23.03.2021
Идентификационный номер как «визитная карточка» автомобиля
Отмена госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении подвигла автовладельцев к массовому прохождению технического осмотра автомобилей.
Один из важных этапов техосмотра – сверка идентификационных номеров транспортных средств (сокращенно – VIN). Именно при прохождении техосмотра некоторые водители с удивлением узнают, что номер автомобиля не читается или вызывает сомнение в подлинности, и транспортное средство отправляют на экспертизу. Что это значит и почему на VIN нужно обращать пристальное внимание, разбираемся «по полочкам» с судебными экспертами управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области.
Что такое VIN автомобиля и почему его надо знать?
У каждого транспортного средства (будь то мопед либо седельный тягач) на различных частях кузова (под пассажирским сиденьем, на задней стенке моторного отсека, под ветровым стеклом и т.д.) нанесены 17-значные буквенно-цифровые уникальные номера. В данной комбинации знаков зашифрована полная информация о его технических характеристиках, годе выпуска, производителе и т.д. В идентификационном номере транспортного средства используются буквы латинского алфавита и арабские цифры.
Первые три символа VIN обозначают географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства. Следующие шесть знаков – индекс изделия, содержащий информацию об основных параметрах и свойствах автомобиля, при этом выбор знаков, порядок их расположения и структура расшифровки определяются предприятием-изготовителем. Последние восемь знаков содержат сведения о порядковом производственном номере транспортного средства.
После выпуска автомобиля VIN является индивидуальной неотъемлемой его частью, как паспорт гражданина и является основополагающей информацией при совершении любых действий, будь то продажа, перемещение либо регистрация транспортного средства.
Какие существуют риски при приобретении авто из другой страны?
Риск приобрести авто с криминальным прошлым. После совершения хищения транспортного средства преступники видоизменяют его идентификационный номер и впоследствии его продают, в том числе и на территории другого государства. Из своего опыта эксперты управления ГКСЭ по Могилевской области знают, что злоумышленники изменяют VIN различными способами. Например, удаляют маркировку (отдельные символы) и наносят другую либо демонтируют площадку с номером и устанавливают на ее место аналогичную с вторичной маркировкой.
При постановке авто на учет в Госавтоинспекции сотрудники проверяют идентификационный номер. Если его подлинность вызывает сомнение, сотрудники ГАИ направят автомобиль на экспертизу в Государственный комитет судебных экспертиз, где эксперт установит, изменялся ли VIN, а в случае изменения – и его первоначальное содержание, по которому возможно определить законного владельца транспортного средства.
Учитывая вышеуказанный риск приобрести «криминальное» подержанное авто, эксперты управления ГКСЭ по Могилевской рекомендуют покупателям до совершения сделки сверять соответствие указанных в свидетельстве о регистрации транспортного средства данных с действительностью (цвет лакокрасочного покрытия, идентификационный номер, год выпуска). А также внимательно изучить внешний вид номерной площадки и нанесенных символов. Если вы обнаружили следы шпатлевания, шлифовки, царапины, потеки красок, это должно насторожить, поскольку данные следы могут указывать на «криминальную» составляющую истории транспортного средства.

Какие специалисты проверяют подлинность VIN автомобиля?
Эксперты управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области в рамках проведения экспертизы идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств. Указанные экспертизы назначаются правоохранительными органами, а также проводятся по заявлениям граждан и юридических лиц. Если при покупке подержанного транспортного средства у покупателя возникают сомнения в подлинности идентификационного номера, эксперты управления ГКСЭ по Могилевской области рекомендуют еще до совершения сделки провести экспертизу и быть уверенным в «чистоте» авто, чтобы потом не прочувствовать на личном горьком опыте народную мудрость «скупой платит дважды».
В Могилеве эксперты Госкомитета судебных экспертиз расположены по адресу: ул.Гагарина, 58А, в Бобруйске – ул.М.Горького, 1.
Что делать автовладельцу, если в процессе долгой эксплуатации или по иным причинам номер стал нечитаемым?
Нередки случаи, когда номера покрываются коррозией либо повреждаются в процессе некачественного ремонта, либо в результате ДТП. Судебные эксперты не рекомендуют автовладельцам пытаться решить данную проблему с помощью подручных средств или доверять ее автомастерам. Целесообразно обратиться за помощью к экспертам Госкомитета судебных экспертиз. Используя различные методики и реактивы, им зачастую удается восстановить поврежденные и коррозированные номера.
Какие последствия ждут автовладельцев, если идентификационный номер не читается или «перебит»?
Если VIN не читается, то автомобиль невозможно поставить (снять) с учета, совершить продажу, а также невозможно получить допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (пройти техосмотр). Управление (эксплуатация) транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, влечет административную ответственность.
Гораздо серьезнее последствия для владельцев авто с измененным номером. По данному факту возбуждается уголовное дело, в ходе расследования которого устанавливается, числится ли автомобиль в угоне либо ввезен на территорию Республики Беларусь без уплаты таможенной пошлины. Далее транспортное средство возвращают законному владельцу или оно подлежит обращению в доход государства в случаях, установленных законодательством.
Ирина Рачковская, официальный представитель УГКСЭ по Могилевской области.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь
(фото - сайт ГКСЭ)
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автоперевозок грузов с третьими странами
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами. Об этом на полях Евразийского экономического форума во время панельной сессии «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация» заявил Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Вопрос либерализации международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами инициирован Беларусью. «Призываю двигаться более быстрыми темпами по его решению. На мой взгляд, в области автомобильных перевозок нам не хватает прорывных решений, которые бы позволили успешно преодолеть переориентацию товаров, сырьевых потоков в нашем экономическом пространстве с западного на южное и восточное направления. Полагаю, что либерализация и гармонизация этой сферы будут одним из таких шагов, который позволит динамично развиваться в области автомобильных перевозок Союза», – отметил Алексей Ляхнович.
По словам министра, одним из приоритетных направлений развития транспортного комплекса остается дальнейшая цифровизация. Особое внимание при этом уделяется цифровизации перевозок и развитию интеллектуальных транспортных систем. «В процессе обеспечения безопасности дорожного движения и оперативного реагирования на изменения дорожной ситуации активно внедряются технологии машинного зрения и искусственного интеллекта. Для этих целей в Беларуси создан Центр мониторинга дорожного движения. В следующем году завершим работы по разработке программно-аппаратного комплекса для этого центра», – добавил Алексей Ляхнович.
Кроме того, обеспечена возможность полного электронного документального сопровождения грузовых и железнодорожных перевозок, начиная от принятия заявки на перевозку грузов до оформления их выдачи. «Все коммерческие перевозки внутри Беларуси происходят в электронном виде. Реализована возможность обмена электронными перевозочными документами с цифровой подписью международным сообщением на основе международных технических стандартов. В части автомобильных перевозок необходимо более активно двигаться во внедрение международной товарно-транспортной накладной в электронном виде. Ожидаем конкретных результатов от деятельности рабочей группы по этому вопросу, созданной на площадке ЕЭК», – подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций.
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.
ГАИ предлагает урегулировать каршеринговые услуги отдельным документом
ГАИ предлагает урегулировать каршеринговые услуги отдельным нормативным правовым актом, сообщил начальник главного управления Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Виктор Ротченков на семинаре-совещании на тему «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь» в Палате представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
«МВД совместно с Мингорисполкомом вышли с инициативой о разработке нормативного правового акта, регулирующего сферу оказания услуг по аренде транспортных средств и средств персональной мобильности», – сказал Виктор Ротченков.
По его словам, предлагается закрепить обязанность проверки получателей услуг каршеринга на наличие действующего водительского удостоверения, ограничений в праве управления транспортными средствами. В отношении арендных электросамокатов предлагается ввести ограничения их размещения, дополнительные скоростные ограничения в потенциально опасных местах, а также установить полный или частичный запрет движения на определенных территориях (территориях учреждений образования, парков, объектов историко-культурной ценности). Предполагается, что конкретные места ограничений должны будут определяться местными органами власти.
В ходе совершенствования правового регулирования данной сферы, по словам Виктора Ротченкова, представляется необходимым: законодательное закрепление понятия «каршеринг» как отдельного вида услуг, определение порядка оказания услуги и осуществления контроля со стороны государственных органов, права и обязанности субъектов такой услуги, в том числе по профилактике правонарушений. Также видится необходимым определить перечень требований к оборудованию и оформлению транспортных средств, предоставляемых в рамках оказания услуги.
По информации
БЕЛТА