В новой пятилетке будут развиваться система усыновления и семейные формы устройства – Минобразования
В Беларуси в новой пятилетке будут продолжать развивать формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также системы усыновления. Об этом сообщила сегодня на пресс-конференции главный специалист главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елена Симакова, передает корреспондент БЕЛТА.
В этом году будет подведен итог реализации национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав. Уже разрабатывается план на новую пятилетку, определены основные векторы.
«Принимаются меры по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Число детских домов в сравнении с 2011 годом сократилось в два раза. Сегодня дети приоритетно устраиваются в приемные, опекунские семьи, детские дома семейного типа. Сеть их активно развивается», – рассказала Елена Симакова.
Всего на начало года в Беларуси насчитывался 291 детский дом семейного типа, в котором воспитывались около 2 тыс. ребят. В Бресте есть даже целый квартал таких учреждений.
«В новый национальный план будут включены меры по совершенствованию и развитию системы усыновления, – добавила Елена Симакова. – На последующую пятилетку мы поставили задачу сделать усыновление более доступным для каждой семьи, готовой на такой шаг, выявить и устранить существующие для этого барьеры».
По ее словам, сегодня на усыновление идут в основном не младенцы, а дети постарше, которые еще больше нуждаются в тепле и заботе.
Продолжится работа по правовому просвещению детей и совершенствованию правового регулирования в части правонарушений в отношении и с участием несовершеннолетних. Будет развиваться система охраны детства, совершенствоваться образовательные и воспитательные программы (в том числе и для детей с особенностями психофизического развития), внедряться инновационные формы дополнительного образования, развиваться детские общественные организации, благотворительность, совершенствоваться механизмы психологической помощи детям и т.д.
По сообщению БЕЛТА
В Беларуси на уровне государства уделяется много внимания сохранению и сбережению традиционных семейных ценностей. Это отметил заместитель Министра иностранных дел Беларуси Игорь Секрета корреспонденту БЕЛТА 3 июня во время мероприятия «Оберегая детство: площадка для сотрудничества», посвященного Международному дню защиты детей.
Встреча была организована в Национальном детском технопарке, где вместе со своими детьми приняли участие представители белорусских министерств и ведомств, дипломатического корпуса, агентств системы ООН, бизнеса и негосударственных организаций.
Замминистра выразил признательность администрации Национального детского технопарка за предоставленную возможность провести данное мероприятие совместно с давним партнером Беларуси – ЮНИСЕФ. Он сказал, что маленьким гостям сегодняшнее мероприятие в таком месте придется по душе и, может, для некоторых повлияет на выбор будущей профессии.
«Мы собрались по случаю Международного дня защиты детей, который все вместе отмечали 1 июня. Этот год для праздника юбилейный, он отмечается в 75-й раз и является одним из старейших международных праздников ООН, – подчеркнул Игорь Секрета. – Тогда, в 1950 году, государства – члены ООН, среди которых была и Беларусь, объявили защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений деятельности ООН, а в календаре ООН появился Международный день защиты детей».
По информации БЕЛТА
С 1 сентября психолого-медико-педагогическую комиссию смогут пройти и совершеннолетние. Это обусловлено новым Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Подробнее о работе комиссии на круглом столе в пресс-центре БЕЛТА рассказала консультант отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Людмила Мордович.
Людмила Мордович подчеркнула, что в обновленном положении сделан важный акцент на деятельность психолого-медико-педагогической комиссии для проведения психолого-медико-педагогического обследования нуждающихся в получении специального образования и коррекционно-педагогической помощи. «Целью деятельности комиссии в первую очередь определены своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования, коррекционно-педагогическая помощь, создание специальных условий, определение образовательной программы и учебного плана обучения и воспитания, а также рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи», – отметила она.
Консультант пояснила, что исходя из изменений, с 1 сентября комиссия проводит обследование как в отношении несовершеннолетнего по инициативе и в присутствии законного представителя, так и в отношении совершеннолетнего по его инициативе для определения необходимости создания для него специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования взрослых.
Она также отметила, что в новом Положении сконцентрировано внимание на необходимых документах для проведения обследования, а также возможности запросить дополнительные документы для решения сложных случаев дифференциальной диагностики, нарушений в физическом или психическом развитии и рисках их возникновения. «Повторное обследование может проводиться при необходимости изменения образовательного маршрута в связи с окончанием срока действия заключения государственного ЦКРОиР и при переходе на другую степень или другой уровень образования», – добавила Людмила Мордович.
Кроме того, изменениями закреплено оказание методической помощи педагогам учреждений профессионально-технического, средне-специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи в вопросах реализации принципа инклюзива образования и формирования инклюзивной культуры у участников образовательного процесса.
Также изменениями закреплено требование к психолого-педагогической характеристике, предоставляемой учреждением. «Теперь она расписана широко, понятно и доступно», – сказала она. И добавила, что с родителями также будет проводиться разъяснительная работа об особенностях содержания рекомендованных образовательных программ специального образования, учебных планов, организации образовательного процесса и возможностях дальнейшего образования их детей.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 мая заслушал доклад по вступительной кампании.
На доклад к Президенту пришли Заместитель Премьер-министра Наталья Петкевич, возглавляющая государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании, Первый заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов, Министр образования Андрей Иванец и Председатель КГК Василий Герасимов. Каждый их них представил Главе государства информацию по своему направлению.
«О сути нашего разговора. Нюансы, конечно, важны, поэтому мы коснемся и нюансов нашей вступительной кампании. Но самое главное – наш разговор должен продемонстрировать людям, населению, что мы держим в поле зрения на самом высоком уровне процесс организации вступительных экзаменов в вузы и экзаменов об окончании среднего и базового уровней образования. То есть школы и вузы. Особенно поступление в вузы. Мы прекрасно знаем, какое значение имеет это событие в ответственной семье. Сами через это проходили. Очень важно обеспечить такую систему, которая бы убеждала наших людей в справедливости проведения этой кампании», – сказал Александр Лукашенко.
«Я не сомневаюсь, что будет честно. Хотя нечестно и не было», – добавил Президент.
«Не было», – подтвердил Василий Герасимов.
«Просто надо родителям и абитуриентам понимать, что все будет честно. Не надо идти на какие-то ухищрения. Приходить в аудиторию для сдачи экзаменов надо со своими знаниями. Знания плюс удача – и будешь учиться в вузе. По крайней мере, если какая-то случайность, мы, Наталья Владимировна, подумаем над тем, чтобы случайностей этих избежать. И если что-то случится, мы должны видеть и это – посмотреть на тех людей, которые, может быть, к нам обратятся для того, чтобы мы еще раз взглянули на их знания. Наверняка, где-то кого-то потеряем. Но терять мы не должны. Не надо в этой ситуации обидеть семьи и, самое главное, молодого человека, который становится на нормальный жизненный путь», – потребовал Глава государства.
Александр Лукашенко поинтересовался, как прошел централизованный экзамен и оправдало ли себя это нововведение. «Если оправдало, то в чем? Только откровенно. Если где-то ошиблись, надо эту ситуацию исправлять. Ни в коем случае ее нельзя ретушировать, потому что это очень серьезное дело», – подчеркнул он.
Как было доложено Президенту, вступительная кампания в этом году не претерпела значительных изменений и проходит по устоявшемуся алгоритму. «Но существует, пусть небольшой (полтора-два процента), недобор на бюджетные места. Мы должны принимать меры, чтобы эти места были заняты. Мы же готовим за счет бюджета тех специалистов, которые очень нужны для народного хозяйства. Минобразования, правительство как в этом направлении работают? Что сделали и что надо сделать?» – спросил Глава государства.
Президент напомнил о своем требовании обеспечить прозрачность вступительной кампании. По его словам, важно не потерять возможность увидеть каждого абитуриента.
«Много об этом говорим. Это все хорошо – централизованные экзамены, тестирование и прочее. Но мы сами помним процесс сдачи экзаменов и положительно оцениваем, когда преподаватель и абитуриент сидят напротив друг друга и преподаватель видит этого абитуриента. Все ли сделано для этой прозрачности? Это главный элемент справедливости», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также поинтересовался, какие льготы предоставлены абитуриентам и насколько объективен этот процесс. «Я вас знаю. Вы, сидящие за этим столом, люди не только образованные, но и отличники. И вы все можете оценивать со своей позиции: вот, знания, знания, не знаешь – иди вон и так далее и тому подобное. А по итогу, вы помните, когда мы заканчивали вузы, те, которые были слабаками, если исходить из этих критериев, оказывались посильнее тех отличников, которые сдавали экзамены. Поэтому хотелось бы услышать здесь вашу оценку», – сказал Глава государства.
Президент отметил положительный опыт по популяризации профессионально-технического образования среди молодых людей. Абитуриенты стремятся поступать в колледжи, и наборы там растут.
«Это хорошо, не может не радовать. Какие дополнительные меры еще надо принять для того, чтобы люди шли получить профессионально-техническое образование? Может быть, и на моем уровне нужно предпринимать какие-то меры?» – уточнил Александр Лукашенко.
Согласно представленной Главе государства информации, в этом году на уровень профессионально-технического образования планируется принять 28 тыс. человек, что на 1,2 тыс. больше, чем в 2024 году.
Президент уточнил у Министра образования Андрея Иванца, как проходит в этом году вступительная кампания, как организована сдача централизованных экзаменов и тестирования, кто и когда проходит эти испытания.
«Вступительная выпускная кампания проходит строго на принципах равенства, справедливости и прозрачности, – подчеркнул Министр. – В третий раз выпускники 11-х классов сдают два централизованных экзамена – один предмет по выбору и второй – государственный язык. Вместо четырех экзаменов, которые ранее проходили в школе».
На уточняющий вопрос Президента, как именно проходят централизованные экзамены, Андрей Иванец пояснил, что ЦЭ – это фактически контрольная работа, которая выполняется в тестовой форме. В последующем работы проверяет компьютер, и после машины – два независимых человека перепроверяют. «Здесь полностью исключено право на ошибку», – заверил Министр.
Выпускники школ в этом году сдавали ЦЭ в единые даты – 26 и 29 мая по предмету на выбор и по одному из государственных языков соответственно. Было задействовано 144 пункта проведения ЦЭ.
«Сдают выпускники средней школы. То есть 11 классов закончил – и ты не в школе, как раньше… Ты не четыре (экзамена. – Прим.) сдаешь, а один на выбор и белорусский или русский язык», – уточнил Александр Лукашенко, и Министр подтвердил, что это так и есть. Выпускники школ сдают два ЦЭ и получают по итогам аттестат за 11 классов образования.
Этот аттестат в последующем можно использовать для поступления в учреждения высшего образования. Правда, необходимо будет еще сдать централизованное тестирование по предмету, который выбирают в зависимости от профиля того вуза, где хочет продолжить обучение выпускник.
«Если ты историю за 11 классов сдавал, то ты поступаешь куда-то на истфак или гуманитарный факультет, где есть история», – пояснил Президент. Это подтвердил и Министр образования: «Берешь сертификат (о прохождении ЦЭ или ЦТ. – Прим.) и используешь (для подачи документов в вуз. – Прим.)».
«Если на отлично сдал, то, конечно, будешь его использовать, – резонно заметил Глава государства. – Если нет, то ты можешь еще сдавать экзамен в вуз. Так?»
Андрей Иванец объяснил, что каждый выпускник может сдать ЦТ только по одному предмету. «Мы ушли от того, когда была возможность сдавать четыре ЦТ. Для чего? Чтобы уйти от беготни (абитуриентов по разным специальностям вузов во время приема документов. – Прим.), – сказал он. – Когда сдают два ЦЭ и одно ЦТ, даже если абитуриент пойдет в различные вузы, то он пойдет по одному профилю, будь то инженер, гуманитарий, либо экономист, либо правовед. Это очень важная мера».
Глава государства поинтересовался, сколько в итоге вступительных испытаний проходит выпускник, который хочет учиться, к примеру, на истфаке в вузе. По словам Министра, на специальности такого профиля нужно сдать ЦЭ по русскому или белорусскому языку, обязательный для всех выпускников, а также сдать историю и обществоведение в форме ЦЭ и ЦТ.
«Три сертификата в итоге получают (выпускники, желающие поступить в вуз. – Прим.), – вступил в разговор Первый замглавы Администрации Президента Владимир Перцов. – Для поступления на историческое направление у него должно быть три сертификата на руках. Но не так, чтобы он бегал в разные направления вузов. А чтобы была профилизация на ранних подступах».
В свою очередь Заместитель Премьер-министра Наталья Петкевич, которая возглавляет государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году, обратила внимание, что у выпускников нет возможности сдавать тестирование сразу по нескольким предметам, нужно выбрать только один – именно тот, который понадобится для поступления на определенную специальность вузов. И если, например, кто-то плохо сдал историю на ЦТ, у него нет возможности сдать еще тестирование по другому предмету. «Пересдать, Александр Григорьевич, нельзя. Потому что уже сдал. Ты можешь только одно ЦТ (выбрать и сдать. – Прим.). То есть если история плохо, тогда уже по конкурсу в другой вуз, где есть тоже историческая специальность, но меньше проходные баллы», – пояснила она.
«Это устраивает? Особенно семьи наших абитуриентов?» – спросил Президент.
«Абитуриенты и родители это положительно воспринимают, потому что это снимает дополнительный стресс и двойную нагрузку, когда надо было сдавать экзамен как в школе, так и при поступлении в университет», – заверил Министр образования.
«А достаточно ли этого для того, чтобы был нормальный стресс для абитуриента? Чтобы он понимал, куда он поступает…» – продолжил Глава государства.
На это Министр ответил, что во время двух централизованных экзаменов 8 человек не смогли закончить их по медицинским показаниям. Скорее всего, из-за стресса, сказал он. Им была своевременно оказана медицинская помощь, и они смогут в резервные сроки сдать свои ЦЭ – 21 и 23 июня. Для этого созданы все условия.
Кроме того, как подчеркнул Андрей Иванец, в этом году ужесточили требования по использованию мобильных телефонов. «Они запрещены не только в аудиториях, где непосредственно проходит экзамен, но в целом на пункте проведения ЦЭ. С централизованного экзамена был удален только один человек за мобильный телефон и один человек за то, что продолжал заполнение бланка после окончания времени. Из 56,6 тыс. выпускников, полагаем, это хороший результат», – отметил Министр.
«Хороший, – согласился Президент. – То, что вы требования ужесточаете, особенно телефоны и прочее, об этом даже говорить не надо. Ты пришел (на экзамен или тестирование. – Прим.) – главное, чтобы в руках голова была. Пришел – садись, работай. Поэтому здесь не обсуждается жесткость и так далее».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
На основании постановления Минобразования и Минтруда и соцзащиты № 64/26 от 9 апреля 2025 г. с 25 мая 2025 года вступают в силу следующие изменения.
Корректировка перечня профессий
1. Включены в Перечень новые профессии рабочих (флорист, контролер распределительных электрических сетей и оборудования наружного освещения, машинист крана башенного, монтажник фасадных систем, оператор линии по производству гидроскрепленных полотен, и другие).
2. Исключены из Перечня отдельные профессии (санитарка, комплектовщик товаров). При их приеме на работу не требуется освоение образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Изменены сроки профподготовки для ряда профессий
По отдельным профессиям рабочих сокращены сроки профподготовки (няня, сестра-хозяйка, оператор электронно-вычислительных машин, переводчик рисунков, станционный рабочий и другие).
Расширены диапазоны разрядов для профподготовки по отдельным профессиям
Дежурный по переезду – разряды 2–4 (ранее только 2).
Машинист экструдера – разряды 2–4 (ранее только 2).
Дробильщик – разряды 2–3 (ранее только 2).
Ремонтировщик резиновых изделий– разряды 1–4 (ранее только 1).
Напоминаем!
Наниматели при организации профессиональной подготовки на производстве обязаны по окончанию обучения выдать работнику свидетельство о подготовке рабочего (образец свидетельства утвержден постановлением Минобразования от 19 августа 2022 г. № 274).
Обращаем внимание нанимателей!
Минобразования и Минтруда и соцзащиты рассматривают инициативы по исключению из Перечня отдельных профессий рабочих (разрядов работ), для которых не требуется обучение, а характерна индивидуальная подготовка в процессе трудовой деятельности (до двух недель).
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Войтехович рассказала журналистам, с какими вопросами люди обращаются в приемную Национальной комиссии по правам ребенка, передает корреспондент БЕЛТА.
В Беларуси координирующую роль в сфере защиты прав и законных интересов детей исполняет Национальная комиссия по правам ребенка, она осуществляет контроль и анализирует деятельность госорганов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию различных госпрограмм по их поддержке. «В приемную Национальной комиссии по правам ребенка в первом квартале этого года обратились более 25 человек. Люди нуждались в оказании консультативной юридической помощи, затрагивались вопросы, касающиеся общения с детьми при раздельном проживании родителей, несогласия с действиями государственных органов по вопросам опеки и попечительства над детьми, также интересовались реализацией прав и гарантий, предусмотренных для детей, например, перераспределением на другое место работы», – рассказала Елена Войтехович.
Она отметила, что графики приема граждан членами Национальной комиссии по правам ребенка размещены на сайте Министерства образования, а также Национального центра художественного творчества детей и молодежи, на базе которого функционирует приемная комиссия.
По информации БЕЛТА