/ / Общественно-политические
04.06.2021

Комментарий МНС о рассмотрении обращений по вопросу маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации

В Министерство по налогам и сборам (далее – МНС) в связи с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», предусматривающего помимо прочего введение маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации, поступают электронные обращения индивидуальных предпринимателей с предложениями продлить на 5 лет мораторий на применение мер ответственности для индивидуальных предпринимателей.

Маркировка

По вопросу маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации.

В соответствии с подпунктами 1.15 и 1.16 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь на плательщиков возложена обязанность по проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а также обеспечению наличия предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей.

При осуществлении контрольной работы налоговыми органами оценка возможности проверки субъектом хозяйствования вышеуказанных документов проводится исходя возможности проверить легальность маркировки российского товара средствами идентификации и первичных учетных документов, включая кассовые чеки, выданных субъектами Российской Федерации.

В настоящее время МНС проводится работа по предоставлению возможности белорусским индивидуальным предпринимателям осуществить проверку легальности маркировки приобретаемых в Российской Федерации товаров, а также первичных учетных документов, выдаваемых субъектами Российской Федерации.

Решение налоговыми органами о начале административного процесса будет приниматься после урегулирования данного вопроса с Российской Федерацией, о чем будет сообщено дополнительно, и только в отношении хозяйственных операций, совершаемых после предоставления белорусским субъектам хозяйствования возможности проверки достоверности выдаваемых российскими субъектами хозяйствования платежных документов и маркировки средствами идентификации.

По вопросу осуществления торговли непродовольственными товарами на торговых местах на рынках.

Среди мер, направленных на расширение налоговой базы и повышение собираемости платежей в бюджет, обоснованно приняты меры по сокращению случаев, когда субъекты хозяйствования вправе не использовать кассовое оборудование. В этих целях постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» внесены изменения в Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, в том числе сокращен перечень случаев, когда прием субъектами хозяйствования денежных средств может осуществляться без использования кассового оборудования.

Так, с учетом внесенных изменений при осуществлении торговли непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах с 10 октября 2021 г. необходимо будет прием денежных средств осуществлять с использованием кассового оборудования.

Ситуация, когда в указанных случаях не требуется обязательное применение кассового оборудования, способствует в определенной степени созданию условий для сокрытия выручки и оказывает влияние на доходность, отражаемую в учете субъектами хозяйствования, что может приводить к неполной уплате налогов в бюджет. Кроме того, потребитель не всегда получает гарантии на приобретенный на торговом месте на рынке товар (такой гарантией может выступать документ, подтверждающий оплату товара). В целях обеспечения надлежащего контроля за отражением субъектами хозяйствования выручки, получаемой при продаже непродовольственных товаров на торговых местах на рынках, вводится обязанность использования кассового оборудования. Данные меры позволят усилить контроль за достоверностью выручки субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а также обеспечить защиту прав покупателя путем выдачи ему платежного документа, формируемого кассовым оборудованием, по каждому факту продажи товаров. Кроме того, применение кассового оборудования позволит исключить бумажное оформление каждого факта приема наличных денежных средств, что является наиболее трудоемким процессом, чем использование в работе кассового оборудования, повысит скорость и качество оформления расчетов с покупателями (потребителями), а также будет способствовать легализации выручки субъектов хозяйствования, обеспечению полноты поступления платежей в бюджет и укрепит потребительские гарантии покупателя.

Расходы субъектов хозяйствования, связанные с приобретением кассового оборудования, могут быть минимизированы при приобретении программных касс, так как многие модели программных касс размещаются на электронных устройствах, имеющихся у субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров на торговых местах на рынках. В качестве электронных устройств могут использоваться планшеты, смартфоны и другие устройства. Выбор субъектами хозяйствования для совершения операций по продаже товаров (работ, услуг) программных касс позволит:

  • сэкономить средства, связанные с приобретением кассовых суммирующих аппаратов и с их техническим обслуживанием; 
  • не вносить залоговую стоимость за средство контроля налоговых органов, поскольку в программных кассах оно не используется;
  • использовать для размещения программной кассы уже имеющиеся электронные устройства: планшеты, смартфоны и другие электронные устройства.

Следует отметить, что использование программных касс, устанавливаемых на мобильные устройства пользователей (субъектов хозяйствования), не требует обязательного наличия сети электропитания и позволяет их использовать практически в любом месте.

Также портативность многих моделей кассовых суммирующих аппаратов, включенных в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, позволяет их использовать при осуществлении деятельности вне наличия сети электропитания и выдавать платежный документ при продаже товаров на торговых местах на рынках.

При этом обращаем внимание, что введение обязанности с 10 октября 2021 г. по осуществлению торговли непродовольственными товарами на торговых местах на рынках с использованием кассового оборудования не влечет обязанности установки и использования на торговых местах на рынках платежных терминалов.

На основании изложенного в МНС отсутствуют основания для инициирования вопроса об отмене введения с 10 октября 2021 г. обязанности по осуществлению торговли непродовольственными товарами на торговых местах на рынках с использованием кассового оборудования. 

   По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь