12.03.2021
Новые нормы строительной деятельности – кого они коснутся?
Глава государства подписал важный для всех участников стройкомплекса документ – Указ № 58 «Об осуществлении строительной деятельности», которым значительно упростился ввод в эксплуатацию строительных объектов. Кроме того, предполагается, что нормы Указа позволят простимулировать предпринимательскую инициативу и деловую активность в строительной деятельности, а также упростить порядок и сократить сроки инвестиционного цикла возведения объектов. Какие еще нововведения предусмотрены этим документом, рассказала корреспонденту БЕЛТА начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Антонина Петрушина.
Как отметила эксперт, подготовить этот Указ предложила Федерация профсоюзов Беларуси для социально-экономической поддержки стройорганизаций в период сложившейся эпидемиологической ситуации и урегулировать отдельные вопросы в сфере строительной деятельности.
Минстройархитектуры в свою очередь провело анализ практики применения строительными организациями такого способа обеспечения своих обязательств по устранению результата строительных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, как резервирование. И этот анализ показал, что до 80 % зарезервированных средств не востребовано, а ведь они исключены из оборота. «По мнению ведущих строительных организаций, принятый на сегодняшний день уровень резервирования является избыточным и приводит к значительному вымыванию оборотных средств строительных организаций, отрицательно влияет на финансовые показатели их деятельности. Уменьшение размера средств, резервируемых на специальных счетах, до 0,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ позволит строительным организациям использовать более 66 % средств, находящихся на специальных счетах, на пополнение оборотных средств», – считает начальник управления. Учитывая все это, в Указе предусмотрена возможность однократного использования до 50 % уже зарезервированных средств, находящихся на специальном счете на дату вступления в силу Указа, на пополнение оборотных средств, добавила Антонина Петрушина. Кроме того, снижен размер резервирования средств, которые предназначены для исполнения подрядчиком своих обязательств по устранению недостатков строительных работ, выявленных в период гарантийного срока эксплуатации объекта. Данный размер будет составлять 0,5 % от стоимости выполненных работ вместо прежних 1,5 %.
В Беларуси, по мнению специалиста, назрела также необходимость упростить процедуры ввода и постановки на учет объектов строительства сельскохозяйственного назначения. «Совет Министров поддержал наше предложение сохранить действующий порядок приемки в эксплуатацию для объектов строительства сельхозназначения первого–четвертого классов и упростить для объектов пятого класса сложности», – рассказала начальник управления. И теперь в соответствии с документом разрешается ввод в эксплуатацию объектов пятого класса сложности без получения заключений надзорных органов о соответствии этих объектов проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности. К таким объектам относятся, например, одноквартирные и блокированные жилые дома высотой до 7 м, садовые домики, хозяйственные постройки на приусадебных, садовых и дачных участках, здания и сооружения агроэкотуризма, дороги, линии электроснабжения и связи. «Это решение упростит ввод и приемку в эксплуатацию всех объектов строительства пятого класса сложности, а не только сельскохозяйственного назначения, что поспособствует развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности. При этом действующими нормативными правовыми актами учитываются требования безопасности и эксплуатационной надежности объектов строительства пятого класса сложности при их приемке в эксплуатацию», – пояснила эксперт.
Однако это нововведение не распространяется на объекты, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, а также объекты, по которым предпроектная (прединвестиционная) и проектная документация должна проходить государственную экологическую экспертизу, добавила она.
Антонина Петрушина также напомнила, что на основании Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» решение о разработке проектной документации в одну или две стадии указывается в задании на проектирование, а если применяется типовой или рекомендованный для повторного применения проект, можно осуществлять одностадийное проектирование с разработкой строительного проекта. «Мы же предложили внести изменения в Указ № 26 и исключить необходимость выполнения одностадийного проектирования с разработкой строительного проекта, если при строительстве объектов используются типовые или рекомендованные для повторного применения проекты. Наше предложение такое – выделение в проектной документации этапов при параллельном проектировании и строительстве объекта допускается в случаях и порядке, устанавливаемых Советом Министров. То есть Правительство таким образом наделяется полномочиями на установление порядка параллельного проектирования и строительства объектов», – сообщила начальник управления. Эти изменения упростят порядок, а также сократят сроки инвестиционного цикла, считает она.
По словам Антонины Петрушиной, всесторонний и объективный прогноз, а также результаты оценки регулирующего воздействия документа показали, что принятие этого Указа не повлечет за собой негативных социальных, финансово-экономических или экологических последствий. «Этот документ, наоборот, позволит организациям, осуществляющим строительную деятельность, улучшить финансово-хозяйственную деятельность за счет пополнения собственных оборотных средств», – подытожила эксперт.
По сообщению БЕЛТА
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов. Как новые подходы применяются на практике
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает
БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены госнаград и Благодарности Президента
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены государственных наград и Благодарности Президента за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в развитие АПК и достижение высоких производственных показателей. Соответствующие Указ и Распоряжение подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Орденов и медалей, почетных званий удостоен 61 работник организаций агропромышленного комплекса.
Орденом Трудовой Славы награждены генеральный директор ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Владимир Лукьянов и директор ОАО «Отор» Чечерского района Татьяна Струк. Еще пять человек – Орденом Почета. Это оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм МТК «Германишки» КСУП «Гудогай» Островецкого района Гелена Дремо, директор ОАО «Хотимский льнозавод» Николай Курзенков, оператор машинного доения ОАО «Рассвет имени К.П.Орловского» Кировского района Галина Легкая, тракторист-машинист КУПСХП Верхнедвинского района «Кохановичи» Василий Мороз и водитель автомобиля ОАО «Путь новый» Ляховичского района Владимир Побегайло.
Большая группа работников агропромышленного комплекса удостоена медали «За трудовые заслуги». В их числе – оператор машинного доения ОАО «Грицкевичи» Несвижского района Татьяна Гусева, тракторист-машинист кооператива «Лариновка» Оршанского района Евгений Мельницкий, главный агроном ОАО «Спорово» Березовского района Иван Прокурат, оператор птицефабрик и механизированных ферм ОАО »Птицефабрика «Рассвет» Гомельского района Светлана Русских и токарь кооператива «Свитязянка-2003» Кореличского района Виктор Урбанович.
Указом также присвоены почетные звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь». Их удостоены главный агроном СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района Иван Головенко, оператор птицефабрик и механизированных ферм бройлерного цеха № 1 ЗАО «Серволюкс Агро» Могилевского района Татьяна Долгоносова, директор ОАО «Святая Воля» Ивацевичского района Владимир Любушак, тракторист-машинист ОАО «Тихиничи» Рогачевского района Андрей Новиков и начальник цеха животноводства КСУП «Брилево» Гомельского района Вячеслав Струк.
Заслуги еще 40 человек отмечены Благодарностью Президента. В их числе – главный агроном ОАО «Круглянский Рассвет» Сергей Островский, директор Щучинской птицефабрики Андрей Красовский, ведущий инженер-технолог Минского молочного завода № 1 Татьяна Михновец, животновод сельхозпредприятия «Рыдомльский» Толочинского района Наталья Рогова и тракторист-машинист ОАО «Городилово» Молодечненского района Александр Стефанович.
Александр Лукашенко ратифицировал шесть международных договоров со странами Африки, Азии и Латинской Америки
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о ратификации шести международных договоров, которые направлены на расширение сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Ратифицированы межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов с Зимбабве, Угандой и Гвинеей-Бисау. В соответствии с ними владельцы таких паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории принимающей стороны. Реализация этих международных договоров позволит упростить взаимные поездки официальных должностных лиц.
Межправительственные соглашения с Колумбией о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания и с Лаосом об отмене виз для владельцев обычных паспортов освобождают граждан, имеющих действительные национальные паспорта, от необходимости получения виз для въезда, транзитного проезда и пребывания на территории государств.
Кроме того, ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Турцией о взаимной отмене виз от 29 марта 2013 года. Документ предусматривает освобождение водителей и членов экипажей транспортных средств – граждан Беларуси и Турции, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государств в течение 90 дней в любом из периодов в 180 дней (до подписания протокола – до 30 дней, но не более 90 дней в году).
Главой государства подписан Указ о совершенствовании порядка заселения арендного жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. В настоящее время такое заселение допустимо осуществлять в срок до 200 дней.
Указом сокращена продолжительность действующих процедур, необходимых для заселения граждан.
В частности, работы по технической инвентаризации строящегося жилого дома будут начинаться не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (сейчас – после утверждения акта ввода).
Сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие сокращаются до 1–5 дней (ранее – не менее одного месяца).
Указ вступает в силу с 1 января 2026 года.
До указанного срока местным Советам депутатов поручено принять решения по заселению арендных квартир, находящихся в коммунальной собственности, также в 30-дневный срок.
На чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год?
Член Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Игорь Сергеев рассказал корреспонденту БЕЛТА, на чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
Указ № 385 от 3 ноября 2025 г. о важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год устанавливает приоритеты в экономике страны на следующий год. «Основной акцент сделан на инвестициях, экспорте и поиске новых рынков. На этих трех ключевых направлениях построено благосостояние населения страны. В условиях внешних вызовов гораздо сложнее удерживать баланс между ростом и стабильностью», – отметил Игорь Сергеев.
В соответствии с Указом будет утвержден план социально-экономического развития на год, который послужит руководством для достижения целевых экономических ориентиров, добавил он. Также потребуется принятие новых законов и нормативных актов.
«Для обеспечения роста инвестиций на 3,1 % надо будет сосредоточиться на совершенствовании инвестиционного законодательства: определенные процедуры необходимо упростить, предоставить льготы и обеспечить гарантии для инвесторов. Что касается экспорта, важно поддерживать законы, стимулирующие внешнеэкономическую деятельность и диверсификацию экспорта. Особое внимание будет уделено контролю за инфляцией, целевой показатель которой определен не выше 7 %. Необходимо эффективно работать для достижения ценовой стабильности», – уверен он.
Благодаря последовательной и, возможно, временно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политике Республика Беларусь достигла значительных результатов в финансовом секторе, и это, в сочетании с другими монетарными методами управления экономикой, позволило создать определенные благоприятные условия для хозяйствования, обратил внимание Игорь Сергеев.
«В результате достигнут рост ВВП в стране, а не спад, как это было в девяностые годы. Мы имеем устойчивую положительную динамику и промышленного производства, и сельского хозяйства, а вместе с этим – и реальный рост доходов граждан, – подчеркнул он. – Указ № 385 является крайне необходимой мерой для экономического роста нашей страны в действующих геополитических условиях».
По информации
БЕЛТА