03.05.2021
Собрались за границу на личном авто? Выедете через Гродненскую область только после уплаты налога
В субботу, 1 мая, вступило в силу решение Гродненского областного Совета депутатов о вводе местного сбора за пересечение транспортными средствами границы в наземных пунктах пропуска на территории области.
Новый сбор в Налоговом кодексе
2021 год автолюбителям преподнес много сюрпризов. С 1 января, например, вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении ввели транспортный налог.
Много обсуждений вызвали и обновления Налогового кодекса в части взимания средств за передвижение автомобилиста за рубеж на своем авто. Напомним, что областным Советам депутатов предоставили право вводить местный сбор за пересечение государственной границы транспортными средствами в пунктах пропуска, но размер ставки по усмотрению местных советов не может превышать 3 базовых величин – 87 рублей.
Таким правом первым воспользовался Гродненский областной Совет депутатов. Соответствующее решение депутаты приняли 30 марта текущего года, оно будет действовать до 1 января 2023 года. Как прокомментировали в облсовете депутатов, собранные средства пойдут на борьбу с короновирусом.
Сколько и кто обязан платить при выезде за рубеж?
Местный налог затронул всех автолюбителей, независимо от того, принадлежит транспортное средство организации или физическому лицу. Распространяется сбор и на граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Причем максимальная масса авто не должна превышать 5 тонн.
При взимании местного сбора нет разницы, какое количество пассажиров путешествует в этом транспортном средстве. Решением Гродненского облсовета депутатов установлена единая ставка для всех автовладельцев: с одной автомашины взимается одна базовая величина (29 рублей).
На территории Гродненской области расположены 5 пунктов пропуска на белорусско-литовской границе и 2 – на белорусско-польской.
В каких случаях автовладельцы освобождаются от уплаты налога?
– Норма об уплате сбора не распространяется на водителей, которые едут на похороны членов семьи и близких родственников, сопровождают умерших для захоронения в процессе перевозки гробов (урн) с их телами (останками), – прокомментировал заместитель начальника главного финансового управления Гродненского облисполкома Анатолий Ганевич. – Платить местный налог не придется участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II групп, а также сопровождающим их лицам. Норма не касается участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Белорусы, выезжающие на лечение в санаторно-курортные учреждения, тоже смогут бесплатно пересечь границу. Но у каждой из вышеназванных категорий граждан должны быть подтверждающие документы.
Где и как можно уплатить сбор?
Решением депутатского корпуса Гродненщины предусмотрено, что сбор при выезде за рубеж уплачивается в белорусских рублях в пунктах пропуска, исходя из размера базовой величины, действующей на дату уплаты сбора.
Однако если планируется пересекать границу страны поздно вечером или ночью, то лучше заранее позаботиться об оплате, дабы не возникло казуса – далеко не все учреждения банка и страховых компаний работают круглосуточно в пунктах пропуска.
В документе, который подтверждает уплату сбора, должны быть указаны фамилия плательщика (или наименование организации), сумма, дата оплаты, регистрационный номер транспортного средства. Если средства на уплату местного налога перечислялись, например, через интернет-банкинг, то следует предъявить пограничнику карт-чек в бумажном или электронном виде.
Если индивидуальный предприниматель или организация оплатили налог со своего счета, то при выезде за рубеж нужно предъявить дополнительный экземпляр платежной инструкции с отметкой банка.
К слову, Брестский областной Совет депутатов налоговый сбор за пересечение границы на территории своей области пока вводить не намерен: местная власть решила посмотреть, как система сработает на Гродненщине, в частности, механизмы контроля.
Анжела Людыно, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
Эксперты доработали проект Концепции сопряжения главных транспортных артерий в СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось второе заседание экспертной группы по согласованию проекта Концепции сопряжения главных транспортных артерий, проходящих по территориям государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект документа разработан Министерством транспорта Казахстана по поручению президента страны и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Михаил Мыскин отметил, что проект концепции доработан и отражает согласованное видение государств по ключевым подходам к сопряжению и модернизации транспортных артерий на территориях государств – участников СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания одобрили проект концепции, доработанный с учетом поступивших замечаний государств – участников СНГ.
Документ планируется внести на рассмотрение Совета глав правительств СНГ в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА
В Минске увеличены выплаты ветеранам ВОВ
В Минске увеличены выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. Это предусмотрено решением Минского городского Совета депутатов от 12 июня 2025 года №150, сообщает
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Так, ежемесячная доплата к пенсиям лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите г. Минска (за исключением лиц, находящихся на государственном обеспечении, в местах лишения свободы), составит из числа: ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, неработающих инвалидов боевых действий на территории других государств в размере двух минимальных пенсий по возрасту (вместо одной), членов семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны, относящихся к категории ветеранов, инвалидов, пожилых людей, в размере одной минимальной пенсии по возрасту (вместо 50 % от минимальной пенсии).
Кроме того, одинокие ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в Минске, освобождаются от оплаты за социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, оказываемые территориальными центрами социального обслуживания населения столицы, в пределах установленных норм и нормативов.
Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автоперевозок грузов с третьими странами
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами. Об этом на полях Евразийского экономического форума во время панельной сессии «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация» заявил Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Вопрос либерализации международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами инициирован Беларусью. «Призываю двигаться более быстрыми темпами по его решению. На мой взгляд, в области автомобильных перевозок нам не хватает прорывных решений, которые бы позволили успешно преодолеть переориентацию товаров, сырьевых потоков в нашем экономическом пространстве с западного на южное и восточное направления. Полагаю, что либерализация и гармонизация этой сферы будут одним из таких шагов, который позволит динамично развиваться в области автомобильных перевозок Союза», – отметил Алексей Ляхнович.
По словам министра, одним из приоритетных направлений развития транспортного комплекса остается дальнейшая цифровизация. Особое внимание при этом уделяется цифровизации перевозок и развитию интеллектуальных транспортных систем. «В процессе обеспечения безопасности дорожного движения и оперативного реагирования на изменения дорожной ситуации активно внедряются технологии машинного зрения и искусственного интеллекта. Для этих целей в Беларуси создан Центр мониторинга дорожного движения. В следующем году завершим работы по разработке программно-аппаратного комплекса для этого центра», – добавил Алексей Ляхнович.
Кроме того, обеспечена возможность полного электронного документального сопровождения грузовых и железнодорожных перевозок, начиная от принятия заявки на перевозку грузов до оформления их выдачи. «Все коммерческие перевозки внутри Беларуси происходят в электронном виде. Реализована возможность обмена электронными перевозочными документами с цифровой подписью международным сообщением на основе международных технических стандартов. В части автомобильных перевозок необходимо более активно двигаться во внедрение международной товарно-транспортной накладной в электронном виде. Ожидаем конкретных результатов от деятельности рабочей группы по этому вопросу, созданной на площадке ЕЭК», – подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций.
По информации
БЕЛТА