Ирина Костевич: защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям
Защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям, отметила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам, заместитель представителя Беларуси в Комиссии по правам человека СНГ Ирина Костевич, выступая в формате видеоконференцсвязи на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов», передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Бесспорно, защита прав человека в цифровую эпоху требует комплексного подхода», – сказала Ирина Костевич, остановившись на четырех направлениях.
Во-первых, совершенствование правовой базы. По словам председателя комиссии, законодательство должно учитывать специфику информационных технологий, которые давали бы гражданам реальный контроль над их информацией.
«Требуется законодательное регулирование использования искусственного интеллекта, включая принципы прозрачности, объяснимости и недискриминации. Эффективное регулирование также должно учитывать не только сбор информации, но и последующее использование аналитических моделей и автоматическую обработку», – отметила Ирина Костевич.
Во-вторых, необходимо развитие цифровой грамотности. Граждане должны понимать ценность своих данных, уметь распознавать манипуляции и киберугрозы. Образование в этой сфере – это такая же необходимость, как и традиционная грамотность.
В-третьих, технологические решения для защиты. Шифрование, аутентификация, системы, построенные на принципах конфиденциальности по умолчанию, должны стать стандартом, а не экзотикой.
В-четвертых, международное сотрудничество. «Цифровое пространство не знает границ, поэтому и защита прав в нем должна быть глобальной. Необходимы международные конвенции и договоры, устанавливающие единые этические и правовые стандарты для цифровой среды», – отметила Ирина Костевич.
Беларусь активно стремится адаптировать свое законодательство к новым вызовам цифровой эры, предоставляя правовую базу для защиты прав и интересов граждан, а также обеспечивая развитие цифровой экономики. В стране в целом созданы законодательные условия.
Так, статья 28 Конституции Беларуси предусматривает положение о том, что государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
Основные национальные интересы в информационной сфере определены в Концепции национальной безопасности. В Беларуси принят ряд законов, в частности, «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите персональных данных», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О платежных системах и платежных услугах».
По информации
БЕЛТА
«Будут способствовать уменьшению травматизма». Генеральная прокуратура о новых нормах ПДД
Генеральная прокуратура ожидает, что введенные с 1 сентября новые нормы ПДД помогут уменьшить травматизм на дорогах страны. Об этом журналистам рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Павел Васько, передает БЕЛТА.

Павел Васько
напомнил, что в 2024 году Генеральной прокуратурой был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, связанных с эксплуатацией гражданами средств персональной мобильности (СПМ).
«Проведение анализа было обусловлено тем, что граждане активно использовали СПМ, которые по своим техническим характеристикам и скоростным габаритам создавали реальную угрозу для движения пешеходов. Даже по визуальным признакам они были схожи с мопедами. Поэтому необходимо было четко определить места эксплуатации указанных транспортных средств и их статус в качестве участников дорожного движения», – рассказал он.
Итогом такой работы стал указ, подписанный главой государства, внесший изменения в Правила дорожного движения и вступивший в силу с 1 сентября 2025 года. «В настоящее время в соответствии с действующей редакцией правил дорожного движения основополагающим критерием, разграничивающим СПМ и механические транспортные средства, определена максимально конструктивная скорость движения – 25 км/ч. Все устройства и приспособления, которые не превышают указанный показатель и приводятся в движение электродвигателем, по общему правилу относятся к СПМ», – сказал старший прокурор.
Но в то же время указом предусмотрена возможность для граждан, имеющих в собственности устройства и приспособления, которые превышают указанный показатель скорости, обратиться в испытательные лаборатории для оформления электронного паспорта транспортного средства и последующей регистрации такого транспортного средства в ГАИ для полноценного участия на нем в качестве механического транспортного средства.
«Ожидается, что внесенные корректировки в законодательство окажут положительный эффект и будут способствовать уменьшению травматизма на дорогах страны», – подчеркнул Павел Васько.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси с 2026 года вводится обязательная маркировка ювелирных изделий средствами идентификации
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 октября подписал Указ № 378 «О маркировке ювелирных и других изделий».
В целях обеспечения законности оборота таких изделий с 1 января 2026 года будет производиться их обязательная маркировка с помощью средств идентификации.
В соответствии с Указом маркировка будет осуществляться при изготовлении ювелирных и других изделий (за исключением индивидуальных заказов), ввозе их на территорию Беларуси для реализации, вывозе в страны, с которыми заключены соглашения о взаимном признании средств идентификации. Определены также перечень ювелирных изделий, обращение которых допускается без маркировки, и способы маркировки.
Таким образом, Указом устанавливаются новые подходы к регулированию сферы обращения ювелирных изделий, контроль законности их оборота от изготовления (ввоза) до реализации, способствующие защите потребителей от недобросовестных продавцов.
В Беларуси планируется скорректировать законодательство в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси
В Беларуси планируется усовершенствовать законодательство в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Об этом заявил на пресс-конференции, посвященной Дню автомобилиста и дорожника, в пресс-центре БЕЛТА начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Гладкий.

С 2024 года в республике функционирует реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В ведомстве отмечают положительный эффект от реализации указа Президента № 32, который установил новые правила.
«Мы видим, что на сегодняшний момент рынок сбалансирован. Первое время возникали определенные вопросы. Не все перевозчики приняли как должное необходимость включения в реестр. Был определенный переходный период в этом плане. Сейчас, если говорить о сфере перевозок автомобилями-такси, появилась какая-то константа как в части транспортных средств, так и в части водителей», – рассказал Андрей Гладкий.
Он добавил, что цифры варьируются. В перевозках задействованы порядка 36 тыс. водителей и 27 тыс. автомобилей-такси. «К сожалению, есть еще отдельные перевозчики, которые допускают нарушения законодательства. Это связано с приостановлением нахождения сведений в реестре. Если перевозчики не реагируют, не собираются устранять допущенные нарушения, то принимается такая мера, как исключение сведений из реестра. Заново включиться возможно по истечении шести месяцев», – пояснил Андрей Гладкий.
В министерство поступают предложения по пересмотру норм. Они касаются в том числе сокращения срока исключения сведений из реестра. Рассматривается возможность его уменьшения с шести месяцев до трех. «Ведется подготовка соответствующего проекта указа Главы государства, где мы совместно с бизнес-сообществом, заинтересованными государственными органами будем предлагать определенные вопросы», – отметил Андрей Гладкий, добавив, что все больше участников рынка действуют добросовестно, поэтому в ведомстве готовы идти по пути ослабления требований.
Начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса также рассказал о внесении изменений в правила автомобильных перевозок пассажиров, где предлагается скорректировать некоторые положения. В частности, речь идет об уходе от обучающих курсов для водителей такси, которые сейчас необходимы для включения в реестр. «Но что касается безопасности, планируем оставить требование о необходимости повышения квалификации раз в пять лет. Это важно. Какой бы ни был профессионал, не каждый водитель может проехать и сдать те фигуры на автодроме, которые предусмотрены в рамках соответствующей программы», – пояснил Андрей Гладкий.
Еще одно направление – доработка государственной информационной системы «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы предоставить возможность получения информации не только субъектам, находящимся в реестре, но и лизинговым компаниям. Они по сути являются владельцами транспортных средств и по договору лизинга передают их перевозчику.
«Будут внесены определенные изменения и в Налоговый кодекс в части налогообложения индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозки автомобилями-такси. Установлен единый налог. Соответствующая работа проводится Министерством по налогам и сборам», – обратил внимание Андрей Гладкий.
По информации
БЕЛТА
Ольга Чуприс: после ревизии законодательства массив документов может сократиться с 170 тыс. до 100 тыс. нормативных правовых актов
После ревизии законодательства, проведенной по поручению Президента, массив документов может сократиться с 170 тыс. нормативных правовых актов до 100 тыс. Об этом сообщила журналистам заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, комментируя внесенный главой государства в парламент законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», передает БЕЛТА.

По ее словам, этот законопроект можно считать венцом большой работы по ревизии законодательства, которая проделана по поручению Президента. О ее предварительных итогах докладывалось главе государства в январе этого года. И тогда речь шла о том, что около 8 тыс. из 55 тыс. актов уровня правительства и республиканских органов госуправления имеют шероховатости либо утратили актуальность и должны быть признанными утратившими силу.
Вслед за этим началась ревизия нормативных правовых актов местных органов власти. Они, к слову, занимают чуть более половины всего массива законодательства, который включает свыше 170 тыс. документов. Акты местных органов власти интегрированы в общее законодательство как действующие и тем самым раздувают его. «Совет Министров, выполняя поручение главы государства, обратил внимание местных органов власти на необходимость проведения такой же ревизии (законодательства. – Прим. БЕЛТА) на местном уровне и поставил перед ними конкретные задачи», – рассказала Ольга Чуприс.
После проведенной совместной работы на всех уровнях за 9 месяцев этого года уже более 60 тыс. актов признаны утратившими силу. Большинство из них – акты местных органов власти.
На этом работа не останавливается. С 1 января 2026 года начнет действовать единый реестр цифровых показателей, куда будут включены примерно 1,5 тыс. актов, содержащих нормативы, цифры, тарифы и так далее. «Это будет отдельная подсистема общей системы, где будет легко работать с законодательством», – уточнила замглавы Администрации Президента. Часть документов из общего массива законодательства уйдет туда.
Ведется также работа с тем, чтобы часть технических актов исключить из числа нормативных правовых документов, потому что они по смыслу таковыми не являются. Например, это касается учебных программ. И общий массив законодательства еще сократится.
С учетом значимых промежуточных итогов по ревизии законодательства за 9 месяцев этого года можно предположить, что к концу 2025-го удастся выйти на показатель в 100 тыс. актов вместо 170 тыс. существовавших ранее, считает Ольга Чуприс.
«Вот такая колоссальная работа. Честно говоря, масштабы ее просто удивляют. Мне очень приятно говорить о том, что все государственные органы очень честно и ответственно подключились к работе по выполнению поручений главы государства», – добавила она.
Отвечая на вопрос, использовались ли при этом возможности искусственного интеллекта, Ольга Чуприс заметила, что с ним надо проявлять некоторую осторожность. «Не надо делать резких шагов. Пускай попробуют другие, мы посмотрим, что из этого получится», – отметила замглавы Администрации Президента.
Как сообщалось, в июле 2024 года Глава государства Александр Лукашенко поручал Администрации Президента организовать проведение масштабной ревизии законодательства. Ведь, по словам Президента, некоторые из 175 тыс. нормативных правовых актов трудночитаемы и воспринимаемы, перегружены, отдельные вопросы зарегулированы. Такое положение дел глава государства назвал катастрофой и поставил задачу убрать все лишнее. «Это будет революция не только нормотворческой деятельности, это будет революция в стране», – оценил Александр Лукашенко масштабы задач.
Организацией этой работы было поручено заниматься заместителю главы Администрации Президента Ольге Чуприс. Было создано девять экспертных групп, они работали в связке с профильными министерствами. К этому процессу подключились государственные органы, парламентарии, судейский корпус, ученые, учреждения образования, независимые адвокаты и нотариусы, а также обычные граждане. Проведенную ревизию юристы назвали титанической работой.
По информации
БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)