29.03.2021
Ия Малкина: соглашение о пенсиях важно для свободного перемещения трудовых ресурсов
О пенсионном соглашении между странами Евразийского экономического союза, а также о планах по производству вакцин от COVID-19 рассказала помощник председателя Коллегии ЕЭК Ия Малкина в интервью программе «Неделя» на телеканале СТВ, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся стран Евразийского экономического союза вступило в силу с 1 января 2021 года. Документ определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одного государства союза в другое, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсию.
«Например, белорусский гражданин, отработав в России несколько лет, с 2021 года сможет претендовать на пенсию за этот период, если он заявит о ее оформлении в Беларуси. Причем абсолютно не важно, в какой точке союза человек претендует на получение пенсионного обеспечения. Принципиально важным является то, что в совокупности в трудовой стаж для начисления пенсии оформляются все периоды работы, которую непосредственно гражданин осуществлял в любом из государств – членов ЕАЭС», – сказала Ия Малкина.
Кроме того, урегулирован вопрос медицинского освидетельствования трудящихся в том случае, если они претендуют на получение пенсии по инвалидности.
«По сути, данное соглашение реализует один из приоритетов евразийской экономической интеграции – свободу передвижения граждан. Мы рассчитываем, что в дальнейшем это в значительной степени позволит привлекать в одно государство союза наиболее квалифицированных специалистов, которые востребованы в тот или иной период времени, из другого государства – члена ЕАЭС, – отметила помощник председателя Коллегии ЕЭК. – Это, конечно, не единственный шаг, который должен быть сделан для того, чтобы максимально открыть границы для перемещения граждан, но достаточно необходимый».
Также Ия Малкина затронула тему совместного производства вакцин от COVID–19 странами ЕАЭС. «Сегодня производство вакцин от коронавируса – одна из самых обсуждаемых тем, которая не могла быть не затронута и главами государств – членов ЕАЭС. В этом контексте продвигается не только двухстороннее сотрудничество (в частности, производство вакцин в Беларуси). В рамках нашего союза к финансированию проектов по совместному выпуску вакцин активно подключается Евразийский банк развития. Другие государства – члены союза обсуждают перспективы создания производств вакцин на их территориях. Мы понимаем, что это не только необходимость, но и очень интересное направление кооперации и взаимовыгодного сотрудничества», – пояснила она.
По сообщению
БЕЛТА
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году. Об этом заявил журналистам член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович на Международном биржевом форуме, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы формирования общего биржевого рынка в странах ЕАЭС. Для реализации этой концепции разработана программа. Она уже прошла все необходимые согласования и ожидает своего рассмотрения на уровне глав правительств. Надеемся, что на ближайшем заседании Евразийского межправсовета программа будет утверждена и это даст старт разработке правовых основ для формирования общего биржевого рынка. То есть мы начнем формировать законодательство, создавать правовые механизмы для эффективного взаимодействия бирж между собой, в том числе по формированию ценовых индикаторов. Практика, наработанная биржами на двусторонней и многосторонней основе, опыт их взаимодействия даст возможность сформировать право союза таким образом, чтобы оно работало и применялось», – сказал Максим Ермолович.
По его словам, общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. «Работа общего биржевого рынка на пространстве Евразийского экономического союза даст много преимуществ: сотрет препятствия, барьеры, которые, возможно, остались в взаимной торговле, установит понятные правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, будет способствовать формированию справедливых цен. Это важный инструмент движения товаров. Общий рынок позволит расширять использование наших собственных валют для расчетов. Словом, можно бесконечно перечислять преимущества от создания общего биржевого рынка. Для нас самым важным здесь является развитие конкуренции. Конкуренция будет повышать эффективность национальных экономик и отдельных производителей. Чем больше товаров будет представлено на общем рынке, тем большей эффективности в торговле мы сможем достичь», – отметил министр ЕЭК.
Он также ответил на вопрос о сроках, когда может заработать общий биржевой рынок ЕАЭС. «Этап формирования законодательства мы завершаем в 2027 году, то есть фактически нормы права смогут применяться уже с 1 января 2028 г. Полноценный общий биржевой рынок должен заработать к 2030 году. То есть у нас остается пять лет на то, чтобы реализовать все этапы нашей программы. В принципе, этого времени достаточно, если мы найдем необходимый консенсус всех стран для того, чтобы пойти на максимальное открытие рынков друг для друга в рамках общего биржевого пространства. К моему большому сожалению, энергетические товары исключены на данном этапе из общего биржевого рынка ЕАЭС. Но думаю, что в перспективе мы придем к тому, что у нас возникнет биржевая торговля энергетическими товарами. Поэтому охват рынка будет постепенно расширяться. Главное начать с чего-то, и впоследствии рынок сам отрегулирует, какие товары будут на нем торговаться. Насколько эффективно торговля будет осуществляться, настолько будут расти и расширяться биржевые торги», – обозначил Максим Ермолович.
По информации
БЕЛТА
Одобрены проекты соглашений, направленных на упрощение взаимной торговли партнеров по ЕАЭС с третьими странами
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил в качестве основы для проведения переговоров проекты двух международных договоров, направленных на упрощение взаимной торговли и развитие сотрудничества партнеров по ЕАЭС с третьими странами. Соответствующие указы Глава государства подписал 9 июня.
Одобрен проект Временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Монголией с другой стороны, а также проект Соглашения об экономическом партнерстве между ЕАЭС и его государствами-членами с одной стороны и Объединенными Арабскими Эмиратами с другой стороны.
На проведение переговоров по проектам соглашений и их подписание уполномочено Правительство.
Законопроект о государственном соцстраховании и пенсионном обеспечении принят во втором чтении на заседании Палаты представителей
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» был принят Палатой представителей в первом чтении 2 апреля.
Законопроектом предусмотрены следующие основные новации. Гражданам – плательщикам налога на профессиональный доход предоставляется право (при желании) на ежегодной основе осуществлять доплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных прав.
В отношении индивидуальных предпринимателей (ИП) (плательщиков подоходного налога) устанавливается гибкий порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда). Размер взносов уплачивается из фактического дохода для ИП, у которых в календарном году доход составил менее 12 минимальных заработных плат (МЗП), и из 12 МЗП или иной суммы, превышающей данный порог, – для ИП, у которых доход за календарный год составил 12 МЗП и более. Источником информации о доходах будут являться данные Министерства по налогам и сборам. При этом процесс взаимодействия с органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты будет полностью автоматизирован.
Продлеваются сроки уплаты ИП взносов в бюджет фонда – переносятся с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным. Для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, и работников, получающих такие выплаты, закрепляется особый порядок уплаты взносов в бюджет фонда и их учета для будущих пенсионных прав. Так, в случае установления факта выплаты заработной платы в конвертах для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов (пятикратная величина средней заработной платы по республике (СЗП)). Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 пятикратной величины СЗП в республике за месяц, предшествующий месяцу установления данного факта, за каждый день работы с выплатой заработной платы в конвертах.
Для работников, получающих зарплату в конвертах, в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.
На граждан возлагается обязанность возвратить излишне выплаченные суммы дополнительных профессиональных пенсий, а также профессиональных пенсий вследствие счетных ошибок.
Предусматривается также возможность на основании решений комиссий по назначению пенсий удержать излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсий вследствие счетной ошибки (предельный размер такого удержания по желанию пенсионера может устанавливаться на уровне 5 % пенсии).
Изменяются правила выплаты пенсий осужденным к лишению свободы. При помещении пенсионера в места лишения свободы назначенную ему пенсию в полном объеме будут перечислять в исправительное учреждение по месту отбывания наказания. Все необходимые удержания из пенсии (в том числе стоимость содержания) будут производиться исправительным учреждением (сегодня пенсионные органы удерживают стоимость содержания и в исправительное учреждение перечисляется 10 % пенсии). Несовершеннолетнему (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца), осужденному к лишению свободы, 50 % пенсии будет перечисляться на его лицевой счет в исправительное учреждение и 50 % пенсии – его законному представителю.
В ходе подготовки проекта закона к рассмотрению во втором чтении в него включены положения проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», который подготовлен и внесен Правительством в целях приведения норм Закона «О пенсионном обеспечении» в соответствие с Указом от 29 октября 2024 г. № 402 «О социальной поддержке», действующего с 1 января 2025 г.
В соответствии с нормами Указа № 402 вносимые изменения предусматривают: снижение стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда для назначения трудовой пенсии по возрасту матерям четверых детей (с 10 до 5 лет); увеличение сроков обращения за назначением пенсии (за месяц до возникновения права на пенсию и в течение одного месяца после возникновения права на пенсию); предоставление права на досрочный выход на пенсию отцам детей-инвалидов (инвалидов с детства) на 5 лет раньше, если мать не реализовала это право; установление (фиксация) 30-летнего периода, за который определяется заработок для исчисления пенсии, и возможности исключения из указанного периода времени работы, когда не сохранились документы о заработке; установление повышения к получаемой социальной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II группы, потерявшим кормильца в возрасте до 18 лет; отмену ограничения на размер пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам; расширение перечня граждан, которые могут получать пенсию через объекты почтовой связи национального оператора почтовой связи.
Также в проекте закона реализовано предложение Совета Министров о наделении органов Фонда социальной защиты населения правом вынесения самостоятельных решений о взыскании задолженности индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: вопрос об отмене роуминга в странах ЕАЭС бурно обсуждается
Вопрос об отмене роуминга в странах ЕАЭС бурно обсуждается. Об этом рассказала заместитель Министра экономики Алеся Абраменко в эфире «Первого информационного», сообщает
БЕЛТА.
С повестки дня вопрос об отмене роуминга в странах ЕАЭС не снят, заметила Алеся Абраменко. «Сейчас с партнерами ведется бурное обсуждение о том, как быстро можно преодолеть протекционизм национальных операторов. Мы долго к этому шли даже в рамках Союзного государства. С 2019 года у нас началось послабление, про домашние тарифы начали говорить и вводить их в действие. Мы посмотрели, что за несколько лет значительно прирос объем телекоммуникационных услуг – с момента 2019 года это 30 % в год», – сказала она.
Примером договоренности с Российской Федерацией Беларусь хочет поделиться с другими государственными членами. «Хотим предложить им начать постепенно принимать эти меры, которые будут способствовать получению гражданами услуг по комфортным тарифам. Мы же можем говорить не только о голосовых услугах, которыми люди сейчас, наверное, в меньшей степени пользуются, а больше пользуются передачей данных. С чего-то надо начинать», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
Какие инициативы внесла Беларусь в рамках председательства в ЕАЭС, рассказали в Минэкономики
Заместитель Министра экономики Алеся Абраменко рассказала в эфире
«Первого информационного», какие инициативы внесла Беларусь в рамках председательства в ЕАЭС, сообщает
БЕЛТА.
В обращении Главы государства в рамках председательства были заложены приоритеты – технологический суверенитет, продовольственная безопасность, развитие транспортной инфраструктуры и позиционирование союза на международной арене, отметила Алеся Абраменко. «С начала года белорусской стороной был внесен ряд инициатив, которые касаются подходов по формированию единой импортозамещающей политики на основе национальных импортозамещающих политик государств-членов. То есть каждая страна в одиночку борется с проблемой с импортом, но проще к ней подходить вместе, потому что какая-то страна имеет компетенции в одной сфере, у другой страны компетенции в другой. Проще решить эти вопросы вдвоем, втроем, чем только одной стране этим заниматься», – уверена замминистра.
Беларусь внесла инициативу по комплексу инвестиционных мер. «Несмотря на то, что инвестиции растут, мы говорим о том, что надо посмотреть на этот вопрос более пристально, посмотреть на гарантию защиты прав инвесторов и вообще посмотреть, что мы можем добавить в договоре о союзе, потому что тема инвестиционная практически там не освещена, только в рамках каких-то точечных моментов», – заметила она.
Кроме того, в начале года в рамках заседания органов союза были инициативно белорусской стороной внесены предложения о развитии биржевого рынка и пространства, чтобы ускорить этот процесс. «Концепция принята в прошлом году и программа сейчас рассматривается. В ближайшее время на совете будет утверждена программа развития биржевых рынков», – добавила замминистра.
Также Беларусь выступила с инициативой для того, чтобы ускорить подписание соглашения об электронной торговле. «Это тоже важно, потому что в каждой стране сейчас электронная торговля занимает достаточно большое место. Стороны должны договориться о том, как урегулировать эти вопросы, в том числе и налогообложение электронных товаров, и таможенный контроль электронных товаров, и качество электронных товаров», – пояснила Алеся Абраменко.
Помимо этого, недавно были утверждены рекомендации по качеству стандартов туристических услуг. «В этом году должна заканчиваться разработка концепции развития туристических услуг. Создается такой совместный портал. Были разработаны маршруты туристических услуг в рамках ЕАЭС, поэтому это тоже один из приоритетов», – рассказала замминистра.
По информации
БЕЛТА