27.05.2021
Андрей Худык выступил на Невском международном экологическом конгрессе
С 27 по 28 мая 2021 г. в Санкт-Петербурге проходит IХ Невский международный экологический конгресс.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык как глава делегации от Республики Беларусь выступил 27 мая в ходе IХ Невского международного экологического конгресса на круглом столе «Национальные стратегии и проекты в области экологии и охраны окружающей среды. Обмен опытом».
Справочно
Невский международный экологический конгресс проводится с 2008 года в Санкт-Петербурге и является уникальной площадкой для:
- укрепления межпарламентского сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности и гармонизации экологического законодательства государств – участников СНГ и стран – членов Совета Европы;
- развития диалога и обмена опытом между представителями органов государственной власти, деловых кругов, образовательных и научно-исследовательских учреждений, общественных организаций по вопросам повышения экологической эффективности экономик государств – участников СНГ;
- совершенствования законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды с использованием механизмов правового регулирования внедрения ресурсосберегающих, энергоэффективных и малоотходных технологий, глубокой переработки сырья и отходов;
- повышения роли экологического воспитания и образования населения, продвижения идей здорового образа жизни;
- формирования международной повестки дня, связанной с политикой в сфере экологической безопасности, во взаимодействии со специализированными институтами системы Организации Объединенных Наций.
Миссия конгресса:
Содействие формированию международной системы экологической безопасности
В рамках своего доклада Министр Андрей Худык отметил приверженность Республики Беларусь Целям устойчивого развития и принципам «зеленой» экономики, что подтверждается взятыми международными обязательствами, а также рядом принятых стратегических документов.
Задает магистральные направления в области устойчивого развития Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года. Ее цель – это достижение инклюзивного устойчивого «зеленого» роста во всех сферах жизнедеятельности общества.
Согласно Стратегии реализация основных задач в области экологии и охраны окружающей среды позволит достичь:
- сокращения уровня выбросов парниковых газов с 33 процентов в 2018 году до 38 процентов к 2035 году;
- увеличения удельного веса поверхностных водных объектов с «хорошим» и «отличным» экологическим статусом до 100 процентов;
- снижения интенсивности образования отходов производства на единицу ВВП;
- уменьшения площади нарушенных земель на 72 процента (с 3,6 тысяч гектаров по состоянию на 1 января 2020 года до 1 тысячи гектаров к 2035 году).
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы экологизация промышленности и развитие циркулярной экономики определены в качестве необходимых условий достижения долгосрочных целевых ориентиров.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) обеспечивает реализацию Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021–2025 годы, Стратегии в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 года.
По всем направлениям деятельности Минприроды разработаны и реализуются более 10 стратегий. Водная стратегия, стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, сохранению и рациональному использованию торфяников, развитию системы особо охраняемых природных территорий и ряд других. По многим из них разработаны национальные планы действий.
«В Водной стратегии 2030 приоритетные задачи направлены на повышение эффективности водопользования во всех отраслях экономики и обеспечение устойчивого водоснабжения населения. Мы будем работать над уменьшением загрязнения и сведением к минимуму сбросов опасных химических веществ, прекращением сброса недостаточно очищенных сточных вод и увеличением их повторного использования. Одной из задач является внедрение комплексного управления водными ресурсами на всех уровнях, в том числе посредством трансграничного сотрудничества», – обозначил Андрей Худык.
Одним из важных проектов для Республики Беларусь являлась реализация Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики до 2020 года. Ее результаты позволяют сделать вывод не только об успешности внедрения принципов «зеленой» экономики в отдельных отраслях, но и в целом, свидетельствует о позитивных тенденциях экологизации экономики.
Произошел резкий скачок численности электротранспорта. Его количество увеличилось более чем в 40 раз в сравнении с 2017 годом. Успешно реализуется Программа создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей. В 2018 году сеть заправочных станций насчитывала 85 единиц, на конец 2021 года ожидается увеличение более чем в шесть раз.
Доля производства электрической энергии за счет использования ВИЭ в общем объеме производства электрической энергии возросла более чем в два раза в период 2016–2019 годы.
В рамках развития «зеленого» строительства основной акцент сделан на использование энергосберегающих решений, технологий «умного дома», включая строительство электродомов.
Реализован ряд проектов в области восстановления осушенных торфяников, противодействия деградации земель, защиты ландшафтного и биологического разнообразия, экологически безопасного обезвреживания стойких органических загрязнителей.
Глаза природоохранного ведомства озвучил участникам конгресса, что приоритетные направления развития «зеленой» экономики в Беларуси на период до 2025 года – это развитие электротранспорта и городской мобильности, энергетики, включая новые виды экологически чистой энергии, устойчивое потребление и производство, инновационные «зеленые» и цифровые технологии, устойчивый экологический туризм.
«В рамках развития экологического туризма в настоящее время важна качественная реализация совместного проекта международной технической помощи «Развитие экологического туризма для содействия переходу к инклюзивному и устойчивому росту». В качестве донора выступает Правительство Российской Федерации через Трастовый фонд «Российская Федерация – ПРООН в целях развития», – отметил Андрей Худык.
Пилотными объектами на протяжении ближайших трех лет будут республиканские заказники «Красный Бор» и «Освейский», которые граничат с Российским национальным парком «Себежский».
Также Министр обратил внимание на еще один из стратегических направлений сотрудничества в сфере «зеленых» технологий и защиты окружающей среды – сокращение потребления одноразового пластика. Это предусмотрено в рамках реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Одной из результативной мерой в этой части должно стать принятие изменения № 4 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки», ответственным разработчиком которого является Республика Беларусь. С 20 апреля по 23 июня текущего года на официальном сайте Евразийского экономического союза проходит его публичное обсуждение.
«Важно для стран – участниц ЕАЭС выработать единую позицию по данному вопросу, что позволит объединить интеграционные усилия по созданию и использованию «зеленых» технологий и моделей циркулярной экономики. Это в свою очередь будет способствовать установлению единых обязательных требований к продукции и созданию эффективного механизма защиты общего рынка от небезопасной в отношении охраны окружающей среды продукции», – резюмировал Андрей Худык, Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Глава природоохранного ведомства призвал всех коллег к гармонизации подходов в решении природоохранных проблем для обеспечения устойчивого развития наших стран.
По сообщению официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь)
В СНГ продолжается работа по подготовке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Существующие фонд стандартов и база соглашений позволяют иметь доступ к стандартам разных стран, содействуя беспрепятственной взаимной торговле
Об этом рассказала в ходе пресс-конференции Председатель Госстандарта Елена Моргунова.
«На сегодняшний день с рядом стран, например, Российской Федерацией, Китаем, Вьетнамом, Азербайджаном, Узбекистаном нами установлена договоренность об обмене текстами стандартов. В целом существующая договорно-правовая база сотрудничества позволяет получать необходимый стандарт страны поставки по отдельному запросу. Такая практика уже была реализована нами с Египтом, Ираном», – отметила спикер.
В рамках соглашения с органом по стандартизации Китайской Народной Республики (КНР) национальный институт по стандартизации Республики Беларусь (БелГИСС) имеет доступ к фонду национальных стандартов КНР в количестве свыше 55 тыс. стандартов. Это дает возможность оперативно по запросам обеспечивать предприятия стандартами КНР, необходимыми для выполнения требований при поставке продукции на рынок этой страны. Наиболее востребованы сегодня стандарты КНР в области пищевой, легкой, нефтехимической промышленности, металлургии, машиностроении.
Госстандартом также проводится активная работа по освоению рынка халяльной продукции государств Персидского залива, Индонезии, Пакистана и обеспечению условий, необходимых не только для производства халяльной продукции, отвечающей зарубежным требованиям, но и ее оценки соответствия данным требованиям непосредственно в Беларуси.
Созданы условия для получения сертификата «халяль» в Беларуси для поставки продукции в Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия, Оман, Катар, Королевство Бахрейн, Кувейт, Йемен, государства – участники СНГ.
«В этой связи уместно обратить внимание нашей промышленности на активное участие в работе международных технических комитетов по стандартизации. При необходимости и активном продвижении в проект международного стандарта могут быть погружены требования наших производителей, а это, в свою очередь, будет служить беспрепятственной торговле», – отметила Елена Моргунова.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Более 1 млн граждан и юрлиц приняли участие в мероприятиях по благоустройству в Беларуси с начала года
В Беларуси с начала года участие в мероприятиях по благоустройству приняли более 1 млн граждан и юридических лиц. Об этом рассказала начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Железнова, сообщили корреспонденту
БЕЛТА в пресс-службе Минприроды.
«С начала года участие в мероприятиях по благоустройству приняли свыше 1 млн граждан и юридических лиц», – отметила Татьяна Железнова.
Кроме того, в 2025 году реализуется 90 гражданских инициатив, которые направлены в том числе на озеленение придомовых территорий, обустройство детских и спортивных площадок.
В Беларуси 2025 год объявлен Годом благоустройства. За Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды закреплены девять мероприятий. Среди них – озеленение населенных пунктов, а также территорий вдоль автомобильных и местных дорог. В эти мероприятия также входит регулирование распространения борщевика Сосновского и канадского золотарника. Кроме того, каждая область имеет свои планы с учетом территориальных особенностей и потребностей.
По информации
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА