/ / Общественно-политические
25.03.2021

К концу пятилетки обеспеченность торговыми площадями вырастет до 720 метров на тысячу человек

Торговля готова к подъему

Торговля и общественное питание – одни из самых гибких отраслей. Они чутко и почти мгновенно реагируют на любые внешние изменения: экономические, социальные, потребительские предпочтения… И хотя пандемия сильно ударила и по ретейлу, и по общепиту, многие не растерялись и нашли форматы и подходы для развития даже в непростой эпидемиологической ситуации. О достигнутых успехах и будущем развитии этих отраслей нашему корреспонденту рассказала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Оксана Константинович.

Торговые площади

О торговых площадях

Требования о создании стационарных торговых объектов (с торговой площадью 400 и более квадратных метров), стационарных объектов общественного питания (с числом мест 60 и более),  торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения таких объектов на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными органами, предусмотрены в Законе Республики Беларусь от 8 января 2014 года № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». В свое время указанные нормы были включены в закон о торговле в целях определения общих подходов к размещению крупноформатных объектов с учетом сохранения при этом оптимального соотношения крупных магазинов, магазинов современного формата и магазинов шаговой доступности, и соблюдения показателей обеспеченности населения торговыми площадями.

На практике разработка таких схем оказалась довольно затруднительна. В связи с этим, а также с учетом достигнутых показателей обеспеченности населения торговыми площадями указанное требование было отменено Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», а впоследствии исключено и из новой редакции закона о торговле, которая вступает в силу с 8 июля 2021 года.

Таким образом, размещение таких объектов будет осуществляться в соответствии со схемами комплексной территориальной организации районов, генеральных и детальных планов городов и иных населенных пунктов, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

На сегодняшний день необходимость административного регулирования торговых площадей в республике отсутствует. Более того, МАРТ как республиканский орган государственного управления, одной из основных задач которого является проведение государственной политики в области развития конкуренции, в рамках компетенции принимает меры, в том числе на законодательном уровне, направленные на создание условий для развития конкуренции в области торговли. Вместе с тем в целях недопущения монополизации рынка розничной торговли продовольственными товарами в законодательстве о торговле предусмотрены нормы, ограничивающие рост торговых площадей для осуществления розничной торговли продовольственными товарами.

Предполагается, что, несмотря на активное развитие интернет-торговли, рост торговых площадей в республике продолжится. Возможно, замедлится темп роста торговых площадей, изменятся форматы торговых объектов. Кроме того, необходимо учитывать, что на сегодняшний день не все население республики имеет возможность и готово приобретать товары в интернет-магазинах. В соответствии с разработанной программой социально-экономического развития на 2021 – 2025 годы планируется, что к концу пятилетки обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тысячу человек составит до 720 квадратных метров, местами в общедоступных объектах общественного питания в расчете на 1 тысячу человек – до 44 мест.

О цифровизации

Общемировой тренд – цифровизация всех процессов и сфер экономики, в том числе торговли. В Беларуси электронная торговля выступает одним из приоритетных направлений Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития. Целевым показателем является увеличение доли интернет-торговли в розничном товарообороте организаций торговли с 2 % в 2015 году до 10 % в 2030 году.

По состоянию на 1 января 2021 г. в Торговом реестре зарегистрировано 25 539 интернет-магазинов (прирост к началу 2020 г. 13,6 %, или 3 055 ед.), из которых 12 066 (47,2 %) принадлежат юридическим лицам, 13 473 (52,8 %) – индивидуальным предпринимателям.

Пандемия ускорила переход к цифровой купле-продаже товаров и вызвала изменения в покупательском поведении в интернете, которые будут иметь долгосрочные последствия для электронной торговли. 

По оценке руководителя маркетплейса Deal.by Максима Маринича, в Беларуси сегмент e-commerce в 2020 году увеличился на 40 процентов и достиг 2,3 миллиарда рублей. Пандемия оказала стимулирующее влияние на этот процесс: все больше белорусов приобретают опыт онлайн-покупок. По статистике, самой быстрорастущей категорией стали медицинские товары – их продажи выросли почти в 7 раз.

О том, что доверие к интернет-магазинам повысилось, говорит тот факт, что белорусы стали на 5 процентов чаще оплачивать товары онлайн. При этом потребительские предпочтения практически не изменились: белорусы активно покупают товары для дома и сада, технику и электронику, товары для красоты и здоровья, товары для детей.

На сегодняшний день интернет-торговля является одним из перспективных направлений развития бизнеса, в том числе для отечественных производителей. В крупных интернет-магазинах, на популярных торговых интернет-площадках, в социальных сетях и иных информационных ресурсах в сети интернет представлен и реализуется широкий ассортимент товаров отечественно производства. Продажа товаров отечественного производства осуществляется производителями как через собственные интернет-магазины, в том числе размещенные на белорусских и зарубежных торговых интернет-площадках, так и через интернет-магазины субъектов торговли. Кроме того, на официальных сайтах отечественных производителей размещена и на постоянной основе обновляется актуальная информация о производимой продукции и ее характеристиках, проводимых рекламных акциях и иных мероприятиях, направленных на стимулирование продажи товаров. 

Отечественные производители не отмечают проблем, связанных с продвижением и продажей произведенной продукции с использованием сети интернет, требующих решения на законодательном уровне. Представителями крупных интернет-магазинов и торговых интернет-площадок также отмечено, что в настоящее время в республике созданы все условия для входа на рынок интернет-торговли любого товара и производителя. 

О качественном развитии ретейла

В отрасли за счет строительства и реконструкции объектов создана и функционирует развитая торговая инфраструктура. Отмечается стабильное увеличение количества торговых объектов, в том числе магазинов современных форматов (гипер- и супермаркетов), и нестационарных торговых объектов, расположенных на территории сельской местности (павильонов, автомагазинов, неизолированных торговых объектов, палаток, киосков и других). В городах работают многофункциональные торговые центры, которые позволяют комплексно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах на уровне соседних европейских стран. Постановлением МАРТ от 15 сентября 2020 г. № 59 утверждена новая Инструкция о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам. Основаниями для подготовки нового варианта инструкции послужили изменения, произошедшие в последнее время в структуре розничных торговых объектов.

К примеру, с учетом международного опыта и практики функционирования магазинов низких цен – дискаунтеров существенно изменено определение термина «Дискаунтер». Работа дискаунтеров имеет свою специфику – в продаже представлены товары повседневного спроса по более низким ценам, чем в других торговых объектах. Кроме того, размещение товаров в торговом зале таких магазинов производится на складском оборудовании (стеллажи, поддоны, иное оборудование) и, как правило, в упаковке изготовителя. С учетом этих особенностей в качестве основных признаков дискаунтера определены: торговая площадь – от 250 до 2500 квадратных метров, размер торговых надбавок – не более.

20 процентов, методы продажи товаров – самообслуживание и традиционное обслуживание. Вместе с тем указанная инструкция применяется в первую очередь для целей регулирования определенных форматов торговых объектов и не содержит полный перечень всех видов и типов магазинов, которые на сегодняшний день функционируют в республике. Кроме того, следует отметить, что на «качественное» развитие форматов непосредственно влияет уровень покупательной способности населения, который в текущей экономической ситуации «не испытывает подъема».

Если говорить о качественных преобразованиях в организации торговли и обслуживании покупателей, то это прежде всего внедрение современных методов продажи, дополнительных услуг (например, очистка и разделка свежей рыбы, нарезка мясных продуктов, сыра, комплектование покупки по заказам покупателей, организация доставки товаров на дом и др.), использование высокотехнологичного торгового оборудования, инновации: виртуальная навигация в торговых залах, кассы самообслуживания, бесконтактные способы оплаты товаров и др.

Об общественном питании

Современные тенденции развития общественного питания свидетельствуют о том, что данная отрасль развивается с учетом мировых направлений. Структурные изменения в экономике страны, правовых подходах к регулированию отрасли привели к существенным изменениям и развитию рынка услуг общественного питания. В этой отрасли активно развивается сетевой бизнес, в котором четко прописаны стандарты качества продукции и обслуживания, направленные на достижение единого результата в каждом объекте сети.

На современном этапе в связи с изменением уровня покупательной способности населения и переориентацией покупательского спроса характерно развитие инфраструктуры общественного питания за счет открытия объектов быстрого обслуживания.

Все более востребованными становятся заведения, которые отличаются от других быстрым приготовлением и подачей блюд и их невысокой стоимостью: пиццерий, кафе, кофеен, пивных баров, блинных и бургерных с различными формами обслуживания. Необходимо отметить, что наряду с развитием сетей общественного питания по модели франчайзинга активно работают на рынке и отечественные бренды. Учитывая постоянно растущую требовательность и взыскательность клиентов, одним из эффективных способов выгодного выделения среди огромного количества ресторанов и кафе является предложение блюд белорусской кухни, а также дизайн заведений в белорусском стиле. По оперативным данным, в республике около 175 таких объектов общественного питания. На постоянной основе проводятся Недели и Дни белорусской кухни. В ресторанах и кафе Минска при проведении Недели белорусской кухни предлагаются блюда по единым рецептурам и ценам. Также проводятся фестивали Gastrofest – праздник еды, который проходит каждый год в Минске и других крупных городах Беларуси. Во время его проведения заведения предлагают гостям попробовать свои лучшие сеты по фиксированной цене. Также начали появляться интересные гастрономические площадки (пока только в столице) с новыми концепциями развлечений, такие как «Песочница», «Dвор».

Активно развивается сеть общественного питания при торговых и иных объектах: в магазинах, торговых центрах открываются зоны общественного питания – так называемые фуд-корты.  Внедряются новые формы обслуживания, расширяется номенклатура услуг – организация питания по форме шведского стола, доставка продукции потребителям, обслуживание детских и иных мероприятий, открытие сезонных площадок. Развивается направление по открытию тематических объектов, организация выездного обслуживания (кейтеринг). Данные формы обслуживания являются перспективным направлением ресторанного сервиса и могут работать как самостоятельное направление, так и в сочетании с любым форматом заведения.

Вместе с тем сфера общественного питания оказалась подвержена неблагоприятному воздействию, связанному со сложившейся в текущем году непростой эпидемиологической ситуацией. Ввиду отсутствия должного покупательского спроса, субъекты общественного питания были вынуждены ограничить установленные режимы работы, некоторые закрывались. В целях выработки предложений по решению проблемных вопросов в сфере общественного питания приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 11 создана межведомственная рабочая группа (далее – рабочая группа) с включением в ее состав представителей заинтересованных государственных органов и организаций, а также представителей бизнес-сообществ. Изучаются проблемные вопросы отрасли, в том числе в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации. Принимаются конкретные меры, а также прорабатываются предложения по развитию общественного питания, представленные бизнес-сообществом и другими заинтересованными. В настоящее время субъектами общественного питания принимаются максимально возможные меры по выходу из кризисной ситуации и сокращению потерь, возникающих в связи с отсутствием постоянного потока посетителей. 

Об увеличении продаж наших товаров

На потребительском рынке республики реализуется широкий ассортимент товаров, что позволяет потребителям осуществить свой выбор в соответствии с предпочтениями и финансовыми возможностями. И здесь прежде всего необходимо отметить открытость потребительского рынка с точки зрения вовлечения Республики Беларусь в интеграционные процессы. В условиях свободной конкуренции, свободного движения товаров в рамках Евразийского экономического союза в торговых объектах представлена продукция как белорусских, так и иностранных производителей. 

Вместе с тем одним из основных направлений работы МАРТ в настоящее время является разработка мер по регулированию и контролю на потребительском рынке для обеспечения беспрепятственного доступа и максимальной представленности в торговле отечественных потребительских товаров. Ключевая задача тут – увеличение доли продаж отечественных потребительских товаров на внутреннем рынке, прежде всего для выполнения индикаторов Доктрины национальной продовольственной безопасности, а также снижение потребительского некритического импорта.

Для решения этих задач МАРТ совместно с заинтересованными в настоящее время реализует мероприятия по защите потребительского рынка, направленные в том числе на увеличение удельного веса продажи белорусских продовольственных товаров на внутреннем рынке, на продвижение белорусской продукции, ее информационную поддержку и формирование положительного имиджа брендов белорусских производителей.

Безусловно, необходимость качественного продвижения белорусских товаров существует. МАРТ как государственный орган неоднократно выступал рекламодателем социальной рекламы, направленной на продвижение национальной продукции (наружная реклама «Купляйце беларускае!», «Беларускае – самае маё», оформление полок и ценников в магазинах белорусской символикой). Это дало неплохие результаты – популярность и престиж белорусских товаров повысились, особенно в сегменте пищевых продуктов и текстильной продукции. Сегодня мы понимаем, что такая работа должна строиться более системно. Назрела необходимость консолидированного продвижения отечественных товаров по отраслям. В этой связи по инициативе МАРТ в сентябре прошлого года была организована встреча с концернами, Министерством промышленности – представителями производителей товаров по вопросу о возможности использования потенциала социальной рекламы для продвижения их продукции на внутреннем рынке.

Ведомствам было предложено определить преимущества (уникальность или особенности) групп товаров белорусских производителей и акцентировать на них внимание посредством социальной рекламы. Полагаем, это позволит информировать потребителей о преимуществах отечественных товаров, об их потребительских достоинствах (польза для здоровья, возможности использования, наличие натуральных компонентов и т.д.), повысить их престиж и сформировать положительный имидж. Также сформировать потребительские предпочтения и спрос, что будет способствовать повышению предложения белорусской продукции в торговле, позволит увеличить товарооборот отечественных товаров и, как следствие, обеспечить защиту внутреннего рынка через конкурентные механизмы. В части продвижения белорусских продуктов питания МАРТ и концерном «Белгоспищепром» проработан вопрос создания социальной рекламы по популяризации и продвижению рапсового масла. В настоящее время концерном ведется работа по производству такой рекламы. 

В целом полагаем, что отраслевым министерствам и концернам необходимо активизировать работу по снижению затрат подведомственными организациями с целью повышения конкурентоспособности белорусских товаров по ценовому фактору, не допускать фактов необоснованных поставок товаров на экспорт в ущерб внутреннему рынку по существенно заниженным ценам, точечно отрабатывать вопросы по конкретным группам товаров, по которым имеются проблемы их оборота или идет существенная потеря доли рынка.

О белорусском бренде

В конце прошлого года распоряжением Правительства создана межведомственная рабочая группа для разработки проекта по развитию и продвижению бренда Беларуси, в том числе с учетом развития отдельных регионов. Целями и задачами работы в этом направлении мы видим:

  • создание бренда страны, визуально отражающего национальные, исторические и культурные особенности, производственные и иные достижения Беларуси и одновременно соответствующего современному развитию нашего государства, предусматривающего возможность его адаптации к различным сферам жизнедеятельности (экономика, промышленность, культура, туризм и т.д.), и его продвижение;
  • определение перечня достижений (сильных и (или) уникальных позиций) по областям и городу Минску в различных сферах жизнедеятельности, которые могут стать содержательной частью бренда и отражать в том числе отраслевые достижения.

Владимир Волчков, «СБ. Беларусь сегодня», 25 марта 2021 г.
(инфографика –
«СБ. Беларусь сегодня»)

Теги: торговля