Опережать промышленное развитие. Почему опыт белорусской стандартизации – передовой в ЕАЭС
Завершаются последние приготовления к встрече в Минске участников IV Евразийского экономического форума, запланированного на 26 и 27 июня. Главное ежегодное деловое мероприятие союза неизменно отличается очень насыщенной деловой программой, на его площадках звучат громкие заявления и принимаются решения, определяющие развитие всего евразийского пространства как минимум на следующие 12 месяцев. Одно из центральных мест из раза в раз отводится обсуждению актуального положения дел в области технического регулирования и стандартизации, которую сегодня рассматривают не иначе как стимул для движения вперед промышленного и научно-технического потенциалов не только союза в целом, но и его членов по отдельности. Статус «Товар Союзного государства»: каковы его критерии и можно ли этот опыт распространить на «пятерку»? Что говорят о белорусской продукции с Государственным знаком качества за рубежом? И как специалистам удается учитывать интересы производителя, покупателя и государства при разработке единых требований и стандартов? Эти и не только вопросы корреспондент
БЕЛТА задала Председателю Госстандарта кандидату технических наук Елене Моргуновой.

(фото – БЕЛТА)
Более 2 тыс. новых ГОСТ разработают в ЕАЭС в ближайшее время
– Беларусь в 2025 году, как известно, председательствует в органах Евразийского экономического союза. Как подчеркивалось ранее, постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции: для конкурентоспособности производителей союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Елена Михайловна, так какие глобальные задачи в области технического регулирования и стандартизации ставит перед собой и партнерами по евразийской пятерке наша страна?
– Да, действительно, с момента утверждения первых регламентов союза прошло больше 10 лет, и, конечно, сегодня остро стоит вопрос о необходимости оценки их научно-технического уровня. Она будет проводиться не реже раза в пять лет. План утвержден и предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе пять закреплены за Беларусью: на тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитную совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировку пищевой продукции.
Важно понимать, что главным инструментом в реализации обязательных требований техрегламентов ЕАЭС выступает стандартизация. Работы по ее системному развитию закреплены в Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Страны союза взяли курс на использование межгосударственных стандартов (ГОСТ). Стандарты такого статуса применяются и в СНГ, что способствует безбарьерной торговле с государствами Содружества, которые не входят в евразийскую пятерку. Сегодня можно однозначно говорить, что создание ЕАЭС придало новый импульс и интерес к межгосударственной стандартизации в СНГ. Если до 2010 года на пространстве СНГ в год принималось порядка 300 ГОСТ, то с 2011 по 2024 годы – свыше 800.
Для выполнения технических регламентов ЕАЭС применяется более 5880 ГОСТ. На ближайшее время предстоит создать более 2 тыс. ГОСТ, и в этой работе странам важно координировать усилия, чтобы фонд стандартов был современным, документы появлялись вовремя, а инфраструктура их разработки учитывала цифровые форматы. К слову, по нашей инициативе на заседании Совета руководителей по стандартизации, который пройдет на IV Евразийском экономическом форуме в Минске, будет рассмотрен вопрос об определении приоритетных направлений работ по стандартизации в ЕАЭС. Включение, например, таких направлений, как низкоуглеродная повестка и органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для евразийской пятерки, должны иметь поддержку стандартами.
Безусловно, при разработке технических регламентов и межгосударственных стандартов (изменений в них) возникают споры. Но все эти моменты обсуждаются на совещаниях разного уровня, и, как итог, достигается решение, которое устраивает всех.
Требования безопасности к семейной косметике в ЕАЭС начнут действовать с конца 2025 года
– Сегодня в ЕАЭС разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности разных товаров как продовольственной, так и непродовольственной групп. Вносятся изменения и в действующие техрегламенты. В частности, Беларусь руководит шестью такими проектами. Расскажите подробнее о готовящихся нововведениях. Какие именно товары они затронут, чем руководствуются разработчики при подготовке этих документов и ощутит ли их появление или корректировку обычный потребитель?
– Верно, на данный момент разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта и трамваев, строительных материалов и изделий и прочие. Из 43 вносимых в техрегламенты изменений 13 закреплены за Беларусью, из них семь уже приняты.
При разработке новых документов либо внесении изменений разработчики руководствуются в первую очередь запросами рынка и прогресса. Учитываются международный опыт и лучшая практика зарубежных государств, накопленный опыт применения той или иной нормы. Возьмем, допустим, изменения в техрегламент на игрушки, которые вступили в силу в конце прошлого года. Он дополнен терминами, необходимость которых возникла при применении, среди них, например, «батут для домашнего использования (батут)», «игрушка для активного отдыха», «летающая игрушка», «электромеханическая игрушка» и другие. Установлены требования к содержанию химических веществ или реактивов в игрушках и игровых комплектах.
Или возьмем изменения техрегламента на парфюмерно-косметическую продукцию, которые вступают в силу поэтапно: с 24 декабря 2025 г., а некоторые положения – с 1 июля 2026 г. В числе наиболее значимых новаций – установление требований к семейной косметике и запрет на выпуск парфюмерно-косметической продукции в упаковке, которая может ввести потребителя в заблуждение, в частности, схожестью с упаковкой для пищевой продукции или лекарственных средств.
Подчеркну, что ответственными за разработку этих изменений были специалисты системы Госстандарта.
«Разработка техрегламентов ЕАЭС трудоемка, но процедуры оптимизируются»
– Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента утверждает Евразийская экономическая комиссия. А насколько ресурсозатратен и длителен этот процесс? Как специалист, вовлеченный в создание и анализ подобных документов, уточните, пожалуйста, какие этапы проходит техрегламент до введения его в действие? Как часто техрегламенты отправляются на доработку и чем может быть вызвано такое решение?
– Процесс разработки технических регламентов союза в самом деле очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет. До начала разработки необходимо изучить самые современные действующие требования к объекту регулирования и собрать рабочую группу, включив в нее все заинтересованные стороны, а это органы государственной власти, профильные технические комитеты, научные организации, представители отраслей промышленности и бизнес-сообществ.
Рабочая группа – совещательный орган, который создается для подготовки проекта технического регламента. Конкретный же разработчик определяется государством ЕАЭС. Он готовит первую редакцию регламента и комплект документов к нему (пояснительную записку, проекты перечней взаимосвязанных стандартов, программы по разработке недостающих стандартов). Далее следуют процедуры публичного обсуждения, доработки проекта по полученным замечаниям, рассмотрения в разных рабочих органах Евразийской экономической комиссии, обязательны этапы внутригосударственного согласования и правовой экспертизы проекта.
В этом году принята новая редакция порядка разработки технических регламентов и внесения в них изменений. Вопрос выносился на заседание Совета Евразийской экономической комиссии 21 января 2025 г. как проблемный, и достигнутый под председательством Беларуси консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, поможет сократить сроки и оптимизировать процедуры разработки и принятия технических регламентов.
Гармонизация госстандартов Беларуси с международными доходит до 80 %
– Наработанный белорусскими специалистами опыт в области стандартизации – передовой на евразийском пространстве. В поддержку этого аргумента говорит факт повышения роли стандартизации в технологическом и социально-экономическом развитии страны, которое, в свою очередь, подразумевает соблюдение принципов технологического суверенитета, цифровой индустрии, бережливого производства и зеленой экономики. Иными словами, принимаемые в нашей стране стандарты отражают актуальную ситуацию не только в страновой – в мировой экономике. Какие белорусские компетенции интересны евразийским партнерам и что мы могли бы заимствовать у коллег? В каких форматах организован обмен опытом?
– Действительно, для устойчивого развития белорусской промышленности важное значение имеет разработка опережающих стандартов, устанавливающих современные требования к продукции. Создаются они на основе международных и передовых отраслевых стандартов, а их последующее внедрение через государственные программы и инвестиционные проекты позволит сделать технологический рывок и обеспечить производство новой конкурентоспособной продукции.
Фонд действующих в Беларуси стандартов сегодня насчитывает около 32 тыс. документов. С учетом приоритетности экспортных рынков более 80 % из этого количества – межгосударственные стандарты (ГОСТ), обеспечивающие, как отмечалось выше, безбарьерную торговлю на постсоветском пространстве и в ЕАЭС. Уровень наших государственных стандартов мы оцениваем достаточно высоко. Считаю, нами была правильно выбрана стратегия развития - ориентир на международные требования. Показатель гармонизации ежегодно принимаемых в стране государственных стандартов составляет более 60 %, а в отдельных отраслях, например электротехнике, строительстве, химии и нефтехимии, он даже выше – до 80 %. Такой подход дает возможность промышленности и бизнесу выпускать конкурентоспособную продукцию, принимать инновационные решения, наращивать экспортный потенциал и значительно упрощает доступ товаров на рынки других стран.
Госстандарт активно взаимодействует с партнерами по ЕАЭС и СНГ как в интеграционных образованиях, так и в рамках двусторонних соглашений. Мы изучаем законодательство партнеров, делимся опытом и заимствуем интересные идеи, совместно работаем над проектами. По вопросам стандартизации наиболее тесное взаимодействие ведется в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), основная задача которого – разработка и принятие единых ГОСТ. В этом совете в 2024–2025 годах председательствует Беларусь.
Проект по цифровизации процессов техрегулирования в ЕАЭС могут завершить уже в 2025 году
– Масштабный проект по цифровизации технического регулирования реализуется в ЕАЭС. Предполагается, что решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. На какой стадии эта инициатива? Насколько она прогрессивна и актуальна, соответствует ли мировым аналогам?
– Планируется создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет ряд сервисов, предназначенных как для специалистов, непосредственно занятых техническим регулированием, так и для тех, кто является пользователем результатов этой работы, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом длится с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран евразийской пятерки. Уже создан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время появления технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования в ЕАЭС. Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Особое внимание – безопасности товаров из-за пределов ЕАЭС, приобретаемых гражданами в интернете
– Еще одно перспективное направление для ЕАЭС – электронная торговля. Готовятся единые правила ее регулирования для защиты потребителей от небезопасной продукции, однако евразийские партнеры информировали друг друга о разных точках зрения на условия ведения онлайн-торговли. Что может помочь в поиске консенсуса, какова роль стандартов в этом процессе и изменит ли в целом рост популярности e-commerce требования к стандартам торговли?
– В ЕАЭС выполнялся пилотный проект по применению уведомительного порядка в части соблюдения требований техрегламентов союза в отношении отдельных товаров. Уведомительный порядок предусматривает опубликование интернет-магазинами третьих стран на страницах своих сайтов заявлений о соответствии данных товаров требованиям техрегламентов союза. Эти заявления составляются на основании сведений, полученных от изготовителей товаров.
На данный момент Евразийская экономическая комиссия предлагает рассматривать два механизма регулирования безопасности товаров электронной торговли, приобретенных физлицами и ввозимых на таможенную территорию союза. Первый – соблюдение уведомительного порядка через составление оператором электронных торговых площадок заявления о безопасности. Второй – возможность применения классических мер техрегулирования в отношении отдельных категорий товаров через утверждение чувствительного перечня.
С 2023 года в отдельную категорию выделены товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам, и установлены особенности применения процедуры таможенного склада для такой категории товаров. Также введен институт оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с этими товарами и взаимодействовать с интернет-площадками и таможенными органами союза.
Передовые требования безопасности и качества будут взяты за основу стандартов Союзного государства
– Беларусь и Россия в формате «двойки» работают над проектом «Товар Союзного государства» и стандартами Союзного государства, что в некотором роде является данью советскому прошлому. Каких успехов союзникам уже удалось достичь на данный момент? Может ли этот опыт в перспективе быть распространен на все евразийское пространство и к каким позитивным изменениям подобное масштабирование приведет?
– Конечно, наиболее тесное взаимодействие по стандартизации у нас с Россией. Мы не только совместно работаем над созданием ГОСТ, которые применяются на всей территории СНГ, но и выстраиваем стандартизацию в Союзном государстве. В частности, речь идет о разработке стандартов для инновационного машиностроения, машиностроительного оборудования и технологий, интеллектуального приборостроения, цифровых технологий, искусственного интеллекта и не только. Для создания стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива появления на площадке Постоянного комитета Союзного государства технического комитета по вопросам стандартизации и качества.
Вы верно заметили, определяется также статус продукции белорусских и российских производителей как товара Союзного государства. В качестве одного из критериев определено соответствие заявленным стандартам, действующим в наших странах. На данный момент анализируются стандарты в области станкостроения и электротранспорта, выбранных для пилотного проекта по приданию статуса «Товар Союзного государства». Союзные стандарты задумываются на основе лучших передовых требований и методик безопасности и качества.
Наработанный нами опыт, конечно, может быть применен и в евразийской пятерке. Появление товара ЕАЭС вполне возможно, что может стать мобилизующим фактором как для повышения эффективности работы всех участников рынка, а не только сферы технического регулирования, так и для укрепления статуса евразийской интеграции в мировой экономической системе.
«Белорусский опыт по присуждению Государственного знака качества вызвал интерес у партнеров по ЕАЭС»
– «Сделано в Беларуси» – бренд, известный всемирно. В прошлом году впервые в истории суверенной Беларуси 17 лучшим отечественным предприятиям были вручены государственные знаки качества на определенные виды товаров, по мнению экспертной комиссии, идеально соответствующих пяти показателям качественного производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности. А проявили ли евразийские коллеги, знакомые с подобной оценкой продукции со времен Советского Союза, интерес к возрождению традиции?
– Учреждение Государственного знака качества считаю сильной мотивацией для достижения и демонстрации лучшего качества. Он задает высокую планку и направляет на постоянное совершенствование работы по качеству на всех уровнях. Эта идея, безусловно, вызвала интерес у наших коллег по интеграционным площадкам, ведь такого проекта нет ни в одной из стран. Многие подробно расспрашивали об организации, критериях оценки. На любых переговорных площадках, семинарах, конференциях, выставках, форумах мы рассказываем об этом проекте, ведь он в первую очередь о продвижении белорусских изготовителей, о продвижении белорусского качества, что всегда очень позитивно воспринимается коллегами.
Вы знаете, что на выставке «Моя Беларусь» в Минском международном выставочном центре одна из локаций называлась «Знак качества», конструкция знака занимала одно из центральных мест, что привлекало внимание посетителей – они живо интересовались наградой и ее обладателями. На протяжении нескольких месяцев работала выставка «Под знаком качества» в белорусском павильоне на ВДНХ в Москве. Здесь свою продукцию представляли предприятия, удостоенные Государственного знака качества, и победители конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» 2024 года. Мы очень благодарны организаторам выставки за возможность представления наших товаров на столь знаковой локации.
Проанонсирую, что следующей площадкой, где можно будет ознакомиться с продукцией обладателей знака качества, станет республиканский праздник «Купалье», который пройдет в Александрии 5-6 июля. Однозначно, нам есть чем гордиться. Вместе с тем присутствует понимание того, что нельзя успокаиваться, надо продолжать движение вперед, ставить новые цели и достигать их, причем абсолютно во всех отраслях. На это ориентирует нас пятилетка качества.
Флагман в подготовке кадров для сферы стандартизации в Беларуси – БНТУ
– Наиболее остро стоящий вопрос для разных отраслей народного хозяйства – кадры. Вами не раз подчеркивалось, что талантливые и знающие специалисты в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации – штучные на рынке труда. В период вступительной кампании не лишним будет еще раз упомянуть, где же выдают дипломы такого профиля в нашей стране? Какие профессиональные качества вы как заказчик кадров считаете самыми важными в сотруднике? И ценятся ли белорусские профессионалы столь узкого профиля в других государствах ЕАЭС?
– Более четырех десятков лет специалистов для нас готовит кафедра «Стандартизация, метрология и информационные системы» Белорусского национального технического университета. Ее создание в свое время стало значимым событием для развития кадрового и научного потенциала в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия и менеджмента качества в Беларуси. С 1984 года кафедра подготовила более тысячи высококвалифицированных специалистов для предприятий самых разных отраслей промышленности. Специалистов по отдельным направлениям нашего профиля готовят также в БГТУ, ВГТУ, БГАТУ, БГУИР.
Замечу, что в мае 2024 года на базе национального института по стандартизации (БелГИСС) появился образовательный центр «Академия качества». Сегодня на площадке центра выполняются 50 программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов, созданы образовательные курсы по 65 направлениям, предусмотрены также корпоративные программы обучения, которые затрагивают темы технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, системного менеджмента, испытаний и государственного контроля, экспертизы градостроительной и проектной документации. Обучаются здесь руководящие работники и специалисты не только системы Госстандарта, но и республиканских органов госуправления, различных организаций и предприятий. В первом квартале 2025 года обучение прошли 1,2 тыс. специалистов.
Добавлю, что мы знакомим со спецификой своей работы и детей, начиная с детсада, и школьников, и студентов вузов. Совсем недавно завершилась 12-я республиканская олимпиада по менеджменту среди молодежи. В этом сезоне за дипломы победителей боролись 66 студентов из восьми учреждений высшего образования. Победителями в индивидуальном и командном соревнованиях стали ребята из БНТУ. В целом конкурс показал понимание современной молодежью направлений экономического развития страны и работы в области качества, высокий уровень знаний, которыми они владеют, и креативный подход.
Стандартизация – одна из ключевых тем IV Евразийского экономического форума в Минске
– Минск готовится к грандиозному событию – 26 и 27 июня наша столица будет принимать Евразийский экономический форум. Полагаю, вопросы из области стандартизации в стороне от внимания его участников не останутся. Какие пункты в программе предусмотрели организаторы и стоит ли ожидать громких заявлений?
– Евразийский экономический форум – главное ежегодное деловое мероприятие Евразийского экономического союза. И, конечно, вопросы технического регулирования и стандартизации по традиции занимают в нем центральное место. На этот раз главной темой форума стал постулат «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». В программе в том числе панельная сессия «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030», участники которой намерены обсудить совершенствование системы технического регулирования ЕАЭС и перспективы ее развития. Запланирована также панельная сессия «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты», где будет затронута тема повышения безопасности и качества пищевой продукции через внедрение инструментов бережливого менеджмента. Добавлю, что это направление новое и активно развивающееся в нашей республике. Полагаю, что наш опыт будет полезен коллегам по евразийской пятерке и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума также пройдут очередные заседания советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран ЕАЭС. Мы подведем итоги и обсудим подходы к решению новых актуальных задач. Одной из них предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в интеграционных образованиях.
Что касается сферы аккредитации, здесь совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, на предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий и необоснованной выдачи ими сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. На площадке IV Евразийского экономического форума мы обсудим меры, принимаемые в странах ЕАЭС для прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий. Непосредственно Госстандарт инициирует ряд круглых столов, например по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Круглые столы мы предлагаем организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС и СНГ.
– Благодарю, Елена Михайловна, за содержательное интервью.
Вера Василевская,
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: от состояния работы с кадрами зависит в целом развитие любого региона
От состояния работы с кадрами зависит в целом развитие любого региона, заявил журналистам Председатель Палаты представителей, уполномоченный представитель Главы государства в Витебской области Игорь Сергеенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
Игорь Сергеенко принял 20 июня участие в заседании Шумилинского районного исполнительного комитета. Обращаясь к участникам заседания, он сообщил, что основная цель его визита – комплексное изучение ситуации в регионе. Такую работу уполномоченный представитель главы государства в области проводит на постоянной основе во всех районах.
Председатель Палаты представителей призвал участников заседания подробно доложить о ситуации с трудовыми ресурсами, процессами заготовки кормов в сложившихся условиях, эффективности работы предприятий, а также в целом о развитии поселка городского типа. Игорь Сергеенко напомнил, что во время рабочей поездки в Витебскую область и посещения Копыси 21 апреля 2025 года Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил задачи по развитию поселков такого типа.
«На заседании Шумилинского районного исполнительного комитета рассматривались два вопроса – о реализации норм Декрета Президента Республики Беларусь № 3 «О содействии занятости населения» и о готовности учебных заведений района к новому учебному году, – отметил журналистам спикер. – Вопросы где-то связаны, созвучны, поскольку от состояния работы с кадрами и в целом от состояния кадров зависит организация работы всего хозяйственного комплекса, объектов социальной сферы любого района, в том числе и Шумилинского».
По словам Игоря Сергеенко, система работы с населением в районе выстроена. «Но обращает на себя внимание за последние годы сокращение численности трудоспособного населения. Если сегодня в экономике района работает 6250 человек, то 10 лет назад это число было на 2200 человек больше. Идет определенное вымывание кадров. Серьезной критики заслуживает работа по подбору и профориентационной деятельности кадров сельскохозяйственного профиля. Основная сфера деятельности – сельское хозяйство – практически 50 % выпускников высших и средних специальных учебных заведений остаются работать в районе. То есть достаточно низкие цифры, и за этим стоит недостаточная работа по созданию условий для работы и отдыха молодых специалистов. Нужно заинтересовать, сегодня недостаточно просто предоставить какую-либо квартиру. Нужно, чтобы молодой человек, отработав два года или пять лет по целому направлению, остался здесь, – подчеркнул Игорь Сергееенко. – Просматривается тенденция выезда для работы за пределы района. Хотя я хотел бы подчеркнуть, что на районном уровне работа организована, вовлечены в эту работу председатели сельских советов. Я имею в виду по работе с населением, предложению мест на тех или иных предприятиях района. 250 имеется вакансий, но желающих находят с большим трудом».
По словам Игоря Сергееенко, есть определенная категория граждан, которые не вовлечены в трудовой процесс никоим образом и не желают работать. «Так называемые иждивенческие настроения присутствуют у части населения. Что самое печальное, настораживает то, что это характерно для людей 30–40 лет. Поэтому эта тема сегодня достаточно активно обсуждалась. Я послушал многих руководителей. В ряде организаций района мы сегодня побывали, в том числе и познакомились с тем, как идет заготовка кормов, состоянием животноводства. Здесь тоже имеется ряд проблем. Показатели одни из самых худших в Витебской области», – дополнил спикер.
Игорь Сергеенко в рамках рабочей поездки в Шумилинский район посетил Шумилинскую ПМК-70. Посещение предприятия стало незапланированным пунктом в маршруте председателя Палаты представителей. Во время заседания Шумилинского райисполкома руководитель ПМК-70 Алексей Кривко доложил о том, как строительная организация наладила работу с кадрами. Спикер принял решение посетить предприятие.
ПМК-70 уже более 50 лет успешно работает на строительном рынке и является одной из ведущих строительных организаций региона. Предприятие было основано в декабре 1959 года на паевых взносах колхозов и совхозов. За годы своей деятельности оно выполнило множество строительных работ в жилищном и социальном секторах, в том числе в агрогородках.
Игорь Сергеенко провел также встречу с трудовым коллективом Обольского керамического завода. Именно на этом заводе реализуется инвестиционный проект по производству новых видов кирпича с использованием твердых видов топлива в рамках программы «Один район – один проект». Обольский керамический завод – один из старейших производителей строительных материалов в Беларуси. История завода берет начало в 1929 году, именно тогда в Оболе был организован серийный выпуск кирпича. Кирпич из Оболя в разные годы поставлялся на самые масштабные стройки Советского Союза. С момента образования и по сегодняшний день завод непрерывно расширялся и реконструировался: переоснащались цеха сырца и обжига, строилась механическая, транспортная и погрузо-разгрузочная базы. Сегодня на предприятии также проводятся модернизационные мероприятия. Во время встречи речь шла о текущей общественно-политической обстановке в стране и мире, деятельности Палаты представителей и законодательных инициативах депутатов. Сотрудники предприятия также адресовали Игорю Сергеенко ряд вопросов, касающихся текущего состояния дел на предприятии и его перспектив.
В преддверии Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа председатель Игорь Сергеенко вместе с представителями местных органов власти и общественности городского поселка Шумилино почтил память советских воинов, партизан и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цветы от руководителя Палаты представителей легли к памятнику, установленному на воинском кладбище.
Захоронение занесено в Государственный список историко-культурных ценностей. Здесь обрели покой 178 советских воинов, которые погибли в боях за освобождение района от немецко-фашистских захватчиков. Среди захороненных – Герой Советского Союза Алексей Емельянович Толмачев. Бережный уход за воинским кладбищем сегодня осуществляют сотрудники ЖКХ и учащиеся Шумилинской средней школы № 1 им. Героя Советского Союза П.А.Акуционка. С 1941 по 1944 год Шумилинский район находился под оккупацией. За время войны здесь были сожжены 133 деревни, погибли более 7 тыс. человек.
По информации
БЕЛТА
(фото Палаты представителей)
Председатель Госстандарта Елена Моргунова – о роли стандартизации в ЕАЭС
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
«Это стратегическое партнерство». Наталья Кочанова о сотрудничестве Беларуси и Азербайджана
Сотрудничество Беларуси и Азербайджана – это стратегическое партнерство, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова во время встречи с руководством молодежных объединений Азербайджана, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Максима Гучека, БЕЛТА)
«Для нас Азербайджан – это дружеская, братская страна, нас связывают исторические корни, те события, которые прошли наши страны вместе. У нас схожие позиции в духовно-нравственном воспитании. Мы с особой радостью констатируем, что наши межгосударственные отношения – это стратегическое партнерство. Конечно, во многом это благодаря мудрой политике, которую проводят наши руководители. Они делают все для того, чтобы наши отношения развивались, приумножались, были взаимовыгодными и наши народы дружили на протяжении многих лет», – сказала Наталья Кочанова.
По словам спикера, дружеские отношения сложились и между парламентариями двух стран. «Мы, на мой взгляд, даже вышли на новый уровень в сотрудничестве. Для нас это очень важно, поскольку в нынешнее время парламентариям отводится весьма серьезная роль. Конечно, мы должны объединиться, чтобы всегда отстаивать суверенитет и независимость наших стран, отстаивать мир. И та политика, которая проводится в наших странах, нацелена прежде всего на это», – отметила Председатель Совета Республики.
«Для нас очень важно сотрудничество по линии молодежных организаций. Мы прекрасно понимаем: наши страны будут такими, какими будут наши молодые люди, которые примут эту эстафету и будут дальше развивать наши отношения», – подчеркнула Наталья Кочанова.
По информации
БЕЛТА
Рабочая поездка Президента Беларуси в Гродненскую область
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 июня совершил рабочую поездку в Гродненскую область. В Волковыске Глава государства посетил ОАО «Беллакт».
По прибытии на предприятие Александр Лукашенко в первую очередь поинтересовался ситуацией на полях – что посеяно, как ведется рекультивация. Председатель Гродненского облисполкома Юрий Караев доложил, что посеяли все, еще местами пришлось и пересеивать.
«Я тебе скажу: думал, что в Волковысском районе гораздо лучше…» – заметил Глава государства, говоря об увиденном с борта вертолета.
Руководитель области заверил, что будет лучше.
Александру Лукашенко доложили о социально-экономическом развитии Гродненской области. Валовой региональный продукт в регионе хоть и выше прошлогодних показателей, но все равно не дотягивает до запланированного уровня. При этом, как пояснил Юрий Караев, если сельское хозяйство, строительство и торговля плюсуют, то к промышленности есть некоторые вопросы.
В то же время номинальная начисленная среднемесячная зарплата в области, инвестиции в основной капитал растут опережающими темпами.
Отдельно Президент поинтересовался ситуацией в северных районах Гродненской области.
Председатель облисполкома также проинформировал Президента о реализации программы «Один район – один проект». По его словам, в рамках этой программы в области занимаются 25 проектами.
«Что с сельхозтехникой, сельхозхимией, райснабами? Вы ими занимаетесь? В каждом ли районе они восстановлены? – спросил Александр Лукашенко. – Вы видели, что надо сделать, знаете, как надо восстанавливать. Надо так, чтобы мы четко понимали, что мы там будем делать».
А вот в этом направлении, как доложили Главе государства, предстоит еще много работы.
Президента проинформировали и о ситуации в Волковысском районе. В регионе, в частности, отмечается снижение производства говядины и свинины. Причины известные. Например, что касается говядины, то поголовье скота недоукомплектовано. Между тем падеж скота здесь существенно снизился.
«Если у тебя в Могилеве гибнет скот, то отдай ему. Хорошо, не отдай, а продай, – обратился Александр Лукашенко к вице-премьеру Юрию Шулейко. – Упаси бог, я вам сделаю замечание, что у вас где-то падеж, а, как у него, есть свободные места для откорма. Уж я вам головы поснимаю точно! За скот ответите. Забрали – и отвезли в хорошее хозяйство, пусть откармливают. Там, наверняка, вообще не будет падежа».
Главе государства также планировали доложить о работе ОАО «Беллакт». Но Президент сказал, что знает, что предприятие работает хорошо, и сразу направился в цеха, предложив обо всем рассказать непосредственно в ходе посещения.
Александр Лукашенко ознакомился с производственной базой предприятия, посетил участок расфасовки детского питания и ознакомился с ассортиментом продукции. В ближайшее время на заводе заработает новая линия розлива молочной продукции в ПЭТ-бутылки, что позволит максимально расширить ассортимент.
Президенту также доложили о планах построить дополнительное производство сухого детского питания.
Построить новый цех предполагается за счет различных источников. Почти половина из них – кредит Банка развития Беларуси. Остальное – это средства Республиканского централизованного инновационного фонда, средства инновационного фонда Гродненского облисполкома, и 13 % – собственные средства предприятия. Общая стоимость проекта оценивается в Br380 млн.
Александр Лукашенко подчеркнул, что подобная продукция, особенно детское питание, будет востребована всегда. Например, в ней заинтересованы многие страны в Африке.
Что касается кредитов под создание нового производства, Президент предупредил, что обязательным условием является последующий возврат средств. «Где бы ты ни взял – в Банке развития, еще где-то: взял в долг – должен вернуть. Если для этого предприятия, которое хочешь построить, есть сырье, есть рынок сбыта и он маржинальный, и все, что ты одолжишь, ты вернешь в течение 10–12 лет (это немалые деньги – $120–130 млн), – пожалуйста. Будем разговор не просто вести, а будем поддерживать этот проект, – заявил Глава государства. – Мы это умеем делать. И это сегодня продается. Любая страна должна накормить своих людей. Детей – тем более».
Как доложили Президенту, на имеющемся производстве уже задействованы практически все мощности и надо расширяться. Детское питание для «Беллакта» – самая маржинальная продукция. При поставках за рубеж рентабельность достигает 40 % при колоссальном спросе. Глава государства поставил вопрос, почему бы не развивать это направление не только в рамках одного предприятия в Волковыске, но и в других точках страны. «Это наша школа, и эту школу проще развивать, – подчеркнул белорусский лидер. – Мы умеем это делать».
Более того, таким образом можно решить проблему с тем, что рынок сейчас перенасыщен сливочным маслом, его трудно продать: «Если бы мы это молоко, которое ты в масло пускаешь, переработали, – продали бы детское питание. Продукт, на который спрос есть. У нас хватает мощностей. Надо – мы перестроились, произвели сливочное масло. Но на это (детское питание. – Прим.) есть спрос».
Что касается «Беллакта», Александр Лукашенко одобрил планы по реализации инвестпроекта. Он поручил не затягивая, без волокиты готовить экономическое обоснование проекта. «Если надо, будем строить, – сказал Глава государства. – Обсчитывайте. Если есть сырье, есть рынки – это те проекты, которые надо реализовывать в стране».
Реализация проекта позволит дополнительно переработать 61 тыс. т молока в год, увеличив до 15 тыс. т (рост в два раза) производство сухих детских смесей, отвечающих требованиям мировых стандартов, и расширив географию экспорта в страны Азии, Африки, Латинской Америки.
Президенту на предприятии представили также продукцию молокоперерабатывающих предприятий Гродненской области. В их числе непосредственно сам «Беллакт», ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Молочный мир».
Главный технолог «Беллакта» Татьяна Новикова уже 40 лет работает над созданием детской молочной продукции и расширением ассортимента. «Наша гордость – это детское пастообразное питание. В нем практически нет сахара. И мы своих детей уже три года приучаем к несладким продуктам. Есть линейка дошкольного и школьного питания, эта ниша теперь пустая в нашей стране. Мы сделали замену «вкусным» десертам», – представила она продукцию своего предприятия.
В Волковыске Глава государства поинтересовался, как в регионе обстоят дела с картофелем. По поручению Президента контролирующие органы оперативно изучили ситуацию на местах – каких-либо проблем обнаружено не было.
«В Гродненской области свои обязательства по стабилизационным фондам в прошлом году выполнили», – рассказал Председатель Комитета госконтроля, уполномоченный представитель Президента по Гродненской области Василий Герасимов.
А раз стабилизационные фонды были заполнены, значит, с наступлением весны население не осталось без продукции. Более того, из этих стабфондов картофель поставлялся и торговым сетям, когда у них возникли проблемы.
«Смотрите, чтобы не было (проблем. – Прим.) в будущем году. Сейчас позвал (сельхозпроизводителей. – Прим.): ты заготовь столько, столько, столько. Сколько надо – в резерв, у себя держите, но чтобы хватало. Я понимаю, конечно, в России в 2–3 раза дороже был картофель. Кто-то же хочет заработать – крестьяне вывозили, фермеры вывозили. С одной стороны. Ну а с другой стороны, какой-то там где-то обнаружили саботаж», – сказал Глава государства.
«Я больших проблем не вижу, появляется уже первая эта картошка у нас», – заявил Президент.
Александр Лукашенко дал совет не употреблять слишком часто картофель в пищу, так как это может плохо сказаться на фигуре: «Если мы будем есть картошку, как пишем в «тиктоках», то худенькими не будем. Один раз в неделю, два максимум, и то запеченную, пюре».
Во время рабочей поездки Александр Лукашенко упомянул о недавнем факте избиения в областном центре собаки и заявил о недопустимости издевательств над животными.
«К животным у меня трепетное отношение. Где-то недавно в СМИ сообщалось, что в Гродненской области собаку избили», – отметил Глава государства.
«Да, нашли его милиционеры», – сообщил председатель облисполкома Юрий Караев.
«И вы установили мерзавца этого. Собаку заберите. Отдайте, кому надо», – дал совет Глава государства.
Он напомнил, что несколько лет назад после аналогичного случая в Витебске лично вмешался в ситуацию. Тогда избитого щенка привезли в Минск, его в финале хоккейной тренировки Президент подарил тренеру команды – Дмитрию Баскову.
«Забрали, отдали. Сейчас спрашиваю у Баскова: «Как собака?» – «Ребенок», – рассказал белорусский лидер.
«Не позволяйте издеваться. Самые беззащитные – это животные, потому что они от нас защититься не могут. Мы можем. Они не могут. Поэтому их надо беречь», – подчеркнул Глава государства.
Президент также рассказал о своем особом отношении к лошадям: «Даже в деревне я так это не воспринимал. Когда стал Президентом, мне подарили несколько лошадей. Я внимательно за ними наблюдал. Какое умное создание и какую пользу лошадь принесла для человечества!»
Глава государства в этом плане отметил, что в Великую Отечественную войну именно лошади принесли огромную пользу – в условиях нехватки автомобилей именно с их помощью таскали артиллерийские установки, перевозили грузы.