14.05.2021
На заседании Гродненского облисполкома подвели итоги социально-экономического развития региона за первый квартал 2021 года
Основной темой заседания стало обсуждение итогов социально-экономического развития Гродненской области за январь–март 2021 года.

Выполнение показателей валового регионального продукта, привлечение инвестиций в основной капитал, результаты внешнеэкономической деятельности и другие вопросы социально-экономического развития области обсудили на заседании облисполкома, которое провел председатель облисполкома Владимир Караник. Участие в заседании приняли Глава Администрации Президента Республики Беларусь Игорь Сергеенко, первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Сергей Калечиц, заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий Мицкевич, Министр финансов Республики Беларусь Юрий Селиверстов, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина. Также участниками заседания стали депутаты Палаты представителей Национального собрания Тамара Долгошей, Ирина Луканская, Александр Сонгин, Елена Потапова.
Стимул к эффективной работе
Основной темой заседания стало обсуждение итогов социально-экономического развития Гродненской области за январь–март 2021 года. Как подчеркнул председатель облисполкома Владимир Караник, оценивая результаты работы экономики области за три месяца, важно выявить проблемные моменты, требующие пристального внимания, и наметить перспективы дальнейшего роста.
– Мы должны максимально оперативно реагировать на все современные вызовы, использовать лучшие практики, которые наработаны нашими предприятиями, и своевременно решать актуальные вопросы, существующие в экономическом и социальном развитии региона. Первый квартал оказался достаточно позитивным, мы выполнили социальные обязательства, достигнув роста ВВП и положительного сальдо в торговле. Бюджет исполнен с профицитом, однако это не повод расслабляться, а напротив, стимул к более продуктивной работе. Наша задача – выработать эффективные подходы, которые позволят не только сохранить позитивную динамику, но и обеспечить дальнейший рост экономики.
Рост ВВП и заработной платы
По словам заместителя председателя облисполкома Виталия Неверы, несмотря на то, что статистическое подтверждение экономического развития региона есть только за три месяца, уже сейчас можно прогнозировать, что 2021 год имеет все шансы стать лучше предыдущего. По итогам первого квартала обеспечено выполнение всех целевых показателей, за исключением инвестиций в основной капитал. Инвестиционная активность несколько ослабла под воздействием отдельных факторов: осложнения доступа частного сектора к банковскому финансированию, возникновения транспортно-логистических затруднений из-за локдаунов. Немаловажную роль сыграло изменение бюджетной политики в связи с пандемией, когда значительная часть бюджетных средств была сконцентрирована на поддержке медицины и населения, а не на развитии инфраструктурных объектов и других масштабных проектов.
Объем валового регионального продукта за прошедший квартал составил свыше 3,3 миллиарда рублей, а это 103,1 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Основными драйверами экономики стали промышленность и сельское хозяйство. Как отметил в своем докладе Виталий Невера, экспорт товаров осуществлялся в 84 страны мира, в то время как в аналогичном периоде 2020 года продукция продавалась в 60 стран.
Экспорт товаров обеспечен на уровне 680 миллионов долларов, обеспечено положительное сальдо во внешней торговле в сумме 262 миллионов долларов, при этом отмечается снижение импорта. Кроме того, на 15 % обеспечен рост средней заработной платы по области. Доведенное задание по увеличению заработной платы обеспечено во всех районах. В январе–марте средняя зарплата составила свыше 1,1 тысячи рублей.
Первые «плоды» Белорусской АЭС
Основной положительный вклад в промышленную отрасль внесло новое направление – атомная энергетика. Ввод в прошлом году первого энергоблока Белорусской АЭС начал давать долгожданный эффект. Индекс физического объема в целом по области сложился на уровне 116 %. Данное значение, как отметил Виталий Невера, сложилось под влиянием объемов атомной станции, без них областное значение находится на уровне 101 %. В плюсе в первом квартале работали производства химических продуктов, продуктов питания, напитков и табака. На уровне прошлого года – деревообработка.
В текущем году сохранена положительная динамика развития сельскохозяйственной отрасли региона. Производство в сельхозорганизациях сложилось на уровне 102 %. В весенний период формирование валовой продукции сельского хозяйства обеспечено в основном за счет животноводческой отрасли.
Строительство жилья – в приоритете
Было также подчеркнуто, что за прошедший квартал наблюдается рост валовой добавленной стоимости в строительстве, он составил 80,2 % при задании 78 %. За указанный период в Гродненской области строительно-монтажных работ выполнено на сумму свыше 418 миллионов рублей. Введено в эксплуатацию 140,9 тысячи квадратных метров жилья, что составляет 33,5 % от годового задания. При этом свыше 69 тысяч квадратных метров общей площади сдано для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, что составляет почти 63 % от задания на год. На жилищное строительство направлено 129 миллионов рублей, что составляет 17,5 % областного объема инвестиций в основной капитал.
В целом на реализацию инвестиционной программы Гродненской области на 2021 год предусмотрено 142,7 миллиона рублей, из которых за первый квартал освоено порядка 35 миллионов рублей. В соответствии с Государственной инвестиционной программой на текущий год ведутся строительство и реконструкция 25 объектов, из них 8 вводных. На реализацию программы из республиканского бюджета облисполкому выделено 72,05 миллиона рублей, из них за первый квартал освоено более 11 миллионов рублей.
Защитить внутренний потребрынок
Как было подчеркнуто во время заседания, одним из индикаторов состояния экономики является ситуация на потребительском рынке. Акценты в данной сфере расставлены на защиту внутреннего потребительского рынка, ассортимент, продовольственную безопасность, ценовую стабильность. Итоги 2020 года и вызовы первого квартала текущего определяют необходимость концентрации внимания на мерах по защите внутреннего потребрынка.
– Одним из инструментов по защите внутреннего потребительского рынка является достигнутая договоренность участников рынка, которая может найти свое отражение в соглашении о поставке отдельных видов социально значимых товаров в 2021 году. На уровне республики и регионов разрабатывается комплекс мер, направленных на защиту потребрынка, насыщение его широким ассортиментом товаров преимущественно отечественного производства. Это работа не только министерств и ведомств, исполнительной власти, но и совместная работа сфер производства и потребления, умение выстраивать взаимовыгодные партнерские отношения.
Работа на результат
В ходе оценки динамики развития Гродненского региона в первом квартале было отмечено, что по итогам января–июня валовой региональный продукт ожидается на уровне 103,8 %. В секторальном разрезе положительные значения ожидаются в промышленности, сельском хозяйстве, торговле.
В ходе заседания также было отмечено, что в целом по области за январь–февраль 2021 года получено 172,8 миллиона рублей чистой прибыли, выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг составила свыше 4 012,3 миллиона рублей, или 115,3 % к уровню января–февраля 2020-го.
По сообщению официального сайта Гродненского областного исполнительного комитета
(фото – официальный сайт Гродненского областного исполнительного комитета)
От благоустройства до помощи конкретному человеку. Анатолий Исаченко о задачах местного самоуправления
Местное самоуправление оказывает непосредственное влияние на качество жизни наших людей. Таким мнением поделился председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко на открытии второго регионального форума «Местное самоуправление в Могилевской области: инициатива, единство, действие, результат», передает
БЕЛТА.
(фото Олега Фойницкого, БЕЛТА)
«Местное самоуправление всегда было и остается одной из важнейших составляющих белорусской государственности, потому что оказывает непосредственное влияние на качество жизни наших людей, – подчеркнул Анатолий Исаченко. – В последние годы мы наблюдаем позитивные изменения в работе местного самоуправления. Это хорошо, потому что связь населения с властью через местное самоуправление доступна, актуальна и востребована. Самое главное, что такое общение и запросы населения всегда можно трансформировать в те или иные проекты».
Глава региона уточнил, что при формировании бюджета области всегда учитываются обращения граждан и вопросы, которые идут от населения. Это дает возможность более правильно направлять бюджетные средства. «Люди поддерживают наши начинания, и здесь важно не упускать: на наш взгляд «мелочь» для отдельно взятого человека является чем-то важным и существенным, – продолжил он. – Все это формирует имидж власти. И если для города Могилева строительство колодца или детской площадки – незначительный вопрос, для отдельно взятого человека это имеет важность».
Понимая это, в прошлом году на местные исполкомы было выделено около Br6,5 тыс. для того, чтобы сами люди могли распоряжаться этими деньгами, исходя из первоочередных потребностей. Инициатива и заинтересованность со стороны населения были, такой подход оказался востребованным. В этом году финансирование увеличено: каждому сельскому совету выделено по Br10 тыс., на развитие программ по поддержке гражданских перечислено Br400 тыс. Это создает условия для участия населения в управлении своими территориями.
«Деньги – немаловажная, но не главная составляющая, – пояснил Анатолий Исаченко. – Здесь важны вовлеченность и неравнодушие людей в решении тех или иных вопросов, ведь сильные регионы – сильная страна. Важно активно вовлекать людей в процессы принятия решений, влияющих на их повседневную жизнь, начиная от благоустройства до оказания помощи конкретному человеку. Для этого необходимо укрепить механизм взаимодействия между властью и людьми, повышать информированность граждан о местном самоуправлении, вовлекать в работу молодежь. Главное – это результат».
Форум проходит в Могилеве с 8 по 11 апреля, его участниками стали более 200 человек – депутаты всех уровней, органы исполнительной власти и местного самоуправления, молодежные парламенты при городских и районных Советах депутатов, учащиеся и студенты. Мероприятие направлено на консолидацию общества на местах, вовлечение людей, в том числе молодежи, в решение вопросов местного значения. Также форум будет способствовать развитию территорий и формированию постоянной обратной связи между властью и населением.
В программу форума вошел ряд мероприятий, в том числе тематические выставки («Местное самоуправление: становление и развитие», «Вместе думать о будущем», «Правовой ориентир», «Будущее моего региона» и др.), различные инициативы, круглые столы, диалоговые площадки, открытые уроки, информационные часы, интеллектуальные игры. Также программой предусмотрены конкурсы сочинений и эссе «Я – депутат», «Я соблюдаю законы своей страны», «Беларусь – народная республика», «Мой двор – моя ответственность».
Частью форума станут конференция по поддержке инициатив граждан по развитию территорий, телемост с субъектами Российской Федерации «Местное самоуправление как институт политической системы: отечественный и зарубежный опыт», единый день самоуправления, когда члены молодежных парламентов проведут рабочий день с председателями городских и районных Советов депутатов. Завершится форум пленарным заседанием с церемонией награждения победителей областного соревнования среди органов местного самоуправления Могилевской области за 2024 год и победителей интернет-викторины для учащихся и студентов.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко подписал Указ об усилении роли председателей исполкомов базового уровня
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 февраля подписал Указ № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов».
Органы местного управления играют ключевую роль в обеспечении высокого качества жизни. Непосредственное взаимодействие с людьми позволяет районным и городским (городов областного подчинения) исполкомам глубоко знать потребности населения, своевременно реагировать на возникающие проблемы и решать весь комплекс задач по развитию подведомственных территорий.
Указом определены новые инструменты для повышения благосостояния регионов и благополучия граждан через усиление статуса местных исполкомов и их председателей, более эффективное местное управление.
В частности, расширены финансовые возможности исполкомов базового уровня для развития территорий и удовлетворения потребностей граждан.
В целях выполнения мероприятий в рамках Года благоустройства предоставлены права активно вовлекать граждан и организации в общее дело по наведению порядка в стране.
Упрощаются правила реализации общераспространенных полезных ископаемых, в основном песка, гражданам для собственных нужд, а также организациям для благоустройства и содержания территорий, сельскохозяйственных объектов.
По согласованию с рай-, горисполкомами теперь должны приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности важных для района объектов или приостановление деятельности организаций. Это позволит предотвратить непродуманное сокращение рабочих мест и ликвидацию социально значимых объектов, таких, например, как банкоматы, почта, остановки общественного транспорта и другие.
Стратегические социально-экономические задачи, стоящие перед страной, и те глобальные вызовы, которые приходится преодолевать, требуют повышения качества управленческой деятельности на всех уровнях. Поэтому Указ существенно расширяет кадровые полномочия местных исполкомов и их председателей в отношении государственных органов и иных организаций, действующих на соответствующей территории.
Важнейшей предпосылкой успешного развития сейчас является строгая исполнительская дисциплина. Поэтому председатели рай-, горисполкомов получили право наряду с изданием распоряжений выносить письменные требования (предписания) об устранении нарушений законодательства и о привлечении к дисциплинарной ответственности работников. Требования (предписания) могут быть адресованы руководителям нижестоящих исполкомов и иных расположенных на соответствующей территории организаций.
Невыполнение таких требований (предписаний) повлечет административную ответственность.
При этом на председателей исполкомов базового уровня возлагается персональная ответственность за издаваемые распоряжения, принимаемые решения о кадровых согласованиях, иные решения (поручения) и выносимые письменные требования (предписания).
Все эти меры позволят укрепить влияние местных органов власти на ситуацию в регионе, повысить эффективность работы исполнительных комитетов и их председателей, раскрыть резервы для качественного роста уровня жизни в стране.
Указ вступает в силу с 1 марта 2025 года.
«Особая ответственность у этих людей». Наталья Кочанова высказалась об усилении полномочий власти на местах
Председатели горрайисполкомов отвечают за развитие своего города и района. От этой работы во многом зависит и развитие всей страны. Такое мнение высказала в эфире телеканала
ОНТ Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, комментируя усиление полномочий власти на местах, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Наталья Кочанова подчеркнула, что председатели горрайисполкомов занимаются абсолютно всеми вопросами. В поле зрения руководителей базового уровня находятся и реальный сектор экономики, и промышленность, и сельское хозяйство, и социальная сфера, и общественно-политическая ситуация в регионе.
«Президент нашей страны всегда особое внимание уделяет этой категории должностных лиц. Потому что, во-первых, это кадровый резерв. Несомненно, те люди, которые прошли работу в местных органах власти, понимают эту жизнь не понаслышке. Они знают, как можно реализовать тот или иной закон, тот или иной указ, и как он реализовывается – эффективно или нет. Александр Григорьевич сказал, чтобы было прописано все, чтобы не было препятствий в работе председателей райгорисполкомов. У них не должны быть связаны руки. Они должны иметь полные права и полномочия для того, чтобы реализовывать стоящие перед ними задачи», – обратила внимание Председатель Совета Республики.
Наталья Кочанова назвала председателей городских и районных исполкомов ключевыми фигурами. «Но вместе с тем мы понимаем, что и особая ответственность у этих людей. Ведь они, по сути дела, отвечают за развитие своего города, района. От этой работы во многом зависит та ситуация, которая складывается в нашей стране. Кроме того, еще раз хочу повторить, что это кадровый резерв людей, которые в дальнейшем могут и должны прийти работать в государственные республиканские и областные органы управления», – резюмировала спикер.
По информации
БЕЛТА
Усилить полномочия власти на местах решено Указом Президента, документ может быть подписан уже к марту
Усилить полномочия власти на местах решено Указом Президента Беларуси. Документ может быть подписан уже к 1 марта. Об этом заявил журналистам Глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой, подводя итоги тематического совещания у Главы государства по вопросам совершенствования правового регулирования статуса председателя исполкома базового уровня, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Ранее на заседании Президиума Всебелорусского народного собрания в ноябре 2024 года был рассмотрен соответствующий проект указа. Тогда прозвучало много предложений, в том числе о том, чтобы не издавать Указ Президента, а принять закон. Однако теперь по итогам повторного рассмотрения и обсуждения представленного на рассмотрение Александра Лукашенко законопроекта было решено все-таки остановиться на форме указа.
«По итогам совещания большинством участников было внесено предложение Президенту вернуться к указу, подписать его максимально быстро. Ключевые обоснования следующие: все-таки Указом № 1 объявлен Год благоустройства. И сейчас на уровне районов формируются масштабные планы, связанные с проведением соответствующих мероприятий. Для оперативности, естественно, документ нужен быстрее. Учитывая, что на уровне председателей районов появятся новые полномочия и новые возможности по привлечению абсолютно всех субъектов хозяйствования, нашего населения, граждан к этому процессу, естественно, нормативно нужно оформить все это гораздо быстрее», – пояснил Дмитрий Крутой.
Кроме того, форма указа позволяет в концентрированном виде из абсолютно разных сфер и документов имплементировать соответствующие нормы, касающиеся усиления полномочий председателей исполкомов базового уровня.
«Если бы мы вносили изменения в закон о местном управлении и самоуправлении, как предлагалось в прошлый раз, это потребовало бы изменение еще 9 подзаконных документов, ряда кодексов. Естественно, включать туда непроработанные практикой нормы было бы неразумно», – рассказал Глава Администрации Президента о логике принятого решения.
По его словам, Президент с такой аргументацией согласился. «Поэтому конструкция следующая: постараемся к 1 марта подписать указ. До конца года он поработает», – отметил Дмитрий Крутой.
В свою очередь закон о местном управлении и самоуправлении также в последующем планируется скорректировать, и речь о более широком перечне новелл, нежели только тех, которые касаются полномочий руководителей в районах. Данные законодательные корректировки уже предусмотрены в плане законопроектной деятельности на текущий год.
«Это будут комплексные изменения. И Президент сегодня потребовал вообще изложить его (закон. – Прим. БЕЛТА) в новой редакции. С 2010 года туда уже внесено 14 изменений, которые делают документ довольно сложным. Учитывая, что это будет комплексная правка нашего закона, нормы указа о полномочиях предриков, уже до конца года отработанные на практике, просто будут имплементированы (в обновленный закон. – Прим. БЕЛТА) в следующем году или в конце этого года. Нормативная конструкция пока выбрана такая», – пояснил Глава Администрации Президента.
По информации
БЕЛТА
Совещание по вопросам совершенствования правового регулирования статуса председателя исполкома базового уровня
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 февраля собрал совещание по вопросам совершенствования правового регулирования статуса председателя исполкома базового уровня.
«Сегодня мы должны окончательно обсудить все вопросы, касающиеся повышения роли районных и городских исполкомов, так называемого базового уровня, и их председателей», – отметил Александр Лукашенко, открывая совещание.
Глава государства напомнил, что на заседании Президиума Всебелорусского народного собрания в ноябре 2024 года был рассмотрен соответствующий проект Указа. Тогда прозвучало много предложений, в том числе и о том, чтобы не издавать Указ Президента, а принять закон.
«Законопроект подготовлен, представлен мне для внесения в Палату представителей. Давайте еще раз посмотрим, все ли насущные вопросы в нем отражены, устранены ли проблемы, которые сегодня мешают эффективному функционированию председателей рай-, горисполкомов, – сказал белорусский лидер. – При этом хочу предупредить всех, что здесь не надо держаться за какие-то полномочия и свой статус наверху, чтобы не отдать какие-то полномочия туда, вниз. Это абсолютно неприемлемо. Мы должны исходить из позиций интересов нашего государства».
«Надо понимать, что повышение статуса (а мы об этом говорим) председателей исполкомов базового уровня равно многократному усилению ответственности за развитие города и района», – сказал Александр Лукашенко.
Президент уже многократно заявлял о необходимости повысить уровень исполнительской дисциплины в стране. По словам Главы государства, он видит недоработки в этом плане, притом серьезные недоработки.
«И предупреждаю всех, что, если мы это не сделаем, нам будет очень сложно не только в этом году, но и в пятилетке, выполнить то, что мы перед собой намечаем. Поэтому уровень исполнительской дисциплины должен быть на соответствующей высоте. Но при этом, понимая, что без председателей гор-, райисполкомов мы не решим ни одной проблемы, требования к ним возрастут. Но если мы повышаем требования к ним, то надо давать и полномочия, чтобы они могли работать. Все очень просто и понятно. Вот в связи с чем появилось предложение о повышении роли председателей гор-, райисполкомов. Эти предложения должны расширять полномочия исполкомов базового уровня и их председателей для того, чтобы существенно прежде всего улучшить экономику, уровень жизни людей на соответствующей территории», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Я ставил вопрос, который был очень неоднозначно воспринят некоторыми категориями граждан, – об ответственности председателей исполкомов базового уровня за управление по всем направлениям, в том числе и частным сектором. А то у нас получается, что частник – это вообще не государство, это государство в государстве. А в то же время мы на частника очень рассчитываем, и их роль, особенно в производстве, также будет повышена. Ну так председатель райисполкома должен по основному своему функционалу управлять, требовать и нести ответственность одинаково как за частный, так и за государственный сектор. И это касается прежде всего кадров», – заявил Президент.
«Это жестокое мое требование. От этого никто не должен уходить, рассуждая и болтая языком о каком-то либерализме. У нас кое-кто еще не наелся этого либерализма», – заметил Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что идет Год благоустройства и пятилетка качества. Основная нагрузка при реализации поставленных задач ложится на регионы и их руководителей.
«И что, председатель райисполкома будет ходить кланяться к руководителям частного сектора, чтобы они, к примеру, эти задачи решали? Решения исполнительного комитета и председателя исполкома должны быть окончательными и обсуждению не подлежать. В плане функционала, который ложится на них», – потребовал Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что при обсуждении проекта документа следует окончательно определиться по его форме и содержанию, чтобы председатели были еще более мотивированы на результат и эффективно работали. Глава государства поинтересовался, какими кадровыми, экономическими и другими полномочиями предлагается наделить местную власть, чтобы дать возможность решать злободневные вопросы и играть более заметную роль в развитии своего региона, нужен ли для этого проект закона или эффективнее будет все-таки работать президентский Указ.
«Главное – принципиально принять актуальные, востребованные решения. Роль этого основного звена, которое в работе сталкивается непосредственно с людьми, нам надо повышать. Может быть, и хватает полномочий. Тогда скажите. В каком ключе будем действовать, я сказал. Не надо бояться наделять председателей гор-, райисполкомов соответствующими функциями и полномочиями. Спрос с них будет серьезный, давление на них будет очень серьезное, но мы должны дать им рычаги», – резюмировал Президент.
По итогам повторного рассмотрения и обсуждения представленного на рассмотрение Александра Лукашенко законопроекта было решено все-таки остановиться на форме Указа. С учетом проведения мероприятий Года благоустройства это ускорит наделение председателей районов дополнительными полномочиями и позволит опробовать новации на практике. Затем, спустя примерно год, их планируется уже вместе с другими изменениями имплементировать в обновленный закон о местном управлении и самоуправлении, который Президент поручил изложить в новой редакции.
Что касается Указа относительно полномочий председателей исполкомов базового уровня, ожидается, что после доработки этот документ Александр Лукашенко может подписать уже к марту текущего года.