МАРТ проведет горячую линию для потребителей 12 и 15 марта
Министерство антимонопольного регулирования и торговли проведет горячую линию для потребителей 12 и 15 марта, сообщили БЕЛТА в пресс-службе МАРТ.
«Ежегодно 15 марта в Беларуси, как и во всем мире, отмечается День потребителя. Министерство организует 12 и 15 марта с 14.00 до 17.00 горячую линию для потребителей по телефону 8 (017) 223-42-02», – рассказали в пресс-службе.
Специалисты отдела по защите прав потребителей МАРТ ответят на вопросы, проконсультируют и подскажут выход из проблемной ситуации, а также расскажут, на что обращать внимание при покупке товаров в интернет-магазинах и как грамотно защищать свои законные права.
По сообщению БЕЛТА
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации БЕЛТА
Интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Об этом рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре БЕЛТА.
Судя по обращениям в МАРТ, а также запросам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые пытаются разобраться, как правильно действовать в рамках законодательства, интернет-магазины в Беларуси пользуются большой популярностью, отметила Инна Гаврильчик. «Мы видим, что это очень популярно, покупок очень много. Об этом же свидетельствует рост количества интернет-магазинов в стране. По состоянию на 1 января 2025 года в Беларуси была зарегистрирована почти 31 тыс. интернет-магазинов – это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году», – рассказала Инна Гаврильчик.
С ростом популярности взаимоотношения интернет-площадок с потребителями также начали строиться более активно. Возникла необходимость регулирования этой сферы деятельности. В чистом виде интернет-площадка не являлась до недавнего времени стороной во взаимоотношениях с потребителем. «У нас взаимоотношения такие: потребитель – продавец интернет-торговли. Но площадка – это тоже ресурс, который оказывает потребительские услуги, предоставляет информацию о товарах, возможность оплатить, заказать и так далее», – пояснила начальник управления.
Регулирование этой сферы уже началось: в правила дистанционной торговли были внесены изменения о том, какой ресурс является интернет-площадкой, кто является владельцем интернет-площадки, а также дано определение пунктам выдачи заказов, что тоже актуально для потребителей. «С 11 июля вступают в действие нормы, которые предусматривают обязанность интернет-площадок и интернет-магазинов отвечать на электронные обращения потребителей. До этого времени такой обязанности не было», – сказала представитель МАРТ.
Зачастую на интернет-площадках присутствуют продавцы не из Беларуси, что затрудняет разрешение потребительских споров, восстановление нарушенных прав. В связи с этим в перспективе планируется возложить на интернет-площадку такие же обязанности, как и у продавца. «Если продавца нет в Республике Беларусь, но через интернет-площадку потребитель заказал товары, он пытается обратиться к продавцу – тот не реагирует, значит, он имеет право обратиться к интернет-площадке. Например, сдать некачественный товар, потребовать возврат денег за этот некачественный товар», – пояснила Инна Гаврильчик.
По информации БЕЛТА
Министерство антимонопольного регулирования и торговли ужесточает требования к торговым организациям за реализацию просроченной продукции. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе ведомства.
«В последнее время участились случаи формального подхода торговых организаций к исполнению решений МАРТ. После выявления нарушения контрольным органом субъект его устраняет и, зачастую, продолжает дальше нарушать. Так, за январь–июнь по результатам проведенных контрольно–аналитических мероприятий направлено более 1,1 тыс. рекомендаций по устранению нарушений, выдано порядка 230 предписаний о запрете реализации продукции, в том числе с истекшими сроками годности (реализации), к административной ответственности привлечено более 350 виновных лиц», – отметили в ведомстве.
Для повышения ответственности предпринимателей перед потребителями МАРТ ужесточает требования к торговым организациям за реализацию просроченной продукции, несоблюдение обязательного перечня товаров и завышение цен. «В случае выявления подобных фактов, решения о приостановлении работы торговых объектов будут приниматься по более жестким критериям. Соответствующий приказ подписан 1 июля 2025 года», – проинформировали в пресс-службе.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
МАРТ принято постановление от 10 июня 2025 г. № 38 «Об изменении постановлений Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь», которым с 1 июня 2025 г. повышены тарифы на тепловую и электрическую энергию, используемую для нужд отопления и (или) горячего водоснабжения, отпускаемую энергоснабжающими организациями ГПО «Белэнерго» организациям, в отношении которых применяются тарифы на уровне тарифов для населения.
Постановления МАРТ от 18 января 2017 г. № 7, от 27 февраля 2017 г. № 16 и от 8 сентября 2017 г. № 49 приведены в соответствие с постановлением Совета Министров Республики от 9 июня 2025 г. № 313 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166», предусматривающим повышение тарифов на тепловую и электрическую энергию, используемую населением для нужд отопления и (или) горячего водоснабжения.
Принятое постановление МАРТ вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июня 2025 г., и не касается расчетов с населением.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации БЕЛТА