/ / Общественно-политические
10.03.2021

Какие изменения в Кодексе о культуре позволят художникам продавать больше работ?

Во время проведения диалоговых площадок в Гродно работники культуры предложили децентрализовать процедуру выдачи разрешений на вывоз за рубеж произведений искусства современных авторов. Речь идет о картинах, арт-объектах, малых скульптурных формах и других творческих работах. Почему возник этот вопрос и много ли заинтересованных в его решении?

Сложности легализации

Кодекс о культуре в нашей стране принят в 2016 году. Он был разработан с нуля и не имел аналогов на постсоветском пространстве. Однако время идет, и в документ нужно внести изменения, учитывающие сегодняшние требования. Речь, в частности, идет о художниках и мастерах, работы которых востребованы иностранцами. Но проблема в том, что для вывоза, например, купленной гравюры требуется получить заключение, подтверждающее, что это не шедевр Пикассо или Шагала. Сделать это можно лишь в Минске у искусствоведов-экспертов, потратив время в немалой очереди. Поездки в столицу, заполнение бумаг, ожидание положительного ответа (срок изготовления разрешения составляет до десяти дней) здорово усложняют процесс приобретения.

Картины туристы покупают, прогуливаясь по главной улице Гродно – Советской. Здесь в основном торгуют ремесленники и художники-любители. А можно зайти в галереи и мастерские, где продают свои работы известные в городе мастера. Один из таких – Александр Сильванович. Его супруга Ирина заведует Гродненским выставочным залом, который находится недалеко от центра города, и сюда охотно приходят как сами гродненцы, так и гости.

– Вопрос встал еще более остро с введением безвиза, – говорит хозяйка галереи. – Шутка ли – за последние несколько лет регион посетило около 300 тысяч туристов со всего мира. Когда-то давно, чтобы вывезти из страны, к примеру, картину, разрешение можно было получить непосредственно на границе. Даже на железнодорожном вокзале работали искусствоведы-контролеры, которые давали заключение, что предмет не является историко-культурной ценностью. Позднее эту структуру упразднили.

В общем, многие интересуются, можно ли купить картину, как перевезти ее через границу. Гостям из-за рубежа нравятся гродненские художники. Они узнаваемы и любимы: смело можно говорить о высоком художественном уровне по приемлемой цене.

– Иностранца видно сразу, и первый вопрос, который мы ему задаем, звучит так: «Через какую границу повезете?» – рассказывает Ирина. – Для вывоза в Россию разрешение не требуется, так как у нас единое таможенное пространство. А вот при вывозе через границу с Польшей, странами Балтии, Украиной могут возникнуть проблемы. Радует, что во время пандемии к нам стало наведываться больше белорусов, соскучившихся по выставкам и презентациям.

Белорусские произведения современного искусства, приобретенные иностранными гостями, становятся действенной рекламой наших талантливых художников и ремесленников.

Художник Александр Сильванович вспоминает, что раньше в Старом замке работал эксперт, который отлично знал гродненских художников.

– Не надо было мотаться в Минск, чтобы легализовать покупку, – говорит мастер. – Особенно сложна эта процедура при подготовке каких-либо проектов. За последние 15 лет прошло немало персональных и коллективных выставок в Литве, Польше. Сейчас, чтобы вывезти 30 картин в тот же Друскининкай (40 километров от Гродно), надо потратить немало денег и проехать сотни километров. Так что не только покупатели, но и сами художники сталкиваются с этой проблемой. Если говорить о количестве живописцев, то только в Гродно наберется около ста человек. Почти половина из них активно предлагают свои работы. У меня в мастерской даже есть несколько работ иностранных мастеров, которые не смогли забрать домой картины, созданные во время последних пленэров.

И деньги, и имидж

Начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович также надеется на скорейшее решение волнующего многих вопроса:

– Понятно, когда иностранец приезжает на две недели или месяц. При желании что-то здесь приобрести он может обратиться в Минск и получить заключение, хотя это и создает определенные трудности. Но есть туристы, приезжающие только на уик-энд, и они не успевают оформить нужные документы. А ведь интерес к нашим произведениям искусства большой.

Идея о децентрализации услуги не нова и, по сути, обсуждалась уже не раз. Поэтому при подготовке изменений в Кодекс о культуре (статья 76) эти пожелания были учтены и внесены в проект, который находится на стадии экспертиз и согласований.

– Мы предлагаем переложить функцию выдачи письменных уведомлений на областные учреждения культуры музейного типа, где в штате есть искусствоведы, – продолжает Елена Климович. – Они работают в Гродненском историко-археологическом музее и не только.

Физически выдача разрешений не составит большого труда, при этом появится возможность заработать на внебюджетной деятельности. В будние дни специалисты смогут работать в обычном режиме, а в выходные – организовать дежурства. Огромную роль сыграют кратчайшие сроки выполнения заявки. Как ни крути, туристическая сфера стимулирует развитие инфраструктуры и в целом влияет на экономику области.

По мнению Елены Климович, если изменения будут приняты, это позволит увеличить поступления в бюджет от культурной сферы и, конечно, послужит отличным стимулом для развития творчества. И профессиональный художник, и народный мастер, и ремесленник будут творить с куда большим энтузиазмом, когда их работы станут приносить больше дохода. Вместе с тем укрепится и культурный имидж страны.

Татьяна Врублевская, «СБ. Беларусь сегодня», 10 марта 2021 г.