30.06.2021
Форум регионов поможет в разработке модельного законодательства по теме цифровизации – Сергей Сивец
В Союзном государстве готовятся модельные законодательные акты для гармонизации национальных подходов в сфере цифровых отношений. Об этом заявил председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Сергей Сивец на заседании секции «Право и цифровизация в Союзном государстве: перспективные направления» VIII Форума регионов России и Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На открытии работы секции Сергей Сивец обозначил актуальность темы: в век информационных технологий их влияние на все государственные и общественные институты огромно как в масштабах одной страны, так и в интеграционных структурах. «Новые общественные отношения требуют новых подходов к правовой формализации этого процесса. У нас достаточно широкое поле для сотрудничества, выработки единых подходов к появлению новых терминов и понятий, связанных с процессами цифровизации. Появились такие понятия, как криптовалюта, технология блокчейн, смарт-контракт и прочие. Необходимо дать их четкое толкование в законодательстве. Для этого надо принять новые правые акты. Уже есть примеры того, как и Беларусь, и Россия продвинулись по пути правовой регламентации новых институтов и понятий», – сказал Сергей Сивец. Это значит, что есть объекты для сверки подходов двух стран, и на секции представлена возможность практикам провести такое сравнение.
Белорусский парламентарий также отметил, что в формировании правовой системы Союзного государства стороны стараются применять модельное законотворчество. Один из приоритетов – цифровая экономика. Среди стратегических направлений – гармонизация подходов в таких сферах, как применение технологических агрегаторов пассажирского такси, применение и регулирование агрегаторов платежных систем, регулирование финансовых электронных платежей, вопросов, связанных с роботизацией и использованием искусственного интеллекта и т.д. Стоит задача подготовить проекты модельных законодательных актов, которые будут в фокусе внимания парламентов обеих стран.
Среди преимуществ, которые дает IT в правовой сфере, Сергей Сивец отметил гармоничное развитие отношений между государством, обществом и человеком, дебюрократизацию государственного аппарата, автоматизацию нормотворческого процесса, помощь в быстром получении и передаче информации. «Но цифровизация несет и определенные риски и угрозы. Важно меняться передовым опытом по проблематике в сфере IT в различных областях общественных отношений», – подчеркнул он.
«Существует серьезная проблема обеспечения цифрового суверенитета, появляются новые угрозы и риски, проблема поиска оптимальных моделей регулирования интернета на национальном и наднациональном уровнях», – отметил в свою очередь первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев. Он подчеркнул, что в различных сферах продолжается подготовка нормативных актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с ИКТ. Сейчас регулирование цифровых отношений происходит уже на международном уровне – речь о процессе стандартизации и унификации в сферах связи и международной торговли. Владимир Полетаев остановился на ключевых темах, которые актуализируются российской стороной на форуме. Прежде всего это поиск баланса между обеспечением информационной безопасности Союзного государства и соблюдением прав человека.
Заместитель государственного секретаря – член Постоянного комитета Союзного государства Алексей Кубрин отметил, что корректировка нормативных правовых баз – вопрос комплексный: все элементы безопасности (в том числе информационная) коррелируют между собой, соответственно влияние любого из направлений требует соответствующего оформления в документах, в том числе Союзного государства. Сейчас в двух странах реализуется программа по комплексной защите информационной безопасности «Паритет», но, по мнению Алексея Кубрина, должен быть охвачен более широкий спектр элементов. Он предложил определиться по соответствующим направлениям работы для подготовки полноценной стратегической концепции в вопросах безопасности в Союзном государстве.
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов особо подчеркнул значимость фундаментального права человека на защиту личных данных в условиях, когда существующая нормативная база не всегда оказывается действенной. «С развитием информационных технологий вопрос защиты персональных данных становится намного шире. Угроза состоит в том, что обработка персональных данных может осуществляться без уведомления человека, часто из-за рубежа. Усугубляется ситуация и тем, что граждане часто сами предоставляют свои персональные данные, размещая их в социальных сетях. В этой связи приобретает важность вопрос о правовой защите оборота персональных данных», – отметил Вадим Ипатов. Но темпы развития информационных технологий заметно опережают темпы совершенствования нормативной базы. Внедрение таких технологий, как «большие данные» (Big Data), бросает вызов базовым принципам законодательства.
По результатам заседания секции будут приняты рекомендации заинтересованным госорганам Беларуси и России, Постоянному комитету Союзного государства и Парламентскому собранию Союза Беларуси и России.
Форум регионов России и Беларуси на протяжении восьми лет проводится под эгидой верхних палат парламентов двух стран – Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Очередное мероприятие проходит с 29 июня по 1 июля, основные мероприятия организованы в режиме видеоконференции из-за пандемии COVID-19. Темой нынешнего форума стало научно-техническое сотрудничество в эпоху цифровизации, что обусловлено особым значением формирования единого научно-технологического пространства в процессе интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.
По сообщению
БЕЛТА
Как будут платить пенсии отдельным категориям граждан. Минтруда о новациях законодательства
Как изменения законодательства коснулись лиц, находящихся в местах лишения свободы, рассказала начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Елена Гоморова отметила, что новации закона, подписанного Президентом 12 июля, действительно внесли изменения в Закон о пенсионном обеспечении. «В большей части они обусловлены редакционными правками, связанными с принятием законодательства о предпринимательской деятельности. При этом хочу сделать особый акцент на том, что право на трудовую пенсию, как и ранее, предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее установленной продолжительности. С 2025 года это 20 лет», – отметила она.
Изменения коснулись порядка выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы, – вопрос затронул упрощение администрирования. По старому законодательству пенсия приходила на счет заключенного сразу с вычетом расходов на его содержание. Иные удержания производились исправительно-трудовыми учреждениями. Однако с 1 октября 2025 г. вступают в силу изменения, согласно которым вся сумма трудовой пенсии будет перечисляться в исправительно-трудовое учреждение, и уже оно будет производить все удержания.
«Стоимость содержания, алиментные и другие обязательства будут производиться исправительно-трудовым учреждением. И уже оставшаяся часть суммы с учетом минимальной гарантии будет зачисляться на счет. Тем самым упрощается администрирование», – пояснила Елена Гоморова.
Заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева добавила, что в части пенсионного страхования новации затронули еще одну сферу. «К нам приходили обращения от работодателей о том, что у них человек трудится в особых условиях и у него есть единовременные выплаты. Работодатель не понимал, нужно ли включать их в объект для профессионального пенсионного страхования. Для четкого понимания мы уточнили, что такое «объект» в целях профессионального пенсионного страхования, и теперь в законе прописано: все, что человек получает в период работы в особых условиях, идет в стаж для формирования его будущей досрочной либо дополнительной пенсии», – отметила она.
По информации
БЕЛТА
Зямельнае заканадаўства працягвае ўдасканальвацца
Як мы ўжо паведамлялі, Прэзідэнт Беларусі Аляксандр Лукашэнка падпісаў Указ № 273, які спрашчае парадак працэдуры рэгістрацыі зямельных участкаў. Такім чынам, стала больш даступным афармленне дакументаў, якія пацвярджаюць права на зямельныя ўчасткі, дадзеныя для будаўніцтва і абслугоўвання жылых дамоў, вядзення гаспадаркі і іншых мэтаў, а таксама ў выпадках самавольнага займання. Спрошчаны парадак дзейнічае да 1 студзеня 2028 г.
«Сістэма становіцца максімальна зручнай і сучаснай»
Аб асаблівасцях новых правіл рэгістрацыі зямлі мы папрасілі расказаць намесніка старшыні Пастаяннай камісіі па аграрнай палітыцы Палаты прадстаўнікоў Андрэя Балыша, які засяродзіў увагу на наступным:
– Падпісанне Прэзідэнтам новага ўказа аб парадку рэгістрацыі зямельных участкаў – гэта чарговы сістэмны крок па ўдасканаленні зямельных адносін. Для нашага аграрнага сектара і для ўсіх, хто жыве і працуе на зямлі, гэта не проста змяненні, а рэальныя, адчувальныя падтрымка і спрашчэнне. Сёння скараціліся тэрміны і механізм рэгістрацыі зямлі. Так, аднолькавымі правамі надзелены і натарыяльныя канторы, і рэгістратары. Гэта значна скарачае тэрміны афармлення дакументаў. Спрошчаны парадак рэгістрацыі зямельных участкаў дае магчымасць грамадзянам, якія не паспелі аформіць на іх паперы, без прыцягнення да адміністрацыйнай адказнасці правесці ўсе працэдуры ў рамках дзеючага заканадаўства, каб у гэтым працэсе не ўзнікала ніякіх цяжкасцяў. Лічу, што для кожнага грамадзяніна, які мае патрэбу ў афармленні зямельнага ўчастка, вельмі важна скарыстацца такой магчымасцю.
Галоўнае тое, што новыя правілы рэгістрацыі зямлі пацвярджаюць права на зямельны ўчастак без распрацоўкі складаных праектаў адводу гэтага права да 1 студзеня 2028 года, падкрэслівае дэпутат
Што гэта значыць на практыцы, асабліва для нашых аграрыяў?
– Адбылося значнае спрашчэнне правіл рэгістрацыі зямлі для сялянска-фермерскіх гаспадарак, – тлумачыць Андрэй Балыш. – Яны змогуць аформіць яе па спрошчанай схеме, што значна знізіць адміністрацыйную нагрузку і дазволіць фермерам засяродзіць увагу на вытворчасці. Вялікае значэнне новаўвядзенне мае і для жыхароў вёскі. Палегчаны парадак распаўсюджваецца на землі для будаўніцтва і абслугоўвання аднакватэрных жылых дамоў, калектыўнага садаводства і дачнага будаўніцтва.
Парламентарый таксама звяртае ўвагу, што працягнута «зямельная амністыя». Вельмі важным момантам з’яўляецца тое, што указ датычыць і самавольна занятых зямель, а тэрмін «зямельнай амністыі» падоўжаны да 1 студзеня 2028 года. Гэта дае шанц мноству людзей узаконіць свае правы на зямлю, навесці парадак у дакументах, не сутыкаючыся з залішнімі цяжкасцямі. Змяненні датычаць таксама арганізацый, якім дадзена зямля для будаўніцтва і абслугоўвання шматкватэрных жылых дамоў і аб’ектаў жыллёва-камунальнай гаспадаркі, якія эксплуатуюцца.
На заканчэнне Андрэй Балыш дадаў: «Усе гэтыя змяненні, а таксама раней прынятыя меры па аўтаматызацыі працэсаў, магчымасці атрымліваць дакументы ў натарыуса і экстэрытарыяльны прынцып, робяць сістэму рэгістрацыі нерухомасці максімальна зручнай і сучаснай».
З улікам пажаданняў землекарыстальнікаў
Дарэчы, хутка ў Палату прадстаўнікоў паступіць праект Закона «Аб змяненні законаў па пытаннях рэгулявання зямельных адносін». Але дэпутаты ўжо сёння фактычна пачалі работу над ім. Карэкціроўка зямельнага заканадаўства была нядаўна абмеркавана на пашыраным пасяджэнні Пастаяннай камісіі Палаты прадстаўнікоў па аграрнай палітыцы. У пасяджэнні ўдзельнічала трэць усяго дэпутацкага корпуса, народныя выбраннікі агучылі актуальныя пытанні сваіх выбаршчыкаў і канкрэтныя прапановы ад іх, сабраныя ў час работы ў акругах. Дыскусія дэпутатаў праходзіла актыўна і змястоўна. Падрабязна абмяркоўваліся прапановы выбраннікаў пра неабходнасць выключэння патрабавання аб заключэнні дагавораў арэнды зямельных участкаў, змяненняў (дапаўненняў) да іх у пісьмовай форме і іх дзяржаўнай рэгістрацыі. Былі таксама падрабязна разгледжаны пытанні ўстанаўлення магчымасці зліцця зямельных участкаў, якія маюць рознае мэтавае прызначэнне, пашырэння відаў правоў на зямельныя ўчасткі, што выдзяляюцца прыватным партнёрам у рамках пагадненняў аб дзяржаўна-прыватным партнёрстве, і іншыя.
Як заўважыў намеснік Старшыні Дзяржаўнага камітэта па маёмасці Мікалай Бобер, які прысутнічаў на абмеркаванні, работа над законапраектам па ўдасканаленні зямельнага заканадаўства і Зямельнага кодэкса ў цяперашні час з'яўляецца актуальнай. «Ініцыятывы, якія паступаюць ад людзей праз іх дэпутатаў, маюць вялікае значэнне, – заўважыў ён. – Грамадзяне хочуць, каб удасканаленне заканадаўства было накіравана на паляпшэнне ўмоў выкарыстання зямельных участкаў. Мы змаглі канструктыўна абмеркаваць даволі шырокі пералік пытанняў, якія датычаць розных накірункаў удасканалення зямельнага заканадаўства, і прыняць адпаведныя рашэнні, што будуць пакладзены ў аснову карэкціроўкі Зямельнага кодэкса».
Святлана Сільвановіч, «
Звязда», 16 ліпеня 2025 г.
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА
В Беларуси начато формирование национального технического комитета по стандартизации в сфере искусственного интеллекта
Сегодня технологии искусственного интеллекта как отдельные технические решения начинают активно внедряться в производственной и социальной сферах. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы разработки стандартов в данной области.
С этой целью в настоящее время формируется национальная экспертная площадка. Соответствующие работы проводит Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси (ОИПИ НАН Беларуси), который определен «офисом цифровизации» НАН Беларуси.
Технический комитет будет представлять объединение предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов сфере искусственного интеллекта.
В число его основных функций входят разработка стандартов, рассмотрение их проектов, включая межгосударственные и международные, обеспечение интересов Республики Беларусь при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и национальными техническими комитетами других государств и др.
ОИПИ НАН Беларуси приглашает заинтересованные организации войти в состав технического комитета, участвовать в его работе и тем самым способствовать инновациям и технологиям.
Предложения следует направлять до 25 июля включительно в ОИПИ НАН Беларуси (ул. Сурганова, д. 6, г. Минск, 220012): secretary.tcii@newman.bas-net.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
ЕЭК провела мониторинг законодательных инициатив в сфере трудовой миграции в странах Союза
Коллегия Евразийской экономической комиссии согласовала результаты
мониторинга национальных законодательных актов государств Евразийского экономического союза в сфере трудовой миграции за 2023–2024 годы.
Согласно исследованию в 2024 году количество трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС увеличилось на 2,98 % по сравнению с 2023 годом. Также отмечено, что страны Союза продолжают совершенствовать миграционное регулирование, уделяя особое внимание правам граждан ЕАЭС и мерам по противодействию нелегальной миграции.
«Важно, чтобы законодательные инициативы государств-членов не противоречили нормам Договора о ЕАЭС и четко разделяли права граждан Союза и третьих стран. Проведенный мониторинг подтверждает, что страны активно работают над созданием комфортных условий для трудовых мигрантов внутри Союза, включая цифровизацию госуслуг», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Мониторинг показал, что государства-члены реализуют меры для привлечения высококвалифицированных специалистов и упрощения пребывания граждан стран ЕАЭС. Среди основных изменений: либерализация правил пребывания для трудовых мигрантов из государств Союза, а также усиление контроля за нелегальной миграцией и безопасностью.
Наиболее существенные изменения произошли в законодательстве Российской Федерации, где в 2024 году усилен контроль за пребыванием иностранных граждан, повышена ответственность за нарушения миграционных правил и скорректирован порядок приема детей мигрантов в общеобразовательные учреждения.
В рамках мониторинга стороны отметили необходимость проведения на постоянной основе анализа национального законодательства государств ЕАЭС в сфере трудовой миграции с ежегодным предоставлением отчетов компетентным органам стран Союза.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии