Александр Лукашенко поручил провести ревизию своих директив
Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил провести ревизию директив Главы государства. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Сейчас действует 11 директив Президента. Последняя – о реализации основ идеологии белорусского государства – получила двенадцатый номер, в то же время Директива № 5 о развитии отношений с Китаем утратила свою силу.
«Президент сказал, что надо на них посмотреть. Конечно, не просто взять и отменить их или перечитать и оставить в том же количестве, только внеся какие-то изменения. Сказал, надо поработать с ними умно, – отметила Ольга Чуприс. – Если они нам не нужны, то надо их, может быть, и отменить. Если же они нам нужны, но мы видим смежность, то, соответственно, сделать одну, но современную, чтобы всем было понятно, куда двигаться и как работать».
В пример она привела Директиву № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» и Директиву № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли». Эти документы близки по духу и по направлениям.
«Вполне возможно, когда мы проанализируем эти две директивы, поймем, что это должна быть одна директива, которая будет идти от жизни, от потребности людей и ответит на вопрос, как мы будем развивать строительную отрасль, а вместе с ней и жилищно-коммунальное хозяйство», – пояснила Замглавы Администрации Президента.
По информации
БЕЛТА
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
Качество и эффективность. Александр Турчин дал оценку реализации госпрограмм в Беларуси
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры установило статиндексы стоимости строительно-монтажных работ за май
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает
БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин о работе ПВТ: задача – двигаться вперед, используя новые формы и механизмы
Задача ПВТ – двигаться вперед, используя новые формы и механизмы. Об этом заявил на заседании Наблюдательного совета ПВТ в Минске Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Парк – достижение нашей суверенной страны, детище Президента. При его участии, содействии парк был создан, развивается. Наша задача в текущем моменте – двигаться вперед, используя новые формы, новые механизмы», – сказал Александр Турчин.
Премьер-министр представил начальника секретариата Наблюдательного совета Анну Рябову. Он подчеркнул, что, несмотря на сложности, ПВТ работает, растет. «Наша задача – придать этому росту соответствующий динамизм. Многое меняется в мире, особенно в мире цифры. Нам важно не отставать, двигаться вперед», – добавил он.
Александр Турчин обозначил важность реализации образовательных проектов, а также поддержки научного сообщества, чтобы больше молодых людей в различных сферах экономики смогли получить в ПВТ опыт, поддержку в совершенствовании профессиональных компетенций.
«Секретариат парка должен перестроиться на более активную, интенсивную работу, всячески оказывать резидентам (и не только им) содействие в развитии», – подчеркнул Александр Турчин.
Премьер- министр возглавил Наблюдательный совет ПВТ. Как отметила Анна Рябова, это сигнал к более пристальному вниманию. Парк прошел период геополитической турбулентности. «Надо сделать очередную переоценку, чекинг, посмотреть наши сильные и слабые стороны, какие надо доразвить, какие надо скомпенсировать», – сказала Анна Рябова.
Одно из самых важных направлений – реинвестирование всего накопленного потенциала в традиционные отрасли экономики.
«Это действительно мощнейший ресурс. Наши компании очень активно интересуются внутренним рынком. Больше половины компаний заявляют об интересе к внутреннему ресурсу. Это порядка 2,5 тыс. решений, которые, как они считают, могут быть внедрены на внутреннем контуре. Мы будем выстраивать нашу работу по открытию прозрачного интенсивного канала поступления всех этих решений в наши традиционные отрасли», – добавила Анна Рябова.
Также она обратила внимание на взаимодействие с системой образования и обозначила точки роста. В ПВТ будут прикладывать усилия, чтобы формировать команды разработчиков, бизнес-молодежи для реализации поставленных задач.
B Парке высоких технологий – 1026 резидентов, из которых 30 % – иностранные центры разработки и продуктовые компании. Продуктовую направленность имеют более 250 резидентов, 17 резидентов ПВТ созданы с государственным участием.
Продолжает расти количество новых компаний в парке. За 2024 год и I квартал 2025-го в ПВТ зарегистрировано 139 новых резидентов.
Численность работников в ПВТ по итогам І квартала составляет порядка 59 тыс. человек. Важно, что этот показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (темп роста 107 %).
Объем производства и реализации продукции резидентов ПВТ по итогам І квартала превысил Br2 млрд – на 12 % больше, чем за І квартал прошлого года. По итогам 2024 года выручка резидентов парка составила Br7 млрд 887 млн. Парк высоких технологий сохраняет свою экспортную направленность. За 2024 год экспорт парка составил $1,8 млрд. За І квартал 2025 года показатель уже превысил $459 млн. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом 2024 года – 107 %.
Рост экспорта был обеспечен благодаря активным действиям компаний-резидентов по расширению географии внешнеэкономической деятельности. Существенно выросла доля стран СНГ (в первую очередь Российской Федерации) в общем объеме экспорта ПВТ.
Рынок Беларуси является привлекательным для большей части резидентов Парка высоких технологий. Объем реализации ИТ-продуктов и услуг резидентами ПВТ на внутреннем рынке Беларуси в 2024 году составил порядка Br2 млрд. Их выручка на внутреннем рынке за І квартал 2025 года выросла на 24 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысила Br500 млн.
По информации
БЕЛТА