В некоторых областях Беларуси введены ограничения на лов рыбы. О чем нужно помнить, чтобы не получить штраф?
Изменения связаны с началом нереста у большинства видов рыб.

С 20 марта до 18 мая ограничения по способам и орудиям лова введены в Брестской и Гомельской областях, рассказали в Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси. Рыбачить на этих территориях теперь можно только одной удочкой с одним крючком или одним спиннингом, оснащенным искусственной приманкой, с одним одинарным, двойным или тройным крючком в светлое время суток с берега – без захода в воду. Эти нормы прописаны в правилах ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.
– Применение любых других орудий или способов лова в период запрета квалифицируется как нарушение и влечет наложение штрафа. За выловленную запрещенным способом или орудием рыбу нарушитель обязан возместить вред по тройным таксам. На протяжении всего периода запрета гражданам запрещено пользоваться маломерными судами – не только для рыболовства, но и для других целей, – подчеркнули в инспекции.
Поэтапно аналогичные запреты введут в других регионах Беларуси. Например, в Минской, Могилевской и Гродненской областях запрет на лов рыбы продлится с 1 апреля по 30 мая, в Витебской – с 10 апреля по 8 июня. Рыбачить без каких-либо ограничений по всей стране можно будет с начала августа до конца октября.
Охотникам на заметку
Весенние нововведения коснулись также охотников. Например, сезон добычи пернатой дичи открылся в республике 13 марта и продлится до 9 мая. Охотиться разрешено на пролетных гусей: серого, белолобого, гуменника, канадскую казарку.
С 20 марта до 10 мая можно добывать самцов глухаря, тетерева и вальдшнепа. Однако в самок последних стрелять весной запрещено. Если летит пара вальдшнепов, то последняя птица, как правило, самец. Можно применять гладкоствольное охотничье оружие с использованием патронов, снаряженных дробью. Разрешенное время охоты на вальдшнепа – с 18 до 22 часов, в другое время оружие должно быть разряжено и зачехлено.
Следует помнить, что глухарь и тетерев относятся к нормируемым видам охотничьих животных, поэтому для охоты на них нужно приобрести не только путевку, но и разрешение на добычу. Охотиться на этих птиц можно с 3 до 9 часов ружейным способом на токах, с подхода и из засады.
К слову, с 1 января 2021 года вступили в силу новые правила приобретения, хранения и ношения гладкоствольного охотничьего оружия. Так, срок разрешения на его хранение и ношение увеличен с 3 до 5 лет. Медсправка о состоянии здоровья теперь выдается на такой же период времени.
Подготовила Наталья Марцинкевич
Фото Степана Тюшкевича
По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси
Депутатами в первом чтении 3 октября принят законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Проект предусматривает комплексное внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПИКоАП) по итогам анализа правоприменительной практики и принятых законодательных актов. В течение пяти лет в эти кодексы вносились лишь единичные, небольшие по объему изменения. Эти корректировки были вызваны необходимостью безотлагательного регулирования важнейших отношений, связанных с обеспечением интересов национальной безопасности, а также с разрешением вопросов, имеющих особую социальную значимость. При этом закрепленные в новых редакциях кодексов новации и базовые подходы за этот период не корректировались.
Предлагаемые сейчас изменения – это очередной шаг по устранению пробелов правового регулирования в этой сфере с учетом социально-экономического развития страны. Предполагаются либерализация ответственности за административные правонарушения, повышение профилактической составляющей в этой сфере и оптимизация административного процесса. Законопроект представил директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский. Корреспондент БЕЛТА указала ключевые новации.
Без кардинальных изменений
В целом законопроект не предполагает каких-либо кардинальных изменений. Он отражает последовательную правовую политику, направленную на дальнейшее развитие, совершенствование и укрепление слаженно функционирующего в настоящее время механизма.
По словам Андрея Мательского, в проекте реализовано семь поручений Главы государства, в том числе предписания пяти указов.
Так, во исполнение актов Главы государства КоАП дополняется новыми нормами, которые устанавливают административную ответственность за ряд правонарушений. В частности, это нарушение порядка приобретения служебных и специальных легковых автомобилей (ст. 24.60 КоАП). Указом Президента упорядочены требования в отношении приобретения автомобилей. Это требования к стоимости, производителю автомобиля, обязательному отсутствию просроченной задолженности по платежам в бюджет и выплате заработной платы. За невыполнение этих требований законопроектом предусматривается соответствующая ответственность.
Предусмотрена ответственность за нарушение требований к охвату территорий услугами сотовой электросвязи и качеству таких услуг. В соответствии с актом Главы государства правительством определены конкретные требования к охвату территории и качеству, за невыполнение которых предусматривается ответственность.
Предусмотрен новый состав ответственности за совершение запрещенных сделок и операций с цифровыми знаками (токенами) – ст. 2.36. Это же касается незаконного представления Республики Беларусь на международных, культурных, спортивных, образовательных мероприятиях (ст. 24.62), нарушения порядка проведения работ по регулированию распространения численности отдельных видов инвазивных растений (ст. 16.46).
В соответствии с поручением Главы государства установлена ответственность за пропаганду гомосексуальных отношений, смены пола, бездетности, педофилии. КоАП дополняется ст. 19.16.
Усиливается профилактическая составляющая
Второй блок ключевых положений проекта нацелен на усиление профилактической составляющей законодательства об административной ответственности. Директор Национального центра законодательства и правовой информации (НЦЗПИ) пояснил, что для этого расширяются обстоятельства, исключающие административную ответственность при условии оперативного устранения допущенных нарушений и предотвращении вредных последствий.
В частности, исключается ответственность за неуплату налогов и иных обязательных бюджетных платежей в сумме, не превышающей 100 базовых величин (БВ), если возникшая задолженность устранена в течение 10 дней со дня вручения акта проверки. По действующим правилам ответственность не наступает, если задолженность не превышает 1 % от подлежащей уплате суммы. Проектная же норма вводит дополнительный альтернативный критерий: не более 100 БВ либо 1 %.
Проектом исключается ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках при условии устранения нарушений в установленный срок после получения предписания государственного органа. Освобождение не будет применяться в случаях повторного выявления таких нарушений в течение года. Соответствующее примечание предусматривается к ст. 12.9 КоАП.
Исключается ответственность за указание недостоверных сведений в статистической декларации, если до начала административного процесса в декларацию внесены соответствующие поправки.
Андрей Мательский подчеркнул, что во всех указанных случаях неприменение ответственности будет обязательным.
Также вводится новое универсальное правило, распространяющееся на любые административные правонарушения, совершенные субъектами хозяйствования. Это правило позволит освобождать юридическое лицо от административной ответственности, если оно предотвратило вредные последствия правонарушения. Такое освобождение не является безусловным, подчеркнул он. Решение будет приниматься с учетом всех обстоятельств правонарушения. Возможность исправить допущенные ошибки без привлечения к ответственности стимулирует объекты хозяйствования к немедленному устранению допущенных нарушений.
Проектом совершенствуется такой профилактический институт, как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Этот институт достаточно новый, он был введен в 2021 году. В целях его развития предлагается дополнить ПИКоАП новым специальным разделом – применение мер воспитательного воздействия. Новый раздел системно закрепляет требования, общие и особенные аспекты применения мер воспитательного воздействия. В частности, с учетом запросов правоприменителей определяются система законодательства, регулирующего порядок и условия применения таких мер, непосредственные исполнители, сроки и способы реализации и соответствующие процессуальные процедуры.
Соразмерность ответственности характеру деяния и причиненному вреду
В контексте требований Президента о справедливости при привлечении к административной ответственности ряд проектных норм нацелен на обеспечение соразмерности ответственности характеру деяния и причиненному вреду. Проект содержит поправки, которые обеспечивают такую соразмерность. Эти корректировки касаются как нарушений, допускаемых при осуществлении хозяйственной деятельности, так и жизненных ситуаций, в которые попадают граждане. В частности, предлагается дифференцировать ответственность за отдельные правонарушения со смягчением санкций за деяния, характеризующиеся меньшей степенью общественной опасности.
Андрей Мательский привел пример. Статьей 18.14 КоАП установлена ответственность за управление транспортным средством лицом, которое не имеет на это право. Предусмотрены штрафы от 5 до 20 БВ. За повторное в течение года совершение такого же нарушения ответственность существенно ужесточается – штрафы от 20 до 50 БВ, или общественные работы, или административный арест. Совершение такого правонарушения в третий раз влечет уже уголовную ответственность.
«Столь жесткие меры, вне всякого сомнения, оправданы, когда они применяются к лицам, лишенным водительских прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Высокую общественную опасность по понятным причинам представляет и тот, кто садится за руль и водительских прав не имел никогда», – заметил директор НЦЗПИ.
Вместе с тем под действие приведенных жестких мер попадают и те граждане, у которых просто истек срок действия водительского удостоверения, но они по разным причинам не прошли процедуру его замены. Общественная опасность такого правонарушения не сопоставима с вышеназванными случаями. По этой причине действующие меры ответственности вплоть до уголовной, очевидно, не соразмерны тяжести такого проступка. Соответственно, законопроектом предлагается уточнить эти положения.
По словам Андрея Мательского, управление транспортным средством с истекшим сроком действия водительского удостоверения выделяется в отдельный состав. Деяния переводятся из категории значительных правонарушений в разряд проступков. Устанавливается соразмерный штраф в диапазоне от 2 до 5 БВ. Неоднократное совершение такого проступка не будет влечь уголовную ответственность.
Вместе с тем обеспечение соразмерности ответственности – это не всегда ее смягчение. Данные правоприменительной практики свидетельствуют о необходимости в отдельных случаях и усиления мер такого воздействия. К примеру, в 2024 году произошло более 1 тыс. ДТП с участием пешеходов – 143 человека погибли и 940 были травмированы. Каждый третий погибший пешеход находился в состоянии опьянения. В прошлом году нетрезвыми пешеходами совершено 32,5 тыс. нарушений правил дорожного движения и каждое десятое нарушение при этом допущено повторно.
Согласно действующему порядку, если такой проступок совершен впервые, то человек освобождается от ответственности с объявлением предупреждения. Приведенная статистика показывает, что существующие меры воздействия в данном случае не оказывают необходимого профилактического эффекта. В связи с этим проектом вносится корректировка, согласно которой нетрезвого пешехода можно будет сразу привлекать к более строгой административной ответственности за нарушение ПДД, не дожидаясь, когда он совершит аналогичный проступок повторно.
Предстоит большая работа
Законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности» принят в первом чтении. И сегодня же в Палате представителей состоялось заседание рабочей группы по данному проекту.
«Нам предстоит большая работа по рассмотрению тех замечаний и предложений, которые поступили в тот период, когда проект находился в Палате представителей. Мы будем над этим работать, – сказал заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Александр Омельянюк. – Предложения разноплановые. Они поступили от депутатов, которые изучили проект. Они касаются изменений в ПИКоАП, реализация предложений, которые явились результатом парламентских слушаний, касающихся развития цифровой экономики в нашей стране».
В частности, рассмотрено предложение Федерации профсоюзов Беларуси о введении административной ответственности нанимателей за неперечисление, неполное и (или) несвоевременное перечисление профсоюзных взносов, удерживаемых по письменным заявлениям работников. Комитет государственного контроля предлагает дополнить проект определением используемого в ПИКоАП термина «надлежащее извещение» (в настоящее время такое определение в ПИКоАП не раскрыто).
«Нужно внимательно изучить мнение всех заинтересованных. И, конечно, мы эту задачу всегда выполняли и выполняем. Очень важно выслушать все мнения по тем предложениям и замечаниям, которые поступили, и принять аргументированное, взвешенное решение», – заключил Александр Омельянюк.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Административную ответственность для бесправников планируют дифференцировать в зависимости от категории правонарушителей. Это предусмотрено проектом Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», который принят депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
Заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Александр Омельянюк в комментарии журналистам пояснил, что ряд предложений в законопроект был внесен правоприменителями. «Жизнь показала, что те или иные нормы нужно изменить. Речь идет в целом об умеренной либерализации. Эту тенденцию мы поддерживаем. Речь не идет о том, что мы только ужесточаем или только смягчаем (ответственность. – Прим. БЕЛТА)», – сказал он.
В качестве примера депутат привел два правонарушения, которые касаются нарушений правил дорожного движения. «Сегодня у нас установлена административная ответственность лица, управляющего транспортным средством и не имеющего такого права. Под эту категорию подпадают и лица, которые никогда не учились и не получали такого права, и лица, которые лишены такого права за какие-то правонарушения, и лица, которые просрочили свое водительское удостоверение. Естественно, это разные люди, разные нарушения, поэтому ответственность должна быть различной», – отметил Александр Омельянюк.
Законопроектом вносятся изменения, которые разграничивают эти категории. Тот, кто по каким-то причинам не продлил срок действия своего водительского удостоверения, естественно, будет отвечать. Но это более мягкое правонарушение, и ответственность за него, соответственно, будет ниже.
В то же время статистика ГАИ показывает, что много правонарушений совершается пешеходами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Зачастую они сами становятся жертвами. «И это требует определенных изменений. По действующему закону пешеход, находящийся в состоянии опьянения, за первое нарушение будет только предупрежден. Этого оказалось недостаточно. Поэтому корректировка предусматривает ответственность пешехода, который находится в таком состоянии. Без предупреждения он может быть сразу привлечен к административной ответственности», – пояснил депутат.
Проектом Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности» предлагается корректировка отдельных норм Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Корректировка направлена на дальнейшее развитие концептуальных подходов, закрепленных в КоАП и ПИКоАП, в том числе повышение оперативности производства по делам об административных правонарушениях, обеспечение применения профилактических и воспитательных мер воздействия.
Устраняются пробелы в административно-правовом регулировании с учетом экономических, социальных и политических процессов, имеющих место в настоящее время, преимущественно в интересах обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Положения Особенной части КоАП приводятся в соответствие с предписаниями отраслевого законодательства. Уточняется подведомственность дел об административных правонарушениях, исходя из сфер контрольной деятельности государственных органов.
По информации БЕЛТА
Председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Михаил Русый рассказал журналистам о новациях законопроекта по вопросам административной ответственности, передает корреспондент БЕЛТА.
Под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой сегодня прошло очередное заседание экспертного совета. В числе рассмотренных вопросов – проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Проектом закона корректируются положения Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в целях усиления либо введения административной ответственности за правонарушения, связанные с ненадлежащим содержанием населенных пунктов, территорий лесного фонда и других территорий.
Комментируя проект закона, Михаил Русый подчеркнул важность борьбы с инвазивными растениями. «Мы подняли планку ответственности, но вместе с тем инвазивные растения могут быть незнакомы простым людям. Поэтому эксперты предложили: меры ужесточения должны сопровождаться разъяснительной работой. Необходимо прийти к человеку, показать, рассказать и выдать предписание. Если же меры не будут устранены, тогда включается механизм административной ответственности», – отметил он.
Парламентарий добавил, что законопроект является частью общих усилий по наведению порядка на всей территории страны в рамках требований Главы государства. «Благоустройство и наведение порядка необходимо начинать с себя», – подчеркнул он.
Михаил Русый отметил, что будут введены серьезные меры ответственности за загрязнение лесов, прилегающих территорий и территорий предприятий. За непринятие мер по отдельным направлениям штрафы для юридических лиц могут достигать тысячи базовых величин, отметил он.
Увеличиваются и санкции за выброс мусора из автотранспорта. «Необходимо наводить серьезный порядок», – добавил парламентарий.
Принятие законопроекта с учетом доработок обеспечит местным органам власти, контролирующим органам и другим компетентным учреждениям существенные инструменты для сохранения природной красоты страны.
«Люди приезжают в Беларусь и отмечают: приятно, обкошено. Самое главное – понимать: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Поэтому надо начинать с себя, чтобы не допускать последствий, которые потом придется устранять», – дополнил Михаил Русый.
Члены экспертного совета в целом поддерживают проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», поскольку его принятие создаст условия для действенного контроля за состоянием благоустройства населенных пунктов, лесов и других территорий, надлежащим содержанием объектов республиканской и коммунальной собственности.
По информации БЕЛТА
Под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой прошло очередное заседание экспертного совета, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
На повестке – проект Закона «Об изменении законов», которым корректируются законы от 4 ноября 2003 г. «О государственной дактилоскопической регистрации», от 21 июля 2008 г. «О Государственной границе Республики Беларусь», от 11 ноября 2008 г. «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Проектом Закона «О государственной дактилоскопической регистрации» предусмотрено проведение государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Республики Беларусь на территории Республики Беларусь в соответствии с перечнем лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации.
Реализация положений проекта закона будет способствовать обеспечению общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижению уровня преступности и криминализации общества, а также обеспечению национальной безопасности в части своевременного предупреждения, выявления и пресечения экстремистской деятельности, установления лиц, причастных к такой деятельности.
Еще один важный вопрос в сфере внимания экспертов на сегодняшнем заседании – проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Проектом закона корректируются положения Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в целях усиления либо введения административной ответственности за правонарушения, связанные с ненадлежащим содержанием населенных пунктов, территорий лесного фонда и других территорий.
Как отметил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк, внедрение новых норм позволит более эффективно реагировать на нарушения, связанные с содержанием территорий, и обеспечит должный контроль за соблюдением экологических стандартов.
«Данный проект закона вызвал большой интерес и у экспертов, и у общественности. Мы получили очень много замечаний и предложений», – подчеркнул председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Михаил Русый. Парламентарий дополнил, что конструктивные замечания и рекомендации экспертов позволят создать более сбалансированный и эффективный нормативный акт.
В процессе законотворчества максимально задействован потенциал экспертного совета при Совете Республики. Это своего рода фильтр важнейших для страны законодательных решений. Каждый нормативный правовой акт, предусматривающий концептуальное изменение правового регулирования тех или иных отношений, рассматривается на экспертном совете с привлечением широкого круга специалистов. Итоги проделанной работы подтверждают, что функционирование дополнительного экспертного фильтра позволяет принимать взвешенные и обдуманные решения, всесторонне рассматривать предлагаемые новации и оценивать потенциальные риски от их реализации на практике. С начала его работы рассмотрено 314 документов, из которых поддержано без замечаний 90 (порядка 30 %).
По информации БЕЛТА
Вступили в силу скорректированные Правила охоты и Правила ведения охотничьего хозяйства, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2024 № 420.
Обращаем внимание на основные изменения.
1. Правила охоты дополнены определениями понятий – «добор подранка» и «подранок», отдельные определения уточнены.
2. Перечень охотничьих животных нормируемых видов (приложение 2 к Правилам охоты) дополнен медведем и рысью. При этом, предусмотрен особый порядок их добычи – путем организации охоты в соответствии с Правилами охоты и на основании планов управления популяциями соответствующих видов. Правила охоты и Правила ведения охотничьего хозяйства дополнены нормами, регламентирующими организацию и проведение охоты на медведя и рысь, в том числе определены разрешенные сроки, способы и орудия охоты, а также требования в части половозрастных признаков данных животных и особых условий добора подранков.
Также установлено, что планирование изъятия медведя и рыси осуществляется на основании планов управления популяциями данных видов, охотоустроительной документации и в порядке, определяемом Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь обеспечивает разработку и утверждение планов управления популяциями медведя и рыси.
Фактически медведю и рыси придается так называемый «бинарный статус» – являются дикими животными, отнесенными к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и, одновременно, – охотничьими животными при необходимости регулирования численности (по территориальному принципу) в соответствии с планами управления их популяциями. Аналогичный подходы давно применяется в Республике Беларусь в отношении зубра (основной генофонд – краснокнижник, резервный генофонд – охотничьи животные).
Предлагаем ознакомиться с позициями РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов» о статусе бурого медведя и европейской (обыкновенной) рыси в Республике Беларусь по ссылке.
3. В приложении 3 к Правилам охоты упраздняются требования в отношении нарезного охотничьего оружия (дульной энергии пули), а также исключается перечень калибров (патронов) указанного выше оружия.
С актуальным перечнем патронов (калибров) нарезного охотничьего оружия, разрешенных для добычи зубров, медведей, лосей, оленей, кабанов, косуль и других животных, установленным Минлесхозом можно ознакомиться по ссылке.
Благодаря усовершенствованным Правилам охоты и Правилам ведения охотничьего хозяйства появилась возможность добыть новые трофейные виды, а сама охота стала более регламентированной. Уважаемые охотники, чтобы избежать штрафов подробно изучите Указ Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2024 г. № 420 и следите за всеми изменениями в законодательстве.
