02.03.2021
В 2020 году субсидию на организацию собственного дела получили более 1600 безработных на сумму 4,7 млн.рублей
В 2020 году службой занятости субсидии на организацию предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности предоставлены 1629 безработным на сумму 4,7 млн.рублей.
Полученная субсидия направлена на организацию:
- предпринимательской деятельности – 1324 безработных;
- ремесленной деятельности – 291 безработный;
- деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – 14 безработных.
При этом частное унитарное предприятие организовали 10 безработных, крестьянское (фермерское) хозяйство – 5 человек.
Из числа безработных, получивших субсидию, 1249 человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности (76,7 процента от получивших финансовую поддержку).
В организации самозанятости оказана поддержка 16 безработным гражданам, впервые ищущим работу в возрасте до 21 года, и 49 гражданам, имеющим инвалидность.
В 2020 году оказана поддержка 724безработным женщинам для организации собственного дела (44,4 % от общего количества), в том числе для организации предпринимательской деятельности – 586 женщинам, ремесленной деятельности – 131 женщине, организации деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – 7 безработным женщинам.
Основными видами предпринимательской деятельности, которые организуются безработными, являются:
- оказание услуг в области строительства, отделочных, электромонтажных, штукатурных, сантехнических и других ремонтных работ – 227;
- деятельность автомобильного грузового транспорта и такси – 107;
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей – 60;
- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты – 146;
- розничная торговля – 304;
- производственная деятельность – 54;
- производство сельскохозяйственной продукции – 23;
- иные виды предпринимательской деятельности – 403.
Справочно. Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ), действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии.
При организации безработными предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности безработными, зарегистрированными по месту жительства в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, перечень которых определяется государственной и (или) областными программами содействия занятости населения, а также в сельских населенных пунктах, субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины БПМ.
При организации безработными предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок (объектов права промышленной собственности – изобретения, полезной модели, промышленного образца, сорта растения, топологии интегральной микросхемы), субсидия предоставляется в размере 20-кратной величины БПМ.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
В Минтруда рассказали, как государство стимулирует нанимателей принимать на работу инвалидов
В Министерстве труда и социальной защиты рассказали, как государство стимулирует нанимателей принимать на работу инвалидов, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Во-первых, компенсация и финансирование затрат нанимателей на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов. За 2021–2024 годы профинансировано создание (сохранение) более 200 рабочих мест для трудоустройства инвалидов на сумму Br22,3 млн.
В качестве стимула для нанимателей предоставляется финансирование расходов при проведении адаптации инвалидов к трудовой деятельности. За 2021–2024 годы в ходе адаптации к трудовой деятельности трудоустроено более 2 тыс. инвалидов, на финансирование мероприятий направлено почти Br11 млн. За январь-сентябрь этого года – 400 человек на сумму более Br2,4 млн.
Предусмотрен ряд льгот: при проведении госзакупок, в том числе установление преференциальной поправки; по налогам (по налогу на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, по земельному налогу) и арендной плате; по уплате обязательных страховых взносов в ФСЗН; по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве.
В Минтруда пояснили, что поддержка по основным налоговым льготам и государственному социальному страхованию оказывается при общеустановленном подходе. Подразумевается, что численность инвалидов у таких организаций составляет не менее 30 % численности работников, а сумма начисленных выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда в пользу данных работников, – не менее 20 % от общей суммы начисленных выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда в целом по организации.
В составе общественных объединений инвалидов на сегодня работает 77 предприятий, где трудятся 7 тыс. человек, из них 53 % – люди с инвалидностью (3,7 тыс.).
По информации
БЕЛТА
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы. Об этом заявил журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Могу анонсировать, что мы уже практически завершили разработку программы поддержки предпринимательства на следующую пятилетку (2026–2030 годы). Отмечу, что мы с нашими коллегами в регионах и основными институтами поддержки подошли к этой задаче очень скрупулезно», – рассказал Юрий Чеботарь. Название программы – «Устойчивое предпринимательство». Там два основных блока – стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства и создание комфортного бизнес-климата. Предусмотрены мероприятия по развитию институтов поддержки бизнеса, созданию специальных информационных сервисов, внедрению новых инструментов поддержки МСП.
Планируется рост объемов финансирования поддержки бизнеса. «Объем средств в республиканском бюджете предусмотрен в два раза больше, чем в текущей пятилетке», – обозначил Министр. Вырастут объемы поддержки и из собственных средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, а также за счет местных бюджетов.
«Думаю, что этот инструментарий нам существенно поможет в обеспечении увеличения доли малого и среднего бизнеса», – заключил глава Минэкономики.
По информации
БЕЛТА
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА
Вопросы социально-трудовой сферы обсудили на заседании в Палате представителей
12 ноября 2025 г. под руководством И.А.Костевич состоялось заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.
В ходе заседания рассмотрены законопроекты, поступившие из других постоянных комиссий, а также вопросы, касающиеся текущей деятельности комиссии:
-
о нормах законов в сфере социально-трудовых отношений, требующих изучения в ноябре-декабре текущего года в рамках работы в избирательных округах;
-
об информационно-разъяснительной работе в средствах массовой информации по вопросам социально-трудовой сферы;
-
о подготовке и проведении мероприятий комиссии, приуроченных ко Дню инвалидов (3 декабря);
-
о предложениях по участию в новогодней акции «От всей души»;
-
о предложениях по формированию плана работы комиссии на 2026 год.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, рассказала Наталия Павлюченко
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
В бюджет Фонда соцзащиты населения на 2026 год запланированы доходы на уровне Br39 млрд, что на Br3,8 млрд больше, чем в текущем году, – почти 111 % роста. Основным источником доходов традиционно являются страховые взносы, которые составляют около 93 % бюджета фонда, рассказала Наталия Павлюченко.
«Среди плательщиков взносов выделяются индивидуальные предприниматели и еще одна категория, которая постепенно занимает все большую долю в доходной части бюджета фонда, – это плательщики, уплачивающие в бюджет фонда часть налога на профессиональный доход. Также планируются поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование, что связано с тем, что все больше граждан, работающих в особых условиях труда, выбирают доплату к зарплате вместо накопления пенсии. По итогам 9 месяцев 2025 года таких работников уже 169 тыс., что составляет почти 51 % от общего числа занятых в особых условиях, тогда как в 2023–2024 году их было чуть более 140 тыс. (около 40 %)», – отметила Министр.
Классической составляющей бюджета фонда является субвенция из республиканского бюджета в размере почти Br2 млрд, что составляет около 5 % доходов. Эти средства компенсируют нестраховые расходы фонда, при этом страховые взносы идут на увеличение страховых статей расхода. С 2023 года фонд работает с профицитом и является самодостаточным, подчеркнула она.
Расходная часть бюджета фонда составляет Br38,5 млрд – плюс Br5,7 млрд, что на 17,3 % больше по сравнению с прошлым периодом. Около 81 % расходов приходится на пенсии, что составляет примерно Br31 млрд – на Br4,9 млрд больше, чем в 2025 году, то есть рост порядка 18,5 %.
В стране насчитывается 2,4 млн пенсионеров, из которых 2 млн получают трудовые пенсии. В составе пенсий также есть социальные выплаты на сумму около Br0,5 млрд, что составляет 1,6 % всех расходов, – их получают примерно 86 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии в следующем году увеличится на 14,5 % и составит Br1107, тогда как в этом он планируется на уровне Br942.
Иностранные пенсии на 2026 год составляют Br288 млн. В стране проживают 35 тыс. иностранных пенсионеров, которым уплачиваются пенсии по международным соглашениям. «Около 14 тыс. белорусских пенсионеров проживают за границей. По обеим этим группам наблюдается небольшой прирост. Примечательно, что в числе иностранных пенсионеров, проживающих в Беларуси, имеется увеличение количества из Литвы и Латвии – более чем по 200 человек из каждой страны», – обратила внимание Наталия Павлюченко.
Расходы на пособия составляют 18 % расходов бюджета фонда – почти Br7 млрд, темп роста – почти 113 %. Из общей суммы пособий 53 % приходятся на выплаты по рождению и воспитанию детей – Br3,7 млрд. В эту сумму входят единовременные пособия при рождении ребенка – Br644 млн с ростом 7 %. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до трех лет составляют Br2,3 млрд с ростом 11 %. Получателями таких пособий являются 172 тыс. человек, а средний размер пособия по стране достаточно комфортный. На первого ребенка планируется средний размер пособия в размере Br1045.
По информации
БЕЛТА