Инфраструктура и доступность информации – Игорь Петришенко назвал условия развития внутреннего туризма
Для активизации внутреннего туризма необходимо активнее информировать людей о возможностях отдыха в стране и совершенствовать инфраструктуру. Об этом сказал сегодня журналистам Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко на республиканском семинаре по развитию туризма в Гродненской области, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Вице-премьер подчеркнул, что для активизации туризма, в том числе внутреннего, наряду с системными решениями на уровне государства очень важны шаги, которые предпринимаются на местах. «Молодежной аудитории, например, необходимо доносить информацию через соцсети, мессенджеры, приложения. В Гродненской области есть положительные примеры – создано тематическое мобильное приложение», – обратил внимание Игорь Петришенко. Эффект, как подчеркивалось во время семинара, заметен. Есть интерес у молодых людей к туробъектам страны, и даже в санаториях региона отмечают увеличение доли молодежи среди отдыхающих.
«Наряду с информационной составляющей необходимо подтягивать под потребности туристов инфраструктуру, предложить им комфортные условия размещения, хорошую кухню», – добавил Игорь Петришенко. Он подчеркнул, что в сфере услуг хорошие возможности для развития открываются прежде всего для частного бизнеса.
По словам вице-премьера, в регионах все направления туризма – событийного, гастрономического, религиозного, медицинского и промышленного – должны развиваться в комплексе. В качестве примера он привел опыт Гродненской области по объединению усилий соседних районов в развитии туристического потенциала. В таком туристическом кластере гостям предлагают комплексный продукт, предусматривающий посещение тех или иных объектов на территории сразу нескольких районов.
Игорь Петришенко также обратил внимание, что активнее в организации путешествий по стране мог бы работать железнодорожный транспорт. Далеко не полностью реализован и потенциал водных артерий.
Вице-премьер резюмировал, что в Беларуси есть что показать гостям, но для развития туризма очень важно инициативно работать по всем направлениям.
Председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник отметил, что несмотря на удар, нанесенный пандемией по туризму, вынужденная пауза позволила более качественно наладить работу по некоторым направлениям. «Речь не только о создании комфортных условий для туристов, но и об информационном обеспечении. Например, мобильные приложения, готовые маршруты с туристическими объектами, местами отдыха, питания для разных категорий туристов, целевых групп», – подчеркнул Владимир Караник.
Особое место отводится туристско-информационным центрам, которые будут не только информировать о маршрутах, интересных местах, объектах общепита и гостеприимства, но и предоставлять туристам скидки на различные услуги. К слову, в Гродненской области действуют 12 подобных центров. Активно развивается и другая инфраструктура, в том числе реконструируются исторические объекты, открываются новые гостиницы и рестораны. Совершенствуется логистика, регулярно обновляются и устанавливаются новые знаки туристско-ориентирующей навигации, улучшается цифровое сопровождение туристов, растет количество аккредитованных гидов.
В Гродно 9 и 10 июня проходит республиканский семинар по развитию туризма в регионе. Накануне его участники знакомились с туристическим потенциалом Гродно и окрестностей. Сегодня основные вопросы по развитию туризма в регионе обсуждались на заседании в облисполкоме.
По сообщению БЕЛТА
Вопросы развития историко-культурного туризма и сохранения традиционных духовных ценностей обсудили участники выездного расширенного заседания Президиума Совета Республики Национального собрания Беларуси, которое прошло в Полоцке под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На заседании обсудили вклад Евфросинии Полоцкой в дело просвещения на землях Полоцкого княжества. Ректор Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова Денис Дук отметил, что трудно переоценить роль в истории личности такого масштаба. Евфросиния Полоцкая опередила свое время. Преподобная собрала сокровищницу литературы из разных уголков христианского мира, приобщила к православным обрядам широкий круг людей, наладила коммуникацию с ведущими христианскими центрами своего времени. По ее замыслу в Преображенской церкви (теперь это Спасо-Преображенский храм на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря) были созданы уникальные фрески. «Прихожане, посещая храм, задавались вопросом о сюжетах фресковой живописи, об их значении в жизни христианина и узнавали таким образом о традициях христианской благочинности других народов. Эти знания давали понимание жителям полоцкой земли своего места в деле христианского служения и добродетели. В этом и кроется главное значение духовного просвещения», – отметил он, добавив, что такого рода фресок, которые были отреставрированы в Спасо-Преображенской церкви монастыря, в мире не сохранилось.
Евфросиния Полоцкая, которая жила в духовной чистоте, является примером для многих поколений и всех христиан. Председатель Совета Республики отметила, что имя великой просветительницы привлекает в Беларусь многих туристов, и Полоцк можно сделать туристической Меккой, в первую очередь для белорусов. «Мы должны это знать, потому что это уникальная сокровищница, историческая ценность, которая есть на белорусской земле», – подчеркнула Наталья Кочанова.
О духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и взаимодействии с местной властью в этом вопросе рассказал епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий. «Нравственное воспитание – это воспитание любви, смирения, милосердия, послушания, терпения, заботы о ближнем», – отметил он.
Епископ рассказал, что на полоцкой земля появилось больше всего святых, и они всегда являются положительным примером для современников.
Наталья Кочанова отметила, что симбиоз государственной власти и Белорусской православной церкви позволяет поддерживать в стране мир, в том числе межконфессиональный. «С Богом и верой в душе легче», – выразила спикер свое мнение.
Алеся Пушнякова, БЕЛТА
Заседание Совета по туризму государств – участников СНГ состоялось 28 мая в Сочи. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В мероприятии участвовали полномочные представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Секретариата Совета МПА СНГ, ассоциации «Деловой центр экономического развития Содружества Независимых Государств» и Исполнительного комитета СНГ.
Открывая встречу, директор департамента по сотрудничеству в политической, гуманитарной и социальной сферах Исполнительного комитета СНГ Алексей Сазонов отметил, что за время председательства в совете Российской Федерации были достигнуты значительные результаты. В рамках более 60 мероприятий, включенных в план мероприятий на 2024–2026 годы, было обеспечено взаимодействие стран Содружества по реализации Стратегии развития сотрудничества в области туризма на 2021–2030 годы. «Благодаря активной и слаженной деятельности совета в Содружестве был реализован ряд инициатив, которые создают прочную основу для дальнейшего развития и укрепления сотрудничества наших стран в туристической сфере. Кропотливая работа проделана по формированию общей площадки для совместной работы объединений, союзов, ассоциаций туриндустрии стран СНГ», – подчеркнул Алексей Сазонов.
В этой связи он особо выделил проект Travel Hub «Содружество», который динамично развивается и стал одним из главных туристических событий Содружества, а также проект Евразийского альянса горных курортов как пример по созданию новых межгосударственных туристических маршрутов.
Алексей Сазонов заверил участников заседания, что совет всегда может рассчитывать на активную поддержку со стороны Исполнительного комитета СНГ в реализации своих проектов и инициатив.
В ходе встречи члены совета обсудили актуальные вопросы развития туризма, включая новые тренды, флагманские инвестиционные проекты и перспективы сотрудничества в рамках реализации Стратегии развития сотрудничества в области туризма на 2021–2030 годы.
Отдельным вопросом повестки дня стала инициатива Российской Федерации о ежегодном объявлении в туристической сфере СНГ тематического года. Участники заседания поддержали предложение и решили объявить 2025–2026 годы Годом горного туризма в туристической сфере Содружества.
Кроме того, в ходе встречи были рассмотрены вопросы, касающиеся деятельности Международного университета туризма и культурного наследия «Шелковый путь», который является базовой организацией государств – участников Содружества в области туризма, а также реализации международного туристического проекта Travel Hub «Содружество».
Члены совета одобрили проект заявления глав правительств государств – участников СНГ о сотрудничестве в области туризма. После доработки и внутригосударственного согласования, в соответствии с установленным порядком, проект документа будет внесен на рассмотрение высших органов СНГ. Также на встрече был утвержден план работы совета на 2026 год и передано председательство в совете Республике Таджикистан.
По информации БЕЛТА
Белорусы находятся буквально в паре дней от отпускного сезона. Как и в любых жизненных ситуациях, вы можете столкнуться с проблемами, о которых в предвкушении отдыха даже не могли предположить. Вылет перенесли на 15 часов? Развернули в аэропорту, потому что нет визы? Нет кондиционера в автобусе в плюс 35 градусов? Специалисты Министерства спорта и туризма и ОО «Региональное общество защиты потребителей» рассказали на вебинаре НЦЗПИ об основных аспектах оказания туристических услуг и на примерах пояснили, почему важно смотреть, что подписываете, сообщает БЕЛТА.
Что говорит законодательство
Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов рассказал, что отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на договорной основе. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, который предусматривает, что исполнителем является туроператор, исключительно юрлицо, имеющее право формировать туры и оказывать туристические услуги.
«Отношения между туроператором и туристом могут строиться опосредованно, поскольку туроператоры могут оказывать услуги как напрямую, так и через своих турагентов. Поэтому при заключении договора оказания туристических услуг следует обратить внимание на ряд определенных моментов, – отметил он. – Во-первых, для договора оказания туруслуг существует типовая форма, утвержденная правительством. Все договоры, которые предлагаются туроператором, должны отвечать этой типовой форме. Условия, предусмотренные в ней, исключениям не подлежат. Но договор, который строится на основании этой формы, можно дополнять, потому что бывают некоторые особенности туров».
Очень важным является вопрос оплаты туристических услуг. С одной стороны, порядок оплаты регулируется договором, но с другой стороны – есть императивная норма, согласно которой услуги оплачиваются либо туроператору, либо турагенту, и третьего варианта не дано. «Когда вам говорят, что вы сейчас нам оплачиваете, а потом часть денег вы вносите либо принимающей стороне, либо, допустим, оплата производится в автобусе, – такой вариант не допускается по законодательству. Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения денежных средств также определяется договором. Возможно ли внесение предоплаты, оплаты в несколько этапов – это все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор», – пояснил консультант.
Второй важный момент, связанный с оплатой, – она допускается в любой форме. «Если вам говорят, что оплата только через ЕРИП, то это ограничивает права потребителей, соответственно, такое условие не имеет юридической силы. Оплата туристических услуг возможна как безналичным способом, так и наличными денежными средствами в кассу с предоставлением платежного документа», – подчеркнул специалист.
Среди очень важных аспектов Александр Кречетов выделил то, что с 1 января 2023 года действует норма о том, что в договорах на оказание услуг в сфере международного выездного туризма применяются нормы о наличии у туроператора определенной гарантии (способа обеспечения) в договоре. «Таких способов у нас три – страхование ответственности туроператора, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие туроператоров в формировании фонда ответственности. Если мы имеем дело с договором в сфере международного выездного туризма, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны способ обеспечения (гарантии), какая организация за это отвечает и ее ответственность, порядок обращения», – рассказал он.
Важно отметить, что способ обеспечения применяется в тех случаях, когда оператор не может исполнить свои обязательства. Законом о туризме предусмотрен исчерпывающий перечень таких случаев, начиная от форс-мажоров, которые подтверждаются официальным госорганом страны, где произошли данные обстоятельства, до объективных обстоятельств, связанных с работой оператора, – его ликвидация, признание банкротом, назначение конкурсного производства и тому подобное. Если возникает вопрос, связанный с некачественным оказанием услуг, то эти способы не применяются. Здесь уже действует порядок подачи претензий.
Порядок работы с претензиями, к слову, тоже является обязательным в договоре. «Законодатель устанавливает, что рассмотрение претензий осуществляется в течение семидневного срока, если заказчик является обычным юридическим лицом. Если это организация или индивидуальный предприниматель, то в течение 30 дней. Зачастую бывают случаи, когда в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или даже меньше. Такое условие является незаконным, поскольку подача претензий в соответствии с законодательством может осуществляться в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре. Поскольку речь идет об услугах, то зачастую применяются общие сроки подачи претензий», – обратил внимание консультант.
Одним из очень важных условий для оказания услуги является программа туристического путешествия, которая идет приложением к договору. «Когда вы приобретаете тур, обращайте внимание, чтобы все услуги, которые вам предоставляют, были прописаны в договоре. Все услуги, которые включены в программу туристического путешествия, являются туристическими услугами. Если вам говорят, что еще необходимо заплатить за некую услугу, то всегда задавайтесь вопросом, а что это такое? Зачастую пишется: комплекс услуг, который составляет энную сумму долларов или евро в эквиваленте, а определенная услуга – столько-то рублей. Но в этой программе ее нет. Вам могут быть оказаны только те услуги, которые вы сами заказали, и они обязательно должны быть отражены в программе путешествия. Если какой-то услуги там нет, а вам ее навязывают, вы вправе от нее отказаться», – предупредил он.
Также при оказании туруслуг существует такое понятие, как соблюдение правил личной безопасности. До человека должна доводиться информация о том, какие есть особенности пограничного, визового, таможенного и другого контроля. «Требуется ли виза? Требуется ли прохождение еще каких-то формальностей при пересечении государственной границы? Требуется ли уплата дополнительных сборов консульских, туристических? Об этом туроператор должен рассказать заранее. Конечно, необходимо сообщить туристу о месте нахождения представительства в случае, если, не дай бог, произойдет какое-то несчастье. Если турист путешествует в составе группы, то это бремя на себя берет руководитель туристической группы, поскольку он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, находясь в стране нахождения, либо в посольство», – заметил Александр Кречетов.
А что для вас «комфортабельный автобус»? Возможные проблемы рассмотрим на примерах
Юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Мария Толстик обратила внимание, что в своей практике сталкивается с тремя категориями споров: о нарушениях прав потребителей на качество оказываемых услуг, на информацию и об одностороннем отказе от исполнения обязательства по договору.
Начать стоит с того, что договор об оказании туруслуг состоит из основного его текста с описанием прав, обязанностей, предмета договора, стоимости туристических услуг, а также двух приложений к нему. Первое приложение – это программа туристического путешествия. «Зачастую мы сталкиваемся с такой проблемой, как невнесение в программу туристического путешествия каких-то условий, которые устно были согласованы при заключении договора. Чем больше в договоре условий, тем сложнее туроператору его исполнить и проще затем потребителю предъявить претензии в случае, если будут какие-то отступления. Это все характеристики качества оказываемых услуг», – пояснила она.
При рассмотрении споров о качестве услуг специалисты часто сталкиваются с отсутствием точечного правового регулирования. «Приведу пример с автобусными турами. Очень часто, если заключен договор на автобусный тур, то прописывается, что это «туристический автобус», «автобус туристического класса» или еще более расплывчатая формулировка «комфортабельный автобус». Законодательство не дает определения всем этим понятиям. Соответственно когда потребитель приходит в суд и говорит о том, что ему обещали комфортабельный автобус, суд задает абсолютно логичный вопрос: а что в вашем понимании комфортабельный автобус? Ответчик, конечно же, говорит о том, что это все субъективное понятие, что он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным», – рассказала Мария Толстик.
Поэтому есть такое понятие, как «предъявляемые требования», – это условия договора, которые не вносятся в него, однако они предполагаются из характера обязательств. «Были неоднократные споры, связанные с тем, что в автобусе что-то некорректно работает, например, сломан кондиционер, сломаны подставки для ног, отсутствуют полки для вещей, хотя предполагается их наличие, сломаны кресла. В этой ситуации мы исходим из того, что если автобус чем-то оснащен, значит, оно должно работать», – отметила юрисконсульт.
Она добавила, что зачастую также бывают отступления от условий договора, которые заблаговременно не согласовываются с потребителем, как, например, перенос времени вылета при услугах раннего бронирования. «Эти вопросы должны быть надлежащим образом согласованы путем подписания дополнительного соглашения к договору, но, как правило, такое соглашение не подписывается. Потребителя просто ставят в известность о том, что вылет перенесен на 15 часов например или что вылет состоится раньше – позже, без объяснения причины. Потребитель, который рассчитывает на конкретное время и количество дней отдыха, естественно, чувствует себя обманутым в этой ситуации. Подписание дополнительного соглашения об изменении программы туристического путешествия дает ему право обратиться в дальнейшем к исполнителю за возмещением соответствующего морального вреда», – пояснила она.
Наиболее актуальный вопрос – визовое сопровождение. Важно: когда потребитель обращается к туроператору, то в договоре обязательно прописывается услуга оказания визовой поддержки либо предоставляется информация о том, что туристическое путешествие может состояться только при наличии, например, шенгенской визы. «По этой теме у нас было уже два спора. Первый спор был связан с тем, что потребителю не была предоставлена полная достоверная информация о программе туристического путешествия и о том, что для осуществления путешествия ей потребуется шенгенская мультивиза. Соответственно уже ближе к концу туристического путешествия ее просто высадили на границе в иностранном государстве и сказали, что дальше она не поедет, потому что у нее нет права на пересечение границы зоны Шенгенского соглашения повторно», – привела пример Мария Толстик.
Также в объединении рассматривали спор о вьетнамской визе, когда потребителю сообщили, что виза ей вообще не нужна, но устно было сообщено о том, что если вдруг окажется так, что нужна, то ее прямо в аэропорту и поставят. «Закончилось все тем, что потребитель прилетела и благополучно улетела в этот же день назад, потому что дальше ее просто во Вьетнам не пропустили. Денежные средства за туристическую поездку были в полном объеме возмещены, в том числе и убытки, которые были понесены для того, чтобы вернуться обратно в Беларусь. И компенсация морального вреда также была выплачена», – резюмировала специалист.
В объединение поступает также много вопросов касательно одностороннего отказа. Потребители обращаются с вопросами о том, сколько денежных средств можно возместить, являются ли правомерными штрафы за отели, является ли правомерным условие перевозчика о том, что стоимость авиаперелета не возвращается и иные.
«У нас есть достаточно интересная судебная практика, когда при вынесении решения суд исходил из того, что ответчик не смог предоставить документацию, которая подтверждает, что денежные средства были уплачены непосредственно за эти услуги, непосредственно за этот тур и непосредственно за этого туриста, потому что односторонний отказ производился не по всему договору, а в рамках одного конкретного лица. Также не были предоставлены достаточно достоверные доказательства о том, что были приняты все меры по минимизации фактически понесенных расходов, – отсутствовали обращения к отелю о том, что нужно заменить или отменить номер, информация о том, что авиабилеты невозвратные. Если туроператор не позаботился о том, чтобы минимизировать расходы потребителя, то почему потребитель должен все эти необоснованные убытки нести? Ведь это обязанность туроператора перед потребителем – принять все меры и вернуть ему денежные средства. Суд исходит из того, что потребитель в данной ситуации прав», – рассказала Мария Толстик.
Потребители при нарушении их прав на качество и информацию могут потребовать соразмерное уменьшение стоимости. «На практике мы именно его и запрашиваем. Сумма выбирается произвольно либо, если, например, некачественно оказана услуга по проживанию в отеле, можно запросить стоимость проживания в отеле. Если пропущены какие-то дни отдыха, можно часть денежных средств тоже вернуть, скалькулировать по стоимости одной ночи. Расторжение договора запрашивается крайне редко, потому что все-таки мы исходим из того, что все участники правоотношений должны быть добросовестными и не злоупотреблять своими правами. В исключительных случаях, конечно, да, расторжение договора возможно», – пояснила юрисконсульт.
Кроме того, за нарушение права потребителя можно потребовать компенсацию понесенного морального вреда, неустойку и убытки.
По информации БЕЛТА
Как выглядит белорусская семья и какие условия для нее созданы, в преддверии Дня семьи в фактах рассказала пресс-служба Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
В ведомстве отметили, что более 95 % молодых людей страны (18–28 лет) считают семью главной ценностью в жизни. Также 41,3 % молодых белорусов считают оптимальным иметь двоих детей, 29,6 % – одного ребенка, 8,1 % – троих, 0,3 % – четверых и более, а 8,7 % не готовы к рождению детей. В 2024 году в стране было заключено 46,2 тыс. браков, но 34,9 тыс. пар развелись.
Каждый пятый ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье. В стране активно поддерживают многодетные семьи, одной из мер поддержки является программа «Семейный капитал». Размер семейного капитала для многодетных семей в 2025 году составит Br33 275 (с 2015 года им воспользовались 145 тыс. семей). Также 80,5 тыс. многодетных семей улучшили жилищные условия за последние 10 лет.
На всех детей до 3 лет семьи получают ежемесячные пособия (от Br861 на первого ребенка до Br1216 на второго). В свою очередь, родители платят за детский сад всего 13–23 % от реальной стоимости (для многодетных – скидка 50 %). Кроме того, Беларусь входит в топ-10 стран c низкой младенческой смертности.
Уже 5 % компаний (из 400 опрошенных) предоставляют «отцовский» отпуск, но спрос выше там, где есть оплата (охват в госорганизациях – 16,5 %). В планах – софинансирование (50 % – наниматель, 50 % – ФСЗН). Также 120 компаний участвуют в программе «Компании, дружественные родителям», создавая гибкие условия для работников с детьми.
По информации БЕЛТА
Республиканский семинар по вопросам организации работы государственной службы занятости населения собрал в Гродно представителей Министерства труда и социальной защиты, региональных органов по труду, занятости и социальной защите, нанимателей из разных регионов страны, передает корреспондент БЕЛТА.
«Недавно принят закон о занятости, ряд других важных решений в этой сфере. Поэтому мы должны выстроить работу так, чтобы все инструменты, новации применялись максимально эффективно. Самое главное, чтобы мы работали с пользой для людей, были востребованы нашими предприятиями, помогая им закрывать необходимые вакансии. Чтобы помогали трудоустраиваться гражданам, в том числе из уязвимых категорий», – так обозначила цель встречи первый заместитель Министра труда и социальной защиты Татьяна Астрейко.
Она подчеркнула, что семинар в Гродно передает эстафету очень значимому мероприятию – республиканской ярмарке вакансий, которая будет предлагать молодежи новые инструменты выбора жизненного пути.
«Сегодня идет конкуренция нанимателей за трудовые ресурсы, и самый ценный ресурс – это молодежь, – отметила первый замминистра. – Если 15 лет назад было сложно найти работу, то сейчас рынок труда изменился, и уже наниматели конкурируют за каждого работника. Сегодня мы имеем порядка 198 тыс. вакансий. Уровень обеспеченности кадрами достаточно высокий – около 95 %. Вместе с тем экономика и ее потребности очень быстро меняются. Поскольку работник по своей квалификации должен соответствовать потребностям нанимателя, важное направление в нашей работе – обучение. В том числе обучение опережающее, то есть тем профессиям, которые появятся и будут востребованы в ближайшее время. Это в первую очередь рабочие профессии». Стоит задача – популяризировать рабочие профессии, показать, что в них можно зарабатывать хорошие деньги, порой даже большие, нежели у служащих.
Как особо подчеркнула Татьяна Астрейко, уровень занятости среди трудоспособного населения в Беларуси очень высокий, уровень безработицы находится на минимально низких отметках. У нас также низкий уровень скрытой безработицы: имеющиеся в стране трудовые ресурсы задействованы максимально.
Первый день семинара прошел на площадке гродненского ОАО «Белкард». Участники обсудили практику взаимодействия службы занятости и нанимателей в рамках реализации дорожных карт сотрудничества по подбору и обучению персонала, вопросы привлечения иностранной рабочей силы, закрепления кадров. Сегодня обсуждаются пути и формы максимально эффективного применения законодательных новаций в интересах экономики страны и ее граждан.
По информации БЕЛТА