07.05.2021
В Минэкономики рассказали о политике Беларуси в сфере зеленых технологий
О государственной политике Беларуси в сфере развития зеленой экономики корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель Министра экономики Татьяна Бранцевич.
«В настоящее время устойчивый экономический рост не может быть обеспечен без развития зеленой экономики, и с учетом национальных особенностей и глобальных вызовов наша страна рассматривает ее в качестве важного инструмента обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности, принимая последовательные меры по внедрению зеленых (экологических) принципов в национальную экономику», – сказала Татьяна Бранцевич.
По ее словам, на сегодняшний момент принято несколько базовых документов, которые фиксируют государственную политику в сфере развития зеленой экономики, в том числе использования зеленых технологий. Так, принципы зеленой экономики интегрированы в Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года. НСУР-2030 отражает три компонента устойчивого развития, акцентируя внимание на триаде «человек – экономика – окружающая среда».
«Достижение стратегической цели по обеспечению высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений предусматривалось на первом этапе (2016–2020 годы). Это реализовывалось за счет перехода к качественному, сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с учетом принципов зеленой экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения», – рассказала заместитель Министра.
На втором этапе (2021–2030 годы) планируется переход к устойчивому развитию, росту духовно-нравственных ценностей и достижению высокого качества человеческого развития на основе дальнейшего становления зеленой экономики и ускоренного развития высокотехнологичных производств и услуг.
Системные вопросы долгосрочного развития зеленой экономики и достижения целей устойчивого развития также отражены в действующей Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2035 года, которая является актуализированной версией НСУР-2030.
«Новым вектором развития (НСУР-2035) станет переход к экономике замкнутого цикла (циркулярной экономике), позволяющей обеспечить экономический рост за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов, переработки отходов и производства товаров из вторичных ресурсов», – подчеркнула Татьяна Бранцевич.
Также будут внедряться принципы экономики замкнутого цикла, направленные главным образом не на управление отходами, а на предотвращение их образования через внедрение экологического дизайна, повышение ресурсоэффективности производства, формирование культуры ответственного потребления товаров и другие инструменты.
«Акцент на внедрение инструментов поддержки зеленой экономики заложен в проекте программы социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы и Программе деятельности Правительства на период до 2025 года, утвержденной постановлением Совмина от 24 декабря 2020 г. № 758. Важно отметить, что одной из поставленных в данной Программе целей в сфере экологической политики определено развитие приоритетных направлений зеленой экономики (электротранспорт (инфраструктура), умные энергоэффективные зеленые города, экономика замкнутого цикла и др.) и внедрение инструментов ее поддержки», – отметила замминистра.
В настоящее время Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с заинтересованными органами государственного управления активно ведется работа по разработке национального плана действий по развитию зеленой экономики в Беларуси до 2025 года.
По сообщению
БЕЛТА
Замминистра экономики: более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития
Более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития. Об этом заместитель Министра экономики Беларуси Елена Болигатова сообщила в ходе заседания Совета по устойчивому развитию, которое состоялось сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Елены Болигатовой, в нашей стране эффективно функционирует система достижений Целей устойчивого развития, что подтверждается высокими международными оценками и результатами работы экономики:
– Более 10 лет Беларусь удерживает позицию как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 69-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития. Интегративные показатели ВВП на душу населения и паритету покупательной способности выросли более чем в 5 раз. В Беларуси установлена высокая динамика промышленного производства. Рост производственных способностей нашего промышленного комплекса подтверждает 58-я позиция среди 153 стран в мировом рейтинге. В Беларуси произведен самый большой карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Новым вектором стало развитие электротранспорта – освоен выпуск электромобилей, электробусов и различной техники. Особый упор в этом векторе мы делаем на инвестиции. Сохраняется положительная динамика по инвестициям в основной капитал.
Юлия Демешко, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал Министр экономики
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь перед заседанием Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
«Сегодня в Правительстве рассмотрим выполнение государственных программ и определим наши подходы по госпрограммам на будущую пятилетку. За прошлый год у нас реализовывалось 29 госпрограмм. Динамика в принципе положительная. У нас нет низкоэффективных программ: в начале пятилетки такие были, но мы приняли дополнительные меры. Видим, что основные целевые показатели в большинстве своем выполняются», – сказал Юрий Чеботарь.
По его словам, за 2024 год некоторые госпрограммы даже повысили свою эффективность, в том числе «Дороги Беларуси» и «Цифровое развитие Беларуси».
Госпрограммы являются основным инструментом выполнения пятилетней программы социально-экономического развития Беларуси. «Достигнуты весомые результаты, но есть и недостатки. Мы посмотрели на те показатели, которые сегодня не выполняются, и увидели, какие меры нужно принять. В первую очередь нужно повысить связку между показателями программы социально-экономического развития и госпрограмм. Каждый показатель, каждая задача должны дойти непосредственно до исполнителя. Второе направление – надо разобраться со стройками. Мы будем предлагать, чтобы все инфраструктурные проекты по строительству социальных объектов были внесены в программы. Что это значит? В программах здравоохранения, образования и так далее должны быть единые перечни, из которых мы будем знать, сколько, где, что будем строить. Третье направление – цифровизация. Будем предлагать со следующего года внедрять специальный информационный комплекс, через который будет осуществляться контроль, мониторинг и принятие дополнительных мер для исполнения оцениваемых показателей мероприятий, оценки эффективности госпрограмм», – проинформировал Министр.
По его словам, подготовлен проект перечня госпрограмм на следующую пятилетку. «Мы немного оптимизировали перечень исходя из того, что каждая госпрограмма должна работать на приоритеты и основные направления пятилетки. Таким образом, в будущей пятилетке у нас будет порядка 20 программ. Мы сконцентрировали наши усилия на основных направлениях, а менее приоритетные включили в другие проекты», – заключил Юрий Чеботарь.
По информации
БЕЛТА
Толкование соглашений. Андрей Плотников рассказал о востребованной компетенции Экономического суда СНГ
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Планируемые изменения законодательства в сфере аудиторской деятельности обсудили в Палате представителей
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.

В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Беларуси частью новой «Региональной инициативы» за полгода стали почти 40 инвестпроектов
На начало июня поступило 88 заявок на включение в пул инвестиционных проектов «Региональная инициатива», 39 из них дан зеленый свет. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.
В числе сфер реализации этих проектов – пищевая промышленность, деревообработка, химическое производство, выпуск машин и оборудования, медицинских препаратов, стройматериалов и продукции для благоустройства территорий. Теперь эти проекты могут претендовать на особые условия поддержки – кредитный продукт «Инвестиционное развитие», который предоставляют Банк развития, ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Банк Дабрабыт», ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», ОАО «Белагропромбанк».
В Министерстве экономики напомнили, что прием заявок с перспективными бизнес-идеями продолжается. Предложить свой проект «в несколько кликов» можно на портале «региональная инициатива.бел». При этом инвестиционный проект должен соответствовать следующим критериям. Во-первых, реализовываться за пределами столицы и областных центров, как и прилегающих к ним районов. Во-вторых, быть значимым для социально-экономического развития региона с учетом отраслевых особенностей. В-третьих, предусматривать создание новых или модернизацию существующих производств, объектов инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Наконец, обеспечивать создание не менее пяти новых рабочих мест.
Как сообщалось ранее, перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации
БЕЛТА