Госатомнадзор готовит новый перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили
БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации
БЕЛТА
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
Проверок и мониторингов станет меньше. Генпрокурор рассказал подробности нового проекта указа о контрольной деятельности
В случае подписания Главой государства доработанного проекта Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности, проверок и мониторингов субъектов хозяйствования станет меньше. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Контрольных мероприятий будет меньше. Мы ужесточили в проекте (указа. – Прим. БЕЛТА) требования к обоснованию начала проверочных мероприятий. То есть очень четко прописано, что те, кто приходит проверять, должны обосновать, почему приходят. Если они это не обосновывают, тогда отвечают уже контролеры по всей строгости закона. Поэтому проверок будет меньше, но они должны быть более эффективными. Потому что контролеры в соответствии с указом, если он будет подписан, будут приходить только туда, где есть достоверная информация о нарушениях», – пояснил Генпрокурор.
То же самое, по его словам, касается и проведения мониторингов. «Если раньше были замечания со стороны субъектов хозяйствования, предпринимателей по поводу того, что под видом мониторинга, как они говорят, «кошмарили нас» – этого уже не будет. Процедура примерно такая же, как и проверка: очень жесткие требования и по срокам, и по обоснованию, по результатам. Если пришел (проверяющий. – Прим. БЕЛТА), просто так уже оттуда не уйдешь. Ты должен оставить документ: что делал, с какой целью, почему туда пришел. С этим документом будет работать руководитель субъекта хозяйствования, предприниматель и тогда давать оценку уже действиям контролеров», – сказал Андрей Швед.
Как сообщалось, на совещании 29 мая Главе государства был повторно представлен доработанный проект Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Данный документ ранее уже обсуждался на уровне Президента – совещание по этой тематике состоялось 28 марта. Тогда Главе государства представили проект Указа о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании в мае прошлого года. Александр Лукашенко отправил документ на доработку. Одно из главных его требований касалось удобства использования норм документа, изменения стиля и методов работы контролирующих органов с акцентом на повышение эффективности работы. Заинтересованным госорганам ставилась задача найти компромисс, пересмотреть подходы и выдать документ надлежащего качества. Ведь принятый в 2009 году Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который пока продолжает действовать, уже все-таки устарел, да и сама сфера нуждается в определенных корректировках, причем не только в технических.
По информации
БЕЛТА
Совет командующих погранвойсками СНГ принял 14 решений по итогам заседания в Москве
28 мая в Москве прошло 90-е заседание Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Госпогранкомитете.
На заседании присутствовали руководители пограничных ведомств всех государств Содружества, а также представители Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС. Белорусскую делегацию возглавил председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Константин Молостов.
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратились директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников и заместитель Генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов.
Члены совета обсудили обстановку на внешних границах стран СНГ и тенденции ее развития, заслушали проекты основ информационной политики в пограничной сфере и решений по ним. Стороны подвели итоги деятельности организации, а также оценили результаты проведения в 2025 году совместных специальных пограничных операций и определили задачи по их планированию на будущий год. В центре внимания также были результаты выполнения плана основных мероприятий СКПВ по подготовке и празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, вопросы гуманитарного сотрудничества. Решением СКПВ были поощрены военнослужащие, наиболее отличившиеся в защите и охране внешних границ государств – участников СНГ.
По итогам заседания приняты 14 решений, направленных на дальнейшее укрепление пограничной безопасности на внешних границах Содружества и расширение многостороннего пограничного сотрудничества.
Как дополнили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ, в заседании участвовала делегация во главе с заместителем генерального секретаря СНГ Нурланом Сейтимовым. В своем приветствии участникам встречи он отметил символичность проведения заседания в городе-герое Москве в год, который объявлен в СНГ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. «9 Мая. Граждане стран СНГ широко отметили эту важную дату, имеющую огромное историческое значение. День Победы, без преувеличения, остается священным праздником для народов стран Содружества, а память о нем является сегодня важнейшим объединяющим и сплачивающим фактором на просторах Содружества Независимых Государств», – подчеркнул он.
По словам Нурлана Сейтимова, в странах СНГ продолжается проведение множества приуроченных к этой дате мероприятий, направленных на увековечение подвига героев Великой Отечественной войны. Одним из примеров стало завершение международной военно-патриотической акции – «Эстафеты Победы» вдоль внешних границ государств – участников СНГ, организованной под эгидой совета. Он поблагодарил командующих пограничными войсками за вклад в укрепление единства и исторически сложившейся дружбы народов Содружества, сохранение памяти о героической борьбе наших народов против фашизма.
«Беспрецедентность событий, происходящих в современном мире, динамичность трансформации рисков и вызовов в реальные угрозы безопасности как отдельных государств, так и целых регионов, а также реальная практика обеспечения пограничной безопасности в сложившихся условиях указывают на необходимость согласования общих усилий в области охраны внешних границ Содружества», – уверен заместитель Генерального секретаря СНГ.
Координирующая роль в выработке и принятии совместных мер, направленных на укрепление стабильности и противодействие существующим вызовам и угрозам, по его словам, отведена Совету командующих пограничными войсками СНГ. С этой целью эффективно реализуется широкий комплекс мер, предусмотренных программой сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы. «На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2025 года предполагается утвердить программу на 2026–2030 годы, которая разработана советом в целях дальнейшего надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах и поддержания стабильного положения на них в условиях динамичной трансформации геополитической ситуации на глобальном и региональном уровнях», – проинформировал Нурлан Сейтимов.
Он также выразил уверенность, что решения, принятые на заседании совета, станут достойным вкладом в поддержание стабильного положения на внешних границах СНГ и укрепление пограничного братства.
По информации
БЕЛТА
Страны СНГ развивают сотрудничество по укреплению пограничной безопасности
В Москве состоялась рабочая встреча руководителей международно-правовых структур пограничных ведомств государств Содружества на тему «Итоги реализации программы сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы и приоритетные задачи по дальнейшему совершенствованию совместной деятельности». Об этом
БЕЛТА сообщили в Совете командующих пограничными войсками (СКПВ).
В мероприятии приняли участие представители пограничных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также Координационной службы СКПВ и Исполнительного комитета СНГ.
Участники рабочей встречи детально обсудили предварительные итоги реализации межгосударственного документа. При этом отмечены достаточно высокий уровень многостороннего пограничного сотрудничества государств СНГ, адекватный уровню современных вызовов и угроз пограничной безопасности, и положительная динамика выполнения программных задач.
Одновременно было уделено особое внимание заблаговременной выработке конкретных практических мер по решению задач на среднесрочную перспективу – до 2030 года.
Также в этот день состоялось заседание экспертной группы пограничных ведомств государств СНГ по доработке и согласованию проектов документов, вносимых на рассмотрение 90-го заседания Совета командующих пограничными войсками. В заседании приняли участие представители пограничных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Координационной службы СКПВ и Исполнительного комитета СНГ.
Эксперты согласовали проекты документов и рекомендовали их для рассмотрения на 90-м заседании СКПВ, которое состоится 28 мая в Москве.
По информации
БЕЛТА