025 г.
Совещание по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 мая провел совещание по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов.
«Наверное, для каждого состава Правительства эта тема является лакмусовой бумажкой работы. У нас нет нефти и газа – первичных ископаемых, как вы их называете. Но возобновляемые и вторичные ресурсы – это наше «золото» буквально под ногами, которым мы очень слабо занимаемся, – сказал Глава государства. – Эта фраза, которую я произнес, касается не только Беларуси. Я часто привожу пример Швейцарии. Почти все перерабатывают. А мы собираемся и друг друга уговариваем».
Александр Лукашенко предупредил всех, начиная от Премьер-министра и председателя Мингорисполкома, что особенность нынешнего послевыборного периода будет заключаться в необходимости четкого и оперативного исполнения принятых на уровне Главы государства решений. «Почувствовали, наверное, некоторые. Не будет, что мы сначала на уровне Президента собираемся, проводим мозговую атаку по тому или иному вопросу, а потом десять раз еще у Президента собираемся, молотим языками, как в народе говорят, убеждая друг друга, что это надо делать. Собрались, договорились, не делаете – до свидания. Я хочу, чтобы это запомнили», – сказал Президент.
Глава государства подчеркнул, что вторичные ресурсы – это резерв для роста экономики. Он напомнил, что 11 лет назад эта тема уже обсуждалась в таком же составе, и с тех пор было принято много программ и мероприятий, вложены бюджетные ресурсы.
«Далеко мы продвинулись в этом плане, есть ли результат от нашего «рывка»? Рядовой белорус ощутил какие-то изменения, хотя бы в своем поведении при сортировке бытовых отходов или использовании бумажной упаковки?» – поставил вопрос Президент.
Он заявил о необходимости комплексно проанализировать работу Правительства и исполкомов в данной сфере: «Прежде всего хочу от вас услышать, какова у нас система работы в этом плане. Система! Отходы разного рода, как мы его называем, мусор, кто этим занимается, какое движение этих отходов – сортировка, поставка промышленным предприятиям. Как мы это используем, сколько процентов?»
Александр Лукашенко также потребовал от докладчиков четко ответить на поставленные вопросы, а также доложить о дальнейшей стратегии работы со всеми видами отходов; о выполнении поручений по обеспечению стекольной отрасли отечественным сырьем; готовности навести порядок и «вылизать» страну в Год благоустройства.
О слабом извлечении вторичных материальных ресурсов и порождении импорта
«Почему слабо извлекаем вторичные материальные ресурсы и порождаем импорт? – поставил вопрос Глава государства. – Мы импортируем там, где можем переработать в том числе отходы, и обойтись без импорта. За 2024 год ввезли 22 тыс. т макулатуры, по 2 тыс. т отходов стекла и пластмасс. Миллионы долларов!»
О работе на упреждение и экономике замкнутого цикла
Александр Лукашенко отметил, что в работе с отходами есть два подхода. Можно «героически» бороться с ними, строя новые полигоны и линии сортировки. А можно работать на упреждение: предотвращать появление некоторых отходов. Президент в связи с этим попросил доложить, как работает экономика замкнутого цикла.
«Хотя, как меня информирует Комитет государственного контроля и не только, в стране пока не выстроена прозрачная система учета движения отходов от их образования до использования или захоронения. В промышленности захораниваются миллионы тонн ценного сырья, но мало кто этой проблемой предметно занимается», – констатировал Глава государства.
Президент отметил, что пока полностью не решены вопросы контейнерного сбора коммунальных отходов. «Дачники, жители малых городов зачастую просто не знают, куда выбрасывать ненужное. Знают… Я, можно сказать, случайно (обнаружил. – Прим.). Вот я премьеру говорил – в его области вчерашней (Александр Турчин до премьерской должности возглавлял Минский облисполком. – Прим.) по Минскому району. Я проехал и ужаснулся», – сказал Александр Лукашенко.
«Минский район – это отхожий район города-героя Минска. Что там творится – это кошмар. Прямо на окраине леса, никто не утруждает себя: заехал самосвал, выбросили… Чего только нет! Я специально остановился, посмотрел: старые холодильники, пластмасса, стекло, разного рода бытовой мусор. Это под Минском!» – подчеркнул он.
О работе оператора вторичных материальных ресурсов
Александр Лукашенко призвал дать принципиальную оценку работе оператора вторичных материальных ресурсов. «Мы структуру создали, начальники там есть. Что сделано за это время? Мы специально создавали эту структуру, по сути, как главного контролера в данной сфере от имени государства. Рационально ли используются финансовые средства (Br1,3 млрд за 10 лет)? Насколько обоснованы выбранные направления инвестиций, какая от них отдача в увязке с ростом сбора?» – обозначил вопросы Глава государства.
Он также поинтересовался причинами задержек с вводом объектов, а также почему закупается сравнительно простое импортное оборудование (транспортеры и тому подобное), которое в Беларуси сами способны производить.
О системе депозитно-залогового оборота стеклянной и пластиковой тары
Александр Лукашенко напомнил, что Правительство в 2019 году не смогло внятно обосновать необходимость создания совместно с частным инвестором системы депозитно-залогового оборота стеклянной и пластиковой тары. «Что с пилотными проектами, которые так громко анонсировались? Может быть, сегодня стоит вернуться к этой теме, но уже на базе кооперации холдинга «Белресурсы» и Белорусской стекольной компании?» – отметил он.
О производстве из мусора RDF-топлива
Александр Лукашенко констатировал, что в течение уже почти 10 лет много болтовни и мало дела в вопросе производства из мусора так называемого RDF-топлива (от англ. refuse-derived fuel – «топливо, полученное из отходов») – гранул, производимых из горючих отходов.
«Выгодно ли его изготовление, востребовано ли оно цементными заводами и предприятиями Минэнерго? Есть ли технические возможности его использования и складывается ли экономика в сравнении с этим же газом и пеллетами? И вообще, соответствует ли такое топливо экологическим нормативам и куда будем захоранивать золу?» – поставил вопросы Глава государства.
Об экологических нормах и требованиях
«Масса вопросов у населения и организаций к экологическим нормам и требованиям. Иногда они (нормы и требования. – Прим.) нелогичны и излишне жесткие, – заявил Александр Лукашенко. – Почему старая ферма, допустим, не представляет экологической угрозы, но стоит ее снести – сразу становится огромной проблемой захоронить отходы или подсыпать ими сельскую дорогу, если мы измельчаем этот бетон?»
Президент также поинтересовался, какие предложения есть у Правительства по мерам ответственности за объективные нарушения правил благоустройства и порядка на земле. «Для граждан это, например, неокошенные участки, завалившиеся заборы, мусор на приусадебной территории и тому подобное, – сказал Александр Лукашенко. – Смотрите, чтобы у нас не было неприятного разговора к Новому году. Вы знаете, я человек подвижный. Я могу посмотреть. Вот я объехал в субботу все деревни севера нашего Минского района. Сел и поехал. Смотрю поля, смотрю, как вы там хозяйствуете. Бардак полный. Прошу вас иметь это в виду. Разговор будет жестокий».
Что касается благоустройства, Александр Лукашенко дал четкие и предметные указания. Если речь об одиноком пенсионере, инвалиде – местные органы власти должны помочь, а сельский совет это должен организовать. А если есть здоровые дети, внуки и так далее, то это должно быть уже их сферой ответственности. «Нет – рублем заставляйте», – подчеркнул белорусский лидер.
По его словам, аналогично должно быть и на территории предприятий: «Может быть бедно, но чисто. Это не мной придумано – это за много лет сложившиеся традиции элементарного порядка во всем. Как говорил классик, «разруха не в клозетах, а в головах».
В Беларуси планируется принять единую стратегию обращения с отходами производства и потребления. О разработке такой стратегии Главе государства доложил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. Александр Лукашенко заявил о необходимости закрепить в документе более напряженные задачи и предупредил, что затягивать со сроками реализации нельзя.
По словам Министра, проект стратегии разработан и вынесен на обсуждение. При Минприроды был создан координационный совет по обращению с отходами, в который вошли представители науки, бизнеса, местных органов власти, заинтересованных организаций. «Мы учли все возможные замечания, – сказал он. – Стратегия вынесена на общественное обсуждение. Поступают определенные вопросы, в том числе и от граждан, которые мы учитываем. И в ближайшее время, после определенной доработки, стратегия будет внесена на рассмотрение в Правительство».
Как пояснил Сергей Масляк, в новом документе планируется объединить другие документы по этой тематике. «Сегодня в стране вопросы обращения с отходами отражены в шести стратегиях и четырех концепциях. Надо аккумулировать это все в единый документ и дать возможность определить единый орган в лице Минприроды, – объяснил он необходимость разработки и принятия новой стратегии. – Это даст свои результаты в ближайшее время. Я за эти вопросы буду головой отвечать».
Одной из основных, глобальных целей стратегии Министр назвал достижение уровня использования отходов не менее 90 % к 2040 году.
Однако Президент посчитал обозначенный период слишком долгим. «Эти сроки не подходят. Это же наши ресурсы, и это та грязь, которая засоряет природу. Так надо эту грязь взять, переработать и сделать ресурсами. Так что, мы будем до 2040 года в грязи телепаться?» – критически отозвался Глава государства.
На этот счет Премьер-министр Александр Турчин пояснил, что задачи по наращиванию объемов переработки отходов будут решаться более динамично. И в первую очередь предстоит сосредоточить основные усилия на том, чтобы сортировать весь мусор до того, как он попадет на полигоны, извлекая оттуда все ресурсы, которые подлежат переработке. «Если мы возьмем все отходы за 100 %, то процентов 40 можно сдать на переработку, вторичные материальные ресурсы. Процентов 30, чуть больше, – это органика. Остается процентов 20–25 тех отходов, которые сегодня не подлежат переработке. Простая задача (мы это сделаем) – у нас на полигонах не будет никаких вторичных материальных ресурсов. Мы это все сделаем в течение ближайшего времени», – сказал Премьер-министр.
«В ближайшее время – это 2040 год?» – уточнил Александр Лукашенко.
«В ближайшие несколько лет», – заверил Александр Турчин.
В качестве примера обсуждалась работа Брестского мусороперерабатывающего завода. Предприятие обеспечивает сбор и сортировку отходов из Бреста, Брестского и Жабинковского районов, извлекая около 14 видов вторсырья, включая пластик, стекло, макулатуру, а также органические отходы, из которых получают биогаз, используемый для выработки электроэнергии для нужд завода.
Решить поставленную задачу позволит в том числе новый мусороперерабатывающий завод, который строится под Минском и начнет работать в июле этого года. Объем переработки составит около 600 тыс. т отходов в год.
Этот завод, как ожидается, станет крупнейшим в стране производителем RDF-топлива. Объемы запланированы на уровне 113 тыс. т в год, что, по словам специалистов, позволяет в значительной степени обеспечить потребности в энергоресурсах для цементных заводов. Однако последние пока без энтузиазма относятся к перспективе использования RDF-топлива, ссылаясь на разного рода сложности, в том числе технологические и по обслуживанию оборудования.
Президент в этой связи потребовал ставить перед цементными заводами более жесткие задачи и требовать от них использовать RDF-топливо, поскольку это важно для государства и позволяет одновременно решать вопросы как с переработкой отходов, так и с обеспечением цементной отрасли местными энергоресурсами.
«Если это топливо (RDF-топливо. – Прим.) нормально сгорает и должно сгорать, так пускай берут, – сказал Александр Лукашенко. – Установите цену и объемы, которые должны забирать эти заводы. Что вы с ними возитесь? Государственное предприятие (да неважно какое – в стране порядок). Чтобы прекратить эти разговоры: надо, не надо».
Отдельно затрагивался вопрос переработки отходов, которые образуются в результате производства на «Беларуськалии» и Гомельском химическом заводе. За 2024 год в стране образовалось 60 млн т отходов, из которых 56 млн т – отходы производства. В их структуре 70 % приходится на долю крупнотоннажных отходов двух видов – фосфогипс (продукт, образующийся в результате деятельности Гомельского химзавода, к настоящему времени накоплено более 26 млн т) и галитовые отходы, которые образуются при производстве на «Беларуськалии». Отечественные специалисты изучили опыт Российской Федерации в части использования отходов фосфогипса. На совещании у Президента были представлены образцы продукции, которая производится в России из этих отходов, в частности – редкоземельные элементы. Было озвучено предложение изучить российский опыт и экономическую целесообразность его использования в Беларуси, и Глава государства его поддержал.
Базисно Александр Лукашенко также поддержал новую разрабатываемую стратегию. В ней будут учтены и основные моменты, которые обсуждались на совещании. В ближайшее время документ будет дошлифован.